Скачать 346.22 Kb.
|
- - Славянские мифы в сказках А. С. Пушкина А. С. Пушкин и славянская мифология. План выступления. А.Вступление. 1 .Миф - реальность действующая и действенная 2. Мифологическая основа сказок. 3. Нравственная идея сказок. В. Основная часть. "Что за прелесть эти сказки !.." 1. История создания сказок А.С.Пушкина. Сказка и фантастика в творчестве Пушкина. 2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. 3. Сказка о Золотом петушке. Символ Петуха. 4. "У лукоморья дуб зеленый..: а) пролог к поэме «Руслан и Людмила»; б) «Лукоморье» - славянский Ирий-рай; в) алатырь-камень; г) дуб зеленый; д) кот-баюн; е) образы Лешего и русалок; ж) образ Бабы Яги; з) «бурый волк»; и) царь Кащей. 5. Поэма "Руслан и Людмила" — миф о подвигах Перуна-громовержца: а) образ Черномора; б) голова Святогора. 6.Государство царя Салтана - "иное царство". От бедности к богатству или подъем в запредельное. 7. Царевна-лебедь: а) женские воплощения сказочной мудрости; б) символика крыльев; в) лебединые девы, волшебницы славянских мифов, богини мудрости и красоты; г) что такое красота? 8 .Бесы, лешие, русалки – низший мир славянской мифологии в произведениях Пушкина. С. Заключение. 1. «Национальное в сказках – это вариант общечеловеческого. 2. Обряд инициации. 3. Значение мифологии как истока духовной культуры человека. "Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой..." Слово "культура" происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права считаться культурный человеком. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. Но язычество окружено тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. А язычество - это религия, и близко любой другой религии уже по своей главной сути - веры в Бога. Язычество - от "языки" /суть, - народы, племена/.- это слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Слово "мифология", если буквально перевести с греческого, означает "изложение преданий". Но миф - это не только изложение преданий, не только наивное созерцание мира или его объяснение, а исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении. Миф - реальность действующая и действенная. Мифы не вымышляются, а рождаются самой жизнью деятельного человека, и когда эта деятельность прекращается, они становятся поэтическими аллегориями, метафорами, символами… Каждый народ имеет свою мифологию, в том числе и славяне. И хотя собственно славянские мифологические тексты не сохранились, во-первых, из-за предполагаемой бесписьменности славян в языческую эпоху, во-вторых, из-за решительной борьбы христианства против язычества, все же на наличие у славян собственной мифологии указывают многие факты: это и вторичные письменные данные /а это уже документы/, и вещественные и археологические источники, пусть редкие /славяне жили в пожароопасной зоне/, и особенно устное творчество народа, его лексика, фольклор. С течением времени народное мифологическое (языческое) мировоззрение: этика, традиции растворились в христианстве, создав уникальный сплав – РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. Сложными и трудными путями пробивается славянская мифология к нынешним россиянам. Но несомненна ее ценность для этнического самосознания народа. Она питала творчество A.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Отечественная мифология, нашла отражение в живописных произведениях В.М.Васнецова и И.Я Билибина, М.А.Врубеля и Н.К.Рериха и композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, способствующих осознанию ценности национальной культуры. Волшебная сказка. «Государи мои, люди русские! Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека… Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках. «… Сказки не «выдумка» и не «небылица», а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия». /»Живые страницы», стр. 77/ Волшебная сказка имеет глубокие исторические корни, древнюю этнографическую реальность. Именно поэтому в начале 20 века волшебные сказки называли магическими, связывая их происхождение с мифами. В современной фольклористике они имеют разные наименования: "чудесные", "фантастические". Однако термин "волшебные", введенный В.Я.Проппом, употребляется чаще всего. Слово "сказка" как название повествовательного жанра, появилось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово "баснь". Архаические басни, видимо, более всего были близки к мифическим "баянам", т.е. к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды. Сказка появилась из мифа не в один момент. Процесс занимал длительный период. Об этом можно судить хотя бы по тому, что отношение человека к мифу и к сказке прямо противоположное: в миф верили, как в действительность, его включали в реальную жизнь, а сказка в нынешнем понимании, представляет собой чистый вымысел, что подразумевают и сказитель, и слушатель. И все же рождение сказки из мифа не вызывает сомнений. Мифологическую природу имеют персонажи волшебных сказок "космического масштаба": Солнце, Месяц, Ветер /в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"/. В мифах сказочный сын Солнца - Даждь-бог аналогичен более позднему герою - Ивану-Царевичу, но еще сохраняет черты природного существа. Общими для мифа и сказки является и принцип их построения. Мифологическое противопос-тавление организованного пространства неорганизованной стихии, своего рода – свое - чужое, отчетливо проявляется в сказках в виде противоположности дома дремучему лесу, своей семьи - чужой. Убийство или смерть героя или героини и следующее за этим оживление близки магическому умиранию и возрождению природы осенью и весной. Человек спрашивает сказку, и она ему отвечает - о смысле земной жизни, о том, что такое счастье, что такое судьба? А как быть с неравенством на земле? И правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? Все это указывает на то, что значение и смысл сказок трудно понять, если не учитывать их мифологическую основу. Основная нравственная идея сказки состоит в том, чтобы возвысить обиженного и осчастливить несчастного. А это значит, на первое место в сказочном мироустройстве надо посадить не первого, а последнего. В этом отношении сказка совпадает с провидческими словами Евангелия о том, что в Царствии Небесном или в будущем веке первые станут последними, а последние первыми. Но это не влияние христианства, подобные явления встречаются и у народов, с христианством не связанных. Весь сказочный мир – это не отражение жизни, а ее преображение… путем переворачивания (как в эзотерической астрологии – переворачивание на кресте: от мутабельного к фиксированному, от фиксированного к кардинальному? Своего рода – процесс Посвящения, завуалированный в сказках). Отсюда мир сказки – это во многом перевернутый мир по отношению к реальной действительности. Это то, чего не может быть ( или не может быть для обывателя, который пока не знает..?). Перевернувшись, вечный неудачник должен стать любимцем судьбы. А на вершине мудрости и славы может или должен оказаться - ДУРАК. Высшая мудрость лежит, по-видимому, позади сказки, в ее прошлом или, лучше сказать, в позапрошлом времени. Одна из сказок – о невероятных происшествиях, о волшебных свойствах героя – заканчивается словами: «Говорят, в старину все такие-то удальцы рождались, а нам от них только сказочки остались». Сказка – это какой-то остаток прежних чудес, в которые сам сказочник не верит, но по порядку которых – непонятно почему, тоскует. /о древней прародине?/ В древности существовал строгий закон о непрерывности сказки. Язык сказки – это священная речь. Можно догадываться, что в древности сам процесс рассказывания был связан с движениями и процессами, которые происходят в окружающем человека мистическом мире /ритуал , который стоял за словом?/. «Чур, сказку не прерывать, а кто перебьет, тому змея в горло заползет». «Сказка от начала зачинается, до конца читается, в сердце не перебивается». /А. Синявский. Иван-дурак. Курс лекций в Сорбонне в 1978/79 г.г. Очерк русской народной веры. «Синтаксис» Париж, 1991/ История создания сказок А.С. Пушкина К сказочной теме Пушкин приступает уже будучи зрелым писателем, и "Сказки» вливаются в общий поток творчества Пушкина-реалиста. Но их ждет печальная участь: непризнание сказок затянулось на десятилетия. Критики разных литературных ориентаций увидели, например, народность поэмы "Руслан и Людмила" в ее "грубом*, "площадном", "подлом" демократизме, а "Сказка о царе Салтане..." была объявлена даже "подделкой" под "наружные формы старинной русской народности". Примерно такая же участь постигла и другие сказки Пушкина, появившиеся в печати позже. Это не было случайностью. Причиной была"излишняя "прозорливость» Пушкина,- принципиально новое его отношение к народу и народному творчеству. Пушкин был первым, кто увидел в народе не пассивную массу, не "объект", а активного участника исторического процесса, а в фольклоре не экзотику, а живую душу народа. В художественном открытии Пушкина - открытие темы народа - "Сказки" сыграли особую роль. Их атмосфера - это атмосфера мощи, раскованности, свободного полета фантазии – «то разгулье удалое, то сердечная тоска». /»Живые страницы», стр.77/ Сказка и фантастика сопровождали Пушкина во всем его творчестве /а м.б., он знал, как мудрец, некую иную правду? И для него эта правда не была фантастикой? Или мы готовы приписать гениальному человеку титул Посвященного? Кто знает?/. Тем не менее, сказкой была первая его поэма "Руслан и Людмила", и "побежденный учитель" Жуковский увенчал голову "победителя ученика" лаврами. Другая "сказка" - "Гаврилиада» - могла стоить и чуть не стоила "ученику" его увенчанной головы. К 1825 году относятся наброски драмы о Фаусте в аду. С 1826 года идет работа над "Русалкой". Русалка (1819) Над озером, в глухих дубровах Спасался некогда монах, Всегда в занятиях суровых, В посте, молитве и трудах. Уже лопаткою смиренной Себе могилу старец рыл – И лишь о смерти вожделенной Святых угодников молил. Однажды летом у порогу Поникшей хижины своей Анахорет молился богу. Дубравы делались черней; Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился, На воды стал глядеть монах. Глядит, невольно страха полный; Не может сам себя понять... И видит: закипели волны И присмирели вдруг опять... И вдруг... легка, как тень ночная, Бела, как ранний снег холмов, Выходит женщина нагая И молча села у брегов. Глядит на старого монаха И чешет влажные власы. Святой монах дрожит со страха И смотрит на ее красы. Она манит его рукою, Кивает быстро головой... И вдруг – падучею звездою – Под сонной скрылася волной. Всю ночь не спал старик угрюмый И не молился целый день – Перед собой с невольной думой Всё видел чудной девы тень. Дубравы вновь оделись тьмою: Пошла по облакам луна, И снова дева над водою Сидит, прелестна и бледна. Глядит, кивает головою, Целует издали шутя, Играет, плещется волною. Хохочет, плачет, как дитя, Зовет монаха, нежно стонет... «Монах, монах! Ко мне, ко мне!..» И вдруг в волнах прозрачных тонет; И всё в глубокой тишине. На третий день отшельник страстный Близ очарованных брегов Сидел и девы ждал прекрасной, А тень ложилась средь дубров... Заря прогнала тьму ночную: Монаха не нашли нигде, И только бороду седую Мальчишки видели в воде. В 30-х годах появляются начало сказки об Илье Муромце и цикл "Песен западных славян", полный фантастических, потусторонних мотивов. В 1834 году литератор написал целый поэтический цикл «Песни западных славян», в предисловии к которому писал: «Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года, под названием La Guzla, ou choix de Poesies Illyriques, recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzegowine (Гузла, или Избранные иллирийский стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине)». Автором этого сборника был не кто иной, как Проспер Мериме. «Песни западных славян» состоят из 16 баллад, напоенных пророчест-вами и мистическим духом народных поверий и легенд, героикой борьбы с турецким игом. Четыре стихотворения этого цикла повествуют об оживших духах умерших и о вурдалаках. С течением времени фантастика выходила из пределов сказки, завладевая, казалось бы, вовсе не фантастическими произведениями. Например, жуток сказочный сон Татьяны Лариной, предвещающий реальную, несказочную трагедию. Сказка прячется между строк «Метели» и выглядываев из "Гробовщика". И ожившая статуя Командора – это не просто дань литературной традиции; иначе трагедия называлась бы, скажем, «Дон Жуан», а не «Каменный гость». Фантастичен вещий сон Гринева, - не говоря уже о сказочности самого Пугачева. Фантастика вторгается в поэму "Медный всадник", она пронизывает строго реалистичную ткань "Пиковой дамы" – повести об уродливости человеческих отношений в современном обществе. А.С.Пушкин брал материал из русских сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной, из сборника братьев Гримм – «Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне..." При написании "Сказки о золотом петушке" он пользовался литературным источником - " восточная легенда" Вашингтона Ирвинга, а "Сказка о царе Салтане..." имеет сразу несколько источников - это сложное сочетание мотивов русского и западноевропейского фольклора. Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин стал записывать народные сказки со слов Арины Родионовны. Он записал семь сказок: "Некоторый царь задумал жениться", "Некоторый царь ехал на войну", "Поп поехал искать работника", "Царь Кащей бессмертный", "Слепой, царь не веровал своей жене", "О святках молодые люди играют игрища" и "Царевна заблудилась в лесу". На основе этих записей Пушкин впоследствии создал "Сказку о царе Салтане", "Сказку о попе и работнике его Балде", "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Один из сюжетов он передал Жуковскому; и тот написал "Сказку о царе Берендее". У колыбели «Сказок», как пролог к ним, стоят «Бесы» - страшные стихи, написанные 7 сентября 1830 года, всего за неделю до первой из них – «Сказке о попе…». «Бесы» - самая высокая и душераздирающая нота пушкинской фантастики, потому что стихотворение это очень близко к той реальности, которая окружала Пушкина в 30-е годы. Последние строки этих стихов звучат как реквием: ( а если всмотреться в наше время глазами мистика или, вернее, реальными? – не те же ли самые БЕСЫ роятся?) Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне… |
Темы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей... Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Славянская мифология. «О небе и земле», «Солнце и Месяц», «Свет и тьма», «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений».... | ||
Реферат Славянская мифология Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Реферат: славянская мифология Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования? | ||
Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | ||
Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | ||
Рабочая программа дисциплины «Славянская мифология и фольклор города» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013 г.) | Славянская мифология и очень древние надписи Руси. По этим темам нами написано много статей; однако вопрос о применении этих надписей для исследования древней славянской мифологии... | ||
Общество кирилла туровского гомельская специализированная славянская... Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и... | Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое... | ||
А. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина» | Н. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев) Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!) | ||
Пушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин... В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог... | Мифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок) Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а... |