Факультет филологии и искусств





Скачать 271.17 Kb.
НазваниеФакультет филологии и искусств
страница1/3
Дата публикации28.05.2015
Размер271.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств





































































































































Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:







код года утверждения

/

код факультета

/

Б320















































































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Языки мира








































Основной образовательной программы высшего профессионального образования




Подготовки по направлению

031100

Лингвистика










по профилю

Теоретическое и экспериментальное языкознание

для получения квалификации (степени)

Бакалавр


















































































код дисциплины

Б3.20

по учебному плану

регистр. номер

форма обучения

очная

виды промежуточной аттестации:

Зачётов

1

Экзаменов

1




























































































































Трудоёмкость учебной дисциплины

3

зачётных единицы



















































































Санкт-Петербург

2009



Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины




1.1. Цели и результаты изучения дисциплины
Цель курса расширить лингвистический кругозор будущих специалистов по общему языкознанию дать студентам представление о лингвистической карте мира в ее прошлом и настоящем, а также продемонстрировать специфику основных языковых семей (групп) и проблемы, которые соответствующие языки ставят перед общелингвистической теорией.

В результате освоения курса: слушатели должны иметь отчетливое представление о языковых группах (семьях), об их месте в общей генеалогической классификации и их типологических характеристиках, включая такие параметры, как соотношение флективности, агглютинативности и изоляции, наличие инкорпорации, структура простого предложения (в том числе основной порядок слов - SVO, SOV и т.д.), типичность номинативно- аккузативных, эргативных, активных конструкций, главные способы построения полипредикативных конструкций, принципы выделения мельчайших смылоразличительных единиц и т.п.




1.2. Язык(и) обучения — русский




1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) — среднее образование; курс «Введение в языкознание», знакомство со структурой современных (английский/немецкий/скандинавские и французский/испанский/итальянский) и древних (латынь и древнегреческий/старославянский) индоевропейских языков.




1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-1 - готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-6 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ПК-1 - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теоретической лингвистики и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития языкознания

ПК-7 – способность анализировать язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания (соотношение языка и мышления, роль языка в обществе, языковые универсалии и типы языковых систем, законы развития языка), ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания

ПК-8 - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области языкознания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ПК-9 - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

ПК-10 - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

ПК-16 - умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины

— знания лингвистической карты мира в ее прошлом и настоящем,

— умения продемонстрировать специфику основных языковых семей (групп) и проблемы, которые соответствующие языки ставят перед общелингвистической теорией.

— навыки самостоятельной работы с литературой по предмету.




1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

-

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать распределение трудоёмкости и объёмов учебной работы, а также рекомендуемые границы наполняемости учебных групп по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

без участия
преподавателя

по формам обучения

Б3.20.1

34



















5

5

5

49

2

10 - 15



















10 - 15

10 - 15

10 - 15

 Б3.20.2

32



















5

5

5

47

1 зачётных
единиц


10 - 15



















10 - 15

10 - 15

10 - 15

ИТОГО:

66



















10

10

10

96

3 зачётных
единиц


При заполнении раздела 1.7 рекомендуется указывать виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и видам учебной работы в форме таблицы:

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период
по учебному
графику

Промежуточная аттестация

Всего
зачётов и
экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

по формам обучения

 Б3.20.1

09-12

Зачет

Январь

 1







 Б3.20.2

 02-05

Экзамен 

 июнь



 

 




1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Разделы курса:

1. Индоевропейские языки.

2. Неиндоевопейские языки Евразии.

3. Языки Африки

4. Языки Америки
Темы и краткое содержание:

Изложение материала в рамках разделов определяется последовательным рассмотрением языковых семей:

  1. Основные языки, входящие в данную семью, и их классификация;

  2. Географическое распространение языков, примерная численность говорящих;

  3. Социолингвистическая информация;

  4. Лингвистическая информация (типологическая характеристика, особенности грамматического строя, сведения из истории языков).

1. Индоевропейские языки

1.1. Индоарийские и иранские языки.

Соотношение флексии, агглютинации и изоляции; роль служебных слов. Композиты, их традиционная классификация. Типы склонения и спряжения; общекосвенный падеж. Система первичных, вторичных и третичных показателей. Эргативная конструкция; "асемантизированное" использование эргатива. Правила согласования в синтаксисе. Определительные конструкции.

1.2. Балтийские языки.

Проблема балто-славянского языкового родства. Архаические черты балтийских языков. Вопрос о языковом союзе в балтийском ареале. Политоническое ударение. Морфологическая акцентология литовского языка. Редукция грамматического рода. Местные падежи. Система перфекта. Бессубъектный пассивный залог. Эвиденциал. Дебитив в латышском. Синтаксис причастий. родительный падеж несогласованного определения. Диалектное варьирование. Памятники письменности. История изучения.

1.3. Славянские языки.

Диалектное членение праславянского языка. Славянские литературные микроязыки. Славянская акцентология. Основные этапы формирования фонологической системы славянских языков. Падение редуцированных и его последствия. Система падежей. Способы выражения бытия и обладания. Видо-временная система славянских языков. Основные синтаксические особенности. Принципы литературного нормирования у западных и восточных славян.

1.4. Романские языки.

Современные романские языки и латынь: эксперимент, поставленный историей. Основные теории, объясняющие формирование романских языков в разных ареалах распространения народной латыни. Соотношение флективности и аналитизма в современных романских языках. Грамматика имени: категории рода и числа. Артикль. Система личных местоимений. Грамматика глагола: системе времен, залогов и наклонений; способы выражения безличности и неопределенно-личности. Порядок слов.

1.5. Германские языки.

Современные германские языки, их распространение и типология. Древнегерманские языки в составе индоевропейских: передвижение согласных, закон Сиверса, закон Вернера. Умлаут и преломление. Падежная система и глагольные классы. Структура предложения. Средний и новый период: переход к изохронии и корреляции контакта, редукция окончаний и переход к фиксированному порядку слов. Становление аналитизма.

1.6. Другие индоевропейские языки (кельтские, греческий, армянский, албанский, хеттский и тохарские языки)

1.6.1. Кельтские языки

Положение кельтской группы внутри индоевропейской семьи. P-кельтские и Q-кельтские языки. Распространение кельтов. Палатализация. Грамматикализация мутаций начального согласного слова. Порядок слов V S O. Связка и бытийный глагол. Свободные и зависимые формы глагола. Спрягаемые предлоги. Предложные конструкции с отглагольным именем. Орфография. Основные памятники древнеирландского и староваллийского языков. Современное положение кельтских языков.

1.7. Балканский языковой союз.

Понятие языкового союза. Обзор балканских языков: албанский, греческий, восточнороманские (дакорумынский, арумынский, мегленорумынский, исторумынский), балканославянские (болгарский, македонский, балканизированные сербские говоры), «периферийные» балканские языки (сербско-хорватский, далматинский, сефардский). Основные балканизмы в области грамматики (постпозитивный артикль, совпадение генитива и датива, отсутствие инфинитива, аналитическое волитивное будущее, местоименное удвоение объекта). Балканизмы в сфере фонетики и лексики. Основные теории возникновения балканизмов: моногенез и полигенез, влияние конкретного балканского языка, влияние субстрата.

2. Неиндоевропейские языки Евразии.

2.1. Уральские и алтайские языки (финно-угорские, самодийские , тюркские)

Грамматика имени; проблема "нейтрального" числа и падежа. Категория принадлежности. Позиция именных аффиксов. Проблема морфологической характеристики агглютинативных аффиксов. Грамматика глагола; система наклонений, времен, залогов. Выражение неэвиденциальности. Причастия и деепричастия, их морфологические и синтаксические функции. Именное и глагольное сказуемое. Изафет. Синтаксическая характеристика первого актанта в причастных (деепричастных) конструкциях
2.2. Дравидийские языки.

Род и падеж. Дивергентные повторы. Грамматика глагола; лица, наклонения, времена, залоги, отрицание; структура глагольной словоформы. Неличные формы глагола, имена действия. Идеофоны. Правила согласования глагольной синтаксемы (сказуемого) с первым актантом (подлежащим)
2.3. Семитские языки.

Морфонологическая структура корня. Консонантизм/вокализм и семантико-грамматические характеристики слова. Части речи; классы и роды в категории имени. Падежи. Система "статусов". Число, "ломаное" множественное. Определенность/неопределенность, артикли. Словообразовательные типы. Позиционные типы именных аффиксов, структура именной словоформы. Глагол и глагольные "породы". Глагольная парадигма, личные и неличные формы глагола; структура глагольной словоформы. Правила согласования в синтаксисе. , Определительные конструкции.
2.4. Сино-тибетские и мон-кхмерские языки.

Проблема частей речи, критерии классификации лексики. Понятие слогоморфемы. Проблема моносиллабизма; роль биномов. Грамматика имени и грамматика глагола; "скрытая" грамматика. Система классификаторов. Параллельность словообразовательных и синтаксических моделей. "Необычные" синтаксические функции слов разных частеречных классов; правила синтактико-семантических переходов, ассоциированные с конструкциями разных типов. Слово-тема. Членные предложения. Сериальные конструкции.

2.5. Палеоазиатские языки.

Части речи; слова-заместители. Понятие инкорпорации, ее основные типы. Инкорпоративный комплекс как разновидность сложного слова. Именные парадигмы, трехчленность числовой парадигмы в эскимосско-алеутских языках. Глагольные парадигмы, система наклонений; аспектуальные формы глаголов (начинательность, итеративность, узуальность и т.п.), каузативы. Соотношение глагольных парадигм с именными, изменение по лицам существительных; типы аффиксов, позиционные характеристики аффиксов. Согласование глагола с именем, "субъектно-объектное" спряжение. Эргативная конструкция. Системы причастий и деепричастий.
2.6. Австронезийские языки.

Классификация лексики и словообразование; роль редупликации. Типы аффиксации, функции аффиксальных образований. Местоименные клитики. Инклюзивность и эксклюзивность в системах местоимений. Система залогов; возможность трактовки пассивной конструкции как исходной. "Филиппинский" тип синтаксиса: артиклеподобные служебные слова и семантически-ролевая характеристика оформленных ими имен через глагольную словоформу. Тематическая конструкция с местоименной энклитикой, ее синтаксическая трактовка. Правила релятивизации синтаксических конструкций.
3. Языки Африки

3.1. Языки банту.

Именные классы, их показатели; «предметные» и грамматические классы. Спряжение глагола, позиционные классы аффиксов (грамматика порядков); «копулятивный показатель», соотношение грамматики имени и грамматики глагола. Конструкции status conflictus. Правила согласования в предложении. Правила релятивизации.
3.2. Языки Западной Африки.

Классификация лексики: части речи именные классы, классные показатели (префиксы и суффиксы, «рамочная конструкция». соотношение класса и числа. Правила согласования. Особенности местоименной парадигмы и функционирования местоимений. Роль тона в грамматике. Соотношение простого и сложного предложений, сериальные конструкции.
4. Языки коренного населения Америки

Типологическое разнообразие америндийских языков. Редупликация; инкорпорация; типы инкорпорации, отчуждаемая/неотчуждаемая принадлежность; субъектно-объектное спряжение; эвиденциалис; мужская и женская речь. Проблема выделения частей речи. Лингвистическая характеристика языков группы На-дене. Классификационные классы, позиционная структура глагола. Проблема разграничения морфемы/клитики/частицы.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет филологии и искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет филологии и искусств iconФакультет филологии и искусств

Факультет филологии и искусств iconФакультет филологии и искусств

Факультет филологии и искусств iconФакультет филологии и искусств

Факультет филологии и искусств iconУчебно-методическое пособие по французскому языку Казань 2012 удк: 811. 133. 1 Ббк: 81. 2 Фр А13
...
Факультет филологии и искусств iconEnglish topics
...
Факультет филологии и искусств iconМурманский государственный педагогический университет
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Факультет филологии и искусств iconСложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском,...
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусств, г. Казань
Факультет филологии и искусств iconРеспублики Татарстан Казанский (Приволжский) федеральный университет...
Несмелова Ольга Олеговна, зав кафедрой зарубежной литературы кфу, профессор, д ф н
Факультет филологии и искусств iconСистема компьютерного дистанционного тестирования м. Б. Амзараков
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Факультет филологии и искусств iconПаспорттестовыхзадани й общие данные 1 Специальность и квалификация
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Факультет филологии и искусств iconКазанский (приволжский) федеральный университет институт филологии...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Факультет филологии и искусств iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Факультет филологии и искусств iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века
Факультет филологии и искусств iconПрактикум по решению профессиональных задач
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Факультет филологии и искусств iconКонсультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск