Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области





Скачать 168.75 Kb.
НазваниеАннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области
Дата публикации21.04.2015
Размер168.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей)


История Сахалинской области
Рекомендуется для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки

Квалификация выпускника: бакалавр
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Цели освоения дисциплины

Дать представление об основных этапах и содержании истории Сахалинской области с древнейших времен и до наших дней, способствуя формированию целостного представления об истории Сахалина и Курильских островов. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь региональной (сахалинской) и российской истории.

Задачи курса

- Показать – по каким проблемам сахалинской истории ведутся сегодня споры и дискуссии в региональной, российской и зарубежной истории.

- Определить характер эволюции основных исторических понятий и категорий в российской и зарубежной историографии.

- Охарактеризовать принципы и основы периодизации истории Сахалинской области.

- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие истории и биологии, экологии, и других дисциплин естественно-научного профиля.

- Проанализировать изменения в исторических представлениях, происходившие в последнее десятилетие XX - начале XXI столетия.

- Обратить внимание студентов на место и роль истории Сахалина и Курильских островов в рамках российской истории.

- Способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю – Сахалинской области.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–8);

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–9),

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–10);

- готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК–11);

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление об основных этапах истории человечества и их хронологических рамках; о современном обществе, как исторически сложившемся феномене;

- знать особенности социально-экономического, политического развития Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI в.; хронологию, основные понятия исторических периодов;

- уметь соотносить понятийный аппарат региональной истории с реальными историческими фактами и процессами;

- приобрести навыки владения системой методов исторического исследования применительно к различным видам учебной и профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины

Объект, предмет и задачи курса. Актуальность темы. Цель и задачи. Его место среди других учебных дисциплин. Историографическое рассмотрение темы. Основные историографические периоды изучения истории Сахалина. Дореволюционная историография. Советская и российская историография. Роль российско-японского территориального спора в искажении истории региона. Краткая естественная история Сахалина и Курил. Синантроп и первоначальное заселение Сахалина. Неолитическая эпоха в островном мире Северо-Восточной Азии (12-3 тыс. д.н.эры). Послеледниковье. Формирование современной окружающей среды. Неолитическая революция. Открытия эпохи неолита. Механизмы адаптации. Позднеродовая община и племя. Локальные археологические культуры и региональные историко-культурные общности. Культура развитого неолита на Южном Сахалинеи Курильских островах. Открытия бронзового и железного века. Переход от камня к металлу в северной части Восточной Азии. Проблема этнической принадлежности древнего населения Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов. Антропологические, археологические и фольклорные данные. Степи Евразии и Дальний Восток на пороге средневековья. Археологические данные о народах Сахалина, Хоккайдо и Курильского архипелага на рубеже I и II тысячелетия. Археологические и фольклорные данные о населении Сахалина в X-XIII вв. Летописные данные о населении Сахалина в Х-ХIII вв. Проблема этнического состава населения островного мира дальневосточных морей в XI-XIII вв. Археологические свидетельства иноземных нашествий на Сахалин. Городища и острожки XII-XIII вв. Особенности исторического процесса в островном мире северно-западной части Тихого океана в позднее средневековье. Монголы на Дальнем Востоке. Вторжение монголов на Нижний Амур и Сахалин. Борьба народов островного мира против завоевателей. Начало японской колонизации Хоккайдо и ее роль в истории айнов. Начало японского завоевания Хоккайдо. Первые сведения об островах в северной части Тихого океана в Европе. Первые европейские корабли в морях Дальнего Востока. Легенды о золотом и серебряном островах. Изменения в геополитической обстановке на Дальнем Востоке в начале нового времени. Установление режима сегунов Токугава в Японии и начало решения айнской проблемы. Первые японские экспедиции к северу от Хоккайдо. Начало европейского проникновения на острова, лежащие к северу от Японии. Северная часть Тихого океана привлекает внимание Голландии Первая попытка присоединения страны гиляков к России. Появление острова Сахалина на русских картах. Начало маньчжурской экспансии в Приамурье.Маньчжуры изгоняют русских из Приморья. Маньчжуры на Сахалине. Первые русские экспедиции к Курильским островам. Начало систематического изучения японцами Сахалина и Курильских островов в 80-е годы XVIII века. . Появление первых постоянных японских поселений на Кунашире, Итурупе и Южном Сахалине. Экспедиция французского мореплавателя Ж.-Ф. Лаперуза у берегов Сахалина и Курильских островов. Экспедиция английского мореплавателя У.Р. Броутона исследует Курильские острова и Сахалин. Возникновении версии о полуостровном положении Сахалина. Образование Российско-Американской компании и ее роль в хозяйственном освоении Курильских островов Россией. Сахалин и Курильские острова во второй половине XIX – начале XX. . Сахалин и Курильские острова в международных отношениях на Дальнем Востоке. Заселение и хозяйственное освоение Сахалина Россией в последней трети XIX – начале XX вв. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине. Управление Сахалином в период каторги. Заселение и создание русских населенных пунктов. Экономическое освоение Сахалина в период каторги. Культурная и общественная жизнь Сахалина в конце XIX – начале XX вв. Духовная жизнь населения Сахалина в период каторги. Научно-просветительская и общественная деятельность сахалинской интеллигенции. Сахалинская каторга в творчестве русских писателей и публицистов. Северный и Южный Сахалин между Портсмутским миром и второй мировой войной ( 1905-1945 годы).Южный Сахалин и Курильские острова под властью советской военной администрации. Создание управления по гражданским делам. Особенности административного, экономического и политического устройства Южного Сахалина и Курильских островов в переходный период. Образование Сахалинской области в составе Российской Федерации. Формирование на Сахалине и Курильских островах государственных и партийных органов. Экономическое развитие Сахалина и Курил в конце 40-х – начале 50-х годовСахалинский и Курильский вопросы на Сан-Францисской конференции. Визит в Сахалинскую область Н.С. Хрущева 1954 г. Борьба с северными льготами и ее последствия. Хрущевские эксперименты в области управления народным хозяйством. Начало работы в Сахалинской области П.А. Леонова. Развитие промышленности. Сельское хозяйство Сахалинской области в период "застоя". Развитие транспорта и связи. Курильский вопрос в период "застоя". Нарастание кризисных явлений в экономике области. Новые тенденции общественно-политической жизни. Курильский вопрос в период "перестройки". Последствия событий 19-21 августа 1991 года в Сахалинской области. Шоковая терапия на Сахалина и Курилах и ее последствия. Гайдаровские реформы и их последствия. Экономический кризис. Социальные последствия рыночных реформ. . Начало работ на Сахалинском шельфе. Бедность, безработица и социальные конфликты. Дальнейшее ухудшение демографической ситуации в Сахалинской области. Выборы в Государственную Думу второго созыва. Сахалинцы принимают участие в выборах президента Российской Федерации. Кризис власти в Сахалинской областной Думе. Выборы в Сахалинскую областную Думу и первые свободные выборы главы администрации Сахалинской области. Территориальный вопрос на встречах в Красноярске и Москве. Начало преодоления кризиса. Экономика Сахалинской области вступает в период подъема. Коренное и пришлое население на Сахалине и Курильских островах. Влияние колонизации на жизнь коренного населения Сахалина и Курил.


Технологическая карта дисциплины
Кафедра: российской и всеобщей истории

Специальность (направление подготовки) 080200.62 Менеджмент, профиль: производственный менеджмент

Дисциплина: История Сахалинской области

Количество часов (на семестр по учебному плану всего/аудиторных) 216/68

Зачетных единиц (на семестр по учебному плану) 6

Статус дисциплины (по учебному плану) Дисциплина по выбору

Семестр: 1

Распределение часов: лекции 34, практические 34, самостоятельная работа 94

Преподаватель: Шалкус Галина Анатольевна, доцент, к.и.н.

УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Обязательные:

  1. посещение занятий

  2. подготовка к занятию, выполнение домашнего задания

  3. активная работа на занятии

  4. выполнение семестровой работы (теста)

  5. выполнение контрольных работ по рабочей программе дисциплины

  6. выполнение заданий по самостоятельной работе

  7. выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)

  8. итоговая аттестация (зачет/экзамен)

Вспомогательные:

  1. выступление на студенческих научных конференциях

  2. участие в олимпиаде


БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ




Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное для аттестации количество баллов

1

Посещение занятий

0

0

2

Составление опорного конспекта по теме лекции

4

6

3

Подготовка и выступление на семинарских занятиях

6

9

4

Составление письменного ответа на семинарский вопрос

6

10

5

Выполнение контрольных работ для текущего контроля

6

10

6

Выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)

5

10

7

Итоговая аттестация (зачет/экзамен)

8

20

8

Подготовка и защита реферата

7

15

9

Семестровый тест

10

20




И того

52

100



ОПИСАНИЕ КУРСА
Цель дисциплины

Дать представление об основных этапах и содержании истории Сахалинской области с древнейших времен и до наших дней, способствуя формированию целостного представления об истории Сахалина и Курильских островов. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь региональной (сахалинской) и российской истории.

Задачи дисциплины:

- Показать – по каким проблемам сахалинской истории ведутся сегодня споры и дискуссии в региональной, российской и зарубежной истории.

- Определить характер эволюции основных исторических понятий и категорий в российской и зарубежной историографии.

- Охарактеризовать принципы и основы периодизации истории Сахалинской области.

- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие истории и биологии, экологии, и других дисциплин естественно-научного профиля.

- Проанализировать изменения в исторических представлениях, происходившие в последнее десятилетие XX - начале XXI столетия.

- Обратить внимание студентов на место и роль истории Сахалина и Курильских островов в рамках российской истории.

- Способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю – Сахалинской области.
Формируемые компетенции:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);


Технологическая карта по дисциплине

№ недели

Наименование тем, вопросов дисциплины

Занятия (часы)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Миним. для аттестации кол-во баллов

Максим кол-во баллов

ЛК

ПЗ


Содержание

часы










I

Сахалин и Курильские острова в эпоху палеолита

2

2

Составление опорного конспекта по теме лекции, составление библиографического списка

3

текущий

3

5

II

Сахалин и Курильские острова в период неолита

2

-

Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы, составление картотеки исторических терминов

3

текущий

3

6

III

Ранний железный век на Сахалине и Курильских островах

2

2

Составить конспект главы 6 из учебного пособия «История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия».

6

текущий

3

6

IV

Народы Сахалина и Курильских островов в X – XVI вв.

2

4

Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы.

6

текущий

4

6

V- VI

Сахалин и Курильские острова в XVII- XVIII вв.

4

2

Составление таблицы «Экспедиции русских и иностранных исследователей к берегам Сахалина и Курильских островов в XVII – XVIII вв.»

6

текущий

5

10

VII

Сахалин и Курильские острова в XIX в.

4

2

Проведение конкурса на лучшее эссе на тему: «Впечатления бывшего каторжника и жизни на Сахалине».

6

текущий

5

10

VIII

Северный Сахалин в 1905- 1920 гг.

2

2

Составить таблицу «Основные события русско-японской войны на Сахалине».

6

текущий

3

5

IX

Северный Сахалин в 1920-1945 гг.

4

2

Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос; составление кроссворда

6

текущий

3

5

X - XI

Южный Сахалин и Курильские острова в период с 1905 по 1945 гг.

4

2

Составить конспект, собеседование по конспекту статьи: Е.И.Савельева «Новая жизнь». Ж. Краеведческий бюллетень. 2003 № 3. С. 126 – 135.

6

текущий

5

10

XII

Сахалин и Курильские острова в 1945-1953 гг.

2

2

Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос. Проведение исторического диктанта..


6

текущий

3

5

XIII

Сахалинская область в годы хрущевской «оттепели»

2

2

Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы.

5

текущий

3

5

XIV - XV

Сахалинская область в до и перестроечный период (1964-1991 гг.)

2

2

Составление кроссворда

по теме: «История Сахалина и Курильских островов в XIX – XXI вв.»

6

текущий

5

10

XVI

Сахалин и Курильские острова в постсоветский период

2

4

Написание реферата по теме.

11

Защита реферата

4

10

XVII

Этнический состав и этническая история Сахалина и Курильских островов

-

6

Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и проведение тестирования.

18

Тестирование по всему курсу

экзамен

3

7

Итого по обязательным видам учебной деятельности

52

100

Дополнительные виды учебной деятельности













составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу







1

3













конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)







1

3













составление библиографического списка по теме или всему курсу.







1

3



Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 42 баллов (удовлетворительно).
Дополнительные требования:

студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным 42 баллов и 10 баллов по дополнительным видам учебной деятельности, выполнить домашнее задание.
Преподаватель ______________________________ /Г.А.Шалкус_/

Подпись Ф. И. О.

Утверждено на заседании кафедры ____________________
Протокол №_____ от «___» ____________ 20 12__г.
Заведующий кафедрой ________________ _______________ /___________________/

Уч. степень, звание Подпись Ф. И. О.


Вопросы к экзамену по истории Сахалинской области


  1. Сахалин и Курильские острова в каменном веке.

  2. Племена Дальнего Востока в I – начале II тысячелетия н.э.

  3. Население Сахалина и Курильских островов в период средневековья.

  4. Взаимоотношения населения Сахалина и Курильских островов с народами соседних территорий.

  5. Появление европейских мореплавателей в северной части Тихого океана.

  6. Первые русские экспедиции на Дальнем Востоке и открытие Сахалина и Курил.

  7. Ранние сведения о Сахалине и Курильских островах в Японии.

  8. Сахалин и Курильские острова в 18 в.

  9. Русско-японский конфликт на Сахалине и Курильских островах и его последствия.

  10. Амурская проблема и ее разрешение российскими исследователями.

  11. Амурская экспедиция Г.И.Невельского и присоединение Сахалина и Приамурья к России.

  12. Создание каторги на Сахалине и ее последствия.

  13. События русско-японской войны 1904-1905 гг. на Сахалине и Курильских островах.

  14. Северный Сахалин после окончания русско-японской войны в 1905-1920 гг.

  15. Северный Сахалин в годы японской оккупации (1920-1925 гг.)

  16. Северный Сахалин в годы советской власти (1925-1941 гг.)

  17. Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

  18. Южный Сахалин в годы японского управления (1904-1945 гг.).

  19. Освобождение Южного Сахалина и Курильских остров в 1945 г.

  20. Сахалинская область в послевоенный период (1945-1953 гг.).

  21. Сахалинская область в 60-80-е гг. XX в.

  22. Сахалинская область в 80-90-е гг. XX в.

  23. Территориальный вопрос в советско-японских отношениях в 50-80-е гг. XXв.

  24. Российско-японские отношения и проблема заключения мирного договора.





Литература

а) основная литература

1. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI. /Отв. ред. М.С.Высоков. – Южно-Сахалинск, 2008.

2. Экономика Сахалинской области. /Под ред. д. э. н., профессора Бок Зи Коу и к. и. н., доцента М.С. Высокова. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1998.

Дополнительная:

1. Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русского Дальнего Востока, конец XIX – 1917 г. – М., 1989.

2. Алпатов Л. Сахалин. – М.: Изд-во "Федерация", 1930.

3. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. – М., 1982.

4. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983.

5. Быть может, пригодятся и мои цифры: Материалы Сахалинской переписи А.П.Чехова. 1890 год. – Южно-Сахалинск, 2005.

6. Вишневский Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы второй мировой войны: Краткий энциклопедический справочник. – Южно-Сахалинск, 2000.

7. ВКП (б), Коминтерн и Япония. 1917 – 1942 гг.: Сб. док. /Отв. ред. Грант Адибеков, Харуки Вада. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.

8. Губернаторы Сахалина. – Южно-Сахалинск, 2000.

9. Ищенко М.И. Русские старожилы Сахалина. – Южно-Сахалинск, 2007.

10. Колесников Н.И. Время и власть (руководители Сахалинской области советского периода. 1925-1991). – Южно-Сахалинск, 2001.

11. Сенченко И.А. Сахалин и Курилы – история освоения и развития. – М., 2006.

12. Щеглов В.В. Население Сахалинской области в XX веке. – Южно-Сахалинск, 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)»
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) аннотация рабочей программы...
В процессе усвоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины Аннотация дисциплины история культуры и искусства
Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию компетенций согласно соответствующим знаниям,...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины (модулей)
...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация...
Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация...
В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины История искусства...
Цели дисциплины — раскрыть сущность и специфику искусства, закономерности его исторического развития, подготовить студента к самостоятельной...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconУстав
Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат №32для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Учреждение)...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины Аннотация дисциплины История
Целью изучения дисциплины является: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...
Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей) История Сахалинской области iconАннотация рабочей программы дисциплины од. А. 01 История и философия...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск