Практикум по решению профессиональных задач





НазваниеПрактикум по решению профессиональных задач
страница1/15
Дата публикации14.08.2013
Размер1.98 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Н.Р. Валиахметова, Р.М.Ахмадуллина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Казань 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ

Н.Р. Валиахметова, Р.М. Ахмадуллина


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Казань 2012

Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

ББК 74.58

УДК 37.03

В 15
А в т о р ы:

УМК по курсу «История образования и педагогической мысли»   канд. пед. наук, доц. Н.Р.Валиахметова

УМК по курсу «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» - канд. пед. наук, ст. преп. Р.М.Ахмадуллина
Научный редактор   д-р пед. наук, проф. Г. Г. Габдуллин

Рецензенты: д-р пед. наук, проф. А. Н. Хузиахметов,

д-р ист. наук, проф. Л. А. Сыченкова
В 15 Валиахметова Н.Р., Ахмадуллина Р.М. Учебно-методические комплексы по дисциплине «Педагогика». История образования и педагогической мысли. Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач./ Н.Р.Валиахметова, Р.М.Ахмадуллина. – Казань: КФУ, 2012. – 146 с.
Представленные в сборнике учебно-методические комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов, предназначенных для определения содержания, объема, порядка организации образовательного процесса по учебным курсам «История образования и педагогической мысли», «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» дисциплины «Педагогика» ОПД.Ф.01. блока общепрофессиональных дисциплин для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования, соответствующую степени бакалавр.

Для студентов педагогических вузов и преподавателей педагогических дисциплин.
ISBN 978-5-87730-438-3 © Н.Р.Валиахметова,

Р.М. Ахмадуллина 2012

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по курсу «История образования и педагогической мысли» учебной дисциплины «Педагогика» ОПД.Ф.01 блока общепрофессиональных дисциплин предназначен для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования, соответствующую степени (квалификации) бакалавр.

Учебно-методический комплекс создан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы курса «История образования и педагогической мысли» дисциплины «Педагогика»: исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

Курс «История образования и педагогической мысли» занимает важное место в системе подготовки учителя. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания.

Одна из важнейших задач педагогического образования – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования должно помочь будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Поэтому при освещении тех или иных педагогических концепций, взгляда отдельных мыслителей внимание студентов должно обращаться на то новое, что способствовало совершению практики воспитания и обучения с одной стороны, и развитие педагогической науки – с другой. Поиск новых подходов к построению курса истории образования и педагогической мысли как учебной дисциплины, вызвал необходимость целостного рассмотрения истории теории и практики воспитания в рамках глобального процесса развития общечеловеческой цивилизации.

Предметом изучения истории образования и педагогической мысли является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;

  • углубить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания;

  • обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем;

  • способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;

  • способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности;

  • способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия;

  • способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям;

  • способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся историко-педагогических деятелей.

Исходя из вышеназванных характерных особенностей и профессионально-педагогических задач, содержание курса истории образования и педагогической мысли должно:

    • быть исторически последовательным (с древнейших времен до наших дней), прослеживать педагогические явления и процессы в развитии, отражать основные историко-педагогические закономерности;

    • быть целостным, рассматривать (обобщенно или конкретно в зависимости от степени актуальности того или иного раздела) историю возникновения и последовательного развития воспитания, образования, школы и педагогической мысли в контексте экономического, социально-политического и этнокультурного развития общества;

    • включать материал, отражающий возникновение и развитие основных педагогических направлений и концепций, лучшие мировые и отечественные исторические достижения в области теории и методики обучения и воспитания, с учетом методики преподавания конкретных учебных предметов;

    • включать в качестве сквозных линий курса основные педагогические понятия и категории в их историческом развитии;

    • отражать жизнь, педагогическую деятельность и взгляды лучших зарубежных и отечественных педагогов прошлого.

Все указанные требования были положены в основу разработки настоящей программы. Она предусматривает изложение истории педагогики и образования в тесной связи с историей развития человеческого общества.

Программа курса истории образования и педагогической мысли, как и любого другого учебного курса в вузе, определяет лишь обязательный минимум знаний, которыми должен овладеть студент. В связи с тем, что количество часов, отводимых учебным планом на изучение истории педагогики и образования, недостаточно для глубокого и систематического ее изложения, часть программного материала, по усмотрению преподавателя и под его методическим руководством, может изучаться студентами самостоятельно.

Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История образования и педагогической мысли» студент должен

знать:

  • основные понятия «история образования», «всемирный историко-педагогический процесс»;

  • предмет, функции, источники истории педагогики и образования, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; учёных – историков педагогики и образования;

  • генезис и историческую сущность воспитания, концепции происхождения воспитания; ключевые закономерности исторического развития воспитания и образования;

  • основные историко-педагогические факты, типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима;

  • основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;

  • истоки развития идей компетентностного подхода;

  • основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии; реформы образования;

  • этапы становления педагогики как науки;

  • истоки гуманистических идей педагогики;

  • авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

  • основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

уметь:

  • анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное; осуществлять исторический подход в изучении педагогических явлений

  • выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;

  • соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

  • устанавливать связи между основными авторскими педагогическими идеями и их отражением в первоисточниках;

  • устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами;

  • устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений

  • выделять связи прошлого и настоящего, возможности использования наиболее ценного опыта в современной практике обучения и воспитания.

Особенность курса «История образования и педагогической мысли» состоит в наличии тесных содержательных связей со многими дисциплинами блока ГСЭ: отечественной историей, культурологией, политологией, социологией, философией.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по решению профессиональных задач iconРабочая программа дисциплины педагогический практикум по решению...
Педагогический практикум по решению профессиональных задач в начальном образовании
Практикум по решению профессиональных задач iconПрактикум по решению задач на ЭВМ учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «практикум по решению задач на эвм» с другими дисциплинами специальности 050202....
Практикум по решению профессиональных задач iconПлан урока по теме: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»
Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»
Практикум по решению профессиональных задач iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Практикум по решению профессиональных задач iconКовалева любовь васильевна
Овладение профессиональной деятельностью достигается подготовкой к решению ряда профессиональных задач
Практикум по решению профессиональных задач iconПрактикум по решению задач различной сложности. Цель программы
Для повышения квалификации учитель может выбрать любой из предложенных модулей (по 88 уч ч.)
Практикум по решению профессиональных задач icon«Практикум по решению задач на эвм»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике
Практикум по решению профессиональных задач iconОбщая характеристика программы подготовки магистра по направлению
Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности
Практикум по решению профессиональных задач iconУчебно-методический комплекс для студентов по направлению 040200....
Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Практикум по решению профессиональных задач icon3. Требования к результатам освоения дисциплины
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Практикум по решению профессиональных задач iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Практикум по решению профессиональных задач iconКонкурс по решению задач за 2-3 недели. Попросить участниц ответить на вопросы анкеты
Выбрать участниц конкурса (если желающих слишком много, провести отбор — конкурс по решению задач) за 2-3 недели
Практикум по решению профессиональных задач icon3. Методика обучения решению физических задач по электростатике 13...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике (Тимоф)
Практикум по решению профессиональных задач iconРабочая программа «Практикум по решению задач по математике» 10 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник серии Стандарты второго...
Практикум по решению профессиональных задач icon«Как считали в старину»
Учащиеся на уроках быстрее осваивают материал, решив простые задачи, переходят к решению задач средней трудности, затем сложных задач...
Практикум по решению профессиональных задач iconИспользование инновационных технологий в преподавании учетных и экономических дисциплин
Способствует решению основной задачи овладению студентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск