Содержание:
Введение…………………………………………………………...3-7
Учебно-тематический план……………………………………...8-13
Содержание программы……………………………………......14-35
Список литературы для обучающихся……………………………36
Список литературы для учителя…………………………………..37
Перечень ключевых слов…………………………………………..38
Введение
В настоящее время вновь поднимается интерес к истории. Это напрямую связано с внешнеполитической ситуацией в современной России. Общественная потребность в изучении истории, делает ее актуальной проблемой. Данный курс был разработан для того, чтобы ребята лучше знали историю своей Родины и мировую историю в частности.
Роль истории в развитии общества очень высока. Человек, который хорошо знает историю, может видеть будущее и избегать ошибки предыдущих эпох. Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004., с опорой на авторскую программу О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева 10-11 класс (М., Дрофа, 2009 г.)
Программа составлена с ориентацией на учебники: Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века [Текст]: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2009. Россия и мир. XX век [Текст]: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2009.
Используемый учебно-методический комплект:
Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века [Текст]: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
Россия и мир. XX век [Текст]: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – М.: Дрофа, 2009. – 352 с.
А.В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику «Россия и мир» для 10 классов [Текст]. – М.: Дрофа, 2009. – 464 с.
История. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания базового уровня сложности [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.И. Крамаров. Изд. 2-е. – Ростов на Дону: Легион, 2013. – 208 с.
Данная программа предусматривает формирование у школьников общих учебных знаний, умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
Основные вехи исторического процесса: факты, даты, события
Периодизацию отечественной и всемирной истории
Особенность исторического пути России, еѐ роль в мировом сообществе
Трактовку важнейших проблем всеобщей истории и истории России, современными учеными
Учащиеся должны уметь:
Уметь работать с текстовыми и историческими источниками:
самостоятельно находить информацию в источниках
работать с текстом учебника, историческими источниками, научно-популярной, исторической и художественной литературой
пользоваться мультемидийными и интернет-ресурсами
систематизировать историческую информацию, давать простой источниковедческий анализ
Уметь работать с внетекстовыми источниками информации:
самостоятельно получать и анализировать информацию из любых графиков, картографических источников, диаграмм
использовать документальные фильмы по исторической тематике
давать полное описание изобразительного или вещественного источника
Уметь работать с хронологическими данными:
выделять исторические события, процессы и явления
соотносить исторические события с изучаемой эпохой
Письменные умения
уметь составлять конспекты по темам, планы и тезисы
писать эссе, с опорой на исторические знания
самостоятельно создавать различные виды таблиц (хронологические, сравнительные, обобщающие), схемы
Речевые умения:
давать развернутый полный ответ со ссылкой на источники
владеть различными видами устной речи: доказательство, рассуждение, эвристическая беседа
защищать собственные рефераты и уметь задавать вопросы
высказывать оценочные суждения
Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
самостоятельно определять причинно-следственную связь
сравнивать исторические события и явления
конкретизировать обобщающие характеристики на основе фактов
применять исторические, обществоведческие и географические знания для анализа исторического объекта
Самостоятельно уметь:
выполнять любые виды индивидуальной и коллективной работы
анализировать учебную информацию
участвовать в создании проектов
создавать презентации, рефераты, доклады и сообщения
Для изучения программы 10-11 класса базового уровня сложности ставятся следующие цели:
Систематизирование и закрепление изученных ранее и полученных в ходе данного курса исторических знаний учеников
Освоение знаний по всеобщей истории, о месте и роли России в мировом историческом процессе
Формирование понимания у учеников развития исторического процесса и его закономерностей.
Задачи курса:
Обобщить теоретический уровень знаний
Сформировать представления о мировом историческом процессе во всем его многообразии
Способствовать формированию представлений о мировом историческом процесса
Способствовать формированию понимания причинно-следственных связей и умения оперировать научными понятиями и терминами
Создать условия для понимания учениками места России в мировом историческом процессе, вклада России в мировую историю и культуру
Способствовать воспитанию у учеников гражданской позиции
Воспитывать гуманистическое видение мира, неприятия дискриминации и экстремизма
Воспитывать уважение к другим культурам и народам
Структура программы. Программа состоит из введения, учебно-тематического плана, содержания программы, списка литературы для обучающихся, списка литературы для учителей, перечня ключевых слов.
