Реферат Славянская мифология





Скачать 235.33 Kb.
НазваниеРеферат Славянская мифология
Дата публикации17.11.2014
Размер235.33 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Славянская мифология
автор: ученица 9 класса «Б»

Савенко Дана

Руководитель: Рогинский Е.О.

Москва

2012

главление

Глава 1.

Высшие славянские боги…………………………………………..…стр. 5-7

Почитание сил природы………………………………………….….стр. 8-10

Глава 2.

Мифы о сотворении земли, природы и человека………………..стр.11-13

Мифы о загробной жизни………………………………………………стр.

Глава 3.

Мифологические существа славян……………………………………стр.

Список использованной литературы

  • Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год

  • Левкиевская Елена Евгеньевна. Мифы русского народа. ООО "Издательство Астрель", Москва.


Введение
аждый из нас хотя бы однажды лежал под одеялом поздним вечером и слушал старые бабушкины сказки о леших и кикиморах, водяных и домовых, Кощее Бессмертном и Бабе Яге. Сейчас эти старые поверия мы воспринимаем скорее как шутку, забавные истории для детей и с удовольствием рассказываем их младшему поколению. Так и идет из года в год, славянские мифы и легенды стали непосредственной и важнейшей частью русской культуры и глубоко запали в души и сердца россиян.

Собственный реферат я посвящаю именно теме славянской мифологии – чему-то забытому, таинственному, ужасно интересному, и для меня пока очень абстрактному. Прошлое всегда притягивает, особенно прошлое собственного народа – древнего и могучего, по теориям некоторых историков, одного из первых разумных на земле. Изучая его, я надеюсь углубиться не только в мифы и поверия, но и охватить некоторую часть религии древних славян.

Книга, которую я реферирую, называется «Мифы русского народа». Она содержит в себе подробную информацию о славянской мифологии: сведения о религии, пантеоне богов славян, духов и других мифологических существ, мифы о сотворении Земли, природы и человека, загробный мир в представлении древних славян. Теперь, покончив с предисловием, я приступлю к введению в мою исследовательскую работу.
то есть миф? Казалось бы, это - что-то вроде суеверия, которое точно не имеет никакого отношения к реальности… Но, как ни удивительно, это совсем не так. На самом деле, миф – это своего рода ненаучный способ восприятия мира, и в тоже время - совокупность накопленного веками народного опыта. Мифы – очень своеобразный аналог науки, они отвечают на все главные вопросы – что было началом мира, как он устроен и многие другие, но со своей точки зрения. Мифологическое знание так же логично, как и научное, но логика эта – иная. Она предполагает существование наряду с нашим, человеческим миром, мира иного – потустороннего. Мифы появились задолго до рождения самих наук, которые сегодня дают ответы на большинство вопросов, появились тогда, когда еще не существовало письменности, и единственной формой сохранения и передачи знания было устное слово. Мифология – гораздо более древний источник, отражающий людские представления много веков назад, пусть иногда и наивные, зато невероятно захватывающие.

Каждый народ имеет свою систему мифов, до нас дошли древнегреческие мифы об олимпийских богах, скандинавские мифы об асах, древнеиндийская мифология, изложенная в «Ведах», и мифы многих других народов. В своей работе я буду исследовать восточнославянские мифы, первоначальный состав которых сложился к тому времени, когда из разрозненных восточнославянских племен образовалось государство – Древняя Русь, произошло это в 10 веке до нашей эры. Здесь нужно упомянуть о двух существенных особенностях славянской мифологии, коренным образом отличающих ее от других европейских мифологий, прежде всего от античной. Обычно, мифологию воспринимают, как языческие, нехристианские народные верования. Однако, к тому времени, когда в 988 году христианство стало религией Древней Руси, исторический и культурный пусть, проделанный славянами, был еще очень короток, ведь они, как самостоятельный этнос, стали формироваться лишь в 4-6 веках, и их языческие представления не успели принять вид единой системы, а пантеон богов только начал складываться. С принятием христианства язычество было объявлено «незаконным» и система славянских мифов так и осталась незавершенной. В этом ее первое явственное отличие от европейских мифологий, в которых такая система образовалась и даже была сохранена в письменных источниках, в то время как на Руси письменность еще не существовала, и мифология существовала в форме устных преданий - отличие второе. Когда же письменность стала распространяться, враждебные религии языческие верования никто не стремился перенести на бумагу, в основном церковнослужители стремились обличить в книгах язычество. Поэтому, ни одна книга, в которой были бы записаны славянские мифы, не дошла до нашего времени. Некоторые упоминания, конечно, можно найти в книгах античных византийских писателей, но их представление о культуре славян было очень размытым. Но, в таком случае, как же нам узнать, во что верили наши предки, если мы не имеем почти никаких источников, а те, которые имеем – скудны и неинформативны? Ответ на этот вопрос есть. Дело в том, что, хотя после принятия христианства вера в высших богов довольно быстро исчезла из памяти русского народа, низшие мифологические существа, которыми народное воображение населило землю, не были преданы забвению. Так же сыграл большую роль тот факт, что в отличие от городской знати, довольно быстро усвоившей христианские обряды, подавляющее большинство селян, формально приняв крещение, по существу остались язычниками, лишь поверхностно усвоив основы православного вероисповедания, и такая ситуация на Руси сохранялась на протяжении нескольких веков, она называется двоеверием. Это, конечно не значит, что человек верил по понедельникам в Иисуса Христа, а по вторникам – в Перуна, но подразумевает веру человека в то, что Николай Чудотворец и кикимора – существа одного мира, не осознавая, что каждый из них является часть не просто разных, но даже взаимоисключающих вероисповеданий. Таким образом, Христианство стало преобладать в сознании народа, не уничтожив, а только сильно потеснив язычество.

На протяжении столетий соседства с православием, дохристианские представления активно развивались и видоизменялись. Когда на основе единой восточнославянской культуры стали складываться отдельные русская, украинская и белорусская традиции, в каждой из них общее мифологическое наследие начало постепенно перестраиваться на свой лад, начали появляться поверия и предания, известные только в отдельных областях. Так, некогда единая система древнерусских мифов стала существовать в измененном и раздробленном виде. Но в таком случае, возникает вопрос – на каком основании мы объединяем разные национальные культуры в единое целое? Да, сейчас это – разные культуры, но они развивались из одного первоначала, и каждая из них сохранила общие основные, наиболее важные черты: культ рода и предков, представления о правильной и неправильной смерти, о доле человека, о человеческом и потустороннем мирах и создании нашего мира.

С середины 19 века историки и этнографы собирают сведения о древних обрядах и повериях славян, черпая информацию непосредственно из уст русского народа. Надо признать, что в основном сведения, которыми мы располагаем в данный момент – в большинстве своем составляют более поздние верования русских, украинцев и белорусов, но гораздо лучше представлять себе древнерусскую мифологию на примере пусть позднего, но зато естественного и живого этапа ее развития, чем изобретать сомнительные теории и сыпать голословными утверждениями. Конечно, такой подход к делу влияет на точность наших знаний о мифологии древних славян, но неточность такая присутствует в любой реконструкции древней эпохи и не в наших силах вернуться в прошлое и провести более тщательное исследование.

Итак, целью моего реферата является изучение мифологии и религии древних славян, обычаев, связанных с ними, а так же нахождение некоторых параллелей этих обычаев и обрядов с современным миром. Кроме того, в мои задачи входит поиск соответствий некоторых языческих культов с более поздними – христианскими. Передо мной стоят такие задачи: исследование религии древних славян, а непосредственно – древних языческих богов и духов, исследование основных и наиболее важных славянских мифов (я выбираю «критерием важности» присутствие подобных мифов в КАЖДОЙ из существующих мировых мифологий, ибо они – основа основ любого мифологического учения) и, наконец, исследование самих мифологических существ - самая интересная, на мой взгляд, «сказочная» часть реферата.

Введение мое подходит к концу, и скоро мы приступим к самому интересному. Да, прямо сейчас, только перелистните страницу.

елигия древнерусских славян
Основа любой языческой религии – многобожие. Древнему человеку необходимо было постоянно ощущать покровительство высших сил, какой бы деятельностью он ни занимался. Начало истории древнеславянской религии уходит в далекое прошлое, примерно ко временам расселения славян по восточно – европейской равнине. Уже тогда у них сформировались устойчивые религиозные представления и черты культа. Иначе говоря, у древних славян была определенная религиозная система, система эта была многоступенчатой. На высшей ступени ее находились боги – высшие существа, наделенные наибольшим количеством власти и силы. Этих богов славяне ощущали в явлениях окружающей среды, в основном, природных. Боги дарили блага – повелевали силами природы, помогали древним людям в войнах, хозяйственной деятельности и многом другом, взамен славяне поклонялись им – молились, приносили обеты и жертвы. От божественной воли зависели жизнь и благополучие человека.

Что касается непосредственно поклонения, в основном славяне воздвигали каменные и деревянные идолы, каждый из которых соответствовал определенному богу. Им приносили дары – хлеб, мясо, лук, молоко. Если идолы исполняли просьбу молящихся, то они приносили быков и овец в жертву кумирам, выражая таким образом глубокую благодарность и благоговейное почтение к всемогущим.

Пантеон языческих богов никогда не был единым и четко сформированным для всех славян, в разных территориях расселения славян главенствовали разные боги. Многие ученые – историки определяют главный пантеон именами богов, которые назвал таковыми Владимир Святой в 980 году, когда проводил первую на Руси религиозную реформу. Среди них были: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симарьгл и Мокошь. Он пытался возвысить ряд богов над остальными и внедрить эту идеологию в умы древних славян, преследуя свои политические цели, в том числе – объединение отделенных друг от друга пропастями религиозно и культурно разрозненных обычаев частей русского народа. Таким образом, и этот пантеон нельзя считать «классическим», хотя бы потому, что реформа не увенчалась успехом. Тем не менее, нам известны два основных центра Славии, где сложились свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и северные земли во главе с Новгородом. На данный момент существуют сведения всего о нескольких богах, однозначно встречающихся во всех славянских культах.

ерун.
Перун считался верховным божеством большинства древнеславянских религиозных культов - бог грома и молнии, подобно Зевсу - громовержцу и многим другим главенствующим богам иных верований. Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие его – каменные стрелы, которые он мечет на землю, таким образом, создавая грозу. Издревле символами Перуна были четверг, конь, дуб. Перун был воинственным богом и покровителем русской княжеской дружины, помогающий русичам одерживать победы в сражениях. Самый популярный миф о Перуне – миф о том, что Перун своими молниями уничтожает нечистую силу, бродящую по земле. Например, согласно поверию, Перун бьет именно в то дерево, за которым прячется черт.

После принятия христианства, культ повелителя молний подвергался самому тщательному и ожесточенному искоренению из – за прежней его популярности. Именно идол Перуна был низвергнут и пущен по течению реки князем Владимиром. Постепенно, место Перуна занял христианский его аналог – Илья – пророк. Но, несмотря на яростные попытки стереть память о поклонении Перуну из умов русских людей, они хранили память о своем боге вплоть до 17 века. Откровенно говоря, и сейчас существует немало людей, всерьез увлекающихся религией наших старинных предков, а некоторые из них - даже преданы той вере.



елес.

Велесу, несомненно, поклонялись на всей восточнославянской территории. В отличие от Перуна, царствовавшего на небесах, обитель Велеса находилась в подземном мире. Его называли «скотьим богом», он был покровителем хозяйства, земледелия и, прежде всего, скотоводства. Положение Велеса в пантеоне языческих богов славян было высоким, ведь скотоводство играло важнейшую роль в жизни древних славян и олицетворяло богатство и плодородие. Символами Велеса были шерсть, волос, которые означали достаток, плодовитость. Отсюда пошел обычай сажать новобрачных на шерстяной тулуп, а первую брачную ночь молодые проводили на шкурах. Велес был покровителем певцов и сказателей.
акошь.

Третье древнейшее божество, покровительствующее воде. Макошь – единственное женское божество культа древних славян. Она была покровительницей женского начала и всему что ему сопутствовало. Христианские священники считали Мокошь воплощением блуда и тщательно старались искоренить поклонение ей, потому что культу Мокоши были очень долгое время преданы многие русские женщины, даже из богатых семей. Даже сейчас в наречиях многих подмосковных селений можно встретить слово «мокосья», что значит «гуляющая женщина». После принятия христианства, большинство характеристик Мокоши взяла на себя святая Параскева.
ажьбог, Стрибог и Сварог.

Дажьбог – бог солнца, является источником жизни всего живого на земле, от него зависит количество урожая и благополучие русского народа. Таким образом, Дажьбог – великодушное божество, дарующее благо, обогащающее. Многие славянские племена почитали его за родоначальника и покровительствующего бога.

Стрибога традиционно принято считать богом ветра из – за упоминания в летописи о ветрах, как о внуках Стрибога. Но, существует также мнение о том, что Стрибог, по большому счету, выполняет то же предназначение, что и Дажьбог. Вывод такой можно сделать, принимая во внимание факт, что корень «стри» относится к слову простирать – простри, что значит распространять, простирать благо.

Сварог – дух огня. Славяне почитали его, как олицетворение сильной, могучей стихии, а не как конкретного бога, имеющего четкую форму. Они воспринимали пламя, как живое существо и обращались с ним соответствующе, у них даже был свод указаний, которые могут помочь обращаться с огнем правильно и не прогневать его. К огню даже запрещали прикасаться ножом, чтобы не поранить. До сих пор в деревнях можно услышать слова «огонь хочет пить», что обозначает время жертвоприношения огненной стихии – кувшин с водой и дрова.

очитание сил природы.
В культе поклонения славян, кроме высших богов, было очень распространено поклонение силам природы. На самом деле, даже большинство высших богов и мощь их непосредственно связаны со стихиями. Славяне всегда почитали и верили в помощь земли и воды, огня и солнца, месяца, воздуха и часто взывали к силе матери сырой земли. Они так же верили в святость некоторых деревьев и животных. Древнеславянский народ считал поклонение этим божествам чрезвычайно важным, потому что чувствовали сильную зависимость от их милосердия и благосклонности, даже большую, чем от высших покровителей, иногда чересчур абстрактных. Сейчас, поговорим подробнее о силах природы, почитание которых было наиболее распространено в изучаемом нами языческом пантеоне.
Ярило.
Сейчас практически не сохранились письменных источников, в которых можно было бы встретить упоминание о Яриле – славянском солнце, тем не менее, достоверно известно, что оно играло немаловажную роль в поздних верованиях народа и продолжало ее играть вплоть до конца прошлого века. Под верованиями народа я так же подразумеваю регулярное празднование Ярилиных игрищ или попросту – Ярилок. Традиция празднования, естественно, изменялась со временем, да и в разных частях русской земли была иная. Однако, значимость Ярила была примерно одинаковой везде – оно символизировало плодородность и плодовитость, как растений и скота, так и самих людей. Отмечали праздник традиционно в конце весны – начале лета и обыкновенно славяне, а впоследствии и русские люди предавались пьяному разгулу, пели песни и выбирали человека, который должен был играть роль Ярила на этот раз – его одевали подобающе, в одежды, обвешанные колокольчиками и ленточками, голову убирали цветами. Чаще всего Ярило двигался впереди шествия, с колотушкой в руках, народ позади него же бил в барабаны.

Также, есть еще свидетельства о Яриле, сохранившиеся по сей день. С одним из них мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни – слова с древним корнем «яр», смысл которых тесно связан с сущностью Ярила, обозначающим весну и любовь, готовность к продолжению рода. Например, слова ярость и яриться, в русском и украинских языках означающие пыл, жар, багроветь, горячиться, кипятиться, разжигать желание любви. Иное упоминание – черты Ярила, которые после принятия Христианства перенял частично святой Юрий (Георгий). Во – первых, мена их созвучны, во – вторых, Юрий, как и языческий дух, обозначал приход весны и плодородие. Более того, схожи и обряды Ярилиных гуляний и дня «весеннего» Юрия.
Купала. (Купало)
С этим божеством произошла довольно странная история – а точнее, объединение его языческого культа с более поздним – христианским культом Иоанна Крестителя. Как такое могло произойти? На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ибо множество христианских святых покровительствовали тем же вещам, что и языческие духи и особенности первых были часто идентичны с особенностями последних. Однако, в данной ситуации я бы назвала причиной слияния двух культов стремительный ход истории, стирающий истинные значения слов и переиначивающий их на иной лад. Так произошло с именем Купалы, имеющим старинное происхождение и цепляющимся корнями за индоевропейский глагол, значащий: кипеть, вскипать, страстно желать. Также, этот корень сохранился в русском и болгарском языках и значил: волноваться, бурлить, подниматься (о хлебе) и бродить (о вине). Мы можем увидеть непосредственную связь Купала с плодородием и подобными природными силами и солнцем, его культ во многом схож с культом Ярила. На эту же мысль нас наталкивает время, в которое отмечается праздник Купалы – день летнего солнцестояния. Со временем древний смысл слова начал забываться и его все чаще стали отождествлять с современным словом «купаться». А когда христианский праздник Иоанна Крестителя (крещение подразумевает погружение в воду трижды) наложился на языческий обычай, имя Ивана Купалы было полностью объединено с именем христианского святого, и народ стал понимать смысл ритуала, как всеобщее купание. Таким образом, произошло удивительное – появился культ, сочетающий в себе поклонение двум совершенно противоположным силам – жгучему солнцу и воде.
Культ Матери – Земли.
Плодородная, дарящая жизнь Земля считалась Матушкой не только во времена языческие, но и множество веков после. Ее боготворили и считали знаком богатства, ведь она давала людям хлеб: «Будь богат, как земля святая!». Также, землю отождествляли со здоровьем и чистотой. Даже сейчас сохранились некоторые на первый взгляд забавные обычаи, связанные с волшебными свойствами земли – например, ею лечат головную боль и моют руки перед едой, когда нет воды. Также, существовала традиция брать с собой в путешествие мешочек с родной землей, которая считалась могла придать сил в трудную минуту и принести удачу. «Ну, помогай, мать сыра Земля!» (цитата – художественный мультфильм «Илья Муромец и Соловей разбойник») У хлебопашцев в те времена появилось огромное количество запретов и правил по отношению к земле – пахать и копать ее можно было только в определенное время. Связано это было с древним поверием о том, что Земля и Небо – супруги, а Земля – мать хлеба, который на ней рождается после того, как небо оплодотворяет ее дождем. Следовательно, как и любая мать, Земля беременеет, и нельзя ее тревожить в это время. Нельзя было во время засухи пытаться разбить землю, ведь бить родную матерь - негоже, поэтому же запрещалась матерная брань.

Многие особенности почитания Земли позже перенесли на Богородицу.

Культ воды.
Водной стихии славяне поклонялись активно, основной целью этого поклонения было вызвать дождь во время засухи, ведь славяне были уверены, что ублажив воду на суше, можно было вызвать благодатную воду с неба. Для того, чтобы открыть поток воды с неба, язычники старались открыть земные ключи, то есть, высохшие, иссякшие, не действующие источники воды. Славяне расчищали их и молились подле. В сохранившихся рукописях есть упоминания о множестве обрядов, связанных с водой – о гаданиях, молитвах, клятвах (даже супружеских), лечении и принесении жертв, нередко человеческих. За последние столетия эти обряды, безусловно, изменились, приняли христианскую форму. К ключам люди шли, вооружившись иконами, молитвами и священниками, воду освящали, однако под всей этой религиозной атрибутикой, данная традиция – суть есть языческий обряд.

К воде необходимо было относиться с должным почтением – отсюда сейчас общеизвестно, что в воду нельзя плевать и мочиться, ведь такое поведение подразумеват желание плюнуть в глаза собственным родителям и самому Богу, к тому же вода может затаить обиду. Вода испокон веков очищала и охраняла словенцев – заговоренной водой окропляли себя, дом, скот (позднее, обряд деформировался в обряд окропления святой, а не заговоренной водой). Вода, которую черпали из источников в специальные дни (Ивана Купало) считалась целебной. Особую силу воде придавали помещенные туда растения, угли из печи – предположительно, отсюда пошел обычай кидать монетку в водоем.

Культ дерева.
Поклонение деревьям было также широко распространено в древней Руси, как и поклонение огню, воде и земле, особенно дубу – дереву бога молний Перуна. Ему нередко приносили в жертву животных, известен случай, когда современные историки обнаружили на дне Днепра старинный дуб с девятью кабаньими челюстями внутри. До наших времен дошли только косвенные упоминания о священных рощах – специальных местах, где деревья обладали особой силой, и рубить внутри них даже сухие ветки категорически запрещалось. Приведу в пример краткое изложение древнего мифа о дереве «Исколена», названное так в связи с тем, что, согласно преданию, выросло из колена умершей в роще девушки. Итак, дерево даровало исцеление души и тела всем, кто приходил за помощью к нему, но однажды местный священник объявил подобный культ языческим и приказал срубить дерево. Однако, верующие в страшную кару за такое деяние славяне наотрез отказались трогать растение. Тогда, священник сам вызывался срубить чудесную липу, но при первом же ударе топора из – под коры хлынула кровь и ослепила нарушителя. Позже, по совету крестьян, он принес извинения дереву и прозрел.

У деревьев часто венчались и часто проводились богослужения, хотя всегда находились протестанты, считающие подобные действия – остатками языческий «молений в рощеньи»

ифы о сотворении земли, природы и человека.
Космогония – так принято называть часть мифологии, содержащую поверия о возникновении всего сущего – земли, людей и так далее. Такие мифы нашего народа почти не сохранились, потому что большинство книг, содержащих различные теории появления мира, в котором мы живем, в основном уничтожались ярыми борцами за теологическую теорию создания вселенной. Так или иначе, на данный момент известные мифы этой тематики – смесь некоторых культов, окончательно приобретшая очертания уже после крещения Руси.
Мифы о сотворении воды, земли, гор
Наиболее распространенной была дуалистическая теория, повествовавшая о двух создателях мира – Боге и другом, который со временем становится врагом божиим, именуемом Сатаной, Люцифером, Лукавым. Славянам представлялось, что сначала не было ничего, кроме массы, состоящей из воды и земли, напоминавшей тесто для пирога. Для начала, Творец с помощью Сатаны отделил землю от воды, и появилась твердь земная. По иной версии легенды, у Сатаны никак не выходило вытащить землю из воды, и Бог приказал ему наковырять землю из под ногтей. Сатана посыпал ею воду и появился кусок земли. Бог устал и лег спать, а Сатана, озлобившийся из – за недостатка собственного могущества, замыслил утопить Бога. Он бегал по земле, пытаясь опустить того в воду, но как только он приближался к воде, она отдалялась и образовывались новые территории почвы. Тогда Сатана, решив, что земля сейчас тонкая, выроет яму до воды и утопит Бога в ней. Однако, сколько ни копал, не вышло, только огромная дыра образовалась. Тогда Бог проснулся и сказал, что Стана бессилен и стихии ему не повинуются и что яма им для него и вырыта (ад). Сотворив землю, Бог установил ее на двух рыбах, плавающих в океане и перманентно опускающихся и поднимающихся. (От этого зависело, засушливым ли выдастся год).

Землетрясения случаются, когда рыбы движутся.

Все неплодородные и неудобные для проживания места, по мнению славян, появились таким образом: Сатана припрятал щепоть земли за щекой и когда Бог приказал земле расти, земля за щекой также повиновалась, и Сатана стал плеваться, поэтому горы, болота и иные – плевки на землю Сатаны. Иная версия происхождения гор – Бог и Сатана сжимали жидкую сначала Землю и, отжимая влагу, оставляли горы в местах выступающей от сильного давления земли.

Первый огонь на земле разжег черт. Бог послал вниз архангела Михаила, чтобы тот добыл огонь. Архангел, завязав разговор с чертом, незаметно воткнул в огонь палицу и побежал. Черт почти настиг его, но Бог вмешался и велел Михаилу бросить палицу. Она ударилась о камни, и появились искры, и так люди поняли, как разжигать костры.

Моря, реки и озера были выкопаны птицами, по божиему велению собравшиеся вместе.
Небо, солнце, месяц
Созданная Богом и Сатаной Земля – плоский овал, сходящийся с небом по краям. Небо – своеобразный твердый потолок, имеющий семь в большинстве версий этой легенды слоев, предназначенный для небожителей. На нижних слоях пребывают души святых, на средних – ангелы, а на последнем, золотом – Бог. Недаром нам хорошо известно выражение «Быть на седьмом небе от счастья». Много говорили о местах, где земля сходится с небом. Некоторые считали, что люди там обыкновенные, только женщины во время стирки вешают белье на рога месяцу, иные утверждали, что такие места кишат дикими одноглазыми людьми.

О том, что есть Солнце, одной точки зрения у древних славян не было: Солнце было и огромной ангельской свечей, и искрой, неизвестно как удерживающейся и горящей в небе, и отблеском Божьего Лица, и Божьим окном. Но, суть у него была одна - оно представлялось людям, как царь неба, святой и праведный, который ежедневно обходит неподвижную землю, а ночью отправляется на отдых, уступая место Месяцу. Здесь также нет единого мнения. Чаще, Месяц держали за младшего брата Солнца. Прямо на месяце есть заслонка, которую открывает и закрывает святой Юрий. Славяне считали, что звезд на небе ровно столько, сколько людей на земле. Звезда зажигается и гаснет в момент рождения и смерти человека. Также, бытовала теория, что звезды – свечи, которые Бог на небе зажигает ночью.

Радугу словенцы считали живым существом, которое опускает один свой конец в водоем, чтобы испить из него. У радуги семь цветов – по количеству небес. Пройти под радугой считалось несчастливой приметой: поговаривали, что у проходящего может смениться пол.

Буря, Метель и Вьюга – три сестры, живущие со своим братом Вихрем на острове Буяне. Мороз – древний старик, который машет кнутом и приносит холод своими движениями.

У древних славян было всего два времени года – Зима – старуха зубами из железа и Лето – красивая девушка, которые периодически состязаются друг с другом.

Мужчина и женщина
Главной гипотезой возникновения человека на земле было создание его Богом из глины, земли, праха. Как и легенды о сотворении земли, эти легенды появились достаточно поздно. Участие Сатаны в создании человека в мифах проявляется очень четко и преобладает над «официальной» версией. Эта мысль имеет еще более яркое выражение в тех мифах, где человек был создан только Сатаной, а Бог только дал ему душу, чтобы оживить.

Появление разных народов славяне объясняли тем, что черт варил в котле смолу и бросал туда травы. Раз засунул руку в котел – вышел украинец. Не доварил – решил черт. И так, по мере кипения, вытаскивал черт из котла людей разных национальностей, вплоть до татарина.

Древнерусские волхвы рассказывали о том, что Бог, парясь в бане, вспотел, обтерся ветошкой и сбросил ее вниз. На земле Сатана поднял ветошку и из нее создал человека. Согласно одной из древних украинских легенд, люди были вылеплены Богом из глины.

Животные, птицы, рыбы
Все славянские сказания о созидании нашего мира делятся на дуалистические и приближенные к евангельским, я в своем исследовании больше уделяю внимания тем отходящим от канонической версии поверьям, ведь я в большей степени изучаю мифологию славян, чем религию, хотя лично я считаю, что любая религия – общепринятая мифология. Итак, сохранившиеся легенды повествуют о том, что создание животных – итог небольшой игры между Сатаной и Богом – Бог создавал одно полезное и красивое существо, а Сатана, в ответ, безобразное и вредоносное. Затем, Бог принялся создавать людей, а у завидовавшего ему Сатаны вышел только козел (ведь создавали они существ по своему подобию), но даже козла он не смог оживить, пришлось просить помощи. Было огромное количество легенд ,связанных с появлением конкретных животных, но их бесчисленное множество – так что приведу в пример несколько кратких:

  • Зайца считают животным, которого создал черт, потому что заяц косой, как черт.

  • Мышь создал Сатана, чтобы искусить Еву, но Бог бросил в мышь перчатку, которая превратилась в кошку. Кошка погналась за мышью, так кошки за мышами и бегают

  • Некоторых животных, например медведя, Бог из человека превратил в животного за прегрешения. (История о двух глупцах - супругах, решивших напугать Бога, надевших для этого на себя шкуры и с рыком бросившихся поперек дороги Творца. Тогда Он сказал, что если им нравится рычать на добрых людей, пусть всю жизнь рычат)


ифы о загробной жизни.
Основой практически любого мифологического учения является теория о том, что существуют два мира, измерения – наш, в котором мы живем, видимый и осязаемый и так называемый иной, потусторонний мир, являющийся родиной различных мифических существ и упокоищем душ усопших. Эти два мира крепко связаны между собой и в некоторые моменты времени граница между двумя реальностями расходятся и в эти моменты, с помощью магии, обрядов и иных ритуалов, есть шанс увидеть души покойников, просачивающиеся в наш мир сквозь эти щели. Со сверхъестественной силой человек взаимодействовал постоянно, такие силы можно задобрить или напротив – отпугнуть. Надо заметить, что не все потусторонние существа хотят человеку зла, но все равно представляют некую угрозу, ведь они – «оттуда».
Душа
Душа, по мнению славян, была нечто, находившееся в человеке и поддерживающее в нем жизнь. Душа представлялась им чем – то живым, самостоятельным и, согласно различным мифам, могла находиться в сердце, животе, груди, крови, горле, печени. Она имеет вид сгущения ветра или дыма Считалось, что полноценной душой обладал только мужчина, а у женщины душа состояла из двух частей – части, данной Богом и части, данной Адамом. Душа, как правило, предполагалась у всех людей на земле, однако душа христианина считалась светлой, а душа человека любого другого вероисповедания была темной. У животных души не было вовсе, на месте ее был пар, который исчезал после смерти. Исключением являлся лишь медведь, чья душа имела форму щенка. Души нерожденных Бог хранит в неизвестном, сокрытом месте. Душа вкладывается в человека, когда он, будучи еще младенцем , находится в утробе матери. Как раз после этой процедуры ребенок начинает ворочаться в животе. Души умерших могли являться нам в виде бабочек или птиц. Недаром, бабочек часто называли «душеньками». Также душа могла прорости на могиле умершего, взойдя из земли в виде дерева или цветка.

Смерть в понимании славян – момент ухода души из тела. Жизнь славяне считали всего лишь временем, когда душа «гостит» на земле, после ее окончания душа отправлялась на вечный отдых, домой, загробный мир и продолжает там свое существование, сохраняя при этом человеческие потребности (в еде, сне и так далее). Поэтому, гробы тогда называли домовинами.

Загробный мир

Сохранились сведения о двух группах мифов, посвященных загробной жизни – древних, языческих – исконных, и более поздних – христианских. Концепция первых такова: существуют два мира – наш и потусторонний, загробный. Они – совершенные противоположности, подобно свету и тьме. Наш мир упорядочен, время в нем течет равномерно, он наполнен жизнью и звуками, это мир солнечного света. Мир тьмы безмолвен, хаотичен, в нем нет никакого порядка и времени, это - мир ночной поры.

Христианская теория о Страшном суде и грешных и безгрешных людях появилась много позже. Изначально, слово грех, постоянно в ней фигурирующее, вовсе не обозначало вину перед Богом. Грехом язычники именовали всякое отступление от нормы, кривизну, неправильное поведение, которое может спровоцировать дисгармонию человека с природой, а впоследствии – страшные беды. Христиане называли грехом ответственность человека за собственные поступки перед Господом, таким образом, самоубийство в христианской религии считается грехом, ибо человек, совершившие подобный поступок, пошел вразрез Божьей воле – воле даровать этому человеку жизнь. Зато, если человек погиб в связи с какими – либо внешними обстоятельствами, он безгрешен. В языческой культуре же и самоубийство, и убийство являются неправильной смерть, ведь человек прожил меньший срок жизни, чем ему был положен, вследствие чего он становится заложным покойником.

Относительно того, где же находится «тот» свет существовало множество разнообразных легенд. Утверждали, что он располагается прямо на земле, только путь к нему делают недоступным всяческие естественные преграды – вроде непроходимых лесов, гор, болот. Другие, более поздние поверья рассказывают о том, что рай стоит высоко, на большой горе, а ад - под землей.

Отношения с иным миром у славян складывались таким образом: они проводили все необходимые обряды, ритуалы и иное для сохранения хороших отношений со своими усопшими предками, ведь связь между живыми и мертвыми славяне считали непрерывной. Поэтому так важно было выразить им свое почтение и дать понять, что о них не забыли. В этом случае упокоившиеся не будут тревожить ныне живущих, а, напротив, будут им покровительствовать, помогать в быту. Однако, кроме обрядов, направленных на то, чтобы задобрить духов, существовали и оберегающие от дурного влияния последних ритуалы. Поэтому, присутствовала некая двойственность в славянской культуре по отношению к духам погибших – их старались всячески ублажать и рассчитывали на ответную благосклонность, но и серьезно опасались или даже боялись. Чтобы мертвец не «увел за собой хозяйство», закалывали ягненка, а на остальной скот вешали красные ленточки. Так как считалось, что после смерти душа продолжает существовать: ходить, есть, пить и так далее, очень были важны такие детали, как одежда человека, в которой его хоронят, вещи, с которыми его хоронят. Например, считалось, что если похоронить мальчика без пояса, он не сможет воровать яблоки из райского сада – они будут проваливаться.

Полагали, что попасть на «тот» свет все же можно – это происходило при обмирании или, говоря современным языком, летаргическом сне. По легендам, во время такого обмирания душа человека гуляет по иному миру с проводником – ангелом или своим предком, который показывает и рассказывает ему о загробном мире. Некоторые из этих знаний строжайшим образом запрещается потом передавать другим людям.

.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Реферат Славянская мифология iconРеферат: славянская мифология
Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования?
Реферат Славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Реферат Славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Реферат Славянская мифология iconРеферат Славянская мифология
Левкиевская Елена Евгеньевна. В краю домовых и леших. Персонажи русских мифов. Объединенное гуманитарное издательство, 2009 год
Реферат Славянская мифология iconТемы рефератОВ: Алкивиад и Александр Македонский как носители ценностей...
Античные воззрения на культуру и природу человека: Гомер, Гесиод, Тит Лукреций Кар
Реферат Славянская мифология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Славянская мифология. «О небе и земле», «Солнце и Месяц», «Свет и тьма», «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений»....
Реферат Славянская мифология iconРабочая программа дисциплины «Славянская мифология и фольклор города»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013 г.)
Реферат Славянская мифология iconА. С. Пушкин и славянская мифология
Слово "культура" происходит от слова "культ" вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,- не имеет права счи­таться культурный...
Реферат Славянская мифология iconСлавянская мифология и очень древние надписи
Руси. По этим темам нами написано много статей; однако вопрос о применении этих надписей для исследования древней славянской мифологии...
Реферат Славянская мифология iconОбщество кирилла туровского гомельская специализированная славянская...
Международная науч конф. (2007, Гомель). V международная научная конференция “Славянская фразеология в ареальном, историческом и...
Реферат Славянская мифология iconОбразовательная программа для учащихся «Славянская мифология»
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка является важным в формировании основ личности, так как современное прагматическое...
Реферат Славянская мифология iconРелигия Древней Греции Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических...
Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди­земноморских народов. Но ни эта мифология, ни...
Реферат Славянская мифология iconРеферат по литературе по теме «Мифология древнего Египта»
Будучи в Северной Африке единственной страною, орошаемой большой рекой, Египет обязан этой реке Нилу – своим плодородием и культурой,...
Реферат Славянская мифология iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Реферат Славянская мифология iconРеферат с элементами исследования тема: «мифология и народные куклы древних славян»
Цель исследования состоит в том, что бы представить мифологию в качестве способа осмысления природного и человеческого мира древних...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск