А. С. Пушкин и славянская мифология





Скачать 346.22 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин и славянская мифология
страница1/3
Дата публикации03.09.2014
Размер346.22 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Культура > Сказка
  1   2   3

- -

Славянские мифы в сказках А. С. Пушкина
А. С. Пушкин и славянская мифология.
План выступления.
А.Вступление. 1 .Миф - реальность действующая и действенная

2. Мифологическая основа сказок.

3. Нравственная идея сказок.
В. Основная часть. "Что за прелесть эти сказки !.."

1. История создания сказок А.С.Пушкина.

Сказка и фантастика в творчестве Пушкина.

2. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

3. Сказка о Золотом петушке. Символ Петуха.

4. "У лукоморья дуб зеленый..:

а) пролог к поэме «Руслан и Людмила»;

б) «Лукоморье» - славянский Ирий-рай;

в) алатырь-камень;

г) дуб зеленый;

д) кот-баюн;

е) образы Лешего и русалок;

ж) образ Бабы Яги;

з) «бурый волк»;

и) царь Кащей.

5. Поэма "Руслан и Людмила" — миф о подвигах

Перуна-громовержца:

а) образ Черномора;

б) голова Святогора.

6.Государство царя Салтана - "иное царство".

От бедности к богатству или подъем в запредельное.

7. Царевна-лебедь:

а) женские воплощения сказочной мудрости;

б) символика крыльев;

в) лебединые девы, волшебницы славянских мифов,

богини мудрости и красоты;

г) что такое красота?

8 .Бесы, лешие, русалки – низший мир славян­ской мифологии

в произведениях Пушкина.
С. Заключение. 1. «Национальное в сказках – это вариант обще­человеческого.

2. Обряд инициации.

3. Значение мифологии как истока духовной культуры человека.


"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой..."

Слово "культура" происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права счи­таться культурный человеком.
До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. Но язычество окружено тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. А языче­ство - это религия, и близко любой другой религии уже по своей главной сути - веры в Бога.

Язычество - от "языки" /суть, - народы, племена/.- это слово объединяет в себе принцип веры разных народов.
Слово "мифология", если буквально перевести с греческого, оз­начает "изложение преданий". Но миф - это не только изложение преданий, не только наивное созерцание мира или его объяснение, а исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении. Миф - реальность дей­ствующая и действенная. Мифы не вымышляются, а рождаются самой жизнью деятельного человека, и когда эта деятельность прекраща­ется, они становятся поэтическими аллегориями, метафорами, символами…
Каждый народ имеет свою мифологию, в том числе и славяне. И хотя собственно славянские мифологические тексты не сохранились, во-первых, из-за предполагаемой бесписьменности славян в язычес­кую эпоху, во-вторых, из-за решительной борьбы христианства против язычества, все же на наличие у славян собственной мифологии указывают многие факты: это и вторичные письменные данные /а это уже документы/, и вещественные и археологические источники, пусть редкие /славяне жили в пожароопасной зоне/, и особенно устное тво­рчество народа, его лексика, фольклор.

С течением времени народное мифологическое (языческое) мировоззрение: этика, традиции растворились в христианстве, создав уникальный сплав – РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.
Сложными и трудными путями пробивается славянская мифология к нынешним россиянам. Но несомненна ее ценность для этнического самосознания народа. Она питала творчество A.С.Пушкина и Н.В.Го­голя, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Отечественная мифология, нашла отражение в живописных произведениях В.М.Васнецова и И.Я Билибина, М.А.Врубеля и Н.К.Рериха и композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова, способствующих осознанию ценности наци­ональной культуры.
Волшебная сказка.

«Государи мои, люди русские!

Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека…

Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках.

