Скачать 465.06 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №459 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для учащихся «Славянская мифология» Авторы: Казицкая И.Б., Платонова С.М., Полозова Л.Н., Селиванова Е.А. Санкт-Петербург 2014 Пояснительная записка Актуальность программы: В современном нам обществе всё большее значение имеют такие факторы, как отгороженность человека от мира природы, разобщённость людей, снижение интенсивности и глубины общения, разочарование в гуманистических ценностях, бездуховность, рост потребительского отношения к жизни, стремления к удовольствию и т.п. Влияние этих факторов приводит к появлению негативных тенденций в психическом, социальном, духовном состоянии наших современников, в том числе, детей. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое общество «репродуцирует» человека-машину, умеющего преодолевать трудности, добиваться успеха, но не умеющего понимать, любить, чувствовать. Среди негативных тенденций состояния современных детей, подростков, юношества необходимо обозначить, прежде всего, следующие: Дегуманизация отношения к жизни, людям – разрушение гуманистических идеалов, нравственных норм (развитие низменных инстинктов: агрессия, жестокость; культ грубости, пошлости, открытой сексуальности, цинизма; стремление подражать герою, уничтожающему врага, поиск врагов вокруг, конфликтность, агрессивность) Танатизация сознания – влечение к смерти (повышение тревожности, страхов; поэтизация умирания, убивания; отношение к смерти как к норме, возбуждение от вида смерти; допустимость суицида; ухода из реального в вымышленный мир, в том числе создаваемый наркотиками) Стандартизация вкусов и потребления - формирование общества потребления (влияние рекламы, подчинение эталонам престижного потребления, стремление к развлечению, ориентация на низкий уровень запросов) Инфантилизация – торможение социальной зрелости, детскость (непонимание границы между реальным и выдуманным миром, искажение представлений о реальном мире, проживание чужих жизней, удовлетворение потребности в ярких эмоциях через созерцание, быстропроходящий поверхностный характер эмоций, пресыщенные реакции; легковесность интересов, примитивность отношений). Миссия программы В противостоянии этим тенденциям и создании первичных условий для приобщения ребёнка к духовному наследию человечества мы видим назначение нашей программы. Мы опираемся на культурологическую парадигму, предпочитающую качество жизни количественным накоплениям, признающую множественность истин, приоритет культуры над знанием, равноценность наций и народностей и стремимся к созданию условий для приобщения детей к её идеям. Возвращение к истокам бытия через погружение в одухотворённый, яркий мир словесного творчества наших предков представляет собой способ противостояния современным негативным тенденциям и начало пути морального, социального, психологического выздоравливания. История начинается с мифов, которые, изменяясь во времени, живут тысячелетия. Миф – это форма осознания связи человека с миром. История мифа отражает историю культуры, представляет собой воплощение в доступных восприятию школьника художественных образах океана духовных исканий и размышлений древнего человека и, в том числе, наших ближайших предков – славян. Предмет “Славянская мифология” является вторым предметом цикла культурологических дисциплин. Ему предшествует курс “Мировая мифология” и его продолжает курс ”Социальная культурология” Изучение славянской мифологии имеет особое значение вследствие предоставляемых им возможностей приобщения к родной культуре, воспитания чувства любви и гордости за историю своего народа. Программа адресована учащимся 5 класса средней школы. Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “Славянская мифология” состоит в формировании ценностного отношения к славянским мифам как способу воплощения продуманной системы миропонимания. В процессе обучения решаются следующие задачи: Образовательные: - знакомство детей с картиной мира древних славян и его отражением в мифах; - формирование представлений об образе жизни славян, связи с их верованиями; - осознание символики народной культуры и её назначения при использовании в архитектуре, быту, одежде; - понимание частичной встроенности древней культуры в современную в виде некоторых бытовых ритуалов, правил, суеверий; - получение первичного представления о единстве и взаимопроникновении древних культур; - овладение способностью к пониманию фольклорных основ русской литературы. Воспитательные: - побуждение учащихся к осмыслению системы взглядов о мире, к формированию своей картины мира; - формирование глубокого отношения к основным явлениям окружающей природы и их мифологическим образам; - ощущение себя продолжателем славянской культуры; - пробуждение исторической памяти. Развивающие: - подготовка к восприятию культурологии как основы системного анализа явлений культуры настоящего и прошлого; - овладение способностью к первичному анализу документальных историко-культурных фактов; - заинтересованность этнографическими и этимологическими исследованиями; - развитие образного мышления, эмоционально-чувственной сферы личности, способности к эмпатическому восприятию художественных образов. Миф возник в первобытный период, через него прошло в отдаленные века все человечество. Развитие мифа можно рассматривать как развитие культуры. Толчком к возникновению мифов послужило одушевление всей природы. Наверное, ни на чем нельзя так хорошо изучить законы воображения, как на определенных событиях мифической истории. Услышать мифы, сказки, народный фольклор – значит, получить уникальную возможность услышать историю из уст её создателей. Мы можем увидеть результаты мифотворчества наших предков, и отнестись к этому необходимо с должным почтением. За последние несколько десятилетий произошел переворот в археологии, сравнительном языкознании, сравнительной мифологии. Новые факты единства евразийских народов, существования единого языка человечества совершенно изменили картину истории человечества, начиная с прародины человека до сложения государств. Славянская мифология претерпела самые большие разрушения в связи с принятием христианства. Богатство народной культуры расточительно забывалось, только отголоски его можно увидеть в календарных праздниках, играх, песнях, сказках. Славянская мифология является частью праиндоевропейской духовной культуры, начало которой лежит в 5 тыс. до н.э. История Отечества, мира должна восстанавливаться во всей её широте и объёме и через призму повышенного интереса к культурному наследию своей родины. Исходя из понимания, что знанием греческих мифов не должно ограничиваться представление детей об этом виде устного народного творчества, сегодня всё чаще в школьные предметы вводятся такие, как “Народная словесность”, “Мифология” и т.д. Большинство этих программ носит ознакомительный или развивающий характер, наиболее значимой своей задачей ставит раскрытие творческих способностей ребёнка во внеклассных досуговых формах работы. Новизна нашей программы состоит в попытке создать курс на академической научной основе, в стремлении перейти от яркого поверхностного описания мифов к вскрытию интеграционных литературоведческих и культурологических связей, к формированию научного мировоззрение у ребёнка, способности различать спекулятивные модные и научно-обоснованные теории в области мифологии. Условием обучения детей по программе является добровольный характер, то есть желание самих детей, и согласие их родителей. Режим занятий – указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта). Наполняемость учебной группы соответствует количеству детей в классе. Ожидаемые результаты: После прохождения программы учащиеся
Способы проверки результативности прохождения программы: отзывы детей и родителей, наблюдения педагога за включённостью детей в учебный процесс, анкетирование, учебное тестирование. Способы фиксации результата: Выставление оценок за устные выступления, работу на уроке, письменные творческие работы, домашние работы, выполнение проверочных работ. Формы подведения итогов реализации программы Промежуточная аттестация учащихся осуществляется после прохождения каждого блока программы в форме написания проверочной работы по изученному материалу (вариант проверочной работы представлен в Приложении 2). Итоговая аттестация осуществляется в форме коллективного творческого путешествия в мир наших предков славян, которое сопровождается различными групповыми испытаниями. Учебно-тематический план
|
Темы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей... Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Славянская мифология. «О небе и земле», «Солнце и Месяц», «Свет и тьма», «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений».... | ||
Реферат Славянская мифология Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Реферат: славянская мифология Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования? | ||
Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | ||
Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | Реферат Славянская мифология Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год | ||
Рабочая программа дисциплины «Славянская мифология и фольклор города» Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013 г.) | Славянская мифология и очень древние надписи Руси. По этим темам нами написано много статей; однако вопрос о применении этих надписей для исследования древней славянской мифологии... | ||
А. С. Пушкин и славянская мифология Слово "культура" происходит от слова "культ" вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права считаться культурный... | Общество кирилла туровского гомельская специализированная славянская... Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Религия Древней Греции Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических... Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Но ни эта мифология, ни... | ||
Центр духовно-нравственного и творческого развития личности Образовательная... В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся начального звена Московского района г. Чебоксары и в рамках плана учебно-воспитательной... | Образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание» Авторская внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению |