Учебно-методический комплекс





Скачать 452.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер452.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ФТД.5 - ДЕТСКАЯ МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050403.65 Культурология с дополнительной специальностью Музыкальное образование

Утверждено на заседании кафедры


музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол № ____от ________ 200___г.)

Зав. кафедрой

____________________________

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук,

профессор кафедры музыкального образования,

заслуженный работник высшей школы.


    1. Рецензенты: Г.И. Шевченко, кандидат педагогических наук,

доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ;

Малахов В.И., педагог дополнительного образования

МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска.


    1. Пояснительная записка:


Курс «Детская музыка русских композиторов» предназначен для подготовки студентов специальности 050601 – Музыкальное образование. Целесообразно его чтение на факультетах педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии, а также для обучающихся на отделениях культурологии, русского языка и литературы, социально-культурной деятельности, ряда направлений магистратуры. Данная дисциплина способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей, воспитателей, менеджеров социальной деятельности, педагогов дополнительного образования.

Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных к детской аудитории в историческом ракурсе.

Задачи курса:

  1. Обеспечить целостность образовательной программы на основе принципов историзма и междисциплинарного подхода к содержанию курса.

  2. Активизировать музыкально-исторический словарь студентов, расширить диапазон их знаний в области детской музыкальной литературы.

  3. Развить у студентов полихудожественные умения и навыки при сопоставлении музыки, литературы и живописи.


Студент должен знать:

  • творчество композиторов XIX-XX и начала XXI вв. в контексте детской музыки;

  • основную и дополнительную литературу по содержанию курса.

Студент должен уметь:

  • провести анализ мелодии, фактуры, формы, жанра, средств музыкальной выразительности музыкального произведения;

  • овладеть навыками пения, игры на фортепиано;

  • составлять планы-конспекты уроков, бесед, лекций;

  • подбирать к музыкальным сочинениям художественные аналогии из произведений литературы и живописи;

  • разрабатывать музыкальные викторины, сценарии Дней детской музыки.


Дисциплина изучается на II курсе в IV семестре, слагается из 9 лекций, 2 практических занятий и самостоятельной работы в количестве 90 часов, завершается зачетом.

При составлении программы автор творчески интерпретировал программу курса «Теория музыки и детская музыкальная литература» преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена – А.Б. Афанасьевой, Н.А. Уривиной, В.А. Шекалова и А.А. Щербаковой.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы:






п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах


Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ем-

кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050403 Культурология с дополнительной специальностью Музыкальное образование

3

5

70

28




28

-

42

зачет




    1. Содержание дисциплины.

      1. Раздел дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

Введение

2




2




2

2.

Факторы становления и развития отечественной детской музыки

2




2




4

3.

Мир детства в русской музыке XIX века

2




2




4

4.

Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей

2




2




2

5.

Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского

2




2




2

6.

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ в.

4




4




4

7.

Развитие сказочной тематики в музыке ХХ в.

2




2




6

8.

Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева

4




4




6

9.

Жизнь ребенка второй половины ХХ в., богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов

4




4




6

10.

Дидактическая функция детской музыка ХХ в.

2




2




6

11.

Воспитывающая роль песен для детей

2




2










ИТОГО:

28




28




42




      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1.

Понятие «детская музыка», Критерии отбора произведений для детей. Педагогическая адаптация музыки для детской аудитории.
Тема 2.

Русский музыкальный фольклор как предпосылка становления отечественной детской музыки. Жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, игры с музыкальным припевом. Колыбельная песня – основа материнской школы.

Формирование национального сознания в русской музыке XIX в. Оперное творчество М.И. Глинки – основоположника русской музыкальной классики. Критический реализм М.П. Мусоргского. Широта творческого диапазона П.И. Чайковского.
Тема 3.

Жизнь ребенка XIX в. в творчестве М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. Психологизм и речевая выразительность вокального цикла Мусоргского «Детская». Близость детскому восприятию мира сказочных и фольклорных образов, характеристичных сценок в «Картинках с выставки» Мусоргского.

П.И. Чайковский – первый русский композитор, создавший альбом фортепианных пьес для детей – «Детский альбом». Вокальный цикл Чайковского «16 песен для детей».
Тема 4.

Разнообразие жанра сказочной оперы в творчестве Римского-Корсакова. Особенности славянского музыкального языка в весенней сказке «Снегурочка». Сказочный эпос оперы-былины «Садко». Черты небылицы в опере «Сказка о Царе Салтане». Опера-скоморошина «Золотой петушок». Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Звуковые особенности (в творчестве Римского-Корсакова) осенней сказки «Кащей бессмертный». Характерные черты драматургии сказочных опер Римского-Корсакова: противопоставление музыкального языка реальной и фантастической сфер, парный контраст женских персонажей, использование русского и зарубежного фольклора, характерных черт разнонациональной мелодики.
Тема 5.

Формирование отечественного балета в творчестве П.И. Чайковского. Формирование им традиционного «дивертисментного» классического балета. Симфоническая основа балетной драматургии. Разнообразие и особенности каждого из трех балетов-сказок. Лирико-драматический символизм в балете «Лебединое озеро». «Спящая красавица» - шедевр балетной драматургии. Колористическое богатство балета «Щелкунчик». Контраст музыкального языка в показе образов добра и зла». Принципы симфонического развития в балетах Чайковского. Музыкальные портреты разных национальностей и стран.
Тема 6.

«Серебряный век» в истории русской культуры. Разнообразие стилистических направлений и творческих поисков. Музыкальный символизм (А.Н. Скрябин), неофольклоризм (И.Ф. Стравинский), кубофутуризм (ранний С.С. Прокофьев): усложнение музыкального языка, развитие системы средств выразительности, «пряные» гармонии, роль тембра и опора на жанровые модели.

Обращение ряда выдающихся музыкантов к проблеме приобщения детей к искусству, ко всеобщему музыкальному образованию. Детская музыка – одно из важнейших направлений творчества русских композиторов первой и второй половины ХХ в. (А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, М.И. Красев, С.М. Майкапар, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский, С.П. Баневич и др.).
Тема 7.

Продолжение традиций Н.А. Римского-Корсакова в творчестве А.К. Лядова. Сказочные образы в симфонических картинах «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-яга».

Психологическое новаторство И.Ф. Стравинского во взгляде на мир кукол (балет «Петрушка»).

Драматургия сказочного музыкального театра С.С. Прокофьева (на примере балетов «Золушка, «Сказ о каменном цветке», оперы «Любовь к трем апельсинам»).

Заостренность музыкальных характеристик в балете Р.К. Щедрина «Конек-Горбунок».

Оперное творчество для детей М.И. Красева, автора 9 опусов данного жанра. Опера «Морозко».

Феерия сказочных опер С.П. Баневича: «Стойкий оловянный солдатик», «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и др.
Тема 8.

С.С. Прокофьев - новатор и наследник традиций русской школы в детских песнях («Болтунья» на стихи С.М. Маршака), фортепианных пьесах и циклах («Сказки старой бабушки», «Детская музыка»), ораториях («На страже мира»), симфонической сказки («Петя и волк» - первого путеводителя детей по инструментам симфонического оркестра).

Развитие обозначенных Прокофьевым направлений в детской музыке второй половины ХХ века.
Тема 9.

Глубина постижения мира ребенка по произведениям С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Авторская интерпретация общих жанровых моделей.
Тема 10.

Дидактическая функция детской музыки как новое явление в культуре ХХ в. Целенаправленное знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», опера С.П. Баневича «Городок в табакерке»); сочинения инструментальной музыки («Бирюльки», «Маленькие новеллетты», «Театр марионеток» С.М. Майкапара и др); азбука введения дошкольников в мир музыки )» Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугинов и др).

Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.
Тема 11.

Приоритетное положение детской массовой песни в 20-50-е годы ХХ в. Песенное творчество М.Л. Старокадомского, И.О. Дунаевского, Д.Б. Кабалевского и др. Пионерские песни и песни октябрят.

Стилевой перелом в детской песне 60-90-х годов.

Психологическое углубление песенной лирики, расширение интонационной базы. Песни к мультфильмам, кинофильмам, телевизионным фильмам. Песенное творчество Г. Гладкова, Ю.Чичкова, Е. Крылатова и др.

Воспитывающая роль песен для детей в контексте патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

Самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Факторы становления и развития отечественной детской литературы

Сделать выписку из статей А.Серова о Римском-Корсакове и Мусоргском (см. литературу к теме 2).

Написать аннотацию на книгу Туманиной Н. (литература там же).

Составить текст беседы для учащихся 7 класса «Творческий портрет М.И. Глинки».

6

Проверка рабочих тетрадей на ПР 1

2.

Мир детства в русской музыке XIX века

Написать подробную аннотацию на книгу Е.Е.Дурандиной и статью О.Побединской (см. литературу к теме 3).

Составить план-конспект беседы для учащихся III класса «Детский альбом П.И.Чайковского».

Разработать презентацию лекции для старшеклассников на тему «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Подобрать литературные и художественные иллюстрации к вокальному циклу М.П.Мусорского «Детская».

10

Оценка творческих заданий

3.

Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей

Составить музыкальную викторину для подростков на основе сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова.

Разработать текст мини-лекции для студентов «Морские картины в операх Н.А. Римского-Корсакова.

6

Оценка творческих заданий

4.

Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского

Написать аннотацию на литературу к теме 5 после ее изучения

4

Проверка задания на зачете

5.

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ века

Составить библиографию по творчеству А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, М.И. Красева, С.М. Майкапара, И.О. Дунаевского, С.Т. Баневича. Внимание акцентировать на детской музыке названных композиторов.

Разработать презентацию музыкального портрета одного из композиторов.

10

Работа с библиографией на ПР 1

6.

Развитие сказочной тематики в музыке ХХ века

Подобрать литературный и художественный ряд к симфоническим картинам А.К.Лядова «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга».

Представить в письменной форме сравнительный анализ «Бабы-Яги» Лядова и «Бабы-Яги» Чайковского в контексте формы, жанра, музыкальной семантики. Разработать презентацию балета С.С. Прокофьева «Золушка».

Изучить литературу к теме 7.


10

Использование материалов заданий на зачете

7.

Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева

Составить библиографию к следующим произведениям С.С. Прокофьева: «Сказки старой бабушки», «Детская музыка», «Петя и волк».

Подобрать литературный и художественный ряды к «Детской музыке» С.С. Прокофьева.

Подготовить презентацию бесед «Петя и волк».

10

Оценка на ПР 2

8.

Жизнь ребенка второй половины ХХ века, богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов

Изучить основную литературу к теме 9 посредством тезирования.

Написать доклад на тему «Д.Д. Шостакович и его музыка для детей».

Написать реферат на тему «Музыкальные образы кукол (по произведениям композиторов XIX – XX вв.)».

Представить музыкальную коллекцию лошадок (по произведениям композиторов XIX – XX вв.) с литературными эпиграфами.

20

Участие в педагогической олимпиаде

9.

Дидактическая функция детской музыки ХХ в.

Составить список музыкальных сочинений Д.Б. Кабалевского.

Написать аннотацию на «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.

Написать мини-реферат: «Капитан детской радости» Д.Б. Кабалевский.

6




10.

Воспитывающая роль песен для детей

Подготовить вопросы к зачету:

  • Пионерская песня 20-50-х гг. ХХ века;

  • Песенное творчество Е.Крылатова;

  • Школьная песня 60-90-х гг.

8






    1. Методологические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Занятие 1

Форма СМ/ПР

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск