Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области Рекомендуется для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки
Квалификация выпускника: бакалавр Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Цели освоения дисциплины
Дать представление об основных этапах и содержании истории Сахалинской области с древнейших времен и до наших дней, способствуя формированию целостного представления об истории Сахалина и Курильских островов. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь региональной (сахалинской) и российской истории.
Задачи курса
- Показать – по каким проблемам сахалинской истории ведутся сегодня споры и дискуссии в региональной, российской и зарубежной истории.
- Определить характер эволюции основных исторических понятий и категорий в российской и зарубежной историографии.
- Охарактеризовать принципы и основы периодизации истории Сахалинской области.
- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие истории и биологии, экологии, и других дисциплин естественно-научного профиля.
- Проанализировать изменения в исторических представлениях, происходившие в последнее десятилетие XX - начале XXI столетия.
- Обратить внимание студентов на место и роль истории Сахалина и Курильских островов в рамках российской истории.
- Способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю – Сахалинской области.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–9),
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–10);
- готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК–11);
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление об основных этапах истории человечества и их хронологических рамках; о современном обществе, как исторически сложившемся феномене;
- знать особенности социально-экономического, политического развития Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI в.; хронологию, основные понятия исторических периодов;
- уметь соотносить понятийный аппарат региональной истории с реальными историческими фактами и процессами;
- приобрести навыки владения системой методов исторического исследования применительно к различным видам учебной и профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины
Объект, предмет и задачи курса. Актуальность темы. Цель и задачи. Его место среди других учебных дисциплин. Историографическое рассмотрение темы. Основные историографические периоды изучения истории Сахалина. Дореволюционная историография. Советская и российская историография. Роль российско-японского территориального спора в искажении истории региона. Краткая естественная история Сахалина и Курил. Синантроп и первоначальное заселение Сахалина. Неолитическая эпоха в островном мире Северо-Восточной Азии (12-3 тыс. д.н.эры). Послеледниковье. Формирование современной окружающей среды. Неолитическая революция. Открытия эпохи неолита. Механизмы адаптации. Позднеродовая община и племя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурные общности. Культура развитого неолита на Южном Сахалинеи Курильских островах. Открытия бронзового и железного века. Переход от камня к металлу в северной части Восточной Азии. Проблема этнической принадлежности древнего населения Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов. Антропологические, археологические и фольклорные данные. Степи Евразии и Дальний Восток на пороге средневековья. Археологические данные о народах Сахалина, Хоккайдо и Курильского архипелага на рубеже I и II тысячелетия. Археологические и фольклорные данные о населении Сахалина в X-XIII вв. Летописные данные о населении Сахалина в Х-ХIII вв. Проблема этнического состава населения островного мира дальневосточных морей в XI-XIII вв. Археологические свидетельства иноземных нашествий на Сахалин. Городища и острожки XII-XIII вв. Особенности исторического процесса в островном мире северно-западной части Тихого океана в позднее средневековье. Монголы на Дальнем Востоке. Вторжение монголов на Нижний Амур и Сахалин. Борьба народов островного мира против завоевателей. Начало японской колонизации Хоккайдо и ее роль в истории айнов. Начало японского завоевания Хоккайдо. Первые сведения об островах в северной части Тихого океана в Европе. Первые европейские корабли в морях Дальнего Востока. Легенды о золотом и серебряном островах. Изменения в геополитической обстановке на Дальнем Востоке в начале нового времени. Установление режима сегунов Токугава в Японии и начало решения айнской проблемы. Первые японские экспедиции к северу от Хоккайдо. Начало европейского проникновения на острова, лежащие к северу от Японии. Северная часть Тихого океана привлекает внимание Голландии Первая попытка присоединения страны гиляков к России. Появление острова Сахалина на русских картах. Начало маньчжурской экспансии в Приамурье.Маньчжуры изгоняют русских из Приморья. Маньчжуры на Сахалине. Первые русские экспедиции к Курильским островам. Начало систематического изучения японцами Сахалина и Курильских островов в 80-е годы XVIII века. . Появление первых постоянных японских поселений на Кунашире, Итурупе и Южном Сахалине. Экспедиция французского мореплавателя Ж.-Ф. Лаперуза у берегов Сахалина и Курильских островов. Экспедиция английского мореплавателя У.Р. Броутона исследует Курильские острова и Сахалин. Возникновении версии о полуостровном положении Сахалина. Образование Российско-Американской компании и ее роль в хозяйственном освоении Курильских островов Россией. Сахалин и Курильские острова во второй половине XIX – начале XX. . Сахалин и Курильские острова в международных отношениях на Дальнем Востоке. Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией в последней трети XIX – начале XX вв. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине. Управление Сахалином в период каторги. Заселение и создание русских населенных пунктов. Экономическое освоение Сахалина в период каторги. Культурная и общественная жизнь Сахалина в конце XIX – начале XX вв. Духовная жизнь населения Сахалина в период каторги. Научно-просветительская и общественная деятельность сахалинской интеллигенции. Сахалинская каторга в творчестве русских писателей и публицистов. Северный и Южный Сахалин между Портсмутским миром и второй мировой войной ( 1905-1945 годы).Южный Сахалин и Курильские острова под властью советской военной администрации. Создание управления по гражданским делам. Особенности административного, экономического и политического устройства Южного Сахалина и Курильских островов в переходный период. Образование Сахалинской области в составе Российской Федерации. Формирование на Сахалине и Курильских островах государственных и партийных органов. Экономическое развитие Сахалина и Курил в конце 40-х – начале 50-х годовСахалинский и Курильский вопросы на Сан-Францисской конференции. Визит в Сахалинскую область Н.С. Хрущева 1954 г. Борьба с северными льготами и ее последствия. Хрущевские эксперименты в области управления народным хозяйством. Начало работы в Сахалинской области П.А. Леонова. Развитие промышленности. Сельское хозяйство Сахалинской области в период "застоя". Развитие транспорта и связи. Курильский вопрос в период "застоя". Нарастание кризисных явлений в экономике области. Новые тенденции общественно-политической жизни. Курильский вопрос в период "перестройки". Последствия событий 19-21 августа 1991 года в Сахалинской области. Шоковая терапия на Сахалина и Курилах и ее последствия. Гайдаровские реформы и их последствия. Экономический кризис. Социальные последствия рыночных реформ. . Начало работ на Сахалинском шельфе. Бедность, безработица и социальные конфликты. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации в Сахалинской области. Выборы в Государственную Думу второго созыва. Сахалинцы принимают участие в выборах президента Российской Федерации. Кризис власти в Сахалинской областной Думе. Выборы в Сахалинскую областную Думу и первые свободные выборы главы администрации Сахалинской области. Территориальный вопрос на встречах в Красноярске и Москве. Начало преодоления кризиса. Экономика Сахалинской области вступает в период подъема. Коренное и пришлое население на Сахалине и Курильских островах. Влияние колонизации на жизнь коренного населения Сахалина и Курил.
Технологическая карта дисциплины Кафедра: российской и всеобщей истории
Специальность (направление подготовки) 080200.62 Менеджмент, профиль: производственный менеджмент
Дисциплина: История Сахалинской области
Количество часов (на семестр по учебному плану всего/аудиторных) 216/68
Зачетных единиц (на семестр по учебному плану) 6
Статус дисциплины (по учебному плану) Дисциплина по выбору
Семестр: 1
Распределение часов: лекции 34, практические 34, самостоятельная работа 94
Преподаватель: Шалкус Галина Анатольевна, доцент, к.и.н.
УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Обязательные:
посещение занятий
подготовка к занятию, выполнение домашнего задания
активная работа на занятии
выполнение семестровой работы (теста)
выполнение контрольных работ по рабочей программе дисциплины
выполнение заданий по самостоятельной работе
выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
итоговая аттестация (зачет/экзамен)
Вспомогательные:
выступление на студенческих научных конференциях
участие в олимпиаде
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| 1
| Посещение занятий
| 0
| 0
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции
| 4
| 6
| 3
| Подготовка и выступление на семинарских занятиях
| 6
| 9
| 4
| Составление письменного ответа на семинарский вопрос
| 6
| 10
| 5
| Выполнение контрольных работ для текущего контроля
| 6
| 10
| 6
| Выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
| 5
| 10
| 7
| Итоговая аттестация (зачет/экзамен)
| 8
| 20
| 8
| Подготовка и защита реферата
| 7
| 15
| 9
| Семестровый тест
| 10
| 20
|
| И того
| 52
| 100
|
ОПИСАНИЕ КУРСА Цель дисциплины
Дать представление об основных этапах и содержании истории Сахалинской области с древнейших времен и до наших дней, способствуя формированию целостного представления об истории Сахалина и Курильских островов. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь региональной (сахалинской) и российской истории.
Задачи дисциплины:
- Показать – по каким проблемам сахалинской истории ведутся сегодня споры и дискуссии в региональной, российской и зарубежной истории.
- Определить характер эволюции основных исторических понятий и категорий в российской и зарубежной историографии.
- Охарактеризовать принципы и основы периодизации истории Сахалинской области.
- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие истории и биологии, экологии, и других дисциплин естественно-научного профиля.
- Проанализировать изменения в исторических представлениях, происходившие в последнее десятилетие XX - начале XXI столетия.
- Обратить внимание студентов на место и роль истории Сахалина и Курильских островов в рамках российской истории.
- Способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю – Сахалинской области. Формируемые компетенции:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
Технологическая карта по дисциплине
№ недели
| Наименование тем, вопросов дисциплины
| Занятия (часы)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Миним. для аттестации кол-во баллов
| Максим кол-во баллов
| ЛК
| ПЗ
| Содержание
| часы
|
|
|
| I
| Сахалин и Курильские острова в эпоху палеолита
| 2
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции, составление библиографического списка
| 3
| текущий
| 3
| 5
| II
| Сахалин и Курильские острова в период неолита
| 2
| -
| Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы, составление картотеки исторических терминов
| 3
| текущий
| 3
| 6
| III
| Ранний железный век на Сахалине и Курильских островах
| 2
| 2
| Составить конспект главы 6 из учебного пособия «История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия».
| 6
| текущий
| 3
| 6
| IV
| Народы Сахалина и Курильских островов в X – XVI вв.
| 2
| 4
| Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы.
| 6
| текущий
| 4
| 6
| V- VI
| Сахалин и Курильские острова в XVII- XVIII вв.
| 4
| 2
| Составление таблицы «Экспедиции русских и иностранных исследователей к берегам Сахалина и Курильских островов в XVII – XVIII вв.»
| 6
| текущий
| 5
| 10
| VII
| Сахалин и Курильские острова в XIX в.
| 4
| 2
| Проведение конкурса на лучшее эссе на тему: «Впечатления бывшего каторжника и жизни на Сахалине».
| 6
| текущий
| 5
| 10
| VIII
| Северный Сахалин в 1905- 1920 гг.
| 2
| 2
| Составить таблицу «Основные события русско-японской войны на Сахалине».
| 6
| текущий
| 3
| 5
| IX
| Северный Сахалин в 1920-1945 гг.
| 4
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос; составление кроссворда
| 6
| текущий
| 3
| 5
| X - XI
| Южный Сахалин и Курильские острова в период с 1905 по 1945 гг.
| 4
| 2
| Составить конспект, собеседование по конспекту статьи: Е.И.Савельева «Новая жизнь». Ж. Краеведческий бюллетень. 2003 № 3. С. 126 – 135.
| 6
| текущий
| 5
| 10
| XII
| Сахалин и Курильские острова в 1945-1953 гг.
| 2
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос. Проведение исторического диктанта..
| 6
| текущий
| 3
| 5
| XIII
| Сахалинская область в годы хрущевской «оттепели»
| 2
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы.
| 5
| текущий
| 3
| 5
| XIV - XV
| Сахалинская область в до и перестроечный период (1964-1991 гг.)
| 2
| 2
| Составление кроссворда
по теме: «История Сахалина и Курильских островов в XIX – XXI вв.»
| 6
| текущий
| 5
| 10
| XVI
| Сахалин и Курильские острова в постсоветский период
| 2
| 4
| Написание реферата по теме.
| 11
| Защита реферата
| 4
| 10
| XVII
| Этнический состав и этническая история Сахалина и Курильских островов
| -
| 6
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и проведение тестирования.
| 18
| Тестирование по всему курсу
экзамен
| 3
| 7
| Итого по обязательным видам учебной деятельности
| 52
| 100
| Дополнительные виды учебной деятельности
|
|
|
|
| составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу
|
|
| 1
| 3
|
|
|
|
| конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)
|
|
| 1
| 3
|
|
|
|
| составление библиографического списка по теме или всему курсу.
|
|
| 1
| 3
|
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 42 баллов (удовлетворительно). Дополнительные требования:
студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным 42 баллов и 10 баллов по дополнительным видам учебной деятельности, выполнить домашнее задание. Преподаватель ______________________________ /Г.А.Шалкус_/
Подпись Ф. И. О.
Утверждено на заседании кафедры ____________________ Протокол №_____ от «___» ____________ 20 12__г. Заведующий кафедрой ________________ _______________ /___________________/
Уч. степень, звание Подпись Ф. И. О.
Вопросы к экзамену по истории Сахалинской области
Сахалин и Курильские острова в каменном веке.
Племена Дальнего Востока в I – начале II тысячелетия н.э.
Население Сахалина и Курильских островов в период средневековья.
Взаимоотношения населения Сахалина и Курильских островов с народами соседних территорий.
Появление европейских мореплавателей в северной части Тихого океана.
Первые русские экспедиции на Дальнем Востоке и открытие Сахалина и Курил.
Ранние сведения о Сахалине и Курильских островах в Японии.
Сахалин и Курильские острова в 18 в.
Русско-японский конфликт на Сахалине и Курильских островах и его последствия.
Амурская проблема и ее разрешение российскими исследователями.
Амурская экспедиция Г.И.Невельского и присоединение Сахалина и Приамурья к России.
Создание каторги на Сахалине и ее последствия.
События русско-японской войны 1904-1905 гг. на Сахалине и Курильских островах.
Северный Сахалин после окончания русско-японской войны в 1905-1920 гг.
Северный Сахалин в годы японской оккупации (1920-1925 гг.)
Северный Сахалин в годы советской власти (1925-1941 гг.)
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Южный Сахалин в годы японского управления (1904-1945 гг.).
Освобождение Южного Сахалина и Курильских остров в 1945 г.
Сахалинская область в послевоенный период (1945-1953 гг.).
Сахалинская область в 60-80-е гг. XX в.
Сахалинская область в 80-90-е гг. XX в.
Территориальный вопрос в советско-японских отношениях в 50-80-е гг. XXв.
Российско-японские отношения и проблема заключения мирного договора.
Литература
а) основная литература
1. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI. /Отв. ред. М.С.Высоков. – Южно-Сахалинск, 2008.
2. Экономика Сахалинской области. /Под ред. д. э. н., профессора Бок Зи Коу и к. и. н., доцента М.С. Высокова. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1998.
Дополнительная:
1. Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русского Дальнего Востока, конец XIX – 1917 г. – М., 1989.
2. Алпатов Л. Сахалин. – М.: Изд-во "Федерация", 1930.
3. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. – М., 1982.
4. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983.
5. Быть может, пригодятся и мои цифры: Материалы Сахалинской переписи А.П.Чехова. 1890 год. – Южно-Сахалинск, 2005.
6. Вишневский Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы второй мировой войны: Краткий энциклопедический справочник. – Южно-Сахалинск, 2000.
7. ВКП (б), Коминтерн и Япония. 1917 – 1942 гг.: Сб. док. /Отв. ред. Грант Адибеков, Харуки Вада. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.
8. Губернаторы Сахалина. – Южно-Сахалинск, 2000.
9. Ищенко М.И. Русские старожилы Сахалина. – Южно-Сахалинск, 2007.
10. Колесников Н.И. Время и власть (руководители Сахалинской области советского периода. 1925-1991). – Южно-Сахалинск, 2001.
11. Сенченко И.А. Сахалин и Курилы – история освоения и развития. – М., 2006.
12. Щеглов В.В. Население Сахалинской области в XX веке. – Южно-Сахалинск, 2002. |