Учебно-тематический план составлен на основе применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей четыре типа занятий: учебная лекция (для изучения нового материала), семинарское занятие (для изучения нового материала или закрепления пройденного), комбинированный урок (закрепление и изучение нового материала) и повторительно-обобщающие уроки (закрепление и повторение, лабораторные работы, тесты).
Данная рабочая программа обеспечивает изучение курса истории 10-11 класса, базового уровня сложности. Рабочая программа призвана конкретизировать учебные темы и распределить поурочное изучение тем. Программа рассчитана на 68 часов, по два часа в неделю, плюс 4 часа – резерв. Так как обучающиеся будут сдавать ЕГЭ по Истории России, часы распределяются следующим образом: 28 часов – Всеобщая истории; 40 часов – История России.
Учебно-тематический план
«История. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс (72 часа)
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Формы контроля
| всего
| теория
| практика
| Вводный урок. Что такое история, ее периодизация
| 1
| 1
|
|
| Раздел 1. Цивилизации древнего мира и раннего средневековья
Древний Восток и античный мир
Рождение европейской средневековой цивилизации
Страны Западной Европы в раннее Средневековье
Византийская империя и восточно-христианский мир.
Исламский мир.
Резервное время
Итого по разделу.
| 8
| 7
| 1
| Контрольная работа
| Раздел 2: Западная Европа в XI-XV Веках.
2.1 Экономическое и политическое развитие
2.2. Взаимодействие средневековых цивилизаций
2.3. Культура средневекового Запада
2.4.Обобщающий урок
2.5. Резервное время
| 5
| 4
| 1
|
| Раздел 3. Запад в Новое время
3.1. Европа в начале Нового времени
3.2. Государство и общество стран Западной 3.3. Европы в XVII веке
3.4. Эпоха Просвещения
3.5. Революции XVIII столетия (Франция)
3.6. Тенденция развития европейской культуры XVI-XVIII веков
3.7. Повторно-обобщающий урок.
3.8. Резервное время
| 8
| 7
| 1
|
| Раздел 4: Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
Эпоха наполеоновских войн
Промышленный переворот и становление индустриального Запада
Революции и реформы
Идейные течения и политические партии
Колониальные империи
Особенности развития стран Запада во второй половинеXIX века
Обобщающий урок
Контрольная работа «Всеобщая история»
Резервное время
| 9
| 7
| 2
| Тест
| Раздел 5: Древняя Русь.
5.1. Народы Восточной Европы.
5.2. Восточные славяне в древности
5.3. Возникновение Древнерусского 5.4. Государства, первые шаги.
5.5. Крещение Руси
5.6. Государство и общество
5.7. Церковь и культура
5.8. Раздробленность Руси
5.9. Русь между Востоком и Западом
5.10. Обобщающий урок
5.11. Резервное время
| 11
| 10
| 1
| Тест
| Раздел 6: Российское государство в XIV-XVII веках.
Великая Тишина (до Дмитрия Донского)
Москва продолжает объединять Русские земли. Москва: третий Рим. Становление идеологии
Иван Грозный. Кризис государства и общества. Смутное время
Смутное время, преодоление
Становление самодержавия Романовых
Начало формирования многонационального государства
Русская культура
Обобщающий урок
Резервное время
| 10
| 9
| 1
| Контрольная работа
| Раздел 7: Власть и общество. Россия в XVIII веке
Власть и общество. «Окно в Европу»
Социально-экономическое развитие страны
Расширение территории государства
Образование, наука и культура
Обобщающий урок
Резервное время
| 7
| 6
| 1
|
| Раздел 8: Россия на пути модернизации
8.1. Российское государство в первой половине XIX века
8.2. Общественная жизнь в первой половине XIX века
8.3. Крымская война
8.4. Реформы 1860-1870-х годов
8.5. Реформы 1860-1870-х годов
8.6. Общественное движение в России во второй половине XIXвека
8.7. Россия – многонациональная империя (Польша и Кавказ)
8.8. Россия – многонациональная империя (Остальная территория)
8.9. Обобщающий урок
| 10
| 9
| 1
| Тест
| Раздел 9. Культура XIX века
9.1. Культура России в XIX веке
9.2. Научно-технический прогресс и общество в России
9.3. Мировая литература и художественная культура
9.4. Контрольная работа. История России с древнейших времен до конца XIX века
9.5. Резервное время
| 5
| 4
| 1
| Контрольная работа
| Всего
| 72
| 62
| 10
|
|
Учебно-тематический план
«История. Россия и мир XX век» 11 класс
Раздел урока, раздела
| Количество часов
| Формы контроля
| всего
| теория
| практика
| Вводный урок. Что такое история, ее периодизация
| 1
| 1
|
|
| Раздел 1. Россия и мир в начале XX века
Новые тенденции в развитии общества
Первая российская революция
Российское общество и реформы
Россия в системе мирового рынка и мировой торговли
Повторно-обобщающий урок.
| 6
| 5
| 1
| Тест
| Раздел 2. Мировая война и революционные потрясения
2.1. Первая мировая война
2.2. Российская революция 1917
2.3. Гражданская война в России
2.4. От Российской республики к СССР
2.5. Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе
2.6. Контрольно-обобщающий урок
2.7. Резервное время
| 10
| 9
| 1
| Контрольная работа
| Раздел 3. Мир в межвоенный период
3.1. Мировой экономический кризис
3.2. Тоталитарные режимы в Европе
3.3. Модернизация в странах Востока
3.4. Урок обобщение
| 4
| 3
| 1
|
| Раздел 4. СССР: построение социализма в одной стране
СССР в годы НЭПа
Пути большевистской модернизации. Коллективизация и индустриализация.
СССР в системе международных отношений
Контрольно-обобщающий урок
Резервное время
| 7
| 6
| 1
| Тест
| Раздел 5. Вторая мировая война
5.1 Агрессия гитлеровской Германии
5.2. СССР накануне Великой
5.3.Отечественной Войны
5.4. Начало Великой Отечественной Войны
5.5. Коренной перелом
5.6.Победа антигитлеровской коалиции
5.7. Семинар: «Роль народов СССР в победе над Германией»
5.8. Контрольно-обобщающий урок
5.9. Резервное время
| 9
| 8
| 1
| Контрольная работа
| Раздел 6. Биполярный мир и «холодная война»
6.1. Начало противостояния
6.2. Мир на грани ядерной войны
6.3. От разрядки к новому противостоянию
6.4. Урок обобщение
| 4
| 3
| 1
|
| Раздел 7. СССР и социалистические страны Европы
7.1. СССР: от Сталина к началу десталинизации
7.2. Кризис развитого социализма
7.3. Социализм в Восточной Европе
7.4. Контрольно-обобщающий урок
| 6
| 5
| 1
| Тест
| Раздел 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века
8.1. Общественно-политическое развитие Запада в 40-60гг.
8.2. Научно-техническая революция и общество в 70-80 гг.
8.3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
8.4. Урок-обобщение
| 5
| 4
| 1
|
| Раздел 9. Россия в современном мире
9.1. СССР в период «Перестройки»
9.2. Семинар: «Перестройка: причины, этапы, последствия»
9.3. Крах социализма в Восточной Европе
9.4. Становление новой России
9.5. Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике
9.6. Мир в XXI веке
9.7. Внешняя политика Российской Федерации.
9.8. Контрольно-обобщающий урок
| 10
| 9
| 1
| Тест
| Раздел 10. Духовная жизнь
10.1. Развитие научной мысли
10.2. Научно-технический прогресс
10.3. Основные тенденции развития мировой художественной культуры
10.4. Российская культура «Серебряного века»
10.5. Культура России: от соцреализма к свободе творчества
10.6. Обобщающий урок
| 7
| 6
| 1
|
| Итоговое повторение
Итоговое повторение
Контрольно-обобщающий урок «Россия и мир в XX-XXI века»
| 3
| 2
| 1
| Тест
| Всего
| 72
| 61
| 11
|
|
Основное содержание курса истории 10 класс
Введение (1 час)
Знакомство с целями, задачами и особенностями курса. Основные тенденции мирового исторического процесса. Особенности развития России. Место и роль России в мировом историческом процессе.
Всеобщая история (28 часов)
|