Скачать 248.25 Kb.
|
Администрация Краснодарского края Департамент образования и науки Краснодарского края ГОУ КК Краснодарский краевой институт Дополнительного профессионального педагогического образования «КУБАНОВЕДЕНИЕ» программа курса для 7 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края Авторы-составители: Л.М. Галутво, канд. ист. наук, доцент, проректор по научной работе и проектной деятельности ГОУ КК ККИДППО – руководитель; Ю.А. Болдырев, канд. ист. наук, доцент кафедры обществоведческих дисциплин ГОУ КК ККИДППО; И.А. Терская, начальник экскурсионного отдела ОИПЦ «Перспективы образования»; А.Н. Криштопа, начальник организационно-методического отдела ГОУ КК ККИДППО; С.А. Лукьянов, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №97 МО г. Краснодар, канд. филологических наук, заслуженный учитель России; О.В. Матвеев, докт. ист. наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории КубГУ. Рецензенты: В.Н. Ратушняк, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории КубГУ, заслуженный деятель науки Кубани и РФ. Д.М. Беляев, учитель истории, обществознания и кубановедения МОУ гимназия №87, МО г. Краснодар, победитель конкурса в рамках ПНПО «Лучший учитель – 2007» Краснодар 2010 Пояснительная записка. Кубановедение – самостоятельный учебная дисциплина, которая реализуется с 2004/2005 учебного года в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 класс. Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме. Актуальность и обоснованность наличия предмета «Кубановедения» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширит интеллектуальный потенциал учащихся, позволит адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать собственную активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накапливания и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. Не одно столетие в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса, неоспоримым является существенное значение местного материала в области гуманитарного просвещения, духовно-нравственного развития и воспитания. В рамках закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» особую актуальность приобретает использование всех положительных наработок в сборе и популяризации знаний о родном крае и их дальнейшее усовершенствование в научном и методическом плане. Цель предмета «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а так же создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, Кубановедение призвано воссоздать многогранный, обобщающий образ родного края, заинтересовать учащихся процессом его изучения, по возможности синтезировать и одновременно с этим расширить рамки школьной программы. В данном контексте Кубановедение (34 часа в год за счет компонента образовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент содержания образования (в объеме 10 – 15% от федеральных программ) по каждой дисциплине взаимодополняют друг друга. Кубановедение объединяет системные знания, логический и структурный подход регионального компонента со всесторонним видением изучаемого предмета, свойственным краеведению. Задачи предмета «Кубановедения»: - комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте адекватное современному уровню знаний; - воспитание патриотизма и гражданственности; - приобщение к базовым национальным ценностям, основанным на отечественных духовных, нравственных и культурных традициях; - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп в поликультурном обществе; - развитие познавательного интереса; - осознание необходимости бережного отношения к родной природе, окружающей среде; - привитие чувства гордости за достижения выдающихся кубанцев; - социализация школьников в современной социокультурной среде региона; - приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства. Структура предмета «Кубановедение». Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», утвержденный решением коллегии Департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г. Настоящая программа предмета «Кубановедения» для 7 класса общеобразовательных учреждений логически продолжает соответствующую программу для 5 – 6 классов. Системообразующим является тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип. Семиклассникам предлагается познакомиться с особенностям развития Кубанского региона в ХVII – ХVIII вв. Материал выстраивается в соответствии с общей линией времени, движения и развития. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к результатам обучения и освоения знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися в ходе изучения основной программы. Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трехуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: - получение учащимися готовых знаний; - самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников; - исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня. Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета «Кубановедения». В результате изучения Кубановедения в 7 классе ученик должен Знать/понимать - особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани;
- целостность процесса развития социумов (семья, населенный пункт, край, страна, мир); - основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII – XVIII вв. в контексте российской истории; - историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы); - факты пребывания известных путешественников на Кубанской земле и их отзывы о нашем крае; - литературные произведения, отражающие кубанскую тематику соответствующего периода; - фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населяющих Кубань в XVII – XVIII вв. - особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей; Уметь
- осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме из различных носителей (материалов местных СМИ, Интернета, учебного текста и других адаптированных источников); дифференцировать факты и мнения; - реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живущих в регионе в XVII – XVIII вв. - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Кубани, аргументировать собственную точку зрения; - понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- воспитания бережного отношения к природным богатствам; - познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России; - воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа; - умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов; Распределение часов. Программа составлена в соответствии с нормативами регионального учебного плана (Приказ ДОН №2407 от 21.07.2010 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»; Приказ ДОН № 2320 от 24.07.2009 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год»). Теоретический курс рассчитан на 28 часов. Итоговому повторению и проектной деятельности отводится 6 часов. Основное содержание. Программа определяет максимум возможного содержания. Её незначительное отличие от учебника для 7 класса (Кубановедение. Под редакцией проф. Б.А. Трехбратова. ОИПЦ «Перспективы образования», 2010 г.) объясняется необходимостью синхронизации предмета «Кубановедение» с программой предмета «История» для соответствующей параллели. Некоторые темы или подтемы, выделенные курсивом, являются необязательными, но желательными для изучения. Учитель по своему усмотрению в зависимости от квалификации, творческих возможностей, конкретной педагогической ситуации и уровня подготовленности учащихся может корректировать наполняемость того или иного раздела, определять необходимую последовательность рассмотрения отдельных сюжетов и наряду с основной учебной литературой использовать дополнительную. Например, учитывая событийную насыщенность исторического материала и его особую значимость для нашего региона, возможно на темы 19 «Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.» и 21 «Черноморцы. Военно-казачья колонизация северо-западной части Кубани» выделить по 2 часа. Резерв учебного времени может быть получен за счет сокращения раздела IV. «Кубань XVII – XVIII веков в документах, в трудах путешественников и литературе». Вариативными являются так же литературные и музыкальные произведения, предлагаемые для изучения. Учитель либо использует в качестве примера одно из названных в программе, либо ориентируется на собственный вариант. Возможно увеличение часов (1 – 2) на проектную деятельность. Программа состоит из четырех разделов. Первый раздел знакомит учащихся с разнообразием природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Отдельные темы содержат сведения об изменении естественного облика природных зон в связи с влиянием на них хозяйственной деятельности человека. Особое внимание при рассмотрении предлагаемых тем уделяется проблеме охраны природных компонентов. Познавательный интерес представляет дополнительная информация о происхождении и лексическом значении некоторых географических названий. Темы второго раздела расширяют и углубляют знания учащихся, о народах, населяющих наш край, об их культуре, традициях и обычаях. Следующий раздел включает сведения по истории Северо-Западного Кавказа. Учащиеся узнают о процессе освоения кубанских земель русскими переселенцами в середине ХVII – начале ХVIII века и о соперничестве за овладение регионом между Россией и Турцией, получат представление об особенностях повседневной жизни славянского населения Кубани и Черноморья в XVIII в. Заключительный раздел повествует об отражении кубанской тематики в памятниках словесности ХVII – ХVIII вв. и об осмыслении событий, происходивших в ХVIII в. на Кубани, в сочинениях позднейших авторов. Введение (1 час) Структура курса. Важнейшие процессы и явления, характеризующие развитие России в XVII – XVIII вв. и их особенности на Кубани. Полиэтничный состав населения, уровень социально-экономического и культурного развития. Геополитическое положение региона. Кубань во внешней политике соседних держав – России и Османской империи. Роль Крымского ханства в регионе. Раздел I. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона (6 ч.) Тема 1. Степи Географическое положение. Основные формы рельефа: равнины, низменности, возвышенности. Рельеф Таманского полуострова: грязевые вулканы, холмы, гряды. Голубицкое и Солёное озёра. Особенности климата степной зоны. Неблагоприятные погодные явления: сильные ветры, засухи, суховеи. Степные реки: Ея, Бейсуг, Челбас, Кирпили. Проблемы озера Ханского. Географические названия, их происхождение и историческое содержание. Почвы степей. Растительный и животный мир степной зоны. Хозяйственное освоение кубанских степей. Современный облик степи и лесостепи: пашни, селитебные зоны. Животный и растительный мир. Обитатели степной зоны, занесённые в Красную книгу. Проблемы сохранения плодородия степных почв. Антропогенные формы рельефа: ямы, траншеи, канавы, карьеры. Проблемы степных рек. Полезные ископаемые равнинной части края. Тема 2. Предгорья и горы Географическое положение. Кавказские горы. Низкогорье, среднегорье, высокогорная зона. Климатические условия предгорий и гор. Высотная поясность в горах Кавказа. Горные реки: Белая, Пшеха, Пшиш, Лаба, Уруп, Псекупс. Озёра: Кардывач. Географические названия, их происхождение и историческое содержание. Живой мир предгорий и гор. Хозяйственная деятельность человека в предгорной и горной части края. Сокращение площади лесов, усиление эрозионных процессов. Добыча полезных ископаемых. Охрана растительного и животного мира предгорий и гор. Тема 3. Азовское и Черноморское побережья Рельеф территории. Приазовская низменность. Долины горных рек, ущелья, щели, узкая прибрежная полоса Черноморского побережья. Климат Приазовья и Черноморского побережья. Сухие и влажные субтропики. Неблагоприятные погодные явления: избыточное увлажнение, сильные ветры (бора), резкие понижения температуры. Водоёмы: пресные и солёные. Лиманы: Бейсугский, Ейский, Ахтарский, Курчанский. Реки Черноморского побережья: Мзымта, Шахе, Псоу, Хоста, Сочи. Озёра: Абрау, Чембурское. Географические названия, их происхождение и историческое содержание. Живой мир Приазовья и Черноморского побережья. Хозяйственное освоение территории. |
Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для... Программа “All around Britain” предназначена для учащихся 9-го класса. Страноведческое содержание этого курса призвано углубить формирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран XX в» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса биологии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта,... | Рабочая программа по изо для 5 класса создана на основе федерального... Изо для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского... | ||
Учебного курса по биологии для 6 класса Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модифицикацией Программы курса... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная адаптированная рабочая программа разработана для 6-7 класса на основе программы пропедевтического курса информатики и икт... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса «Математика» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса ручного труда... Рабочая программа учебного курса ручного труда для 1 класса составлена на основе программы для подготовительного класса школы VIII... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования... | ||
Рабочая программа по истории для 9 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение Программа курса «История» для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации | Рабочая программа по истории для 11 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение Программа курса «История» для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации |