Скачать 418.47 Kb.
|
Программы общеобразовательных учреждений Программа «Искусство.8-9 классы» авторы Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Издательство «Просвещение», 2007г. ИСКУССТВО 8-9 класс ОСНОВНАЯ ШКОЛА Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах. Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи реализации данного курса:
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом. Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы. На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися. 1 Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5—11 классы (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М., 2005; Сергеева Г. П. Музыка: 5—9 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская — М., 2006; Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы. / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»1. Реализация этого принципа позволяет формировать ус тойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, ге-юнистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.). Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII—IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, компакт-диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала (на СО) и пособие для учителя. Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика). Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры. Творческие задания (СD-RОМ) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков. Фонохрестоматия музыкального материала адресована как учащимся, так и учителю, преподающему интегративный| курс «Искусство». Она содержит музыкальные сочинения, включенные в программу, в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов. Различные интерпретации музыкальных произведений помогут школьникам осознать стилистические, жанровые особенности музыки, глубже проникнут! в их эмоционально-образный строй. Пособие поможет учителю организовать процесс изучения тематических линий программы, познакомиться с комплексом тех – нологий обучения, методических приемов и способов творческой деятельности. В пособие включены фрагменты сценариев уроков, варианты разработки исследовательских проектов и художествен- ных событий в школе. Предлагаются разноуровневые процедуры диагностики художественно-эстетического развития школьников. Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8—9 классов:
ПРОГРАММА VIII КЛАСС (35 ч) Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч) Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его (полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного). Примерный художественный материал Изучение произведений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей1 по выбору учителя на знакомом материале. Художественно-творческая деятельность учащихся Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч) Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, проходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Примерный художественный материал Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики. произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном ис кусстве, театре, кино. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина) Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта; Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт. X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта. В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).Изображение быта в картинах художников разных эпох (Вермеер, А.Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо). Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов. Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков. Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др. Художественно-творческая деятельность учащихся Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» 5 – 9 классы. Авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Издательство «Просвещение», 2006год | Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.) Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по музыке... М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение,... | Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс Программа: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой,... | ||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., Просвещение, 2011 | Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 7 класс Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010г., М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская,... | ||
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина (под редакцией Е. Д. Критская.) Умк «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 примерной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская и учебника «Искусство. 8-9 классы» (авторы... | Сергеева Г. П. Кашекова И. Э. Критская Е. Д. Искусство. 8-9 классы РФ, Федеральным компонентом государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по программе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы «Технология. Трудовое обучение» (1-4,... | Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7... | ||
Рабочая программа для 8 класса разработана на основе Примерной программы... Рабочая программа для 8 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку (издательство «Просвещение», 2007г.) и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по технологии (издательство «Просвещение», 2011г.) и авторской программы... | ||
Тип урока Учебник: «Искусство. 8-9 классы». Г. П. Сергеева, И. Е. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012 | Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/... Министерством образования рф, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д.... |