Аннотация рабочей программы дисциплины (модулей)
«История» Рекомендуется для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки
Квалификация выпускника: бакалавр
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Дисциплина "История" предназначена для студентов, обучающихся по направлению 08020062 «Менеджмент».
Цели дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление об историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- воспитание нравственности, морали, толерантности;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- знанием социальных ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК–1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК–2);
- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК–3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК–4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–5),
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–12);
Ожидаемые результаты
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
основные события истории в объеме школьной программы, иметь представление об основных этапах развития мировой истории и культуры, выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории.
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
логически мыслить и последовательно излагать факты, вести научные дискуссии;
работать с разноплановыми источниками;
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять причинно-следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины.
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
навыками анализа исторических источников;
приемами ведения дискуссии и полемики;
навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных.
Содержание дисциплины
Методология и теория исторической науки. Место России в мировом историческом процессе. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Древняя Русь (IX –XIII вв.). Образование и развитие Российского централизованного государства в XIV–XVI вв. Россия в конце XVI – начале XVII вв. Восхождение из «смуты». Российское государство в XVII в. «Бунташный век». Становление абсолютизма. XVIII в. в западноевропейской и российской истории: модернизация и Просвещение. Россия в XIX в. Проблемы модернизации страны. ХХ в. во всемирно-историческом процессе. Россия в начале ХХ в.: реформы или революция? Социально-экономическое и политическое развитие страны в первое десятилетие советской власти. Советское общество в 1930-е годы. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939-1945 гг.). СССР в послевоенном мире (1945 – 1964 гг.): апогей сталинизма и попытки либерализации советской системы. Советское государство и общество в 1964 – 1984 гг.: от попыток реформ к глобальному кризису. СССР годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Постперестроечная Россия (1992 - 1999 гг.). Россия и мир в начале XXI века. (2000 – 2010 гг.)
Технологическая карта дисциплины Кафедра: российской и всеобщей истории
Специальность (направление подготовки) 080200.62 Менеджмент, профиль: производственный менеджмент
Дисциплина: История
Количество часов (на семестр по учебному плану всего/аудиторных) 144/68
Зачетных единиц (на семестр по учебному плану) 4
Статус дисциплины (по учебному плану) обязательная
Семестр: 1
Распределение часов: лекции 34, практические 34, самостоятельная работа 76
Преподаватель: Шалкус Галина Анатольевна, доцент, к.и.н.
УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Обязательные:
посещение занятий
подготовка к занятию, выполнение домашнего задания
активная работа на занятии
выполнение семестровой работы (теста)
выполнение контрольных работ по рабочей программе дисциплины
выполнение заданий по самостоятельной работе
выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
итоговая аттестация (зачет/экзамен)
Вспомогательные:
выступление на студенческих научных конференциях
участие в олимпиаде
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| 1
| Посещение занятий
| 0
| 0
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции
| 4
| 6
| 3
| Подготовка и выступление на семинарских занятиях
| 6
| 9
| 4
| Составление письменного ответа на семинарский вопрос
| 6
| 10
| 5
| Выполнение контрольных работ для текущего контроля
| 6
| 10
| 6
| Выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
| 5
| 10
| 7
| Итоговая аттестация (зачет/экзамен)
| 8
| 20
| 8
| Подготовка и защита реферата
| 7
| 15
| 9
| Семестровый тест
| 10
| 20
|
| И того
| 52
| 100
|
ОПИСАНИЕ КУРСА Цель дисциплины: дать научное представление об основных этапах и содержании отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки исторического мышления.
Изучение курса предусматривает органическое взаимопроникновение всеобщей и отечественной истории. Познание общественно-исторических процессов в курсе носит историко-аналитический характер, они рассматриваются в проблемно-хронологическом плане, изучение основано на фактическом материале отечественной и мировой истории IX-XXI вв.
Задачи дисциплины:
1) выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнь российского народа;
2) показать на примерах различных исторических эпох и периодов органическую взаимосвязь российской и мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
3) проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе;
4) сконцентрировать внимание студентов на проблемах изучения, охраны и использования культурного наследия России. Формируемые компетенции: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
- знанием социальных ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК–1);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК–2);
- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК–3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК–4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–5),
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–12); Технологическая карта по дисциплине
№ недели
| Наименование тем, вопросов дисциплины
| Занятия (часы)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Миним. для аттестации кол-во баллов
| Максим кол-во баллов
| ЛК
| ПЗ
| Содержание
| часы
|
|
|
| I
| Вводная. Предмет, методология и задачи исторической науки и курса отечественной истории.
| 1
| -
| Составление опорного конспекта по теме лекции, составление библиографического списка
| 5
| текущий
| 3
| 5
| II
| Древняя Русь в IX – XIII вв.
| 3
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции, подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы, составление картотеки исторических терминов
| 5
| текущий
| 3
| 6
| III
| Русская культура X – XVI вв.
| -
| -
| Написание конспекта по теме.
| 7
| текущий
| 3
| 6
| IV
| Формирование российского централизованного государства (конец XIII – XVI вв.)
| 4
| 4
| Подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарские вопросы, составление опорного конспекта лекции
| 4
| текущий
| 4
| 6
| V
| Российское государство в XVII. Первые Романовы.
| 2
| 4
| Составление таблицы «Основные события Смуты», подготовка и выступление на семинарском занятии; составление опорного конспекта по теме лекции
| 4
| текущий
| 3
| 5
| VI
| Российская империя в XVIII в.
| 2
| 4
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; выполнение контрольной работы для текущего контроля (тест по XVII в.)
| 4
| текущий
| 3
| 8
| VII
| Развитие новой русской культуры в XVII – XVIII вв.
| -
| -
| Составление плана и сжатого конспекта по теме
| 6
| текущий
| 4
| 6
| VIII
| Основные тенденции развития Российской империи в XIX в.
| 4
| 4
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос; составление кроссворда
| 3
| текущий
| 3
| 5
| IX
| Освободительное движение м общественная мысль в России во второй половине XIX в.
| -
| -
| Подготовка таблицы по теме «Идейные направления в общественном движении в России во второй половине XIX в.»
| 6
|
| 3
| 5
| X
| Россия в конце XIX - начале XX в. Революционные кризисы в России в начале XX в.
| 4
| 2
| Составление опорного конспекта лекции, составление таблицы «Ведущие политические партии России периода первой русской революции»
| 3
| текущий
| 3
| 5
| XI
| Культура России в XIX – начале XX в.
| -
| -
| Составить конспект, собеседование по конспекту статьи
| 6
| текущий
| 3
| 6
| XII
| Советская Россия в 1917 – 30-е годы
| 2
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарском занятии, составление, подготовка хронологической таблицы по теме: «Советское государство в 1917-1930 гг.).
| 3
| текущий
| 3
| 5
| XIII
| Советское государство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
| -
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос; составление таблицы «Этапы и основные события ВОВ».
| 3
| текущий
| 3
| 5
| XIV
| СССР в 1945-1964 гг.
| 4
| 2
| Составление опорного конспекта по теме лекции; написание эссе на тему «Итоги и цена победы советского народа над фашистской Германией»
| 3
| текущий
| 5
| 10
| XV -
| СССР в 1964-1991 гг.: реформы и застой
| 4
| 4
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и выступление на семинарских занятиях; составление письменного ответа на семинарский вопрос; выполнение контрольной работы для текущего контроля.
| 3
| текущий
| -
| -
| XVI
| Основные тенденции развития советской культуры в 1917-1991 гг.
| -
| -
| Написание реферата по теме.
| 6
| Защита реферата
| 3
| 10
| XVII
| Российская Федерация 1992-2011 г.
| 4
| 4
| Составление опорного конспекта по теме лекции; подготовка и проведение тестирования.
| 3
| Тестирование по всему курсу
экзамен
| 3
| 7
| Итого по обязательным видам учебной деятельности
| 52
| 100
| Дополнительные виды учебной деятельности
|
|
|
|
| составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу
|
|
| 1
| 3
|
|
|
|
| конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)
|
|
| 1
| 3
|
|
|
|
| составление библиографического списка по теме или всему курсу.
|
|
| 1
| 3
|
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 42 баллов (удовлетворительно). Дополнительные требования:
студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным 42 баллов и 10 баллов по дополнительным видам учебной деятельности, выполнить домашнее задание.
Преподаватель ______________________________ /Г.А.Шалкус_/
Подпись Ф. И. О. Утверждено на заседании кафедры ____________________ Протокол №_____ от «___» ____________ 20 12__г. Заведующий кафедрой ________________ _______________ /___________________/
Уч. степень, звание Подпись Ф. И. О.
Вопросы к зачету
Предмет Отечественная история, ее периодизация и особенности.
Восточные славяне на пороге государственности (VI – IX вв.).
Древнерусское государство в X – XII вв.
Русские земли в XII – первой трети XIII вв.
Борьба русского народа с нашествием монголо-татар в XIII в.
Борьба русского народа с немецко-шведской крестоносной агрессией в XIII в.
Русь и Золотая Орда в XIII в.
Складывание единого российского государства в XIV – начале XVI в.
Внутренняя и внешняя политика Российского государства в XVI в.
Россия на рубеже XVI – XII вв. Смутное время.
Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный век».
Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России в конце XVII – первой четверти XVIII вв.
Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762 гг.
Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
Внешняя политика России в первой половине XVIII в.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Русская культура в X – первой трети XIII вв.
Русская культура периода образования единого Российского государства.
Русская культура в XVI в.
Развитие новой русской культуры XVII в.
Русская культура XVIII в.
Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.
Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий.
Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация империи.
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в.
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Общественно-политическая мысль и движение в 30-50-х гг. XIX в.
Отмена крепостного права. Великие реформы 60-70-х годов XIX в.
Контрреформы Александра III.
Экономика и социальное развитие России во второй половине XIX в.
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Освободительное движение и общественная мысль в России 60 – 90-х годов XIX в.
Культура России в конце XIX начале XX вв.
Экономическое развитие России в 1894 – 1914 гг.
Внутренняя политика России в 1894 – 1914 гг.
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. русско-японская война 1905 – 1907 гг.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Деятельность I и II Государственных дум.
Внешняя политика России в 1905 – 1914 гг.
Россия в Первой мировой войне.
Падение самодержавия. Февральская революция 1917 г. в России.
Октябрьская революция 1917 г. в России.
Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма».
Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России (1917 – 1927 гг.).
Советское государство в годы новой экономической политики (1921 – 1929 гг.).
Общественно-политическая жизнь Советского государства в конце 20-х - 30-е годы XX в.
Экономическое и социальное развитие СССР в конце 20-х - 30-е годы XX в.
Внешняя политика Советского государства в 1921-1941 гг.
Причины Великой Отечественной войны, планы и цели Германии и СССР в войне. Начальный период войны.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Завершающий период Великой Отечественной войны. Освобождение территории СССР. Берлинская операция.
Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Кампания СССР на Дальнем Востоке. Нюрнбергский процесс. Всемирно-историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне.
Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг.
Международное положение и внешняя политика СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг.
Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. XX в.
Внешняя политика СССР в середине 50-х - первой половине 60-х гг. XX в.
Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов XX в.
Советский период развития культуры России (30-е – начало 50-х годов XX в.)
Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX в.
Внешняя политика СССР в середине 60-х – первой половине 80-х годов XX.
Развитие культуры в 50-е – 80-е годы XX в.
Внешняя политика СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX в.
Социально-экономическое развитие России в 1991-1999 гг.
Внешняя политика России в 1991-1999 гг.
Эволюция российской государственности в 1991-1999 гг.
Социально-экономическое развитие России в XXI в.
Укрепление государственности при В.В.Путине. Итоги президентства.
Современная социокультурная ситуация в России.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Академия, 2008.
Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История Россия с древнейших времен до начала ХХI века (9-е изд.) – М., 2008.
Инновационный учебно-методических комплекс «История»/ Под ред. А.О. Чубарьяна. – М., 2008.
История России: Учеб. Для технич. вузов / Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. – М.: Высшая школа, 2009.
История России/ Под ред. Орлова А.С., Георгиева Н.Г. и др. – М.: Велби, 2010.
История России: Учебник для вузов/ Под ред. Поляк Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / Под. ред. Сахарова А.Н. – В 2-х т. Т.1 – М.: Проспект, 2009.
История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / Под. ред. Сахарова А.Н. – В 2-х т. Т.2 – М.: Проспект, 2009.
Леонов С.В., Пономарев Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток. – М., 2008.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник. – М.: Норма, 2008.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие. – М., 2008.
Дополнительная литература:
Методология и источниковедение:
Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.
История России:
Гумилев Л. История Евразии. – М., 2009.
Жукова Л.А., Кацва Л.А. история России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009.
Отечественная история новейшего времени: 1985 – 2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009.
Всемирная история:
Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
в) программное обеспечение:
программы Windows XP, Microsoft Office, Adobe Reader, Internet Explorer
Г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.
1. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
2. http://historydoc.edu.ru
3. http://rushistory.stsland.ru
4. http://avorhist.narod.ru , http://old-rus.narod.ru
5. http://www.hrono.ru
6. http://memoirs.ru |