Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников





Скачать 123.5 Kb.
НазваниеВасильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников
Дата публикации20.08.2013
Размер123.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Министерство образования Российской Федерации

Краснодарский институт дополнительного профессионального

педагогического образования

Кафедра обществоведческих дисциплин

Васильев С.С.


ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ




(опыт практического проведения)

2000 – 2006 гг.


На современном этапе модернизации российского образования создание профильной школы обусловлено следующими причинами:

  • Отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся (у более 70% старшеклассников есть желание изучать большинство общеобразовательных предметов на уровне основ, а углубленно – лишь те предметы, которые понадобятся для дальнейшей профессиональной специализации);

  • Недостаточные, по мнению учащихся, условия школы для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности;

  • Необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ;

  • Специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего) образования, необходимость преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки.

Правда, на данном этапе довузовская подготовка чаще всего сама исправляет пробелы в подготовке выпускников школ к вступительным испытаниям в высшее учебное заведение.

Хочу еще раз оговориться, что речь в моем курсе идет об обучении профильном, т.е. уровень знаний учащихся здесь определенно на порядок выше по рассматриваемому предмету (в данном случае по истории), и соответственно подобным же образом (выше и разностороннее) должны выстраиваться требования олимпийских заданий.

Иными словами, в отличие от тестов Централизованного тестирования и ЕГЭ, перед которыми ставится задача дифференциации уровня подготовки ВСЕХ, подчеркиваю ВСЕХ, учащихся, олимпиадные задания изначально ориентированы на дифференцирование уровня подготовки ребят, изучающих данный предмет (в частности историю) углубленно.

Человек, выбравший для изучения подобный профиль, имеет, как правило, неплохие познания в смежных обществоведческих дисциплинах (правоведении, политологии, экономике и других). Вопросом престижа для него является хорошее знание русского языка и хотя бы одного иностранного.

В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

  • Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • Расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;

  • Обеспечить преемственность общего и профессионального образования.


Как вы знаете, в 1992 году был принят федеральный закон «Об образовании». Он открыл достаточно широкие возможности для создания широкого спектра общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, колледжей), реализующих широко вариативные программы обучения, в том числе и профильной подготовки.
Современная концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей. Нас интересуют два из них:

  • Социально-экономический (упор делается на таких дисциплинах как история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

  • Собственно гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусствоведение и культурология).


В обоих профилях история занимает ведущее место и чаще всего, участники и призеры региональных олимпиад так или иначе ориентированы на указанные выше профили образовательной деятельности.

Само создание олимпиадных заданий – процесс трудоемкий и ответственный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы.

Приходится обращать внимание на многообразие требований различных управленческих и административных структур к написанию подобных работ.

В этом случае определенную положительную роль играют документы министерства образования РФ и методические рекомендации, использующиеся Центром тестирования минобразования РФ и определяющие содержание тестов и ЕГЭ. Дополнительным фактором здесь является то, что многие высшие учебные заведения в нашей стране засчитывают результаты централизованного тестирования и ЕГЭ в качестве вступительных.

Так в спецификации по истории России за 2004 год в качестве базовых документов, определяющих содержание теста, указаны следующие:

  • Обязательный минимум содержания образования – Приказ министра образования РФ № 56 от 30.06.99

  • Примерная программа по истории (сост. Л.Н. Алексашкина, Данилов, Клокова) // Примерные программы среднего (полного) образования. М., Дрофа, 2000.

  • Программно-методические материалы. История. 10-11 кл. /сост. Т.И. Тюляева/ - М., Дрофа, 2000.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. Сост. Л.Н. Алексашкина; под ред. А.Ф. Киселева. – М., Дрофа, 2000.


Подобные рекомендации в спецификациях к тестам и ЕГЭ даются каждый год и в отношении учебников для подготовки, т.е. литературы, из которой чаще всего берутся цитаты и темы, встречающиеся в тестовых заданиях. Однако, учитывая то, что в нашем случае речь идет об углубленном изучении истории, т.е. ученик, помимо учебных, прочитал еще ряд научно-популярных, научных, справочных, художественных произведений на историческую тематику, либо ознакомился с ними на других форматах и других носителях, в данном случае перечислять учебники и программы было бы нецелесообразно, так как в различных образовательных регионах, да даже и в рамках одного образовательного региона, в различных образовательных учреждениях они могут сильно отличаться друг от друга.
И вот здесь первая проблема, которая встает перед преподавателем – проблема подготовки ученика к олимпиаде. И один из наиболее частых вопросов, задаваемых мне на курсах – по какому учебнику лучше всего готовить к олимпиаде?
Сразу оговорюсь, единого целого учебника, дающего 100% возможность подготовиться к олимпиаде не существует. Это не в последнюю очередь конечно связано с огромным количеством авторов, с разнообразием их подходов, с крайне нестабильной ситуацией в современном образовательном пространстве и прочими негативными явлениями, которые сейчас происходят в сфере образования, но не только они являются причинами подобного подхода.
Главная причина, на наш взгляд, в другом – в том, что сама природа олимпиады, то есть, соревнование лучших среди лучших, не может позволить себе выстраивать материал заданий по структуре и логике учебника или учебного пособия.
Но это совсем не значит, что никакой структуры и логики в олимпиадных заданиях нет. Наоборот, при создании олимпиад мы всегда стремимся, насколько это возможно, приблизить темы заданий к материалу, встречающемуся в учебной литературе, но сделать его так сказать, «канву подачи» более шире, чем в учебнике. Также часто в олимпиадных заданиях присутствуют вопросы, посвященные годовщине какого-либо исторического события, как в истории России, так и в истории Кубани. Это как раз является неплохим показателем общего уровня образования ученика.
Другой вопрос, который часто задают педагоги – какие объекты контроля проверяются олимпиадными заданиями?
Так вот, объекты контроля (т.е. обобщенные виды знаний и умений), таковы:

  1. Знание фактов (места, обстоятельств, участников исторических событий.

  2. Знание дат, хронологических рамок, периодов, наиболее значительных событий и процессов.

  3. Знание исторических понятий и терминов.

  4. Умение обобщать и систематизировать.

  5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Умение работать с исторической картой.

  7. Знание исторических источников (основные разновидности, оценка приоритетности, умение использовать для самостоятельной исследовательской работы).

Содержание олимпиады непременно должно отражать историю России с древнейших времен до наших дней, при этом возможны и желательны отдельные задания, посвященные актуальным вопросам мировой истории.

Вкратце содержание можно представить в виде следующих разделов:

  1. Русь с древнейших времен до конца XVII в.

  2. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XVIII – первой половине XIX вв.

  3. Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

  4. История России в 1917 – 1945 гг.

  5. СССР и Россия в 1945 – 2005 гг.

Хочу заметить, что представленное здесь содержание является базовым, в конкретных же олимпиадных заданиях каждый блок дополняется многочисленными доработками, которые в каждом отдельном случае имеют свои индивидуальные особенности. Это может быть и заимствование исторических событий из курса всеобщей истории (как известно, Россия проводила активную внешнюю политику), и проверка умений учащегося работать с картой, и уровень знания истории родного края и многое другое.
Если содержание олимпиадных заданий особых вопросов, как правило, не вызывает, то структура олимпиад – тема, требующая гораздо более пристального рассмотрения и часто вызывающая определенные споры.

В частности в период с 2000 по 2005 годы структура районных, зональных и краевых олимпиад первого и второго туров претерпела ряд изменений.

Общим осталось деление олимпиад по территориальному признаку на районные, зональные и краевые. Однако краевой уровень с 2003 года поделен на два тура.

Структура олимпиадных заданий первоначально в 2000-2001 и в 2001-2002 учебных годах выстраивалась в строгом хронологическом порядке.

Олимпиада состояла из трех блоков А, В, С.

Задания блока А отражали историю России с древнейших времен до наших дней в хронологическом порядке, также в данном блоке были представлены вопросы из всеобщей истории, так или иначе имеющие отношения к отечественной истории. Каждый вопрос из 40 или 45 представленных в блоке А был снабжен четыремя вариантами ответов, из которых только один был верным.

Задания блока В включали в себя от 5 до 10 заданий открытой формы. Они уже не были распределены хронологически и обычно представляли собой вопрос, сформулированный в виде незаконченного предложения с многоточием в конце, вместо которого должно стоять название термина или синонима. И в том и в другом случае в бланке ответов требовалось написать слово или словосочетание.

Блок С был и остается самой сложной и самой весомой частью олимпиады. Существует предубеждение, что правильное решение его неосуществимо, а без правильного решения всего блока С невозможным становится получение призового места на олимпиаде. С этим нельзя согласиться.

Во-первых: призовые места получают работы, занявшие общее большее количество баллов. Во-вторых: в 2001-2002 годах в заданиях С1, (для 11 класса) правильное выполнение которого оценивалось в 20 баллов были вопросы, изучение которых обязательно должно входить в программу по истории для указанного класса. Например, в зональной олимпиаде 2001-2002 уч. года для 11 класса задание С1 было сформулировано так:

  • Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в 1900-1916 годах.

В краевой олимпиаде 2001-2002 уч. года для 11 класса задание С1 было сформулировано так:

  • Объясните, почему Советская власть в России в 1917 – начале 1918 гг. установилась сравнительно быстро и по всей стране.

Материала для ответа на эти вопросы было достаточно, в частности в тех учебниках, которые указаны в спецификациях Центра тестирования минобразования РФ. Ответ требовалось дать развернутый, что позволяло объективно проверить и сравнить уровень исторических знаний учащегося, а также умение формулировать свой ответ.

Задание С2 отличалось уже большим разнообразием, здесь были предлагаемые ученику тексты с намеренно сделанными историческими ошибками, которые предлагалось найти и восстановить историческую действительность прошлого, либо исторические карты с вопросами из области исторической географии.

Я думаю не надо объяснять, какое значение для историка имеет умение работать с картой.

В задании С3 в 2001-2002 годах как правило приводились выдержки из различных исторических источников, иногда по-разному характеризующие какое-нибудь одно и тоже историческое событие, либо историческую личность. От учащегося требовалось определить о каком именно событии идет речь, либо назвать историческую личность.

(привести примеры М.В. Родзянко)

В целом, возвращаясь к олимпиадным заданиям 2000-2004 годов, можно выстроить следующую содержательно-деятельностную или технологическую матрицу, состоящую из семи основных пунктов:

  1. Знание фактов;

  2. Знание хронологии;

  3. Знание понятий, терминов;

  4. Умение обобщать и систематизировать;

  5. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

  6. Умение работать с картой;

  7. Знание исторических источников.

Все разновидности знаний и умений, встречающиеся в олимпиадах, можно также разделить на три основных уровня, это:

    • Уровень 1 – Умение воспроизводить имеющиеся знания;

    • Уровень 2 – Умение применять имеющиеся знания и умения по заданному образцу;

    • Уровень 3 – Творческое применение знаний;

Все эти элементы структуры были сохранены в олимпиадах по истории России в 2003, 2004 и в 2005 годах.
Структурные изменения коснулись в первую очередь плана олимпиад, которые теперь выстраивались не хронологически, а проблемно. Больше стало появляться вопросов, требующих от учащихся не прямого ответа на вопрос, как в тестах и ЕГЭ, а вопросов, ориентированных на лиц, занимающихся изучением истории углубленно. То есть, вопросов и заданий, требующих, например, установить какую-либо закономерность (исторических дат, имен, понятий и т.д.), либо наоборот, найти лишнее в ряду. Встречаются вопросы, представляющие буквальный перевод слова, имеющего латинские или греческие корни на русский язык и требующие дать соответствующий русскому переводу термин. Остались также вопросы с однозначными ответами «да» или «нет», известные исторические фразы с требованием установить их авторов, фрагменты исторических биографий, правильная расстановка ударений в исторических терминах и кроссворд.
Появилось больше диаграмм, схем, карт, портретов, как в структуре самих олимпиад, так и в приложениях. В среднем, приложений к краевой олимпиаде по истории первого тура в 2004 году было три.

Первое из них представляло из себя кроссворд (примеры вопросов).

Второе (задание 12) представляло из себя шесть пунктов с краткой информацией об историческом деятеле в заданиях олимпиады и шесть фотографий этих самых деятелей на отдельном листе. От учащегося требовалось правильно расположить буквы, маркирующие каждую фотографию, в графе ответов, так, чтобы каждый деятель был правильно угадан и получил верную характеристику.

Третье (задание 25) представляло репродукцию картины Сурикова «Боярыня Морозова» и требовалось ответить на следующие вопросы:

  1. какое историческое событие послужило основой для сюжета картины?

  2. какие последствия это событие имело?

  3. кто автор и каково название картины?


Отдельно хотелось бы остановиться на втором туре краевой олимпиады по истории

Этот тур предназначен для лиц, набравших высокое количество баллов в первом туре олимпиады, задания, представленные в нем, отличались определенной сложностью, умением учащихся творчески применять исторические знания, выявлять закономерности в хаотично построенном материале, анализировать различные исторические источники, знать, (хотя-бы приблизительно) время их происхождения.

Помимо этого учащимся предлагалось написать реферат, с тем, чтобы представить его к следующему туру на суд жюри.

Работы оценивались по следующим критериям: 1) обоснование темы (10 баллов); 2) уточнение темы в соответствии с избранным жанром (15 баллов); 3) выбор источников, умение их классифицировать (10 баллов); 4) владение информацией о регионе (10 баллов); 5) постановка и формулирование проблем (10 баллов); 6) адекватность формулировок плана жанру (5 баллов); 7) оригинальность (10 баллов). Всего до 70 баллов.

Наиболее часто встречающимися ошибками в рефератах были их слишком уж явная компилятивность, стремление найти интересный текст и переписать его, иногда даже сохраняя ошибки оригинала.

Часто в рефератах встречалось непонимание, как автором, так и его руководителем, что такое исторический источник и что такое литература. Так иногда в качестве полноправных источников в рефератах использовались художественные и публицистические произведения, данные, содержащиеся в которых часто были вымышлены.

Отдельно хотелось бы заметить, что в большинстве работ просто отсутствует даже самый примитивный обзор традиции изучения данной темы. Здесь прошу понять меня правильно, я не призываю в учебных работах выстраивать историографию изучаемой проблемы, как в дипломной или курсовой работах.

Но вместе с тем, дать понять ученику, углубленно изучающему историю, как строится историческое исследование, что такое историография и методология исторической науки, как характеризуются источники и на основании чего делаются выводы в исторических исследованиях, просто необходимо.
ТРЕТИЙ ТУР в 2006 г.

В этом году третий тур исторической олимпиады предлагал ученику составить историческую реконструкцию на заданную тематику.

Так, например, в краевой олимпиаде по истории для 9 класса задание было сформулировано следующим образом:

Вспомните содержание реформ, способствовавших становлению советской власти в политических и экономических сферах (период октябрь 1917 – весна 1918 г.) Что на Ваш взгляд оказалось удачным, а что, наоборот не соответствовало ходу исторического развития. Предложите свой вариант реформ, которые следовало подкорректировать.
Мнение на данную тематику требовалось изложить письменно в форме доклада и устно обосновать его. Подобным же образом оно и оценивалось (письменно / устно)
Критерии оценки письменного варианта и устного выступления были следующими:

  1. Понимание сущности поставленной проблемы

  2. Логичность раскрытия темы

  3. Умение делать выводы и обобщения

  4. Самостоятельность суждений, умение аргументировать собственную точку зрения

  5. Грамотность использования исторического материала

  6. Способность изложить материал компактно и в то же время аргументировано в течение 7-8 минут

  7. Умение отвечать на вопросы и формулировать вопросы другим участникам



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconВторой исторический конкурс для старшеклассников "Человек в истории. Россия ХХ век"
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вопросы заочной олимпиады по истории 2004...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Программы развития школы «Общеобразовательная школа – социокультурный центр», на реализацию Проекта образовательного эксперимента...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconСетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в...
Предлагаемая муниципальная модель предполагает рассмотреть различные типовые ситуации школ в Октябрьском районе и предлагает различные...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПодготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в...
Ведущая организация: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Проекта перспективного развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направлена на реализацию Проекта...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПояснительная записка Общие положения Целью настоящей программы является...
Концепция профильного обучения (Приказ Министерства образования и науки РФ №2783 от 18. 07. 2002г.)
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconУрок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconРабочая программа гбоу «Якутская кадетская школа-интернат» по истории...
Программа курса «История Российской армии» для учащихся 10-11 кадетских классов ориентирована на перспективу развития профильного...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconРеферат Формы профильного обучения в современной школе
Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconМетодические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения специальности
Васильев С. В., доктор юридических наук, профессор фгоу впо «Псковский юридический институт фсин россии»
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПрограмма элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)»
Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПрограммы элективных курсов источниковедение истории России (для...
России» рассчитана на использование в 10 классе в объеме 34 часов в системе с курсом «История России», который она дополняет и расширяет....
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconИнформация о проведении финала областной олимпиады старшеклассников по избирательному праву
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconРабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Васильев С. С. Олимпиады по истории россии в системе профильного обучения старшеклассников iconПоложение об организации и проведении Олимпиады по истории книги Общие положения
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по истории книги (далее Олимпиада) среди учащихся 9, 10, 11 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск