В. И. Вернадский ученый и организатор науки





НазваниеВ. И. Вернадский ученый и организатор науки
страница1/5
Дата публикации23.05.2015
Размер1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5

А. И. МЕЛУА

В. И. ВЕРНАДСКИЙ — УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

ЛЕНИНГРАД — 1990

Этот препринт был подарен автором, Аркадием Ивановичем Мелуа, «Электронному Архиву В. И. Вернадского» (http://vernadsky.lib.ru) в составе подборки других книг и препринтов о Владимире Ивановиче Вернадском, за которые мы ему очень благодарны.

В настоящее время профессор А. И. Мелуа является Генеральным директором Научного издательства биографической международной энциклопедии «Гуманистика». В рамках этого проэкта уже опубликованы несколько тематических томов биографий ученых и других выдающихся людей, а сейчас начато издание 50-томной Российской Биографической Энциклопедии, которая будет включать в себя более 50,000 биографических статей о деятелях России с давних времен по настоящее время.

Адрес Научного издательства «Гуманистика» в Интернете: http://www.humanistica.ru.

Препринт отсканирован и переведен в электронный вид 31 декабря 2003 года С.Ф.Мингалеевым (http://vernadsky.lib.ru). Исправлены мелкие опечатки, обнаруженные в оригинальном издании. Текст проверен после сканирования, но не вычитан.

академия наук ссср

институт истории естествознания и техники

ленинградский отдел

А. И. МЕЛУА

В. И. ВЕРНАДСКИЙ — УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

ПРЕПРИНТ № 9

ЛЕНИНГРАД — 1990

Мелуа А. И. В. И. Вернадский—ученый и организатор науки.

Рассказывается об основных результатах научного творчества академика В. И. Вернадского и его деятель­ности по развитию новых научных направлений и созданию институтов и лабораторий в нашей стране.

ИЗДАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛА ИНСТИ­ТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИ­КИ АН СССР ПРИ СОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОД­НОГО ФОНДА ИСТОРИИ НАУКИ. ПРЕПРИНТ № 9

Редколлегия: Георгиевский А. Б., Иванов Б. И. (ученый секретарь), Карпеев Э. П., Козлов Б. И., Кольцов А. В., Мелуа А. И. (председатель), Орел В. М.

Рецензент — чл.-корр. АН СССР Д. В. Рундквист.

Melua A. I. V. I. Vernadsky is a scientist and coordina­tor of science.

The booklet tells us about most significant results of scientific research of ac. V. Vernadsky and his activity in developing new scientific branches and the creation of insti­tutes and laboratories in our country.

EDITED BY THE LENINGRAD BRANCH OF THE INSTITUTE FOR HISTORY OF SCIENCE AND TECH­NOLOGY WITH ASSISTANCE OF THE INTERNATIONAL FUND FOR HISTORY OF SCIENCE.

Editorial board: A. W. Georgiewsky, B. I. Ivanov (sec­retary), E. P. Karpeev, A. W. Kol'tsov, W. I. Kozlow, A. I. Melua (chairman), V. M. Orel.

ReviewerD. V. Rundqvist.

Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного обра­за мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следовать по хо­рошо освоенным и знакомым дорогам были свойственны человеку во все века и как будто заданы ему от рождения.

На самом деле шаги в сторону от накатанного пути были неизбеж­ны. Сначала очень медленно, затем с каждым веком все быстрее изме­нялся привычный людям реальный мир. И в конце концов рано или поздно приходил момент истины — признания этих изменений, пони­мание необходимости переосмысления сущего, перестройки взглядов на мир.

И тогда наступало время пионеров. Среди множества привержен­цев старины, незыблемости устоев жизни появлялся ОДИН человек, раньше других осознавший смысл происходящих изменений, глубже других проникший в тайны природы, общества, Вселенной.

Коперник и Галилей, Ньютон и Эйнштейн, Дарвин и Павлов, Карл Маркс и Владимир Ленин... — гениальных провидцев, открывших людям новые горизонты познания природы и общества, в истории не так уж и много, и благодарное человечество никогда не забудет их имена.

К числу великих сынов Земли, сумевших первыми увидеть и осо­знать новые, неизвестные до этого людям явления в ее историческом развитии, должно быть по праву отнесено и имя гражданина нашей страны Владимира Ивановича Вернадского.

Он родился всего через два года после отмены крепостного права в России. Пережил три революции в России и две мировые войны. Его называют Ломоносовым XX века. Он был основоположником гео­химии, космохимии, биогеохимии, генетической минералогии; внес огромный вклад в кристаллографию, почвоведение, гидрохимию, ме­теоритику.

Вернадский увидел переломный характер века в новом состоянии
3человека и человечества, в коллективной форме его Разума как глав­ной черте новой эпохи. Он соединил естествознание и историю, твори­мую людьми. В своих работах показал, что переход биосферы в ноо­сферу — не локальный эпизод во Вселенной, а закономерный и неиз­бежный естественноисторический этап развития материи.

В своем творчестве Вернадский возродил древнюю идею о цент­ральной роли человека и разума во Вселенной. Его научный поиск отражает тенденции «русского космизма» в развитии отечественного естествознания, представителями которого являются также М. В. Ло­моносов, Д. И. Менделеев, В. В. Докучаев, Н. А. Морозов, К. Э. Циол­ковский и др. По его убеждению, высшая задача науки заключается в созидании и развитии научного мировоззрения, построении единой картины мира.

Величайшие научные достижения его времени опьяняли ученых. Они видели в человеке только созерцателя происходящих на Земле событий. А Вернадский увидел в человеке творца нового, творца ноо­сферы. Таким он и вошел в общемировую науку и культуру — гума­нистом, великим ученым, обаятельным человеком.

1. Биография В. И. Вернадского

Семейные корни Вернадских — на Украине. На запорожских зем­лях во времена борьбы войска Богдана Хмельницкого с польским вла­дычеством начинался род Вернадских. Прадед Владимира Ивано­вича — Иван Никифорович — запорожский казак, дед — Василий Иванович — военный врач, участвовавший в походах Суворова и Кутузова. В начале XIX в. Василий Иванович поселился в Киеве. Здесь родились в 1821 г. отец—Иван Васильевич, а в 1837 г.— мать — Анна Петровна.

И. В. Вернадский — прогрессивный профессор политической эко­номии и статистики Киевского, а затем и Московского университетов и Петербургского педагогического и технологического институтов, основатель и редактор журналов «Экономический указатель» и «Эко­номист». Получив историко-филологическое образование в Киевском университете, И. В. Вернадский вел педагогическую работу, активно участвовал в общественной жизни. В 1850 г. он поступил на долж­ность профессора в Московский университет, а в 1856 г. переехал в Петербург. Здесь, в Петербурге, 12 марта 1863 г. родился Владимир Иванович Вернадский.

В семье Вернадских всегда было много книг, встречались интерес­ные люди, — это создавало увлекательную, способствующую творче­скому развитию детей атмосферу.

В 1873 г. Владимир Вернадский поступил в первый класс Харь­ковской гимназии. Он много читает: книги о природе, исторические очерки, работы украинских писателей; вместе с родителями путешест­вует за границу — Вена, Прага, Дрезден, Венеция.
4В 1876 г. Вернадские возвратились в Петербург, Владимир посту­пил в четвертый класс первой Петербургской гимназии (ныне в этом здании 321-я школа, где в 1988 г. открыт Музей биосферы им. В. И. Вернадского). В Петербурге у отца была книжная лавка «Магазин-книжник» и принадлежащая ему типография «Славянская печатня», которые сыграли большую роль в развитии будущего есте­ствоиспытателя. В издаваемом отцом «Биржевом указателе» Вла­димир помещал свои небольшие переводные заметки.

В 1881 г. Владимир Вернадский поступил на естественное отде­ление физико-математического факультета Петербургского универ­ситета. Здесь преподавали в те годы Д. И. Менделеев, А. Н. Бекетов, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров. Передовые отечест­венные ученые учили своих питомцев не только научным истинам, но и воспитывали высокие гражданские чувства. 1882 г. Вернадский записал в дневнике: «Моя цель — познание всего, что возможно чело­веку в настоящее время сообразно силам и времени. Я хочу, однако, увеличить хоть отчасти, запас сведений, улучшающих хоть немного состояние человека».

В студенческие годы Вернадский приступил к изучению фунда­ментальных проблем биологии. Под влиянием В. В. Докучаева у него складывались представления о взаимоотношении живых существ с окружающей средой с учетом их активного воздействия на процессы почвообразования. В дальнейшем идея активного воздействия живых существ на геологические процессы получила у него наибольшее раз­витие. Начало научной деятельности Вернадского связано с изучени­ем почв Украины. Уже в эти годы он стремится вскрыть такие связи между изучаемыми объектами, которые ранее либо вовсе не изуча­лись, либо обнаруживались нечетко и непоследовательно.

Вернадского охватывает характерный для столичного студен­чества дух свободомыслия. Он пользуется доверием товарищей: его избирают председателем объединенных землячеств университета. Активно участвует Вернадский в работе Научно-литературного об­щества, секретарем которого был Александр Ульянов — брат вождя. В университете завязывается дружба Вернадского со многими буду­щими крупнейшими учеными: братьями Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургами, А. А. Корниловым, И. М. Гревс, Д. И. Шаховским, А. Н. Красновым (с которым учился в гимназии), Е. И. Ремезовым и др.

Все больше и больше Вернадского захватывает наука. Он раз­мышляет над законами развития науки, накопления знаний, осмысли­вает известные к тому времени данные об устройстве мира. В далекие времена слагались научные аксиомы, принимали удобные для науч­ной работы формы такие основные положения, как время, простран­ство, атомы, материя, движение... Вернадский понимает, что челове­чество подошло к пересмотру этих основных положений. Они теперь связываются с космосом. Мир внеземного космоса приобретает
5в сознании людей другие формы, отличные от тех, которые сформи­ровались после открытия в XVII веке телескопа. Научные работы современных Вернадскому-студенту ученых пронизаны поиском цело­стного, синтетического подхода к науке и ее проблемам. Вернадский тоже ищет объективную основу единства естественных наук. Такую основу он находит в неразделимости пространства и времени в самой природе.

В 1884 г. Вернадский излагает цельные и глубокие основные идеи генетической минералогии, разработанные молодым ученым на основе анализа большого количества данных описательной минералогии, собственных экспериментов и поисков.

В 1885 г. со степенью кандидата естественных наук Вернадский окончил Петербургский университет. Через год он женился на На­талье Егоровне Старицкой, они прожили вместе 56 лет.

Годы 1885—1906, возможно, самые интересные в жизни Вернад­ского. В это время он сформировался как зрелый ученый, труды кото­рого получили признание специалистов. Но в эти же годы, среди за­нятий минералогией, почвоведением и кристаллографией, идя слав­ным путем преуспевающего ученого, Вернадский вынашивает замыс­лы не просто передовые, но и необычные, в нем зреют идеи не просто развивающие уже известное знание, а выводящие науку на принци­пиально новую ступень познания природы. Он готовится к исследо­ваниям в области геохимии, которая и приведет его к учению о живом веществе.

В 1890 г. Вернадский перешел на работу в Московский универ­ситет в качестве приват-доцента и и. о. хранителя минералогического кабинета; в должности хранителя он утверждается в 1892 г. 27 октяб­ря 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита Вернад­ским магистерской диссертации, посвященной проблемам строения соединений кремния; а в 1897 г. он успешно защитил докторскую дис­сертацию, посвященную проблемам кристаллографии. В 1898 г. он утверждается в должности экстраординарного профессора. Б. Л. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности В. И. Вернадского с 1890 по 1911 г. в Москве, это — один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы он соз­дал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский мине­ралогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных хими­ческих соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Он начинает заниматься пробле­мами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии».

Конец XIX — начало XX в. — период, примечательный в истории

науки. Новейшая революция в естествознании! — так кратко и пре­дельно емко выразил сущность происходивших в это время собы­тий В. И. Ленин. В мире физики, химии и техники нарастали проти­воречия между новыми открытиями ученых и неспособностью старых теорий объяснить их. Такие выдающиеся научные достижения как открытие электрона (Вихерт, Томсон), радиоактивности урана (Бек­керель), явлений радиоактивности (Кюри) вплоть до работ Планка и Эйнштейна не согласовывались с картиной классической физики. Нужно было преодолеть догмы старого, утверждавшего что мир со­стоит из мельчайших материальных частичек-атомов, обладающих не­изменной массой, непроницаемых и неделимых, неспособных превра­щаться друг в друга. Эти противоречия разрешались в крутой ломке, которую переживало естествознание. Представления о неизменности атома были отвергнуты после открытия и объяснения явления радио­активности. Открытие рентгеновских лучей сделало неправомерным представление о непроницаемости материи. Открытие электрона по­казало, что атом обладает сложным строением и состоит из еще более мелких частиц. Эти научные результаты поставили под сомнение механическую картину мира, существовавшую со времен Ньютона.

В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» пока­зал, что эти открытия лишали смысла существовавшее до этого вре­мени естественнонаучное понятие материи и что правильное фило­софское объяснение радиоактивности может помочь преодолеть кри­зис в философии.

В таких условиях разворачивался научный поиск Вернадского. Он активно работает над совершенствованием организации науки в стране. Страницы его статьи «Ближайшие задачи академической жизни», опубликованной в 1905 г., содержат анализ судьбы русской науки и высшей школы.

В России нарастал социальный кризис. Гибель эскадры Балтий­ского флота в Цусимском проливе, поражение России в войне с Япо­нией, «кровавое воскресенье» всколыхнули народные массы. Позже Вернадский запишет: «На историческую сцену русского государства выступил народ. И с неслыханной силой выдвинулись его интересы, его тяготы, его желания — перед ним дрогнула и поблекла громада старого государственного режима. Я, вдумываясь в происходящее, все сильнее ценю идейное и этическое значение социалистического течения». Вернадский не только свидетель, но и участник событий. Он среди ученых, подписавших «Записку 342-х» о неотложных нуждах просвещения в России, где говорится о тяжелом положении русской школы и остро критикуется политика правительства в области народ­ного просвещения. Вернадский — вместе с бунтующим студенчест­вом. Вернадский — с передовыми деятелями русской культуры, вы­ступающими против реакционной политики царского правительства в отношении своего народа. Делами и духом своим он един с мыслями

Л. Н. Толстого, высказанными в знаменитой статье «Не могу молчать!»

В 1906 г. Вернадский был избран адъюнктом по минералогии Ака­демии наук. Так научное сообщество оценило вклад Вернадского в развитие естественных наук.

В 1907—1910 гг. вышли первые публикации Вернадского по жи­вому веществу. Размышления над биологическими вопросами и их связь с идеями генетической минералогии и геохимии приводят уче­ного к развернутой постановке проблем биогеохимии и учения о жи­вом веществе.

Вступив в первую мировую войну, Россия особенно остро начала испытывать нехватку стратегически важных видов сырья. Вскрылась отсталость царской России в исследовании и освоении своих богатых природных ресурсов. Вместе с другими учеными Вернадский в 1915 г. создает и длительное время возглавляет Комиссию по изучению ес­тественных производительных сил России (КЕПС), сыгравшую выда­ющуюся роль в изучении природных ресурсов страны и развитии нау­ки и экономики государства.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Одним из первых шагов советского государства было сохранение и развитие великих демократических традиций русских ученых и широкое привлечение исследователей к социалистическому строи­тельству. В 1942 г., оценивая свое отношение к событиям тех дней, Вернадский писал, что он «не сознавал глубины и исторически ока­завшейся прочной победы большевиков и мирового значения проис­шедшей революции, величайшей в истории человечества». Однако планы и дела советской страны были созвучны чаяниям ученого, он продолжал интенсивно работать, теперь уже — во славу советской науки.

В 1918—1919 гг. Вернадский организовывает Украинскую Акаде­мию наук и становится ее первым президентом. Много сделано им для организации и идейного наполнения научных учреждений Украины.

Заметным в жизни Вернадского является Крымский период его работы. В Крыму он, начиная с 1893 г., бывал неоднократно. И вот в январе 1920 г. его, больного тифом, пароход привез в Ялту.

После трех недель беспамятства болезнь начала уходить. Ясный, даже в болезни, мозг ученого работал. Наталья Егоровна делает под диктовку запись: «Главную часть мечтаний составляло, однако, мое построение моей жизни как научного работника, проведение в челове­чество новых идей и научной работы в связи с учением о живом веществе... Основной целью моей жизни рисовалась мне организация нового огромного института для изучения живого вещества и прове­дение его в жизнь, управление им. Этот институт, международный по своему характеру, по темам и по составу работников, должен был являться типом тех новых могучих учреждений для научной работы,

которые в будущем должны совершенно изменить весь строй чело­веческой жизни, структуру человеческого общества».

После болезни Вернадский ведет научную и педагогическую ра­боту в Таврическом университете в Симферополе: читает курс гео­химии, а 28 сентября 1920 г. Совет университета избирает его рек­тором.

Осенью 1921 г. Вернадский приступил к организации Радиевого института. 1 января 1922 г. новый институт начал функционировать.

В своих работах, размышлениях и планах Вернадский еще и еще раз возвращается к Украине. Нет такого периода жизни ученого, в ко­тором не было бы проявления связей с землей предков. Он много путе­шествовал по Днепру, Волыно-Подолии, югу Украины, Крыму, по­сещал открытые в Кривом Роге месторождения железной руды. В Полтаве помогал работе земского музея, в Киеве создал лаборато­рию по экспериментальным биогеохимическим исследованиям и читал университетский курс геохимии. Был организатором и руководителем Комиссии по изучению естественных производительных сил Украины и Комиссии по изучению естественных производительных сил Крыма. Активно работал в Украинском геологическом комитете, был основа­телем Общества любителей природы в Полтаве. В числе других уче­ных выступил с инициативой создания ассоциации научных учрежде­ний и высших школ, подлежащей ведению Народного комиссариата просвещения: присутствовал от Украинской Академии наук на орга­низационном совещании Ассоциации. Являлся членом «Украинского научного общества» (Киев), Полтавского общества «Просвита», Научного общества им. Т. Г. Шевченко (Львов), Общества опытных наук при Харьковском университете, Волынского научного общества, Комитета памяти Т. Г. Шевченко в связи с 50-летием со дня смерти (Москва).

В мае 1922 г. Вернадский приехал в Париж по приглашению Сор-боны прочитать курс лекций по геохимии. Здесь он продолжает ра­боту по важным направлениям науки о живом веществе: диалектика взаимосвязи живого вещества с литосферой, гидросферой и атмосфе­рой: активная средообразующая деятельность живых организмов, выступающих в качестве мощных геологических агентов; значение живого вещества в круговороте отдельных элементов; наличие в жи­вых организмах ряда редких рассеянных элементов, выполняющих важные биохимические функции. Как и в других европейских городах, Вернадский много работает в местных библиотеках, читает европей­ских авторов в оригинале (к зрелым годам он мог читать более чем на 20 языках).

После возвращения из Парижа Вернадский живет и работает в Ленинграде, но постоянно поддерживает контакты с украинскими учеными. Осенью 1926 г. он приехал в Киев для участия во Втором всесоюзном геологическом съезде; в мае 1928 г. он снова в Киеве —

участвует в выборах нового президента Всеукраинской Академии наук; во время пребывания в Киеве в августе 1928 г. Вернадский посе­тил Староселькую биологическую станцию, где под руководством его ученика А. П. Виноградова работала группа Биогеохимической лабо­ратории. Весной 1939 г. Вернадский приехал в Киев для участия в научных конференциях по сравнительной физиологии и изучению пегматитов и редких элементов УССР. Всего он приезжал в Киев 8 раз и прожил в нем 2 года (по 31 году он прожил в Ленинграде и Москве, 19 раз выезжал за границу на срок общей продолжитель­ностью 6 лет, 2 года провел в эвакуации в поселке Боровое Казахской ССР).

В мае 1941 г. в Москве проходило Общее собрание Академии наук СССР. Большой интерес вызвало выступление на нем В. И. Вер­надского. До Великой Отечественной войны оставалось меньше ме­сяца...

22 июня 1941 г. Вернадский записывает сообщение о начале войны с Германией и ставит вопрос: «Начало мировой революции?».

В июле 1941 г. Вернадский с группой ученых приехал в Боровое. Находясь в эвакуации, ученый внимательно следил за событиями на фронте, предвидел скорую победу, стремился применить свои зна­ния для укрепления обороноспособности страны. Начиная с 1942 г. Вернадский часто думает над послевоенным устройством народного хозяйства страны. Все чаще в его записях встречается слово «рекон­струкция». По его мнению, реконструкция страны должны носить многоплановый характер, распространяться на все наиболее суще­ственные стороны материальной и духовной культуры народа. Науч­ный прогресс — основное звено послевоенной реконструкции страны. Он пишет о перестройке научно-исследовательской работы, об орга­низации новых институтов, усилении экспериментальной базы науки.

30 августа 1943 г. Вернадский возвратился в Москву. Сразу же он включается в жизнь науки столицы, много внимания уделяет вопро­сам организации и материального обеспечения научных исследований в стране. Ведет интенсивную переписку с научными центрами, уче­ными, своими учениками, разбросанными по всей стране. Вниматель­но следит за развитием науки на Украине, просит Н. Г. Холодного присылать ему свежие издания, внимательно просматривает и рецен­зирует их. Продолжает работать над давно задуманной книгой «Пережитое и передуманное».

В 1944 г. Вернадский отмечает в своем дневнике: «Сейчас к окон­чанию войны моральное значение в мировой среде русских ученых должно сильно подняться, так как их роль в достижениях войны ог­ромна, и мы должны считаться с огромным ростом науки в ближай­шем будущем. Мировое значение русской науки и русского языка в мировой науке будет очень велико, раньше — небывалое».

В конце декабря 1944 г. здоровье Владимира Ивановича резко

10

ухудшилось. Сказались физическое перенапряжение, переживания, простуда, болезни... 6 января 1945 г. после кровоизлияния в мозг скончался Владимир Иванович Вернадский. 9 января в конференц-зале Академии наук СССР состоялась гражданская панихида. Вер­надский был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconАкадемик Каныш Имантаевич Сатпаев выдающийся геолог, ученый и крупный...
С его именем связана одна из самых ярких страниц истории геологического изучения и раскрытия богатств недр Казахстана, организации...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он философ, и дирижёр, и организатор, и...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconУрок в 6-м классе по теме "Золотое сечение"
Эпиграфом к нашему уроку станут слова Галилео Галилея: “Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей – ученый...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconУрок по теме: «Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев и его учение о периодичности»
А презентация учителя к уроку «Великий русский учёный Д. И. Менделеев и его учение о периодичности»
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconЮ. Д. Марцинишин ученый-изобретатель, автор «Трубки Марцинишина» «Трубка Марцинишина»
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПоложение о проведении открытого конкурса на лучший проект городской...
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconБиологические науки 03. 00. 00
Руководитель направления Булохов Алексей Данилович, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы рф, Заслуженный...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПедагогический университет
Вернадский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – с. 224 (Антологиягуманной педагогики)
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconВ. И. Вернадский Глобальная проблема
Паразито-хозяинные отношения членистоногих с наземными позвоночными. – Л.: Наука. 1982. 318 с
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconУдк 910. 1/2 В. И. Вернадский и современная теория отечественной географии
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconНаправление Физико-математическое Тема: «Волшебный треугольник Паскаля»
Меня заинтересовал этот ученый, история его жизни его вклад в различные науки. Изучив научные достижения Блеза Паскаля, мне захотелось...
В. И. Вернадский ученый и организатор науки icon2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский
Правления ксарс – А. Лесникова, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Ляхтейнен, И. Маликова
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconВернадский В. Г. Киевская Русь. Тверь
Балашов Д. Формирование русской нации и современные проблемы нашего национального бытия // Российский ежегодник. – М., 1989. Вып....
В. И. Вернадский ученый и организатор науки iconПоложение о проведении открытого конкурса на лучший проект городской...
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о научно-технической библиотеке (нтб) фгбоу впо юргту(нпи) (далее юргту(нпи),...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск