Скачать 73.16 Kb.
|
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы иудейской культуры. Воропаева Е.В. Тема: Вероучение и культ иудаизма. 2 ч. План: 1. Вероучение культ иудаизма. 1. Вероучение. 2. Молитва. 3. Пищевые запреты. 4. Праздники. 5. Обряды рождения и совершеннолетия. 6. Брак. 7. Погребение. Ключевые слова: религия, иудаизм, Тора, Пятикнижие. Вероучение и культ иудаизма. Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле термином «Тора» обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, дающий жизнь вечную, – всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Он и трансцендентен, и имманентен. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании. Бог сам создатель и света, и тьмы. Зло – непостижимая тайна, и человек принимает его как вызов, на который нужно ответить, борясь со злом, где бы оно ни обнаруживалось в мире. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Евреи верят в избранность Израиля (еврейского народа): Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в драме спасения человечества. Евреи верят в свою миссию – утвердить истину божественного Закона, проповедью и своим примером учить этому Закону человечество. Именно так на земле восторжествует божественная истина, и человечество выйдет из состояния, в котором оно сейчас находится. Новый миропорядок ожидает человеческий род, Царство Божье, где в конце концов утвердится божественный Закон; в нем все люди обретут мир, справедливость и воплощение своих наивысших устремлений. Царство Божье будет основано именно на земле, а не в мире ином, и осуществится это в мессианскую эпоху. По поводу характера мессианской эры имеются разные мнения. Ортодоксы считают, что явится Мессия («помазанник») из рода Давида, который поможет установить Царство Божье. Приверженцы реформистского иудаизма не согласны с этим и полагают, что пророки говорили о мессианской эре, наступление которой люди могут ускорить, поступая справедливо и милосердно, любя ближнего, живя скромной и благочестивой жизнью. Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Каждый, кто принимает еврейскую веру, становится «чадом Авраама» и «сыном Израиля». Для еврея иудаизм – истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: 1) отказаться от идолопоклонства; 2) воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; 3) не проливать кровь; 4) не произносить имя Бога всуе; 5) не творить несправедливости и беззакония; 6) не красть; 7) не отрезать частей от живого животного. Обычаи. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пережить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры. Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества. Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма. Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот. Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба). Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздникиЙом-киппур, Суккот, Песах и Шавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор». 2. Литература: Барац А. Лики Торы. М. – Иерусалим, 1995. Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим – М., 1993. выдержках из главных книг раввинистической письменности. М., 1994. Глазерсон М. Огненные буквы: Нумерология, астрология, медитация в еврейской традиции. М. – Иерусалим, 1997. Кац А.С. Евреи. Христианство. Россия. СПб, 1997. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок Л. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998. Раби Шимон. Отрывки из книги «Зогар». М., 1994. Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда. М., 1996. Штейнзальц А. Творящее слово. М., 1996. 3.Электронные ресурсы: http://www.threeda.ru www.eleven.co.i http://www.jewish.ru/ http://www.jewishagency.org 4. Задания для работы слушателей курсов. Задание 1. Вставьте пропущенные события Исхода: 1. Столп огненный и столп облачный. 2. Переход через Красное море. 3. ????? 4. Битва с Амаликитянами. 5. ????? 6. Облако над скинией Откровения. 7. Прокажение Мариам. 8. Наказание за мясо. 9. ????? 10. Отправка соглядатаев в землю Ханаанскую. 11. Смерть и погребение Аарона. 12. Битва с Арадой, царем ханаанейским. 13. ?????? 14. Битва с Сигоном, царем аморрейским. 15. Битва с Огом, царем Васана. 16. ????? 17. переход в землю Обетованную через реку Иордан. Задание 2. Выписать 13 принципов иудейской веры. Задание 3. Дописать краткие пояснения к историческим персонам: Адам – первый человек, прародитель человеческого рода. Авраам – родоначальник еврейского народа, пророк. Авель – сын Адама и Евы, убитый каином. Давид – Ева – Иаков (Яков, Израиль) – Иезекиль – Измаил (Ишмаэль) – Иисус Навин – Иосиф – Исаак – Каин – Мессия – Моисей (Моше)– Ной (Ноах) – Сара – Соломон – |
Книга и живые человеческие отношения Наш современник, известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что школа становится подлинным очагом культуры лишь в том случае,... | Макаренко Антон Семенович, восьмитомник Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих... | ||
Урок по предмету «Основы мировых религиозных культур» Тема: «Календари... Оборудование и средства наглядности: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Праздники иудеев», карточки с названиями... | Конспект лекций для студентов 4 курса Сергиев Посад Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих... | ||
Темы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей... Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар | Реферат Тема: «Понимание Священного Предания в современном православном богословии» Фес. 2: 15. Апостол Павел говорит христианам Фессалоник о Предании, объединяя в этом понятии все христианское вероучение. В переводе... | ||
Моего реферата Что такое православный эволюционизм и как он оценивается православными креационистами? (К. Буфеев. Православное вероучение и теория... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Христа, основываясь на Каббале – Вытекающий из этого мотив необходимости изучения Каббалы – Ученые, к которым это относится – Вопрос... | ||
Темы занятий Кол-во часов (всего) Теор занятия Соц эк и культ развитие края. Сельское хоз-во. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае | Гоманьков А. В. Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка от 12. 12. 2011г. №1597; и в целях соблюдения прав обучающихся в зимний... | ||
Православное вероучение (1 год обучения) Объем ответа на каждый вопрос – 1/3 2/3 страницы машинописного текста (размер шрифта 12, интервал полуторный, поля: левое – 30 мм,... | Темы рефератов Проблема культурогенеза. Мифология как форма культуры. Культурные истоки ритуала Анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков их происхождение, смысл и социальный функции | ||
Армавирский православно-социальный институт Схоластика (греч scholastikоs школьный) – это средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать... | Отчет о выполнении финляндской программы поддержки культ Мегапроект фонда поддержки культуры финляндии по оказанию помощи родственным финно-угорским народам россии | ||
Исламское вероучение (акыда) Профессор Ахмед Саим Кылавуз Следующие условия проведения закупочной процедуры являются неотъемлемой частью настоящей закупочной документации, уточняют и дополняют... | А. С. Пушкин и славянская мифология Слово "культура" происходит от слова "культ" вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права считаться культурный... |