СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррек-ционной школы VIII типа. Цель программы — подготовить школь¬ников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения столярному делу следует отбирать ре¬бят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников про¬исходит на основе учительского анализа степени усвоения школь¬никами учебного материала за 5—8 классы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскур¬сии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета¬лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владе¬ния столярными инструментами и приспособлениями, узнают пра¬вила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на свер¬лильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, краси¬тели. Составление и чтение чертежей, планирование последователь¬ности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столяр¬ного изделия»). Все это способствует физическому и интеллекту¬альному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учи¬тель исходя из материально-технической базы школы и уровня под¬готовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Для успешного обучения по данной программе школе необхо¬димо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточ¬ном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащие¬ся могли бы выполнять на практических занятиях.
8 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Заделка пороков и дефектов древесины
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материа¬лоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Груп¬пы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, кле¬евая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назна¬чение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с мно¬гошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станка¬ми. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Умение. Заделка пороков и дефектов древесины.
Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Ус¬воение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих задел¬ки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под задел¬ку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Пиломатериалы
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и харак¬теристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Умение. Распознавание видов пиломатериалов.
Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
Изготовление столярно-мебелыного изделия
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомле¬ние с производственным изготовлением мебели. Содержание сбо¬рочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей из¬делия (сборочных единиц).
Умение. Распознавание вида работ.
Упражнения. Определение вида мебели на рисунке и по нату¬ральному образцу.
Практические работы. Чтение технической документации. Из¬готовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели.
Подготовка изделия к отделке, отделка изделия. Практическое повторение
Виды работы. Изготовление табурета, аптечки.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, по¬вторение правил безопасности.
Изготовление разметочного инструмента
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Умение. Приготовление разметочного инструмента.
Упражнения. Проверка состояния и пригодности к работе име¬ющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подго¬товка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготов¬ление инструмента. Проверка изготовленного угольника конт¬рольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установ¬ка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Токарные работы
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безо¬пасной работы.
Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Исполь¬зование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса рез¬цом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия-кронциркулем и штан¬генциркулем.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при изготовле¬нии строгального инструмента.
Изготовление строгального инструмента
Изделие. Шерхебель.
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Умение. Изготовление строгального инструмента.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгаль¬ного инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и под-гонка клина. Проверка выполненного изделия.
Представление о процессе резания древесины
Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.
Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависи¬мости от направления движения резца относительно волокон дре-весины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Лабораторная работа. Определение формы (элементов геомет¬рии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Изготовление столярно-мебельного изделия
Изделия. Несложная мебель в масштабе 1 : 5.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сбо¬рочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдер¬жки собранного узла от вида клея, температурных условий, кон¬струкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурниту¬ра для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Умение. Изготовление простейшей мебели.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Органи¬зация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производитель¬ности труда.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление столярного угольника, выставоч¬ной витрины.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Подготовка рабочего места.
Ремонт столярного изделия
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шипо¬вых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение. Ремонт простейшей мебели.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Под¬готовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиле¬ние узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восста¬новление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Безопасность труда во время столярных работ
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (га¬рантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисп¬равность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке ин¬струмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.
Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодер¬жатель, петля: виды, назначение.
Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Упражнения. Определение названий крепежных изделий и ме¬бельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление крепежных изделий.
Контрольная работа
По выбору учителя изготовление 3 или 4 изделий. |