Программа курса для 7 класса





Скачать 248.25 Kb.
НазваниеПрограмма курса для 7 класса
страница1/3
Дата публикации08.04.2015
Размер248.25 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3
Администрация Краснодарского края

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ КК Краснодарский краевой институт

Дополнительного профессионального педагогического образования

«КУБАНОВЕДЕНИЕ»
программа курса

для 7 класса

общеобразовательных учреждений

Краснодарского края

Авторы-составители: Л.М. Галутво, канд. ист. наук, доцент, проректор по научной работе и проектной деятельности ГОУ КК ККИДППО – руководитель; Ю.А. Болдырев, канд. ист. наук, доцент кафедры обществоведческих дисциплин ГОУ КК ККИДППО; И.А. Терская, начальник экскурсионного отдела ОИПЦ «Перспективы образования»; А.Н. Криштопа, начальник организационно-методического отдела ГОУ КК ККИДППО; С.А. Лукьянов, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №97 МО г. Краснодар, канд. филологических наук, заслуженный учитель России; О.В. Матвеев, докт. ист. наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории КубГУ.
Рецензенты:

В.Н. Ратушняк, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории КубГУ, заслуженный деятель науки Кубани и РФ.

Д.М. Беляев, учитель истории, обществознания и кубановедения МОУ гимназия №87, МО г. Краснодар, победитель конкурса в рамках ПНПО «Лучший учитель – 2007»
Краснодар

2010
Пояснительная записка.

Кубановедение – самостоятельный учебная дисциплина, которая реализуется с 2004/2005 учебного года в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 класс. Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность наличия предмета «Кубановедения» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширит интеллектуальный потенциал учащихся, позволит адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать собственную активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накапливания и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. Не одно столетие в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса, неоспоримым является существенное значение местного материала в области гуманитарного просвещения, духовно-нравственного развития и воспитания.

В рамках закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» особую актуальность приобретает использование всех положительных наработок в сборе и популяризации знаний о родном крае и их дальнейшее усовершенствование в научном и методическом плане.

Цель предмета «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, Кубановедение призвано воссоздать многогранный, обобщающий образ родного края, заинтересовать учащихся процессом его изучения, по возможности синтезировать и одновременно с этим расширить рамки школьной программы. В данном контексте Кубановедение (34 часа в год за счет компонента образовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент содержания образования (в объеме 10 – 15% от федеральных программ) по каждой дисциплине взаимодополняют друг друга. Кубановедение объединяет системные знания, логический и структурный подход регионального компонента со всесторонним видением изучаемого предмета, свойственным краеведению.

Задачи предмета «Кубановедения»:

- комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний;

- воспитание патриотизма и гражданственности;

- приобщение к базовым национальным ценностям, основанным на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп в поликультурном обществе;

- развитие познавательного интереса;

- осознание необходимости бережного отношения к родной природе, окружающей среде;

- привитие чувства гордости за достижения выдающихся кубанцев;

- социализация школьников в современной социокультурной среде региона;

- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

Структура предмета «Кубановедение».

Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», утвержденный решением коллегии Департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

Настоящая программа предмета «Кубановедения» для 7 класса общеобразовательных учреждений логически продолжает соответствующую программу для 5 – 6 классов.

Системообразующим является тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип. Семиклассникам предлагается познакомиться с особенностям развития Кубанского региона в ХVII – ХVIII вв.

Материал выстраивается в соответствии с общей линией времени, движения и развития. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к результатам обучения и освоения знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения основной программы.

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трехуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

- получение учащимися готовых знаний;

- самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;

- исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.
Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета «Кубановедения».

В результате изучения Кубановедения в 7 классе ученик должен

Знать/понимать

- особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани;

  • основные формы рельефа, полезные ископаемые, типы почв, особенности климата Краснодарского края;

  • названия водоёмов и проблемы их охраны от загрязнения;

  • своеобразие органического мира природных комплексов, отдельные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу;

  • причины изменения внешнего облика природных зон, проблемы охраны природных компонентов;

  • происхождение и лексическое значение географических названий своей местности;

- целостность процесса развития социумов (семья, населенный пункт, край, страна, мир);

- основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII – XVIII вв. в контексте российской истории;

- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);

- факты пребывания известных путешественников на Кубанской земле и их отзывы о нашем крае;

- литературные произведения, отражающие кубанскую тематику соответствующего периода;

- фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населяющих Кубань в XVII – XVIII вв.

- особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;

Уметь

  • показывать на карте расположение природных зон, сформировавшихся на территории края, расселение народов, основные населенные пункты, места важнейших исторических событий;

  • характеризовать природные комплексы;

  • описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

  • оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

- осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме из различных носителей (материалов местных СМИ, Интернета, учебного текста и других адаптированных источников); дифференцировать факты и мнения;

- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живущих в регионе в XVII – XVIII вв.

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Кубани, аргументировать собственную точку зрения;

- понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

- воспитания бережного отношения к природным богатствам;

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;

- воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа;

- умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;

Распределение часов.

Программа составлена в соответствии с нормативами регионального учебного плана (Приказ ДОН №2407 от 21.07.2010 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»; Приказ ДОН № 2320 от 24.07.2009 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год»). Теоретический курс рассчитан на 28 часов. Итоговому повторению и проектной деятельности отводится 6 часов.
Основное содержание.

Программа определяет максимум возможного содержания. Её незначительное отличие от учебника для 7 класса (Кубановедение. Под редакцией проф. Б.А. Трехбратова. ОИПЦ «Перспективы образования», 2010 г.) объясняется необходимостью синхронизации предмета «Кубановедение» с программой предмета «История» для соответствующей параллели. Некоторые темы или подтемы, выделенные курсивом, являются необязательными, но желательными для изучения. Учитель по своему усмотрению в зависимости от квалификации, творческих возможностей, конкретной педагогической ситуации и уровня подготовленности учащихся может корректировать наполняемость того или иного раздела, определять необходимую последовательность рассмотрения отдельных сюжетов и наряду с основной учебной литературой использовать дополнительную. Например, учитывая событийную насыщенность исторического материала и его особую значимость для нашего региона, возможно на темы 19 «Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.» и 21 «Черноморцы. Военно-казачья колонизация северо-западной части Кубани» выделить по 2 часа. Резерв учебного времени может быть получен за счет сокращения раздела IV. «Кубань XVII – XVIII веков в документах, в трудах путешественников и литературе». Вариативными являются так же литературные и музыкальные произведения, предлагаемые для изучения. Учитель либо использует в качестве примера одно из названных в программе, либо ориентируется на собственный вариант. Возможно увеличение часов (1 – 2) на проектную деятельность.

Программа состоит из четырех разделов.

Первый раздел знакомит учащихся с разнообразием природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Отдельные темы содержат сведения об изменении естественного облика природных зон в связи с влиянием на них хозяйственной деятельности человека. Особое внимание при рассмотрении предлагаемых тем уделяется проблеме охраны природных компонентов. Познавательный интерес представляет дополнительная информация о происхождении и лексическом значении некоторых географических названий.

Темы второго раздела расширяют и углубляют знания учащихся, о народах, населяющих наш край, об их культуре, традициях и обычаях.

Следующий раздел включает сведения по истории Северо-Западного Кавказа. Учащиеся узнают о процессе освоения кубанских земель русскими переселенцами в середине ХVII – начале ХVIII века и о соперничестве за овладение регионом между Россией и Турцией, получат представление об особенностях повседневной жизни славянского населения Кубани и Черноморья в XVIII в.

Заключительный раздел повествует об отражении кубанской тематики в памятниках словесности ХVII – ХVIII вв. и об осмыслении событий, происходивших в ХVIII в. на Кубани, в сочинениях позднейших авторов.

Введение (1 час)

Структура курса.

Важнейшие процессы и явления, характеризующие развитие России в XVII – XVIII вв. и их особенности на Кубани. Полиэтничный состав населения, уровень социально-экономического и культурного развития. Геополитическое положение региона. Кубань во внешней политике соседних держав – России и Османской империи. Роль Крымского ханства в регионе.

Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов.

Хозяйственное освоение региона (6 ч.)

Тема 1. Степи

Географическое положение. Основные формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, холмы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата степной зоны. Неблагоприятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи.

Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Проблемы озера Ханского. Географические названия, их происхождение и историческое содержание. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны.

Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик степи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ископаемые равнинной части края.

Тема 2. Предгорья и горы

Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднегорье, высокогорная зона.

Климатические условия предгорий и гор. Высотная поясность в горах Кавказа.

Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс.

Озёра: Кардывач. Географические названия, их происхождение и историческое содержание.

Живой мир предгорий и гор.

Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. Добыча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор.
Тема 3. Азовское и Черноморское побережья

Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Климат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропики. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, сильные ветры (бора), резкие понижения температуры.

Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский, Ахтарский, Курчанский. Реки Черноморского побережья: Мзымта, Шахе, Псоу, Хоста, Сочи. Озёра: Абрау, Чембурское. Географические названия, их происхождение и историческое содержание.

Живой мир Приазовья и Черноморского побережья. Хозяйственное освоение территории.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса для 7 класса iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа курса для 7 класса iconПрограмма курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для...
Программа “All around Britain” предназначена для учащихся 9-го класса. Страноведческое содержание этого курса призвано углубить формирование...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран XX в» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта,...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса биологии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта,...
Программа курса для 7 класса iconРабочая программа по изо для 5 класса создана на основе федерального...
Изо для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского...
Программа курса для 7 класса iconУчебного курса по биологии для 6 класса
Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная адаптированная рабочая программа разработана для 6-7 класса на основе программы пропедевтического курса информатики и икт...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Программа курса для 7 класса iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Программа курса для 7 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса ручного труда...
Рабочая программа учебного курса ручного труда для 1 класса составлена на основе программы для подготовительного класса школы VIII...
Программа курса для 7 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Программа курса для 7 класса iconРабочая программа по истории для 9 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа курса «История» для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации
Программа курса для 7 класса iconРабочая программа по истории для 11 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа курса «История» для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск