Скачать 0.5 Mb.
|
Е.И. Боровлева к. филос. н., доц. ПРОГРАММА КУРСА ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ Тема 1. Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологического знания (теоретическая и прикладная социология). Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (демографический, психологический, изучение группового поведения, статусно-ролевой, культурологический). Тема 2. Предшественники социологической науки Становление социологии как науки. Хозяйственный учет, описания обществ и нравов людей, конструирование идеального государства как источники социологических идей. Общество и человек в древних мифах. Социально-политические концепции и теории государственного устройства в общественной мысли Древней Греции и Древнего Рима. «Государство» Платона и последующая судьба платоновской рационалистической и утопической традиции. Социологические темы в «Политике» Аристотеля. Социальные идеи Сенеки и Цицерона-Совпадение разумного и благого в общественных взглядах гуманистов эпохи Возрождения. Разделение политики и нравственности у Н. Макиавелли. Самонаблюдение в «Опытах» М. Монтеня. Концепция общественного договора (Гуго Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), ее связь с теорией естественного права и представлением о человеке как «Робинзоне». Социологические идеи Ш. Л. де Монтескье. Тема 3. Становление позитивистской социологии во Франции. Огюст Конт. Социально-экономические, социокультурные и научные предпосылки появления социологии как самостоятельной науки. Зачатки социологической системы у А. де Сен-Симона. О. Конт как основоположник позитивистской социологии. Закон «трех стадий». Классификация наук и место в ней социологии. Методологические принципы социологии Конта: натурализм, эволюционизм, позитивизм. Предмет и задачи социологии. Социология как наука о человечестве. Методы социологии: метод наблюдения, экспериментальный, сравнительный и исторический методы. Социальная статика и социальная динамика как две составные части социологии. Проблемы человеческой природы и социального порядка. Понятие «индустриального общества». Позитивизм как «религия человечества» и основа реформирования общества. Социальная политика. Место Конта в истории социологии. Тема 4. Возникновение социологии в Англии. Джон Стюарт Милль Влияние идей И. Бентама и Т. Мальтуса на становление социологии в Англии. Дж. С. Милль как последователь О. Конта. Разработка Миллем вопросов логики и методологии науки. Его роль в формировании методологии социологических исследований, влияние на формирование психологического направления в социологии. Тема 5. Социология Герберта Спенсера Позитивистская ориентация научного творчества Г. Спенсера. Г. Спенсер об отличии своего понимания общества от социологической концепции О. Конта. Органицизм и эволюционизм как основные положения социологии Спенсера. Его понимание роста, структуры, интеграции и дифференциации общества. Социальные типы: «военные» и «индустриальные» общества. Индивидуализм как принцип социологического понимания общества у Спенсера. Разработка структурно-функциональных аспектов эволюции общества. Трактовка понятия «институт». Социально-политические взгляды Спенсера. Место Г. Спенсера в истории социологии. Тема 6. Социологическая система Карла Маркса Социологическая направленность теории Карла Маркса. Источники марксизма как социологического учения. Постановка проблемы «личность и общество» в марксизме. Проблема отчуждения в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Становление исторического материализма; диалектика как методология исследования общества. Материализм во взглядах на общество, понимаемое как совокупности общественных отношений. Проблема объективных оснований классовой дифференциации общества. Предисловие «К критике политической экономии» Маркса (1859): концепция социального развития. Общественно-экономическая формация как понятие марксизма. Диалектика производительных сил и производственных отношений как основа развития способа производства. Объективные основания социальной революции. Базис и надстройка. Относительная автономность и активность надстройки. Эмпирические исследования и марксистская традиция. Работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1844-1845). Влияние марксизма на развитие социологического знания. Социологическая проблематике в трудах марксистов конца XIX — начала XX века (К. Каутский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Социологические позиции Н. И. Бухарина, А. Грамши, Д. Лукача. Вульгаризация марксизма как социологической теории и ее последствия для науки и социальной практики. Сакрализация текстов классиков марксизма-ленинизма и советской общественной науке. Проблемы объяснения многообразных социальных явлении, процессов с позиций упрощенно понимаемого классового подхода. Современная дискуссия о марксизме. Марксистские ориентации в современной социологической мысли (Л. Альтюссер, Франкфуртская школа и др.). Значение марксисткой социологии для разработки современных проблем общества. Тема 7. Основные направления социологического позитивизма конца XIX — начала XX века. Школы «одного фактора» Натурализм в социологии XIX века. Эволюционизм — база натуралистических школ в социологии. Формирование «школ одного фактора» среди натуралистических школ в социологии, их классификация по выдвижению на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, а также методологических образцов определенной естественной науки. Механистическая школа (Г. Кэри, В. Ф. Оствальд). Биоорганическая школа (А. Шеффле, Р. Вормс, А. Фулье, A. Эспинас). Тема 8. Географическая школа Становление географической школы (Г. Т. Бокль, К. Риттер, Ф. Ратцель). Формирование под влиянием географической школы геополитических концепций XX века (К. Хаусхофер, Ю. Челлен). Использование этих концепций для обоснования завоевательской политики нацизма. Социогеография во Франции (Ф.Ле Пле, А. де Турвиль, Э. Демолен, Ж. Ж.-Э. Реклю, Л. И. Мечников). Влияние географической школы на формирование экологически ориентированных социологических теорий. Социальная экология в XX веке (П. Видаль де ла Бланш, B. И. Вернадский, П. Тейярд де Шарден). Разработка социологических аспектов экологии человека в работах представителей Чикагской социологической школы (Р. Э. Парк и его последователи). Тема 9. Социальный дарвинизм в социологии Общенаучное влияние дарвинизма. Г. Спенсер как родоначальник социал-дарвинистского направления в социологии. Две разновидности социал-дарвинизма. Концепции, основанные на прямом следовании принципам естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных (М. Ваккаро). Концепции, ориентированные на трактовку социального конфликта как следствия биологической эволюции (У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. и другие). Социал-дарвинистская интерпретация межгрупповых конфликтов и внутригрупповой сплоченности. Постановка У. Беджготом проблемы естественного отбора как механизма общественного развития. Л. Гумплович и его трактовка межгруппой борьбы за удовлетворение материальных потребностей. Г. Ратценхоффер о проблеме интереса как основного принципа, управляющего социальными процессами (конфликтами). Социал-дарвинистские идеи А. Смолла и У. Самнера. Темя 10. Становление эмпирической социологии Становление социальных эмпирических исследований. «Социальная физика» А. Кегле и его роль в организации социально- статистических исследований. Теория «среднего человека» и ее значение для формирования статистических методов исследования общества. Проблема нормы и отклонения от нормы. Исследование устойчивых социальных процессов, поддающихся количественной оценке. Исследование Ф. Ле Пле «Европейские рабочие» (1855). Монографический метод Ф. Ле Пле. Его применение при изучении семей рабочих. Основные способы сбора первичной информации: личные наблюдения и свободное интервью. Использование данных о семейном бюджете для построения типологии семей и их сравнения. Формирование методик тестирования. Тест Бине-Симона и значение его разработки для подходов к применению тестирования. Темя 11. Психологическая социология конца XIX — начала XX века Кризис биолого-натуралистических теорий и усиление психологической тенденции в социологии в конце XIX века. Психологический эволюционизм. Л. Ф. Уорд. Ф. Г. Гиддингс, Инстинктивизм в социологии. У. Мак-Дуголл и его теория «инстинктов социального поведения». Становление социальной психологии. «Психология народов» М. Лацаруса и X. Штейнталя. Развитие концепции «психологии народов» В. Вундтом. Групповая психология и теория подражания. Теория толпы Г. Лебона. Теория подражания Г. Тарда. Зарождение интеракционизма. У. Джеймс. Д. М. Болдуин. Ч. X. Кули и его теория «зеркального Я». Формирование фрейдистской ориентации в социологии. Социологические мотивы в работах 3. Фрейда «Психология масс и анализ Я», «Недовольство культурой», «Моисей и монотеизм», в исследованиях ортодоксальных фрейдистов (К. Абрахам, Э. Джонс, A. Фрейд и др.). Социологические позиции К. Г. Юнга, А. Адлера, B. Райха. Проблемы социальной детерминации в творчестве представителей неофрейдизма (Э, Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Влияние психологической ориентации на последующее развитие социологической теории и эмпирических исследований. Темя 12. Становление социологии в Германии. Фердинанд Теннис Специфика развития социологии в Германии. Влияние философских школ (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, В. Дильтей). Школа формальной социологии — первая профессиональная научная школа в германской социологии. Борьба с эволюционизмом и натурализмом О. Конта я Г. Спенсера; стремление свести все социальные явления и отношения к конечному набору структурных элементов, выраженных социологическими понятиями. Ф. Теннис и его труд «Община и общество» (1887). Идентичность воли разуму (Спиноза) как основание выводить общественные формы не из традиций или непосредственного божественного установления, а из рациональных конструкций. Три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы, корпорация. «Социальный круг» как переход к группе. Связь социальных отношений с типами воли. Wesenwilte как естественная инстинктивная воля, направляющая действия человека изнутри; Kunville как рассудочная воля, предполагающая выбор и сознательно поставленную цель действия. Инстинктивная воля как основа общины, рассудочная воля как основа общества. Вытеснение общины обществом. Значение введения Теннисом понятий Gemainschaft и Ge-sellschaft для дальнейшего развития социологии. Тема 13. Формальная социология в концепции Георга Зиммеля Зиммель как один из родоначальников философии жизни. Его роль в интеллектуальном развитии Европы. Релятивистский, неокантианский этапы научного творчества Зиммеля как подготовка к формированию им концепции жизненных форм. Трактовка жизни через ее реализацию в самоограничении ею же самой созидаемых форм; «более-жизнь» (Mehr-Leben) и «более-чем-жизнь» (Mehr-als-Leben) как формы культуры, противостоящие текучести жизни. Обоснование формальной социологии как реализации философии культуры. Общая тенденция борьбы жизни против формы вообще, т. е. против культуры, в социологической проблематике Зиммеля. Неразрешимость конфликтности жизни и культуры. Основные понятия социологии: содержание (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий) и форма (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний). Задача «чистой социологии» — изучение и классификация форм; задача «философской социологии» — прослеживание исторических судеб этих форм в связи с их культурно обусловленным содержанием. Фрагментарный характер социальности у Зиммеля, отказ от признания общества обобщенной формой. Рассмотрение малой группы, в т. ч. отношения двоих, троих с точки зрения солидарности и конфликта. Темы «негативных способов поведения», «социального пространства» и их объединение в теме «чужака». Зиммелевский ренессанс в 90-е годы XX века. Тема 14. Социология Эмиля Дюркгейма Становление социологических взглядов Дюркгейма. Предмет и методы социологии Дюркгейма. Концепция социологии как науки. Ее основа в концепции общества как коллективного существа с коллективным сознанием, совокупностью коллективных представлений и верований. Социология отдельных областей общественной жизни. Работа Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895), обоснование концепции социологизма в противовес психологизму. Социальные факты как предмет социологии. Природа и виды социальных фактов. Основное правило социологического метода — «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вытекающие из него правила отбора объектов исследования, сбора и интерпретации данных. Социологическое объяснение. Причинный и функциональный анализ. Проблематика нормального, патологического. Книга «Самоубийство» (1897). Эмпирическое исследование самоубийства как социального явления и установление его типологии. Понятие аномии. Общественно-историческая концепция Дюркгейма. Степень общественной солидарности — основной критерий общественного прогресса. Социальная солидарность и разделение труда. Функции разделения труда. «Ненормальные» формы разделения труда. Отношение между обществом и индивидом. Философско-социологические концепции морали и религии в творчестве Дюркгейма. Значение «социологизма» Дюркгейма для последующего развития социологии. Тема 15. Социология Макса Вебера Источники и исходные принципы социологической теории М. Вебера. Критика интуитивизма и натурализма. Принцип «отнесения к ценности» и «свободы от оценки». Отличие от трактовки Г. Риккерта. Обоснование «понимающей социологии». Идеальный тип как логическая конструкция. Содержательная интерпретация идеального типа и проблема понимания. Идеальный тип как «интерес эпохи». Конструирование идеальных типов не цель, а средство исследования, масштаб для соотнесения эмпирической реальности. Социальное действие и проблема рациональности. Социология как наука, изучающая социальное действие. Целерациональное действие. Социальное действие и «установка на другого». Виды социального действия: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) аффективное; 4) традиционное. Формальная рациональность. Социология господства. Типы господства: I) легальный; 2) традиционный; 3) харизматической. Проблема бюрократии. Социология религии. Предмет социологии религии — «субъективно подразумеваемый смысл». Мотивы социологии религии в книге Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), связь религии и экономики. Социология города. Книга «Город» (1922): определение признаков городского типа поселения. Влияние М. Вебера на последующее развитие социологии. Ренессанс Вебера и пересмотр основных понятий веберовского учения. Тема 16. Социологическая система Вильфредо Парето Основные положения «Трактата по общей социологии» (1916). Общество как система, находящаяся в состоянии постепенно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Иррациональность человека, его отличительное свойство— не разум, а способность использовать разум в корыстных целях. Разделение действий людей на логические, нелогические. Изучение в социологии нелогических действий. Логико-экспериментальный метод в социологии. Психологический редукционизм. Концепция «осадков» — универсальных элементов, отражающих основные человеческие чувства. Шесть главных классов «осадков». Роль «инстинкта комбинаций» и «постоянства агрегатов» как важнейший «осадков». Деривации как изменчивые элементы, основывающиеся на «осадках» и использующиеся как нелогические аргументы. Теория элиты и циркуляции элит. «Львы» и «лисы». Место Парето в истории социологии. |
Программа курса Карл Маркс как социолог: текстологический анализ... Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | ||
Тема Социология как наука. Основные этапы становления и развития... Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,... | Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения... | ||
Программа курса Челябинск 2006 Лаврова А. Г. Социология потребления.... Цель курса: формирование предсатвлений о социологии потребления как важрой части современной социологии | Кол-во Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии | ||
Общеобразовательных учреждений Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании... Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели... | ||
Курс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | Протокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального | ||
Кандидатской диссертации «Социальная безопасность личности в трансформируемой... Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии Финансового университета. Выпускник мвту им. Н. Э. Баумана... | Реферат по социологии Социология и её роль в познании и преобразовании общества Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель французский ученый Огюст Конт (1798 1857), который ввел и сам термин... | ||
Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский... ... | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | Методические указания по дисциплине социология для всех направлений... Целью курса является знакомство студентов с достижениями мировой и отечественной социологии, формирование специалистов, ориентирующихся... |