Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики





Скачать 131.87 Kb.
НазваниеКонсультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики
Дата публикации14.08.2013
Размер131.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей»

1. Понятие диагностики.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. . Содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ в связи с этим изменились, учитываются как особенности развития детей дошкольного возраста, так и их индивидуальные особенности развития. Психолого-педагогическая наука реально признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, способствует их проявлению. Введенное Л.С.Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

1.1. Понятие зоны ближайшего развития.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским .



Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР. Основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению.

1.2. Соотношение зоны ближайшего развития, уровня актуального развития и оценки уровня развития детей.

Опираясь на вышеизложенный теоретический материал, можно вывести общие критерии оценки уровня знаний и развития детей. Так, высокий уровень развития соответствует уровню актуального развития и определяется тогда, когда ребенок выполняет задание самостоятельно. Средний уровень определяется в том случае, если ребенок выполнил задание с небольшой помощью педагога. Низкий уровень определяется, если ребенок не справился с заданием.

2. Методы диагностики

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Главными особенностями метода наблюдения являются (см. анимацию): непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации при наблюдении. Среди них особо выделяются следующие:

  1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т.д.

  2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.

  3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).

  4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.

  5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.

  6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.

  7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т.п.).

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

  • наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

  • обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;

  • варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

  • умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов (Ядов В.А., 1995; аннотация).

Педагогов и психологов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие - в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (см. рис. 7).

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.

Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не раскрывают ещё психологического механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.

Анализ продуктов деятельности (Изо)
Анализ продуктов деятельности - это еще один способ получения информации в психодиагностике. Это количественно - качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п. ).
3. Организация диагностики
Для грамотной организации диагностики необходимо соблюдение следующих условий:

— Наличие четких требований к процедуре обследования и в то же время возможность относительных изменений в зависимости от возраста, состояния ребенка, то есть определенная вариативность.

— Возможность вариации и процедуры проведения, в первую очередь, в зависимости от операциональных возможностей ребенка (работоспособность, психический тонус, темповые характеристики деятельности).

— Стандартизированный стимульный материал, но при этом допустимость варьирования предъявляемых стимулов в зависимости от возраста, состояния ребенка или диагностической гипотезы исследователя.

— Отсутствие стандартизированных возрастных норм при наличии качественных или уровнево-качественных нормативных показателей выполнения, зависящих, прежде всего, от возраста ребенка.

— Возможность оказания обучающей помощи различного уровня — от мотивирующей до развернутой, что учитывается при оценке качества выполнения заданий.

— Типологически ориентированный анализ результатов обследования, исключающий чисто количественную, как правило, ничего не объясняющую для конкретного индивидуума оценку. Возможность многофункциональной оценки результатов выполнения.

— Понимание системности и взаимозависимости результатов.

Подобным образом выбранные инструментальные средства дают гораздо больший диапазон возможностей анализа получаемых с их помощью результатов, хотя и требуют от психолога большей квалификации и опыта работы.
С этой точки зрения можно говорить, что характер диагностической процедуры определяется по следующим критериям.

— Форма проведения обследования: индивидуальная или групповая диагностика.

— Вид диагностического процесса: скрининговая психологическая диагностика или углубленная.

— Этапность процедуры обследования: первичная или повторная оценка (последнюю опять-таки можно подразделять на динамическую и итоговую).

— Пролонгированность оценки: мониторинговая или срезовая (единичная).

— Характер оценки. В данном случае можно говорить об экспертной оценке (дифференциально-уровневой) и дифференциально-типологической.

Для каждой из перечисленных категорий диагностического процесса характерны свои, наиболее эффективные в каждом случае технологии проведения, методические средства, технологии анализа результатов.

Итак: совершенно естественно, что при групповом обследовании детей ограничена возможность использования клинически ориентированных методик (которые мы назвали методиками среднего уровня формализации).

В свою очередь, групповая форма обследования возможна лишь для скрининговой диагностики, которая направлена исключительно на выделение групп детей, обладающих теми или иными особенностями, что позволяет говорить о данном виде диагностического процесса как об экспертном, дифференциально-уровневом. Такой групповой скрининг может быть как мониторинговым, так и срезовым.

Углубленная психологическая диагностика ориентирована на выявление специфики психического развития в широком смысле этого слова, понимание механизмов и причин, приведших к данному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития.

Углубленная оценка может проводиться только в индивидуальном режиме обследования. Для нее характерно, в связи с ее основными целями и направленностью, ограничение использования психометрических тестов, а также невозможность сочетать углубленность и скрининговый режим.
4. Фиксация результатов диагностики
Результаты обследования заносятся в сводную таблицу. Далее данные обрабатываются и математическим путём( нахождение среднего арифметического) подсчитываются в процентном отношении количество детей с высоким , средним и низким уровнем освоения знаний.

ПАРАМЕТРЫ

ФИО

ФИО

Среднее

Уровень развития

баллы

Уровень развития

баллы




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий балл

 

 

 

 







п/п

Параметры

группа,%

уровень развития, %

низкий

средний

высокий

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 


Критериями оценки педагогической диагностики является программа воспитания и обучения в детском саду, а также временные ( примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.
Оценкой уровня выполнения заданий детьми является следующая система:
Высокий уровень– ребёнок выполняет задание полностью с первого раза без подсказки взрослого.

Средний уровень- ребёнок справляется с задание только при помощи взрослого

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием.
5. Анализ результатов.
Результаты диагностики подвергаются количественному и качественному анализу. Диагностика позволяет получить представление об уровне актуального развития ребенка и определить зону ближайшего развития. В начале года данные диагностического обследования позволяют определить готовность к программе обучения как каждого ребенка в отдельности, так и группы в целом. Это в свою очередь позволяет скорректировать подачу программного материала, опираясь на сильные и слабые стороны группы. Данные диагностики каждого ребенка в отдельности определяют необходимость и направление индивидуального подхода к ребенку. Данные диагностики в конце года показывают эффективность выполнения программы группой, а также динамику развития каждого ребенка в отдельность. Данные диагностики являются богатым материалом для анализа программы обучения методическим отделом ДОУ, а также для самоанализа педагогов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«медицинская диагностика-2012». Главное событие года в сфере медицинской диагностики и лечения собрало врачей-рентгенологов, радиологов,...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический дебют с целью развития творческого потенциала, повышения профессионального мастерства молодых специалистов и содействия...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрием (осмотр, консультация) врача-специалиста
Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconОсобенности профессиональной адаптации молодых специалистов-педагогов...
Аннотация. В статье отражены этапы и условия адаптации молодых специалистов на основе анализа данных интервьюирования выпускников...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconГосударственное бюджетное учреждение здравоохранения
В целях организации профессиональной адаптации вновь принятых специалистов, повышения эффективности и качества работы структурных...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПлан работы окружного русского языка и литературы на 20
Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов)
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconНаука молодых Совет молодых ученых и специалистов
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconXii региональная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Аспирантов и молодых ученых «Инновационные технологии диагностики и профилактики заболеваний, стандарты лечения, медицинское оборудование...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconКалендарный план работы гоу цо №1861 «загорье» на ноябрь 2011 года №
Консультация для специалистов образовательных учреждений округа по государственным и московским наградам
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Консультация по результатам проведенной диагностики в рамках реализуемой программы в доу
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрограмма коррекционной работы
Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов;...
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики icon«Российский союз молодых ученых» программа регионального Форума студенческих...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики icon«Лучевая диагностика, радиология»
Кафедра диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 135(час.)/3,75(зач ед.)
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconМетоды социально-психологической диагностики руководство и лидерство в малых группах
Диагностика лидерских способностей (определение лидерского потенциала)
Консультация для молодых специалистов «Диагностика детей» Понятие диагностики iconПрограммам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины...
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов знаний, умений и практических навыков, необходимых: для ранней...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск