Скачать 452.95 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫФТД.5 - ДЕТСКАЯ МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050403.65 Культурология с дополнительной специальностью Музыкальное образование Утверждено на заседании кафедрымузыкального образования факультета культуры и искусств (протокол № ____от ________ 200___г.) Зав. кафедрой ____________________________ Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа дисциплины Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, заслуженный работник высшей школы.
доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ; Малахов В.И., педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска.
Курс «Детская музыка русских композиторов» предназначен для подготовки студентов специальности 050601 – Музыкальное образование. Целесообразно его чтение на факультетах педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии, а также для обучающихся на отделениях культурологии, русского языка и литературы, социально-культурной деятельности, ряда направлений магистратуры. Данная дисциплина способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей, воспитателей, менеджеров социальной деятельности, педагогов дополнительного образования. Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных к детской аудитории в историческом ракурсе. Задачи курса:
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Дисциплина изучается на II курсе в IV семестре, слагается из 9 лекций, 2 практических занятий и самостоятельной работы в количестве 90 часов, завершается зачетом. При составлении программы автор творчески интерпретировал программу курса «Теория музыки и детская музыкальная литература» преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена – А.Б. Афанасьевой, Н.А. Уривиной, В.А. Шекалова и А.А. Щербаковой.
Тема 1. Понятие «детская музыка», Критерии отбора произведений для детей. Педагогическая адаптация музыки для детской аудитории. Тема 2. Русский музыкальный фольклор как предпосылка становления отечественной детской музыки. Жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, игры с музыкальным припевом. Колыбельная песня – основа материнской школы. Формирование национального сознания в русской музыке XIX в. Оперное творчество М.И. Глинки – основоположника русской музыкальной классики. Критический реализм М.П. Мусоргского. Широта творческого диапазона П.И. Чайковского. Тема 3. Жизнь ребенка XIX в. в творчестве М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. Психологизм и речевая выразительность вокального цикла Мусоргского «Детская». Близость детскому восприятию мира сказочных и фольклорных образов, характеристичных сценок в «Картинках с выставки» Мусоргского. П.И. Чайковский – первый русский композитор, создавший альбом фортепианных пьес для детей – «Детский альбом». Вокальный цикл Чайковского «16 песен для детей». Тема 4. Разнообразие жанра сказочной оперы в творчестве Римского-Корсакова. Особенности славянского музыкального языка в весенней сказке «Снегурочка». Сказочный эпос оперы-былины «Садко». Черты небылицы в опере «Сказка о Царе Салтане». Опера-скоморошина «Золотой петушок». Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Звуковые особенности (в творчестве Римского-Корсакова) осенней сказки «Кащей бессмертный». Характерные черты драматургии сказочных опер Римского-Корсакова: противопоставление музыкального языка реальной и фантастической сфер, парный контраст женских персонажей, использование русского и зарубежного фольклора, характерных черт разнонациональной мелодики. Тема 5. Формирование отечественного балета в творчестве П.И. Чайковского. Формирование им традиционного «дивертисментного» классического балета. Симфоническая основа балетной драматургии. Разнообразие и особенности каждого из трех балетов-сказок. Лирико-драматический символизм в балете «Лебединое озеро». «Спящая красавица» - шедевр балетной драматургии. Колористическое богатство балета «Щелкунчик». Контраст музыкального языка в показе образов добра и зла». Принципы симфонического развития в балетах Чайковского. Музыкальные портреты разных национальностей и стран. Тема 6. «Серебряный век» в истории русской культуры. Разнообразие стилистических направлений и творческих поисков. Музыкальный символизм (А.Н. Скрябин), неофольклоризм (И.Ф. Стравинский), кубофутуризм (ранний С.С. Прокофьев): усложнение музыкального языка, развитие системы средств выразительности, «пряные» гармонии, роль тембра и опора на жанровые модели. Обращение ряда выдающихся музыкантов к проблеме приобщения детей к искусству, ко всеобщему музыкальному образованию. Детская музыка – одно из важнейших направлений творчества русских композиторов первой и второй половины ХХ в. (А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, М.И. Красев, С.М. Майкапар, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский, С.П. Баневич и др.). Тема 7. Продолжение традиций Н.А. Римского-Корсакова в творчестве А.К. Лядова. Сказочные образы в симфонических картинах «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-яга». Психологическое новаторство И.Ф. Стравинского во взгляде на мир кукол (балет «Петрушка»). Драматургия сказочного музыкального театра С.С. Прокофьева (на примере балетов «Золушка, «Сказ о каменном цветке», оперы «Любовь к трем апельсинам»). Заостренность музыкальных характеристик в балете Р.К. Щедрина «Конек-Горбунок». Оперное творчество для детей М.И. Красева, автора 9 опусов данного жанра. Опера «Морозко». Феерия сказочных опер С.П. Баневича: «Стойкий оловянный солдатик», «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и др. Тема 8. С.С. Прокофьев - новатор и наследник традиций русской школы в детских песнях («Болтунья» на стихи С.М. Маршака), фортепианных пьесах и циклах («Сказки старой бабушки», «Детская музыка»), ораториях («На страже мира»), симфонической сказки («Петя и волк» - первого путеводителя детей по инструментам симфонического оркестра). Развитие обозначенных Прокофьевым направлений в детской музыке второй половины ХХ века. Тема 9. Глубина постижения мира ребенка по произведениям С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Авторская интерпретация общих жанровых моделей. Тема 10. Дидактическая функция детской музыки как новое явление в культуре ХХ в. Целенаправленное знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», опера С.П. Баневича «Городок в табакерке»); сочинения инструментальной музыки («Бирюльки», «Маленькие новеллетты», «Театр марионеток» С.М. Майкапара и др); азбука введения дошкольников в мир музыки )» Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугинов и др). Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Тема 11. Приоритетное положение детской массовой песни в 20-50-е годы ХХ в. Песенное творчество М.Л. Старокадомского, И.О. Дунаевского, Д.Б. Кабалевского и др. Пионерские песни и песни октябрят. Стилевой перелом в детской песне 60-90-х годов. Психологическое углубление песенной лирики, расширение интонационной базы. Песни к мультфильмам, кинофильмам, телевизионным фильмам. Песенное творчество Г. Гладкова, Ю.Чичкова, Е. Крылатова и др. Воспитывающая роль песен для детей в контексте патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Занятие 1 Форма СМ/ПР |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |