Рабочая программа составлена на основе





Скачать 145.1 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации30.10.2014
Размер145.1 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа




Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ,

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной

дисциплины ………………………………………………………………………………... 4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Перечень и содержание разделов дисциплины ………………….……………... 4

3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем ……………………………. 6

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 7

3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 7

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения

дисциплины ………………………………………………………………………………... 7

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 7

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 7

3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов ….……….………….……..… 8

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 02.00.01 «Неорганическая химия», утвержденной решением Ученого совета инженерно-экологического факультета от 07.10.2010 г. № 1;

- паспорта специальности научных работников 02.00.01 «Неорганическая химия»;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 02.00.01 «Неорганическая химия».

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина посвящена изучению теоретических основ и технологии производства неорганических веществ: солей, кислот, щелочей и удобрений. Даются основы выбора технологических режимов и аппаратурного оформления процессов получения многотоннажной химической продукции.

Целью преподавания дисциплины является овладение аспирантами теоретическими основами производств основной неорганической химии, изучение технологических приемов и решений при производстве некоторых наиболее распространенных видов многотоннажной продукции: солей, кислот, щелочей и удобрений. В курсе излагаются теоретические основы и технологии производства солей, кислот, щелочей и удобрений, даются основы выбора оптимальных режимов и аппаратурного оформления многотоннажной химической продукции. Основное внимание уделяется использованию полученных знаний при анализе существующих технологий и принятию практических решений по интенсификации и совершенствованию технологических процессов с созданием малоотходных и безотходных производств.


    1. Место дисциплины в учебном процессе


Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

Курсы химического цикла учебных планов подготовки бакалавров по направлению 240100 «Химическая технология и биотехнология» и магистров этого же направления.

Неорганическая химия (ключевая).

Физико-химические процессы защиты окружающей среды.

Твердофазный синтез неорганических веществ.

История и философия науки (Современные философские проблемы химии. История химии.)
Планирование и анализ результатов эксперимента.

Неорганическая химия.

    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение по данной дисциплине

После окончания изучения дисциплины аспирант должен:

  • знать теоретические основы производства наиболее распространенных видов многотоннажной продукции солей, щелочей и удобрений;

  • основные источники природного и техногенного сырья для производства различной многотоннажной химической продукции;

  • знать критерии выбора наиболее рациональной технологической схемы получения многотоннажного продукта;

  • знать основное оборудование, применяемое в данных производствах;

  • знать основные методы очистки газообразных, жидких и твердых отходов и выбросов в многотоннажных производствах основных видов кислот, щелочей, солей и удобрений;

  • уметь произвести расчеты материальных и тепловых балансов с определением расходных коэффициентов по сырью, воде, тепло- и энергоносителям;

  • уметь выявить недостатки и наметить пути усовершенствования существующего производства.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,11

4

Семинары

0,05

2

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,84

30

ИТОГО

1

36

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Перечень и содержание разделов дисциплины


Порядко-вый

номер

разделов и подраз-делов

Разделы, подразделы и их содержание

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Производство минеральных кислот и солей


0,083

3

1.1

Производство серной кислоты.

Природные и промышленные виды сырья для получения серной кислоты. Современные катализаторы в процессах окисления SO2 в SO3. Перспективы развития сернокислотной промышленности.








1.2

Производство фосфорной кислоты, фосфорсодержащих солей и удобрений.

Характеристика фосфатного сырья, методы обогащения сырья. Теоретические основы процесса экстракции фосфорной кислоты из фосфатного сырья серной, азотной и соляной кислотами. Технологические схемы получения экстракционной фосфорной кислоты дигидратным, полугидратным и комбинированными способами. Создание безотходных технологических схем в производстве экстракционной фосфорной кислоты.

Характеристика удобрений, свойства удобрений. Физиологические свойства удобрений.

Производство термической фосфорной кислоты. Сырье. Физико-химические основы производства. Классификация технологических схем. Аппаратурное оформление. Обезвреживание и утилизация отходов. Способы усовершенствования данных производств.

Производство простого и двойного суперфосфата. Теоретические основы разложения фосфатов фосфорной кислотой. Диаграмма растворимости CaO – P2O5 – H2O. Физико-химические основы процесса разложения фосфатного сырья фосфорной кислотой (влияние концентрации фосфорной кислоты, нормы фосфорной кислоты, температуры на степень разложения фосфатного сырья и количество образующегося монокальцийфосфата). Технологическая схема производства двойного суперфосфата поточным методом. Аппаратурное оформление. Характеристика отходов и способы обезвреживания отходов.

Классификация аммонийных фосфорсодер-жащих солей. Производство аммофоса и диаммофоса. Теоретические основы производства. Диаграмма растворимости NH3 – P2O5 – H2O и обоснование основных стадий процесса. Технологические схемы производства из разбавленных и концентрированных пульп. Аппаратурное оформление. Способы усовершенствования производства фосфата аммония.

Производство нитроаммофосфатов и карбоаммофосфатов. Теоретические основы производства. Технологические схемы, основанные на переработке растворов и плавов с использованием аммонизатора-гранулятора, распылительной кипящего слоя сушилки-гранулятора и грануляционной башни. Аппаратурное оформление процессов. Очистка отходящих газов. Основные направления совершенствования производства.

Производство нитрофоски. Теоретические основы разложения фосфатов азотной кислотой.

Комплексная переработка апатитового концентрата с выделением стронция, фтора, редкоземельных элементов, фосфора и кальция.

Производство триполифосфата натрия. Свойства и области применения триполифосфата натрия. Теоретические основы получения ТПФ натрия из экстракционной и термической фосфорной кислоты. Характеристика способов получения очищенной экстракционной фосфорной кислоты. Аппаратурное оформление производства триполифосфата натрия.








1.3

Производство соляной кислоты.

Свойства и применение хлористого водорода и соляной кислоты. Физико-химические основы получения хлористого водорода. Теоретические основы абсорбции HCl. Технологические схемы получения хлористого водорода и соляной кислоты.








1.4

Производство плавиковой кислоты и фторсодержащих солей.

Свойства и применение фтористого водорода и плавиковой кислоты. Физико-химические основы процесса получения фтористого водорода. Абсорбция HF. Аппаратурное оформление.

Физико-химические основы процессов получения фтористых солей: криолита, фтористого алюминия и фтористого натрия. Технологические схемы производства. Аппаратурное оформление.







2

Производство соды и щелочей

0,014

0,5

2.1

Виды содовых продуктов, их свойства и области применения.







2.2

Производство кальцинированной соды аммиачным способом.

Теоретические основы процессов аммонизации, карбонизации, кальцинации, регенерации аммиака, получения извести и углекислого газа. Технологические схемы производства. Аппаратурное оформление. Характеристика отходов и области применения отходов.








2.3

Производство соды и поташа при комплексной переработке нефелинового сырья.







2.4

Известковый способ получения едкого натра.

Теоретические основы процесса каусти-фикации содового раствора. Технологи-ческая схема. Отходы производства.







2.5

Электролитический способ получения едкого натра.

Производство едкого натра методом электролиза с ртутным катодом. Проблема использования хлора и водорода.







3

Электротермические производства

0,013

0,5

3.1

Производство фосфора.

Теоретические основы электровозгонки фосфора. Технологическая схема производства желтого фосфора. Оптимальные параметры процесса. Аппаратурное оформление. Характеристика отходов.







3.2

Производство обесфторенных фосфатов.

Теоретические основы производства обесфторенных фосфатов. Технологическая схема. Аппаратурное оформление.










ИТОГО

0,11

4



3.2.2. Семинары, их наименование, содержание и объем


Порядко- вый

номер

практичес-кого занятия

Раздел, тема учебного курса, содержание семинаров, лабораторных работ, практических занятий

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Семинар. Расчет материального и энергетических балансов получения диоксида серы из различного серосодержащего сырья

0,055

2




ИТОГО

0,055

2

3.2.3. Самостоятельная работа аспирантов



п/п

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Рекомендуемая литература / Контроль

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

Производство минеральных кислот и солей

[3], [5], [6] / конспект

0,252

9

2

Производство соды и щелочей

конспект

0,112

4

3

Электротермические производства

[3], [6] / конспект

0,084

3

4

Написание реферата на выбранную тему

/ конспект

0,224

8

5

Подготовка к зачету

конспекты

0,168

6







ИТОГО

0,84

30


3.2.4. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Текущий и промежуточный контроль учебного процесса заключается в защите рефератов, докладах.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

3.3. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины
Лаборатория физических методов исследования: весы аналитические WA-36; прибор для измерения удельной поверхности СОРБИ–MS; прецизионный рН-метр “Seven Easy” фирмы Mettler Toledo; встряхиватель Water bath shaker type 357; ИК спектрометр UR-20 фирмы Karl Zeiss; ЭПР спектрометр PX 100 фирмы “ADANI”; вакуумный сушильный шкаф SPT.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Аналитическая химия. Химические методы анализа: [Электронный ресурс] учеб. пос. / А.И. Жебентяев, А.К. Жерносек, И.Е. Талуть. – 2 изд., стер. – М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. – 542 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/.

  2. Ильин, А.П. Современные проблемы химической технологии неорганических веществ: [Электронный ресурс] учеб. пос. / А.П. Ильин, А.А. Ильин. – Иваново, 2011. – 133 с. – Режим доступа:http://e.lanbook.com/view/book/4522/.

  3. Купчинская, Е.В. Технология основных производств и промышленные выбросы: курс лекций / Е.В. Купчинская. – Ч. 1: Технология производства неорганических веществ. Екатеринбург: УГЛТУ, 2008. – 65 с. (50 экз.).

  4. Общая химическая технология и основы промышленной экологии: учебник для студентов вузов / Под ред. В. И. Ксензенко. – 2-е изд., стер. – М.: КолосС, 2003. – 328 с. (7 экз.).

  5. Павлов, В.А. Общая и неорганическая химия: [Электронный ресурс] учебник. / В.А. Павлов. – СПб.: Издательство «Лань», 2011. – 496 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/4034/.

  6. Позин, М.Е. Физико-химические основы неорганической технологии: учеб. пособие для вузов / М.Е. Позин, Р.Ю. Зинюк. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Химия, 1993. – 440 с. (2 экз.).

  7. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании): [Электронный ресурс] учебное пособие / С.В. Горбунцова, Э.А. Муллоярова, Е.С. Оробейко, Е.В. Федоренко. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 270 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/.

  8. Химическая технология неорганических веществ: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Ахметов [и др.]; под ред. Т.Г. Ахметова: в 2 кн. – Кн. 1. – М.: Высшая школа, 2002. – 688 с. (1 экз.).

  9. Химическая технология неорганических веществ: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Г. Ахметов [и др.]; под ред. Т. Г. Ахметова: в 2 кн. – Кн. 2. – М.: Высшая школа, 2002. – 533 с. (1 экз.).

Дополнительная литература

  1. Позин, М.Е. Технология минеральных удобрений. [Электронный ресурс] / М.Е. Позин. – Л.: Химия, 1989. – 352 с. – Режим доступа: http://alhimteh.ru/htnv/125-pozin-me-texnologiya-mineralnyx-solej-udobrenij.html.

  2. Новый справочник химика и технолога: Сырье и продукты промышленности органических и неорганических веществ [Электронный ресурс]. – СПб.: НПО "Профессионал", 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).



3.4.2. Примерный перечень тем рефератов и докладов

1. Теория расчета материального и теплового баланса синтеза неорганических соединений.

2. Определение удельной поверхности адсорбентов.

3. Синтез искусственного карналлита из раствора хлорида магния и твердого хлорида калия.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск