Скачать 0.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА (междисциплинарного) по дисциплинам Отечественная история и методика обучения истории и обществознанию по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 702 пед/сп от 31 января 2005 г.). Программа обсуждена на заседании кафедры исторического образования «22» мая 2013 г., протокол № 8. Заведующий кафедрой К.Т Тихий 2013 г. Составители: К.Т. Тихий, Н.А. Бутенин, Д.А. Рыбель, Е.С. Симоненко, Е.В. Шангина, И.В. Пчела. Уссурийск 2013 Пояснительная записка Кафедра исторического образования готовит учителей для общеобразовательных средних школ и средних специальных заведений для преподавания истории и обществоведческих дисциплин. В рамках изучения истории предполагается освоение курса основных дисциплин из курса всеобщей истории. Основная цель итогового государственного междисциплинарного экзамена по всеобщей истории установить готовность выпускника к профессиональной деятельности, его соответствие квалификационным требованиям. Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера. Программа итогового государственного экзамена разработана согласно:
Краткая характеристика профессиональной деятельности выпускников Выпускник, получивший квалификацию учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Требования к результатам освоения образовательной программы Выпускник должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты; государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание. Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) являются: в области учебно-воспитательной деятельности: осуществление процесса обучения истории и права в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий по истории и права с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории и права, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; в области социально-педагогической деятельности: оказание помощи в социализации учащихся; проведение профориентационной работы; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; в области культурно-просветительной деятельности: формирование общей культуры учащихся; в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; организация контроля за результатами обучения и воспитания; организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; ведение школьной и классной документации; выполнение функций классного руководителя; участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом. Перечень дисциплин из циклов общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, по содержанию которых сформулированы вопросы государственного экзамена История России с Древнейших дней до конца XVIII в.; История России с конца XVIII в. до 1861 г.; История России с 1861 по 1917 гг.; История России (ХХ век); Требования к составлению билетов государственного экзамена Билеты по данному государственному экзамену включают в себя по два вопроса. Первый вопрос связан с освещением наиболее дискуссионных проблем истории России с древнейших времен до современности. Второй вопрос относится к циклу профессиональной подготовки студента как учителя истории и обществознания для средних учебных заведений. В частности, второй вопрос связан с теорией и методикой обучения истории и обществознанию. Содержание вопросов государственных аттестационных испытаний по отечественной истории исходит из принципа историзма. В них отражены узловые дискуссионные и теоретические проблемы всемирного развития с древнейших времен до наших дней. Вопросы теории и методики обучения истории и обществознания основываются как на последних достижениях педагогической науки, так и на конкретных знаниях студентов по ведению классной и внеклассной работы. Общее количество билетов к данному экзамену - 44 варианта, (всего 88 вопросов). Требования к ответам студентов на государственном экзамене В основе требований к ответам студентов на государственном экзамене лежат: логичность и связность речи; логика теоретических построений; умение связать теоретические положения с примерами из практики; умение устанавливать междисциплинарные связи. I. Содержание программы государственного экзамена Выписка из ГОС ВПО История России Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Образование и развитие Древнерусского государства. Принятие христианства. Русские княжества в период раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Единое Российское государство в XVI-XVII вв. Экономические, политические и этнокультурные процессы. Ведущая роль русского народа в развитии российской государственности, в освоении новых земель. Этапы закрепощения крестьян. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Российская империя в XVIII-XIX вв. Завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Население страны в его историческом развитии: экономическая жизнь, социальная структура, деревня и город, столицы и провинция. Официальная идеология и общественная жизнь. Отмена крепостного права. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Начало индустриализации и формирование финансового капитала. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество на рубеже XIX и XX веков. Власть и общество, реформы и революция в начале XX в. Думская монархия. Противоборство классов и партий. Мировое значение русской культуры. Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году. Российская революция 1917 года. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: воинские формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Переход от войны к миру, реформы первой половины20-х годов и их итоги. Образование СССР. Эволюция советско-большевистского режима. Модернизация советского общества конца 20-х – начала 30-х годов, ее причины и результаты. Изменения в области идеологи и культуры. Российская культура в эмиграции между двумя мировыми войнами. Советский Союз накануне и в годы второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950-х – начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 1960 – 1980-е годы. Обретения и потери СССР в ходе «холодной войны», углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Развал СССР и формирование новой государственности в России. Современная Россия и проблемы ее реформирования. Выписка из ГОС ВПО Методика обучения истории, обществознанию и права Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования. Становление и развитие методики обучения истории в дореволюционной и современной России. Цели, задачи и значение изучения истории в школе. Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Структура школьного исторического образования. Базовое содержание учебного исторического материала. Федеральный и региональный компонент. Учебный план школы и планирование преподавания истории. Программы по основным и модульным курсам. Вариативность программ. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и всеобщая история в концентрической и линейной системах обучения. Структура исторических знаний: факт, событие, процесс. Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке. Эмоционально – ценностные компоненты изучения истории. Соотношения фактов и обобщений. Представления и понятия. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения. Методы, приемы, формы обучения истории. Умения и навыки. Наглядность: типы и виды пособий. Технические средства обучения. Хронология и картография. Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории. Содержательный и деятельностный аспекты различных видов связей: межпредметных, внутрипредметных, межкурсовых. Урок истории и его типы. Подготовка учителя к уроку. Современные технологии обучения истории. Игры, познавательные задачи. Диагностика результатов обучения, качества подготовки учащихся. Внеурочная работа по истории. Концепция современного школьного обществознания. Принципы формирования обществоведческого содержания. Государственный стандарт. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса. Знание о человеке и обществе в содержании нового курса. Структура и особенности курса «Человек и общество». Связь методики обучения обществознания с психологией, дидактикой, общественными науками. Отбор фактов, понятий, идей. Система работы с первоисточниками, документами, периодической печатью. Типы и формы учебных занятий. Современные технологии обучения. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения. Требования к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления. Результаты обучения. Применение современных методов исследования. Обобщение передового опыта. Кабинет истории и обществознания. Принципы, формы организации внеурочной работы. Теория и методика обучения предмету праву (в соответствии с дополнительной специальностью). |
Положение об обработке и защите персональных данных в федеральном... С изменениями, утвержденными решением Ученого совета от 29 февраля 2011 г., протокол №6 | Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | ||
Протокол №1 Председатель Ученого совета, ректор Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в... | Приказ №240-о о запрете курения табака в учебных зданиях университета... В соответствии с решением Ученого совета кгту им. А. Н. Туполева от 03. 2008г. №3 и в изменении приказов ректора университета №32-о... | ||
Решением Ученого совета университета протокол Сервис транспортных и технологических машин и оборудование (автомобильный транспорт) | Решением Учёного совета Сквозная программа практики [Текст]. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2013. – 33 с | ||
Тематический план учебной дисциплины Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9 | Рабочая программа составлена на основе «Неорганическая химия», утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07. 10. 2010 г. №1 | ||
Решением Ученого совета О рабочей программе дисциплины, реализуемой по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального... | 1. Структура и состав современного культурологического знания Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9 | ||
Рабочая программа составлена на основе Технология и переработка полимеров и композитов”, утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07.... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рекомендовано решением Ученого совета терапевтического факультета кгма (протокол от 27. 04. 01) | Решением Педагогического совета Гимназии №248 Санкт-Петербурга и решением Совета образовательного учреждения, протокол №1 от 03. 09. 2013 оказывает дополнительные... | ||
Утверждено решением Ученого совета Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его... | Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол №9 |