Скачать 2 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Тестовый контроль знаний по психологии студентов педвузов Учебно-методическое пособие Мурманск, 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ); М.Ю. Двоеглазова, ст. преподаватель (МГПУ) Рецензенты: А.В. Прялухина, канд.психол.наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии РГСУ; О.Н. Недосека, канд. психол. наук, доцент (МГПУ). Коллектив авторов Тестовый контроль знаний по психологии студентов педвузов: Учебно-методическое пособие / Под редакцией И.А. Синкевич, М.Ю. Двоеглазовой. - Мурманск: МГПУ, 2007. В данном пособии представлены различные формы тестовых заданий, имеющих разный уровень трудности и позволяющие объективно оценивать знания студентов педвузов по психологическим дисциплинам образовательных программ. Пособие адресовано студентам и преподавателям педагогических вузов. Введение На современном этапе изменяется система контроля и оценивания знаний студентов: текущий и промежуточный контроль; итоговый контроль по дисциплине; академический рейтинг студентов. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной проверке является оценка качества подготовки студентов, проводимая в виде тестирования - аттестационных педагогических измерений на основе Государственного образовательного стандарта для студентов педвузов, утвержденного Минобразования России. Тестовые задания разработаны на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования вузов для студентов педвузов. Контроль знаний студентов является одним из основных элементов образовательного процесса в вузе. Одним из способов реализации на практике контроля знаний студентов получающим широкое распространение в последнее время является тестирование. Тестовая проверка знаний – это: во-первых, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации материала; во-вторых, это форма контроля за аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работой студента; в-третьих, это форма воспитания у студентов умения правильно применять собственные знания и умения на практике; в-четвертых, это форма самоконтроля студентов, с помощью которой учащиеся могут самостоятельно находить пробелы в знаниях и ликвидировать их; в-пятых, это форма мотивации к систематическому обучению, к качественной подготовке к прохождению как итогового, так и поэтапного контроля. Тестовый контроль позволяет выявить степень соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС и позволяет осуществлять интеграцию измерения знаний по психологическим дисциплинам профессиональной образовательной программы в целом и подготовить студентов к прохождению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования как эффективной технологии использования аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) на основе инвариантов содержания дисциплин для всей совокупности ГОС ВПО. Одной из основных целей применения тестов в образовательном процессе является активизация интеллектуальной, познавательной деятельности обучающихся. Систематическое применение тестов в учебном процессе способствует овладению студентами такими методами познания как причинно-следственный и сравнительно-исторический, определяет развитие логического мышления, формирование собственной точки зрения на психическую реальность. Разработанные тестовые задания представлены по каждой из 5 указанных форм: ВО – задания с выбором одного ответа; МВ – задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных; УС – задание на установление соответствия двух списков (например, понятии и определений); УП – задание на установление правильной последовательности; КО – задания с кратким ответом. Различные формы разработанных тестовых заданий и представленных в данном пособии имеют различный уровень трудности и позволяют объективно оценивать знания студентов педвузов по психологическим дисциплинам образовательной программы. Дисциплины психологического блока: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология
Вариант 1 1. Общая психология – это наука изучающая: А) процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в виде ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики Б) наука о фактах, механизмах и закономерностях поведения человека В) наука об особенностях физической и психической сферы человека Г) отрасль биологической науки, занимающаяся исследованием функционирования нервных процессов головного мозга 2. Процесс перехода внешних практических действий во внутренние психические – это:
3. Данный процесс в отличие от других процессов не имеет своего собственного содержания:
4. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей - это:
5. Расчленение объекта на части или характеристики составляет сущность такой мыслительной операции, как:
6. Свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевать препятствия на пути достижения цели - это:
7. Экспериментальная психология- это наука, характеризующаяся изучением:
8. Научное исследование, направленное на решение проблемы, которую данным методом никто ранее не пытался решить, - это:
9. Соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту) - это:
10. Исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана, выявляются побочные переменные и уточняются экспериментальные гипотезы - это:
11. Группа лиц или отдельный человек являющийся испытуемым в исследовании - это:
12. Стандартизированный метод психологического исследования, используемый с целью точной количественной оценки и строгого качественного определения особенностей психики и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок, - это:
13. Возрастная психология изучает: А) онтогенез психических функций и личностных структур на протяжении всей жизни человека Б) механизмы, закономерности и факты усвоения социального опыта человеком В) индивидуально-типологические особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе Г) психологические механизмы, побуждающие и регулирующие трудовую деятельность субъекта 14. Закономерность психического развития, которую отражают сензитивные периоды развития той или иной функции:
15. Качественные преобразования личности и психики, возникающие в конце каждого возрастного этапа - это:
16. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:
17. Новообразованием младшего школьного возраста является:
18. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
19. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:
20. Наиболее общее понятие, обозначающее процесс приобретения человеком знаний любым доступным способом:
21. К интеллектуальным теориям обучения не относится: А) теория проблемного обучения Б) теория общего психического развития Л.В. Занкова В) теория содержательного обобщения В.В. Давыдова Г) теория обучения как процесса управления накоплением знаний 22. Высший уровень проблемного обучения характеризуется: А) умением решать сложные задачи Б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения В) возникновением познавательной потребности Г) быстрым темпом усвоения учебного материала 23. Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными деформациями в том случае, если эти изменения: А) проявляются в процессе организации учебной работы Б) осуждаются другими людьми В) затрудняют деловое и личностное взаимодействие в различных сферах деятельности Г) заставляют уделять работе много времени и внимания. 24. С позиции деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено, прежде всего, на:
25. Социальная психология - это наука, изучающая: А) психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления и других видов экономического поведения Б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп В) психологические закономерности формирования преступной установки и преступного умысла, создания преступного стереотипа поведения Г) психологические и социально-психологические факторы, обуславливающие особенности личности человека 26. Выберите неправильное определение общения: А) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия Б) обмен информацией между людьми, их взаимодействие В) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в совместной деятельности, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера Г) активность, направленная на удовлетворение потребностей и преобразование окружающего мира 27. К невербальным средствам общения не относится:
28. Стратегия взаимодействия в конфликте, для которой характерно ведение переговоров участниками конфликта и стремление к полному удовлетворению интересов обеих сторон - это:
29. Относительно устойчивая совокупность людей, связанная системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами - это:
30. В какой из групп наиболее ярко проявляется такой вид конформизма как коллективистское самоопределение:
Вариант 2 1. Свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности отражать объективный и независимый от нее окружающий мир и на основе этого отражения регулировать поведение человека- это:
2. Познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств и особенностей предмета:
3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания - это:
4. Прием создания образов воображения, связанный с увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета или их смещением, - это:
5. Система знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания личности, - это:
6. Укажите неверное определение характера: А) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные индивидуальные способы поведения Б) совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются темп и сила его эмоционального реагирования В) качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности; «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры Г) совокупность свойств личности, определяющих способы его реагирования на жизненные обстоятельства 7. Способ познания научной истины, основанный на научном методе:
8. Метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, - это:
9. Выберите правильное определение гипотезы: А) конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных Б) научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения В) предположение, направленное на экспериментальное подтверждение или опровержение наличия причинно-следственных связей между переменными Г) все утверждения верны 10. Научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний - это:
11. Сложный, требующий решения научный или практический вопрос, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными, - это:
12. Вид эксперимента, предполагающий использование минимального количества оборудования в ситуации, близкой к естественной:
13. В отечественной возрастной психологии принято считать, что социальная среда является: А) предпосылкой психического развития Б) условием и источником психического развития В) движущей силой психического развития Г) фактором психического развития 14. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
15. Личностным новообразованием раннего детства является:
16. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
17. В младшем школьном возрасте основные изменения затрагивают такую сферу психики, как:
18. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:
19. Основоположником русской педагогической психологии является:
20. Уровень актуального развития психики характеризуют:
21. Учение - это процесс: А) передачи знаний от старшего поколения к младшему Б) групповой деятельности по усвоению знаний В) взаимодействия учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков Г) индивидуальной познавательной деятельности человека 22. Главной целью традиционного обучения является: А) формирование знаний, умений и навыков Б) формирование способности и потребности в саморазвитии В) формирование гражданского долга и чувства ответственности Г) формирование и совершенствование интеллектуальных функций 23. Функцией педагогической оценки не является:
24. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:
25. Предметом социальной психологии является: А) закономерности обучения и воспитания подрастающего поколения Б) изучение особенностей развития личности и психики человека на разных этапах онтогенетического развития В) закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики этих групп и психологические аспекты иных явлений социальной жизни Г) изучение фактов, механизмов и закономерностей психической жизни человека 26. Из перечисленных компонентов в структуру общения не входит:
27. Компонент общения, состоящий в обмене знаниями, идеями, взаимными побуждениями и действиями - это:
28. Большие организованные социальный группы, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества, различающиеся по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли богатств, которой они располагают, - это:
29. Двусторонний процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, - это:
30. К способам принятия группового решения не относится:
Вариант 3 1. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
2. Свойство ощущения, определяемое силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора:
3. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
4. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе решения, составляет сущность такого качества мышления, как:
5. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека - это:
6. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы - это:
7. Наука, изучающая специфику проведения экспериментального исследования:
8. Научное исследование, направленное на познание реальности без учета практического эффекта от применения полученных знаний:
9. Выберите признаки, не относящиеся к эксперименту: А) активность исследователя (исследователь вызывает психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки гипотезы) Б) заранее продуманная искусственная ситуация В) пассивность испытуемого Г) совместная деятельность экспериментатора и испытуемого 10. Процедура установления взаимнооднозначного соответствия между множеством объектов (состояний) и множеством символов (чисел), вид исследования, в процессе которого исследователь выявляет качественные и количественные характеристики объекта (множества объектов) с помощью внешних средств (приборов, тестов и пр.):
11. Гипотеза экспериментального исследования, включающая в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующее с ней и оспаривающее ее справедливость- это:
12. Вид исследования, предполагающий подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме - это:
13. Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций является:
14. Ведущая деятельность – это: А) та деятельность, которой ребенок занимается с удовольствием Б) та деятельность, которой ребенок посвящает все свое свободное время В) та деятельность, в которой происходит освоение социального опыта Г) деятельность, в которой формируются личностные и психические новообразования возраста 15. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми - это:
16. «Чувство взрослости» является новообразованием периода:
17. Психические процессы подростка преимущественно развиваются:
18. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: |