«… Сказки не «выдумка» и не «небылица», а поэтическое прозрение, сущая реальность и начальная философия». /»Живые страницы», стр. 77/

Волшебная сказка имеет глубокие исторические корни, древ­нюю этнографическую реальность. Именно поэтому в начале 20 века волшебные сказки называли магическими, связывая их происхождение с мифами. В современной фольклористике они имеют разные наимено­вания: "чудесные", "фантастические". Однако термин "волшебные", введенный В.Я.Проппом, употребляется чаще всего.
Слово "сказка" как название повествовательного жанра, появи­лось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово "баснь". Архаические басни, видимо, более всего были близки к мифическим "ба­янам", т.е. к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды.

Сказка появилась из мифа не в один момент. Процесс занимал длительный период. Об этом можно судить хотя бы по тому, что от­ношение человека к мифу и к сказке прямо противоположное: в миф верили, как в действительность, его включали в реальную жизнь, а сказка в нынешнем понимании, представляет собой чистый вымысел, что подразумевают и сказитель, и слушатель. И все же рождение сказки из мифа не вызывает сомнений.
Мифологическую природу имеют персонажи волшебных сказок "космического масштаба": Солнце, Месяц, Ветер /в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"/. В мифах сказочный сын Солнца - Даждь-бог аналогичен более позднему герою - Ивану-Царевичу, но еще сохраняет черты природного существа.
Общими для мифа и сказки является и принцип их построения. Мифологическое противопос-тавление организованного пространства неорганизованной стихии, своего рода – свое - чужое, отчетливо проявляет­ся в сказках в виде противоположности дома дремучему лесу, своей семьи - чужой.

Убийство или смерть героя или героини и следующее за этим оживление близки магическому умиранию и возрождению природы осе­нью и весной.

Человек спрашивает сказку, и она ему отвечает - о смысле земной жизни, о том, что такое счастье, что такое судьба? А как быть с неравенством на земле?

И правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно?

Все это указывает на то, что значение и смысл сказок трудно понять, если не учитывать их мифологическую основу.

Основная нравственная идея сказки состоит в том, чтобы возвысить обиженного и осчастливить несчастного. А это значит, на первое место в сказочном мироустройстве надо посадить не первого, а последнего. В этом отношении сказка совпадает с провидческими словами Евангелия о том, что в Царствии Небесном или в будущем веке первые станут последними, а последние первыми. Но это не влияние христианства, подобные явления встречаются и у народов, с христианством не связанных.

Весь сказочный мир – это не отражение жизни, а ее преображение… путем переворачивания (как в эзотерической астрологии – переворачивание на кресте: от мутабельного к фиксированному, от фиксированного к кардинальному? Своего рода – процесс Посвящения, завуалированный в сказках). Отсюда мир сказки – это во многом перевернутый мир по отношению к реальной действительности. Это то, чего не может быть ( или не может быть для обывателя, который пока не знает..?). Перевернувшись, вечный неудачник должен стать любимцем судьбы. А на вершине мудрости и славы может или должен оказаться - ДУРАК.
Высшая мудрость лежит, по-видимому, позади сказки, в ее прошлом или, лучше сказать, в позапрошлом времени. Одна из сказок – о невероятных происшествиях, о волшебных свойствах героя – заканчивается словами: «Говорят, в старину все такие-то удальцы рождались, а нам от них только сказочки остались».

Сказка – это какой-то остаток прежних чудес, в которые сам сказочник не верит, но по порядку которых – непонятно почему, тоскует. /о древней прародине?/
В древности существовал строгий закон о непрерывности сказки. Язык сказки – это священная речь. Можно догадываться, что в древности сам процесс рассказывания был связан с движениями и процессами, которые происходят в окружающем человека мистическом мире /ритуал , который стоял за словом?/. «Чур, сказку не прерывать, а кто перебьет, тому змея в горло заползет». «Сказка от начала зачинается, до конца читается, в сердце не перебивается».

/А. Синявский. Иван-дурак. Курс лекций в Сорбонне в 1978/79 г.г. Очерк русской народной веры.

«Синтаксис» Париж, 1991/
История создания сказок А.С. Пушкина

К сказочной теме Пушкин приступает уже будучи зрелым писате­лем, и "Сказки» вливаются в общий поток творчества Пушкина-реалиста. Но их ждет печальная участь: непризнание сказок затянулось на десятилетия. Критики разных литературных ориентаций увидели, например, народность поэмы "Руслан и Людмила" в ее "грубом*, "пло­щадном", "подлом" демократизме, а "Сказка о царе Салтане..." была объявлена даже "подделкой" под "наружные формы старинной русской народности". Примерно такая же участь постигла и другие сказки Пушкина, появившиеся в печати позже.

Это не было случайностью. Причиной была"излишняя "прозорливость» Пушкина,- принципиально новое его отношение к народу и народному творчеству.

Пушкин был первым, кто увидел в народе не пассивную массу, не "объект", а активного участника исторического процесса, а в фоль­клоре не экзотику, а живую душу народа.

В художественном открытии Пушкина - открытие темы народа - "Сказки" сыграли особую роль. Их атмосфера - это атмосфера мощи, раскованности, свободного полета фантазии – «то разгулье удалое, то сердечная тоска». /»Живые страницы», стр.77/
Сказка и фантастика сопровождали Пушкина во всем его творчестве /а м.б., он знал, как мудрец, некую иную правду? И для него эта правда не была фантастикой? Или мы готовы приписать гениальному человеку титул Посвященного? Кто знает?/. Тем не менее, сказкой была первая его поэма "Руслан и Людмила", и "побежденный учитель" Жуковский увенчал голову "победителя ученика" лаврами. Другая "сказка" - "Гаврилиада» - могла стоить и чуть не стоила "ученику" его увенчанной головы. К 1825 году относятся наброски драмы о Фаусте в аду. С 1826 года идет работа над "Русалкой".
Русалка (1819)

Над озером, в глухих дубровах
Спасался некогда монах,
Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах.
Уже лопаткою смиренной
Себе могилу старец рыл –
И лишь о смерти вожделенной
Святых угодников молил.


Однажды летом у порогу
Поникшей хижины своей
Анахорет молился богу.
Дубравы делались черней;
Туман над озером дымился,
И красный месяц в облаках
Тихонько по небу катился,
На воды стал глядеть монах.


Глядит, невольно страха полный;
Не может сам себя понять...
И видит: закипели волны
И присмирели вдруг опять...
И вдруг... легка, как тень ночная,
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.


Глядит на старого монаха
И чешет влажные власы.
Святой монах дрожит со страха
И смотрит на ее красы.


Она манит его рукою,
Кивает быстро головой...
И вдруг – падучею звездою –
Под сонной скрылася волной.


Всю ночь не спал старик угрюмый
И не молился целый день –
Перед собой с невольной думой
Всё видел чудной девы тень.
Дубравы вновь оделись тьмою:
Пошла по облакам луна,
И снова дева над водою
Сидит, прелестна и бледна.


Глядит, кивает головою,
Целует издали шутя,
Играет, плещется волною.
Хохочет, плачет, как дитя,
Зовет монаха, нежно стонет...
«Монах, монах! Ко мне, ко мне!..»
И вдруг в волнах прозрачных тонет;
И всё в глубокой тишине.


На третий день отшельник страстный
Близ очарованных брегов
Сидел и девы ждал прекрасной,
А тень ложилась средь дубров...
Заря прогнала тьму ночную:
Монаха не нашли нигде,
И только бороду седую
Мальчишки видели в воде.


В 30-х годах появляются начало сказки об Илье Муромце и цикл "Песен западных славян", полный фантастических, потусторонних мотивов.

В 1834 году литератор написал целый поэтический цикл «Песни западных славян», в предисловии к которому писал: «Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года, под названием La Guzla, ou choix de Poesies Illyriques, recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzegowine (Гузла, или Избранные иллирийский стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине)». Автором этого сборника был не кто иной, как Проспер Мериме. «Песни западных славян» состоят из 16 баллад, напоенных пророчест-вами и мистическим духом народных поверий и легенд, героикой борьбы с турецким игом. Четыре стихотворения этого цикла повествуют об оживших духах умерших и о вурдалаках.

С течением времени фантастика выходила из пределов сказки, завладевая, казалось бы, вовсе не фантастическими произведениями. Например, жуток сказочный сон Татьяны Лариной, пред­вещающий реальную, несказочную трагедию. Сказка прячется между строк «Метели» и выглядываев из "Гробовщика". И ожившая статуя Командора – это не просто дань литературной традиции; иначе трагедия называлась бы, скажем, «Дон Жуан», а не «Каменный гость». Фантастичен вещий сон Гри­нева, - не говоря уже о сказочности самого Пугачева. Фантастика вто­ргается в поэму "Медный всадник", она пронизывает строго реалистич­ную ткань "Пиковой дамы" – повести об уродливости человеческих отношений в современном обществе.
А.С.Пушкин брал материал из русских сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной, из сборника братьев Гримм – «Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне..." При написании "Сказки о золотом петушке" он пользовался литературным источником - " восточная легенда" Вашингтона Ирвинга, а "Сказка о царе Салтане..." имеет сразу несколько источников - это сложное сочетание мотивов русского и западноевро­пейского фольклора.

Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин стал записывать народные сказки со слов Арины Родионовны. Он записал семь сказок: "Некоторый царь задумал жениться", "Некоторый царь ехал на войну", "Поп поехал искать работника", "Царь Кащей бессмертный", "Слепой, царь не веровал своей жене", "О святках молодые люди играют игрища" и "Царевна заблудилась в лесу". На основе этих записей Пушкин впоследствии создал "Сказку о царе Салтане", "Сказку о попе и ра­ботнике его Балде", "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Один из сюжетов он передал Жуковскому; и тот написал "Сказку о царе Берендее".
У колыбели «Сказок», как пролог к ним, стоят «Бесы» - страшные стихи, написанные 7 сентября 1830 года, всего за неделю до первой из них – «Сказке о попе…». «Бесы» - самая высокая и душераздирающая нота пушкинской фантастики, потому что стихотворение это очень близко к той реальности, которая окружала Пушкина в 30-е годы. Последние строки этих стихов звучат как реквием:

( а если всмотреться в наше время глазами мистика или, вернее,

реальными? – не те же ли самые БЕСЫ роятся?)

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин и славянская мифология iconТемы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей...
Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар
А. С. Пушкин и славянская мифология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Славянская мифология. «О небе и земле», «Солнце и Месяц», «Свет и тьма», «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений»....
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат: славянская мифология
Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования?
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
А. С. Пушкин и славянская мифология iconРабочая программа дисциплины «Славянская мифология и фольклор города»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013 г.)
А. С. Пушкин и славянская мифология iconСлавянская мифология и очень древние надписи
Руси. По этим темам нами написано много статей; однако вопрос о применении этих надписей для исследования древней славянской мифологии...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconОбщество кирилла туровского гомельская специализированная славянская...
Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconОбразовательная программа для учащихся «Славянская мифология»
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconА. С. Пушкин «Дубровский» обязательно! А. С. Пушкин «Повести Белкина»

А. С. Пушкин и славянская мифология iconН. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев)
Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
А. С. Пушкин и славянская мифология iconПушкин doc, полное имя файла стало F:\Литература\Поэты\xix\Пушкин...
В некотором каталоге хранился файл Пушкин doc. После того как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог...
А. С. Пушкин и славянская мифология iconМифы Древнего Египта. Путешествие солнечной Ладьи (отрывок)
Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова Литературная сказка. А. С. Пушкин (по выбору учащихся) а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск