Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология)





НазваниеПрограмма курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология)
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3
Е.И. Боровлева

к. филос. н., доц.

ПРОГРАММА КУРСА ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ АСПИРАНТОВ

Тема 1. Предмет и задачи истории социологии

Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология).

Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, ис­пользуемые социологами (демографический, психологический, изу­чение группового поведения, статусно-ролевой, культурологический).
Тема 2. Предшественники социологической науки

Становление социологии как науки. Хозяйственный учет, опи­сания обществ и нравов людей, конструирование идеального госу­дарства как источники социологических идей.

Общество и человек в древних мифах.

Социально-политические концепции и теории государствен­ного устройства в общественной мысли Древней Греции и Древнего Рима. «Государство» Платона и последующая судьба платоновской рационалистической и утопической традиции. Социологические те­мы в «Политике» Аристотеля.

Социальные идеи Сенеки и Цицерона-Совпадение разумного и благого в общественных взглядах гуманистов эпохи Возрождения. Разделение политики и нравствен­ности у Н. Макиавелли.

Самонаблюдение в «Опытах» М. Монтеня.

Концепция общественного договора (Гуго Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), ее связь с теорией естественно­го права и представлением о человеке как «Робинзоне».

Социологические идеи Ш. Л. де Монтескье.
Тема 3. Становление позитивистской социологии во Франции. Огюст Конт.

Социально-экономические, социокультурные и научные пред­посылки появления социологии как самостоятельной науки.

Зачатки социологической системы у А. де Сен-Симона.

О. Конт как основоположник позитивистской социологии. За­кон «трех стадий». Классификация наук и место в ней социологии.

Методологические принципы социологии Конта: натурализм, эволюционизм, позитивизм. Предмет и задачи социологии. Социо­логия как наука о человечестве.

Методы социологии: метод наблюдения, экспериментальный, сравнительный и исторический методы.

Социальная статика и социальная динамика как две составные части социологии. Проблемы человеческой природы и социального порядка. Понятие «индустриального общества».

Позитивизм как «религия человечества» и основа реформиро­вания общества. Социальная политика.

Место Конта в истории социологии.
Тема 4. Возникновение социологии в Англии. Джон Стю­арт Милль

Влияние идей И. Бентама и Т. Мальтуса на становление со­циологии в Англии.

Дж. С. Милль как последователь О. Конта. Разработка Миллем вопросов логики и методологии науки. Его роль в формировании методологии социологических исследований, влияние на формиро­вание психологического направления в социологии.

Тема 5. Социология Герберта Спенсера

Позитивистская ориентация научного творчества Г. Спенсера. Г. Спенсер об отличии своего понимания общества от социологиче­ской концепции О. Конта. Органицизм и эволюционизм как основные положения социологии Спенсера. Его понимание роста, струк­туры, интеграции и дифференциации общества. Социальные типы: «военные» и «индустриальные» общества. Индивидуализм как принцип социологического понимания общества у Спенсера. Разра­ботка структурно-функциональных аспектов эволюции общества. Трактовка понятия «институт».

Социально-политические взгляды Спенсера. Место Г. Спенсера в истории социологии.
Тема 6. Социологическая система Карла Маркса

Социологическая направленность теории Карла Маркса. Ис­точники марксизма как социологического учения.

Постановка проблемы «личность и общество» в марксизме. Проблема отчуждения в «Экономическо-философских рукописях 1844 года».

Становление исторического материализма; диалектика как ме­тодология исследования общества. Материализм во взглядах на об­щество, понимаемое как совокупности общественных отношений.

Проблема объективных оснований классовой дифференциа­ции общества. Предисловие «К критике политической экономии» Маркса (1859): концепция социального развития.

Общественно-экономическая формация как понятие марксиз­ма. Диалектика производительных сил и производственных отно­шений как основа развития способа производства. Объективные ос­нования социальной революции.

Базис и надстройка. Относительная автономность и актив­ность надстройки.

Эмпирические исследования и марксистская традиция. Работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1844-1845).

Влияние марксизма на развитие социологического знания. Социологическая проблематике в трудах марксистов конца XIX — начала XX века (К. Каутский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Социо­логические позиции Н. И. Бухарина, А. Грамши, Д. Лукача.

Вульгаризация марксизма как социологической теории и ее по­следствия для науки и социальной практики. Сакрализация текстов классиков марксизма-ленинизма и советской общественной науке. Проблемы объяснения многообразных социальных явлении, про­цессов с позиций упрощенно понимаемого классового подхода.

Современная дискуссия о марксизме. Марксистские ориента­ции в современной социологической мысли (Л. Альтюссер, Франк­фуртская школа и др.). Значение марксисткой социологии для раз­работки современных проблем общества.

Тема 7. Основные направления социологического позити­визма конца XIX — начала XX века. Школы «одного фактора»

Натурализм в социологии XIX века. Эволюционизм — база натуралистических школ в социологии.

Формирование «школ одного фактора» среди натуралистиче­ских школ в социологии, их классификация по выдвижению на пер­вый план тех или иных природных факторов или движущих сил со­циального развития, а также методологических образцов опреде­ленной естественной науки.

Механистическая школа (Г. Кэри, В. Ф. Оствальд).

Биоорганическая школа (А. Шеффле, Р. Вормс, А. Фулье,

A. Эспинас).

Тема 8. Географическая школа

Становление географической школы (Г. Т. Бокль, К. Риттер, Ф. Ратцель).

Формирование под влиянием географической школы геопо­литических концепций XX века (К. Хаусхофер, Ю. Челлен). Исполь­зование этих концепций для обоснования завоевательской политики нацизма.

Социогеография во Франции (Ф.Ле Пле, А. де Турвиль, Э. Демолен, Ж. Ж.-Э. Реклю, Л. И. Мечников).

Влияние географической школы на формирование экологиче­ски ориентированных социологических теорий.

Социальная экология в XX веке (П. Видаль де ла Бланш,

B. И. Вернадский, П. Тейярд де Шарден). Разработка социологических аспектов экологии человека в работах представителей Чикаг­ской социологической школы (Р. Э. Парк и его последователи).

Тема 9. Социальный дарвинизм в социологии

Общенаучное влияние дарвинизма.
Г. Спенсер как родоначальник социал-дарвинистского на­правления в социологии.

Две разновидности социал-дарвинизма. Концепции, основан­ные на прямом следовании принципам естественного отбора, борь­бы за существование, выживания наиболее приспособленных (М. Ваккаро). Концепции, ориентированные на трактовку социаль­ного конфликта как следствия биологической эволюции (У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. и другие).

Социал-дарвинистская интерпретация межгрупповых конфлик­тов и внутригрупповой сплоченности. Постановка У. Беджготом проблемы естественного отбора как механизма общественного раз­вития.

Л. Гумплович и его трактовка межгруппой борьбы за удовле­творение материальных потребностей.

Г. Ратценхоффер о проблеме интереса как основного принци­па, управляющего социальными процессами (конфликтами).

Социал-дарвинистские идеи А. Смолла и У. Самнера.

Темя 10. Становление эмпирической социологии

Становление социальных эмпирических исследований. «Со­циальная физика» А. Кегле и его роль в организации социально-

статистических исследований. Теория «среднего человека» и ее зна­чение для формирования статистических методов исследования об­щества. Проблема нормы и отклонения от нормы. Исследование ус­тойчивых социальных процессов, поддающихся количественной оценке.

Исследование Ф. Ле Пле «Европейские рабочие» (1855). Мо­нографический метод Ф. Ле Пле. Его применение при изучении се­мей рабочих. Основные способы сбора первичной информации: личные наблюдения и свободное интервью. Использование данных о семейном бюджете для построения типологии семей и их сравне­ния.

Формирование методик тестирования. Тест Бине-Симона и зна­чение его разработки для подходов к применению тестирования.

Темя 11. Психологическая социология конца XIX — нача­ла XX века

Кризис биолого-натуралистических теорий и усиление психо­логической тенденции в социологии в конце XIX века.

Психологический эволюционизм. Л. Ф. Уорд. Ф. Г. Гиддингс, Инстинктивизм в социологии. У. Мак-Дуголл и его теория «инстинк­тов социального поведения». Становление социальной психологии.

«Психология народов» М. Лацаруса и X. Штейнталя. Развитие концепции «психологии народов» В. Вундтом.

Групповая психология и теория подражания. Теория толпы Г. Лебона. Теория подражания Г. Тарда.

Зарождение интеракционизма. У. Джеймс. Д. М. Болдуин. Ч. X. Кули и его теория «зеркального Я».

Формирование фрейдистской ориентации в социологии. Со­циологические мотивы в работах 3. Фрейда «Психология масс и анализ Я», «Недовольство культурой», «Моисей и монотеизм», в исследованиях ортодоксальных фрейдистов (К. Абрахам, Э. Джонс,

A. Фрейд и др.). Социологические позиции К. Г. Юнга, А. Адлера,

B. Райха. Проблемы социальной детерминации в творчестве пред­ставителей неофрейдизма (Э, Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Влияние психологической ориентации на последующее разви­тие социологической теории и эмпирических исследований.

Темя 12. Становление социологии в Германии. Фердинанд Теннис

Специфика развития социологии в Германии. Влияние фило­софских школ (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, В. Дильтей).

Школа формальной социологии — первая профессиональная научная школа в германской социологии. Борьба с эволюционизмом и натурализмом О. Конта я Г. Спенсера; стремление свести все со­циальные явления и отношения к конечному набору структурных элементов, выраженных социологическими понятиями.

Ф. Теннис и его труд «Община и общество» (1887). Идентич­ность воли разуму (Спиноза) как основание выводить общественные формы не из традиций или непосредственного божественного уста­новления, а из рациональных конструкций. Три типа форм социаль­ной жизни: социальные отношения, группы, корпорация. «Социаль­ный круг» как переход к группе.

Связь социальных отношений с типами воли. Wesenwilte как естественная инстинктивная воля, направляющая действия человека изнутри; Kunville как рассудочная воля, предполагающая выбор и сознательно поставленную цель действия. Инстинктивная воля как основа общины, рассудочная воля как основа общества. Вытеснение общины обществом.

Значение введения Теннисом понятий Gemainschaft и Ge-sellschaft для дальнейшего развития социологии.

Тема 13. Формальная социология в концепции Георга Зиммеля

Зиммель как один из родоначальников философии жизни. Его роль в интеллектуальном развитии Европы. Релятивистский, нео­кантианский этапы научного творчества Зиммеля как подготовка к формированию им концепции жизненных форм.

Трактовка жизни через ее реализацию в самоограничении ею же самой созидаемых форм; «более-жизнь» (Mehr-Leben) и «более-чем-жизнь» (Mehr-als-Leben) как формы культуры, противостоящие текучести жизни. Обоснование формальной социологии как реали­зации философии культуры. Общая тенденция борьбы жизни против формы вообще, т. е. против культуры, в социологической проблема­тике Зиммеля. Неразрешимость конфликтности жизни и культуры.

Основные понятия социологии: содержание (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодей­ствий) и форма (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний).

Задача «чистой социологии» — изучение и классификация форм; задача «философской социологии» — прослеживание исто­рических судеб этих форм в связи с их культурно обусловленным содержанием.

Фрагментарный характер социальности у Зиммеля, отказ от признания общества обобщенной формой.

Рассмотрение малой группы, в т. ч. отношения двоих, троих с точки зрения солидарности и конфликта. Темы «негативных спо­собов поведения», «социального пространства» и их объединение в теме «чужака».

Зиммелевский ренессанс в 90-е годы XX века.

Тема 14. Социология Эмиля Дюркгейма

Становление социологических взглядов Дюркгейма.

Предмет и методы социологии Дюркгейма. Концепция социо­логии как науки. Ее основа в концепции общества как коллективно­го существа с коллективным сознанием, совокупностью коллектив­ных представлений и верований. Социология отдельных областей общественной жизни.

Работа Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895), обоснование концепции социологизма в противовес психо­логизму. Социальные факты как предмет социологии. Природа и виды социальных фактов.

Основное правило социологического метода — «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вытекающие из него правила отбора объектов исследования, сбора и интерпретации данных. Социо­логическое объяснение. Причинный и функциональный анализ.

Проблематика нормального, патологического. Книга «Само­убийство» (1897). Эмпирическое исследование самоубийства как соци­ального явления и установление его типологии. Понятие аномии.

Общественно-историческая концепция Дюркгейма. Степень общественной солидарности — основной критерий общественного прогресса. Социальная солидарность и разделение труда. Функции разделения труда. «Ненормальные» формы разделения труда. От­ношение между обществом и индивидом.

Философско-социологические концепции морали и религии в творчестве Дюркгейма.

Значение «социологизма» Дюркгейма для последующего раз­вития социологии.

Тема 15. Социология Макса Вебера

Источники и исходные принципы социологической теории М. Вебера. Критика интуитивизма и натурализма.

Принцип «отнесения к ценности» и «свободы от оценки». От­личие от трактовки Г. Риккерта. Обоснование «понимающей социо­логии».

Идеальный тип как логическая конструкция. Содержательная интерпретация идеального типа и проблема понимания. Идеальный тип как «интерес эпохи». Конструирование идеальных типов не цель, а средство исследования, масштаб для соотнесения эмпириче­ской реальности.

Социальное действие и проблема рациональности. Социология как наука, изучающая социальное действие. Целерациональное дейст­вие. Социальное действие и «установка на другого». Виды социально­го действия: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) аф­фективное; 4) традиционное. Формальная рациональность.

Социология господства. Типы господства: I) легальный; 2) традиционный; 3) харизматической. Проблема бюрократии.

Социология религии. Предмет социологии религии — «субъ­ективно подразумеваемый смысл». Мотивы социологии религии в книге Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), связь религии и экономики.

Социология города. Книга «Город» (1922): определение при­знаков городского типа поселения.

Влияние М. Вебера на последующее развитие социологии. Ре­нессанс Вебера и пересмотр основных понятий веберовского учения.

Тема 16. Социологическая система Вильфредо Парето

Основные положения «Трактата по общей социологии» (1916). Общество как система, находящаяся в состоянии постепенно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Иррациональность человека, его отличительное свойство— не разум, а способность ис­пользовать разум в корыстных целях. Разделение действий людей на логические, нелогические. Изучение в социологии нелогических действий.

Логико-экспериментальный метод в социологии. Психологи­ческий редукционизм.

Концепция «осадков» — универсальных элементов, отра­жающих основные человеческие чувства. Шесть главных классов «осадков». Роль «инстинкта комбинаций» и «постоянства агрега­тов» как важнейший «осадков».

Деривации как изменчивые элементы, основывающиеся на «осадках» и использующиеся как нелогические аргументы.

Теория элиты и циркуляции элит. «Львы» и «лисы».

Место Парето в истории социологии.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconПрограмма курса Карл Маркс как социолог: текстологический анализ...
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconРабочая программа учебной дисциплины теоретическая социология Theoretical sociology
Целью курса «Теоретическая социология» является формирование у обучающихся основ профессиональной подготовки социолога путем овладения...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconПрограмма курса Челябинск 2006 Лаврова А. Г. Социология потребления....
Цель курса: формирование предсатвлений о социологии потребления как важрой части современной социологии
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconКол-во
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconОбщеобразовательных учреждений
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Утверждена на заседании...
Структура современного социологического знания. Макро- и микросоциология; теоретическая и эмпирическая социология. Основные модели...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconКурс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconКандидатской диссертации «Социальная безопасность личности в трансформируемой...
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии Финансового университета. Выпускник мвту им. Н. Э. Баумана...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconРеферат по социологии Социология и её роль в познании и преобразовании общества
Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель французский ученый Огюст Конт (1798 1857), который ввел и сам термин...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Программа курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет и задачи истории социологии Социология как система знаний об обществе. Уровни социологиче­ского знания (теоретическая и прикладная социология) iconМетодические указания по дисциплине социология для всех направлений...
Целью курса является знакомство студентов с достижениями мировой и отечественной социологии, формирование специалистов, ориентирующихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск