Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология»





Скачать 465.06 Kb.
НазваниеОбразовательная программа для учащихся «Славянская мифология»
страница1/4
Дата публикации26.05.2015
Размер465.06 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №459

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для учащихся

«Славянская мифология»

Авторы: Казицкая И.Б.,

Платонова С.М.,

Полозова Л.Н.,

Селиванова Е.А.

Санкт-Петербург

2014
Пояснительная записка

Актуальность программы: В современном нам обществе всё большее значение имеют такие факторы, как отгороженность человека от мира природы, разобщённость людей, снижение интенсивности и глубины общения, разочарование в гуманистических ценностях, бездуховность, рост потребительского отношения к жизни, стремления к удовольствию и т.п. Влияние этих факторов приводит к появлению негативных тенденций в психическом, социальном, духовном состоянии наших современников, в том числе, детей. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое общество «репродуцирует» человека-машину, умеющего преодолевать трудности, добиваться успеха, но не умеющего понимать, любить, чувствовать.

Среди негативных тенденций состояния современных детей, подростков, юношества необходимо обозначить, прежде всего, следующие:

Дегуманизация отношения к жизни, людямразрушение гуманистических идеалов, нравственных норм (развитие низменных инстинктов: агрессия, жестокость; культ грубости, пошлости, открытой сексуальности, цинизма; стремление подражать герою, уничтожающему врага, поиск врагов вокруг, конфликтность, агрессивность)

Танатизация сознаниявлечение к смерти (повышение тревожности, страхов; поэтизация умирания, убивания; отношение к смерти как к норме, возбуждение от вида смерти; допустимость суицида; ухода из реального в вымышленный мир, в том числе создаваемый наркотиками)

Стандартизация вкусов и потребления - формирование общества потребления (влияние рекламы, подчинение эталонам престижного потребления, стремление к развлечению, ориентация на низкий уровень запросов)

Инфантилизация – торможение социальной зрелости, детскость (непонимание границы между реальным и выдуманным миром, искажение представлений о реальном мире, проживание чужих жизней, удовлетворение потребности в ярких эмоциях через созерцание, быстропроходящий поверхностный характер эмоций, пресыщенные реакции; легковесность интересов, примитивность отношений).

Миссия программы

В противостоянии этим тенденциям и создании первичных условий для приобщения ребёнка к духовному наследию человечества мы видим назначение нашей программы. Мы опираемся на культурологическую парадигму, предпочитающую качество жизни количественным накоплениям, признающую множественность истин, приоритет культуры над знанием, равноценность наций и народностей и стремимся к созданию условий для приобщения детей к её идеям. Возвращение к истокам бытия через погружение в одухотворённый, яркий мир словесного творчества наших предков представляет собой способ противостояния современным негативным тенденциям и начало пути морального, социального, психологического выздоравливания. История начинается с мифов, которые, изменяясь во времени, живут тысячелетия. Миф – это форма осознания связи человека с миром. История мифа отражает историю культуры, представляет собой воплощение в доступных восприятию школьника художественных образах океана духовных исканий и размышлений древнего человека и, в том числе, наших ближайших предков – славян.

Предмет “Славянская мифология” является вторым предметом цикла культурологических дисциплин. Ему предшествует курс “Мировая мифология” и его продолжает курс ”Социальная культурология” Изучение славянской мифологии имеет особое значение вследствие предоставляемых им возможностей приобщения к родной культуре, воспитания чувства любви и гордости за историю своего народа.

Программа адресована учащимся 5 класса средней школы.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “Славянская мифология” состоит в формировании ценностного отношения к славянским мифам как способу воплощения продуманной системы миропонимания.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с картиной мира древних славян и его отражением в мифах;

- формирование представлений об образе жизни славян, связи с их верованиями;

- осознание символики народной культуры и её назначения при использовании в архитектуре, быту, одежде;

- понимание частичной встроенности древней культуры в современную в виде некоторых бытовых ритуалов, правил, суеверий;

- получение первичного представления о единстве и взаимопроникновении древних культур;

- овладение способностью к пониманию фольклорных основ русской литературы.

Воспитательные:

- побуждение учащихся к осмыслению системы взглядов о мире, к формированию своей картины мира;

- формирование глубокого отношения к основным явлениям окружающей природы и их мифологическим образам;

- ощущение себя продолжателем славянской культуры;

- пробуждение исторической памяти.

Развивающие:

- подготовка к восприятию культурологии как основы системного анализа явлений культуры настоящего и прошлого;

- овладение способностью к первичному анализу документальных историко-культурных фактов;

- заинтересованность этнографическими и этимологическими исследованиями;

- развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы личности, способности к эмпатическому восприятию художественных образов.

Миф возник в первобытный период, через него прошло в отдаленные века все человечество. Развитие мифа можно рассматривать как развитие культуры. Толчком к возникновению мифов послужило одушевление всей природы. Наверное, ни на чем нельзя так хорошо изучить законы воображения, как на определенных событиях мифической истории. Услышать мифы, сказки, народный фольклор – значит, получить уникальную возможность услышать историю из уст её создателей. Мы можем увидеть результаты мифотворчества наших предков, и отнестись к этому необходимо с должным почтением.

За последние несколько десятилетий произошел переворот в археологии, сравнительном языкознании, сравнительной мифологии. Новые факты единства евразийских народов, существования единого языка человечества совершенно изменили картину истории человечества, начиная с прародины человека до сложения государств. Славянская мифология претерпела самые большие разрушения в связи с принятием христианства. Богатство народной культуры расточительно забывалось, только отголоски его можно увидеть в календарных праздниках, играх, песнях, сказках. Славянская мифология является частью праиндоевропейской духовной культуры, начало которой лежит в 5 тыс. до н.э. История Отечества, мира должна восстанавливаться во всей её широте и объёме и через призму повышенного интереса к культурному наследию своей родины. Исходя из понимания, что знанием греческих мифов не должно ограничиваться представление детей об этом виде устного народного творчества, сегодня всё чаще в школьные предметы вводятся такие, как “Народная словесность”, “Мифология” и т.д. Большинство этих программ носит ознакомительный или развивающий характер, наиболее значимой своей задачей ставит раскрытие творческих способностей ребёнка во внеклассных досуговых формах работы.

Новизна нашей программы состоит в попытке создать курс на академической научной основе, в стремлении перейти от яркого поверхностного описания мифов к вскрытию интеграционных литературоведческих и культурологических связей, к формированию научного мировоззрение у ребёнка, способности различать спекулятивные модные и научно-обоснованные теории в области мифологии.

Условием обучения детей по программе является добровольный характер, то есть желание самих детей, и согласие их родителей.

Режим занятийуказывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Наполняемость учебной группы соответствует количеству детей в классе.

Ожидаемые результаты:

После прохождения программы учащиеся

  • овладеют понятиями: этнография, этимология, топонимика, культурология, первоисточник, палеолит, верхний палеолит, пекло, Алатырь-камень, остов-Буян, Ирий, овин, горница, созвездие, вера, поверие, суеверие, жрец, капище, колядование, пережиток.

  • будут иметь представление о происхождении, внешнем облике, привычках, особенностях характера богов и героев нижней мифологии славян;

  • будут знать способы взаимодействия славян с героями мифов через бытовые и праздничные обряды и ритуалы;

  • познакомятся с взаимосвязью образов славянских и греческих богов, героев славянских мифов и православных святых;

  • получат представление о картине мира древних славян, её цельном характере и соотнесённости этой картины с образом жизни;

  • захотят сопоставлять свои поступки со своими взглядами;

  • разберутся в причинах принятых в современном мире ритуалов, уходящих своими корнями в славянское прошлое ;

  • будут испытывать чувство гордости за своих трудолюбивых, открытых, гостеприимных, одухотворённых, мужественных, стремящихся к равенству, свободе и справедливости предков.

  • заинтересуются этимологическим анализом слов славянского происхождения;

  • будут уметь анализировать этнографические источники информации о древних культурах;

  • смогут понимать основную славянскую символику;

  • будут способны понимать языческие символы фольклорной литературы.

Способы проверки результативности прохождения программы:

отзывы детей и родителей, наблюдения педагога за включённостью детей в учебный процесс, анкетирование, учебное тестирование.

Способы фиксации результата:

Выставление оценок за устные выступления, работу на уроке, письменные творческие работы, домашние работы, выполнение проверочных работ.

Формы подведения итогов реализации программы

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется после прохождения каждого блока программы в форме написания проверочной работы по изученному материалу (вариант проверочной работы представлен в Приложении 2).

Итоговая аттестация осуществляется в форме коллективного творческого путешествия в мир наших предков славян, которое сопровождается различными групповыми испытаниями.

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование тем

Количество часов
Теория

Практика

Всего

1.

Введение в славянскую мифологию и её современные источники.

3




3

1.1

Значение мифологии в развитии сознания человека, общей картины мироустройства.

1







1.2

Славянская мифология. Источники сведений по раннеславянской мифологии.

1







1.3

«Велесова книга» как один из вариантов мифологического источника.

1







2.

Мифы о происхождении мира у славян.

3

1

4

2.1

Первая модель мира – мировое дерево.

1







2.2


Вторая модель мира - сотворение мира из яйца.

1







2.3

Третья модель мирозданья у славян – создание мира птицей из глины со дна океана.

1







3.

Славянские боги.

13

1

14

3.1

Славянские боги. Общее представление.

1







3.2

Отец света и небесный кузнец Сварог.

1







3.3

Дети Сварога – Сварожичи. Дажьбог – «божье око».

1







3.4

Грозный владыка – Перун-громовержец.

1







3.5

Род и Рожаницы – древнейшие славянские боги.

1







3.6

Скотий бог – Велес.

1







3.7

Святовид – сын Сварога. Крылатый пес – бог Семаргл.

1







3.8

Стрибог – бог ветров. Чудо-птицы.

1







3.9

Макошь – мать хорошего урожая. Доля и Недоля – девы судьбы.

1







3.10

Лада и её семья.

1







3.11

Ярила – веселый весенний бог.

1







3.12

Мрачная богиня Морена.

1







3.13

Великаны.

1







4.

Мир духов древних славян.

6

1

7

4.1

Мир духов древних славян. Общие представления. Баба Яга.

1







4.2

Домовой и Кикимора – домашние духи.

1







4.3

Банник и Банная бабушка.

1







4.4

Дворовой и овинник.

1







4.5

Леший и полевик.

1







4.6

Водяной. Русаки. Болотницы.

1







5.

Славянские календарно-обрядовые праздники.

3

-

4

5.1

Славянские календарно-обрядовые праздники. Зимние Святки.

1







5.2

Широкая Масленица.

1







5.3

День Ивана Купалы.

1







6.

Обобщение материала.

1

1




ИТОГО

29

4

33
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconТемы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей...
Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Славянская мифология. «О небе и земле», «Солнце и Месяц», «Свет и тьма», «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений»....
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат Славянская мифология
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат: славянская мифология
Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования?
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРабочая программа дисциплины «Славянская мифология и фольклор города»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013 г.)
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconСлавянская мифология и очень древние надписи
Руси. По этим темам нами написано много статей; однако вопрос о применении этих надписей для исследования древней славянской мифологии...
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconА. С. Пушкин и славянская мифология
Слово "культура" происходит от слова "культ" вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права счи­таться культурный...
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconОбщество кирилла туровского гомельская специализированная славянская...
Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и...
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconРелигия Древней Греции Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических...
Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди­земноморских народов. Но ни эта мифология, ни...
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconЦентр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная...
В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной...
Образовательная программа для учащихся «Славянская мифология» iconОбразовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание»
Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск