«Лучевая диагностика, радиология»





Название«Лучевая диагностика, радиология»
страница1/11
Дата публикации22.12.2014
Размер1.15 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии


Учебно-методический комплекс по дисциплине


«ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА, РАДИОЛОГИЯ»


Основная образовательная программа

060105 Медико-профилактическое дело



Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 2013г.
Зав.кафедрой д.м.н. проф. Вальков М.Ю.

Автор-составитель: к.м.н. доцент Попов М.В.


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)

Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой Декан факультета

д.м.н., проф. Вальков М.Ю. к.м.н., доцент Анциферова О.А.

«___»_______________2013 г. «___»_______________2013г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Лучевая диагностика, радиология»

По направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело


Курс 3

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Кафедра диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 135(час.)/3,75(зач. ед.)


Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков по радиологии, лучевой диагностике различных заболеваний.

Задачи — владение основами ядерной физики, биологическим воздействием ионизирующего излечения на организм человека, принципами радиационной гигиены, методами защиты от радиационного излучения, диагностическими возможностями основных методов лучевой диагностики.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Лучевая диагностика является клинической дисциплиной. Для изучения данной дисциплины необходимы знания анатомии, основных свойств ионизирующих, магнитно-резонансных, ультразвуковых излучений. Лучевая диагностика необходима для установления диагноза во всех клинических дисциплинах любого профиля (терапии, хирургии, детских болезней, неврологии и т.д.).

Программа составлена в соответствии с требованиями 3ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 «Медико-профилактическое дело, лучевая диагностика, радиология»



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента

ПК-3

способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-5

способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК-6

способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов

ПК-9

способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-15

способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

ПК-16

способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-17

способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

ПК-19

способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

-основы ядерной физики, биологические основы воздействия ионизирующих излучений на организм, методы радиационной защиты и дозиметрии,

- принципы получения изображения при лучевых методах диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный методы, компьютерная и магнитно-резонансная томография);

-биологические основы воздействия ионизирующих, ультразвуковых, магнитно-резонансных излучений;

- диагностические возможности различных методов лучевой диагностики;

- основные лучевые признаки заболеваний:

- лучевые признаки травматических повреждений костей и суставов.

- лучевые признаки остеомиелита, туберкулёза, доброкачественных и

злокачественных заболеваний костно-суставной системы, остеохондроза.

- лучевые признаки заболеваний лёгких и сердца.

- лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения.

- лучевая диагностика инсульта и ишемии мозга.

- лучевые признаки «неотложных состояний».

- лучевые признаки заболеваний печени и желчного пузыря.

- лучевые признаки заболеваний в нефрологии и урологии.

- лучевые признаки поражения сосудов.

- лучевые признаки заболевания щитовидной и молочных желёз.

2) уметь:

- собрать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определить целесообразность, вид и последовательность применения методов лучевой диагностики. Опознать вид лучевого исследования;

- установить противопоказания к применению методов лучевой диагностики;

- дать рекомендации по подготовке к лучевому обследованию;

- опознать изображение органов человека и указать их основные анатомические структуры на результатах лучевых обследованиях (томограммах, рентгенограммах и т.д.);

- анализировать результаты лучевой диагностики с помощью протокола лучевого обследования или консультации специалиста лучевой диагностики;

- определить лучевые признаки « неотложных состояний» (кишечная непроходимость, свободный газ в брюшной полости, пневмо - гидроторакс,

травматические повреждения костей и суставов, жёлчнокаменная болезнь,

мочекаменная болезнь);

- решать деонтологические вопросы, связанные с проведением лучевой диагностики и терапии;

- проводить самостоятельную работу с учебной, научной и нормативной справочной литературой, а также с медицинскими сайтами в Интернете.

3) владеть:

-с помощью протокола лучевого обследования найти изменения на представленных рентгенограммах, томограммах, сонограммах, проанализировать их.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,75 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр

Аудиторные занятия (всего)

90

VI

В том числе:







Лекции (Л)

30

VI

Практические занятия (ПЗ)

60

VI

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

45

VI

Зачет







Общая трудоемкость (час.)


135 ч (3,75 ед)






5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела

дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Основы ядерной физики

Общие вопросы лучевой диагностики

Радиоактивность — самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов — альфа, бэта и гамма излучений. Основы радиационной защиты.

2.

Биологическое действие ионизирующего излучения.

Ионизация биологически значимых структур — ДНК, РНК, молекул белков, аминокислот, воды. Противоопухолевое и противовоспалительное действие.

3.

Современные методы радионуклидной диагностики.

Регистрация излучений в щитовидной железе, почках и других органах при внутривенном введении фармпрепарата.

4

Введение в лучевую диагностику. Общие вопросы лучевой диагностики.

Предметы изучения лучевой диагностики. Рентгенодиагностика, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, радионуклидная диагностика, ультразвуковая диагностика, ангиография и интервенционная радиология. Источники излучений, используемые с диагностической целью. Регламентация лучевых диагностических исследований. Принципы защиты от ионизирующих излучений.

5.

Традиционные рентгенологические исследования. Скиалогия.

Основные методы получения медицинских диагностических изображений. Анализ изображений, компьютерная обработка медицинских изображений. Цифровые технологии получения изображения. Методы искусственного контрастирования внутренних органов. Контрастные средства и сферы их применения. Возможные осложнения. Радиационная безопасность.

6.

Ультразвуковые исследования.

Ультразвуковые исследования

Метод получения визуальной информации о положении, структуре, размерах органов, основанный на излучении ультразвуковых волн и регистрации их отражения от органов и тканей.

7.

Позитронно-эмиссионная томография

При введении в организм радиофармпрепарата, испускающего бэтаизлучение или позитроны, которые взаимодействуют с ближайшими электронами, возникает их взаимоуничтожение с выделением гамма-квантов, которые улавливаются специальными детекторами.

8.

Рентгеновская компьютерная томография.

Компьютерная томография

Метод получения аксиальных срезов исследуемых органов и тканей благодаря компьютерной обработке множества рентгеновских изображений, выполненных под разными углами.

9.

Магнитно-резонансная томография.

Метод медицинской визуализации, позволяющий получать томографические срезы в аксиальной, сагиттальной, фронтальной и других плоскостях с помощью явления ядерно-магнитного резонанса.

10.

Тактика лучевого обследования при заболеваниях системы органов дыхания.

Лучевая диагностика заболеваний внутренних органов

Методы лучевого исследования лёгких. Использование компьютерной и магнитно-резонансной томографии, радионуклидные исследования. Лучевая анатомия лёгких. Деление легких на поля и зоны. Долевое и сегментарное строение легких. Лучевые синдромы поражения лёгких. Выявление основных показателей легочной патологии: затемнение или просветление легочного поля или его части, изменение легочного и корневого рисунка.

11.

Лучевая диагностика профессиональных заболеваний органов дыхания.

Диагностика пылевого фиброза легких, развивающегося при вдыхании и накоплении в легочной ткани неорганической минеральной, металлической или органической пыли — пневмокониозы.

12.

Тактика лучевого обследования при заболеваниях сердца.

Рентгенография сердца в многоосевых проекциях, ангиокардиография, коронарография, ангиопульмонография.

13.

Лучевая диагностика профессиональных заболеваний костно-суставного аппарата.

Лучевая диагностика заболеваний костно-суставного аппарата и ЦНС

Костно-суставная система в лучевом изображении. Нормальная лучевая анатомия костно-суставного аппарата. Лучевые методы исследования костно-суставной системы. Лучевая возрастная анатомия костно-суставной системы. Заболевания костей и суставов от вредной профессиональной деятельности.

14.

Тактика лучевого обследования при заболеваниях центральной нервной системы.


Рентгенологическое исследование черепа в разных проекциях, пневмовентрикулография, ангиография, миелография, рентгенограммы позвоночника.

15.

Тактика лучевого обследования и лучевая картина острых и неотложных состояний.

При острых и неотложных состояниях тактика лучевого исследования направлена на выявление угрожающих жизни больного ситуаций — кровотечение, острая дыхательная недостаточность, острая сердечная слабость, резкое повышение внутричерепного давления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Лучевая диагностика, радиология» iconЛучевая терапия юношеской ангиофибромы основания черепа 14. 00. 19....
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Панковская средняя общеобразовательная школа»
«Лучевая диагностика, радиология» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
«Лучевая диагностика, радиология» iconРентгеновская и магнитно-резонансная компьютерная томография в диагностике...
Работа выполнена в Научном Центре сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева рамн
«Лучевая диагностика, радиология» iconФункциональная мультиспиральная компьютерная томография (фмскт) в...
Методические указания по выполнению лабораторной работы «Определение серосодержащих соединений в природных и сжиженных газах»
«Лучевая диагностика, радиология» iconВозможности системной лучевой терапии и других методов специального...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Лучевая диагностика, радиология» iconКлиническое значение исследования ренальной гемодинамики в диагностике...
Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в...
«Лучевая диагностика, радиология» iconУльтразвуковое исследование в диагностике и выборе тактики лечения...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
«Лучевая диагностика, радиология» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Лучевая диагностика, лучевая терапия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
«Лучевая диагностика, радиология» iconУльтразвуковая оценка надпочечников у новорожденных детей 14. 01....
Програмно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Сальникова О. А издатеьство «Дрофа», 2008 г Учебный комплекс:...
«Лучевая диагностика, радиология» iconСовершенствование методов диагностики и эндодонтического лечения...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
«Лучевая диагностика, радиология» iconЛучевая диагностика в стоматологической имплантологии
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава»
«Лучевая диагностика, радиология» icon«Лучевая диагностика»
Кафедра Лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 108(час.)/3(зач ед.)
«Лучевая диагностика, радиология» icon«Лучевая диагностика»
Кафедра Лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии Трудоемкость дисциплины 108(час.)/3(зач ед.)
«Лучевая диагностика, радиология» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
«Лучевая диагностика, радиология» iconРабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «14»...
«Лучевая диагностика, радиология» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск