Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев





Скачать 206.84 Kb.
НазваниеМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев
Дата публикации01.03.2016
Размер206.84 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра фтизиопульмонологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по внеаудиторной самостоятельной работе

для студентов 5 курса педиатрического факультета

СОСТАВИЛИ: Доцент Э.Н.Шмелев

Ассистент И.М.Таипов


УТВЕРЖДЕНО

на ЦМК лечебного факультета

Протокол № 4 от 25 декабря 2007 г.
Волгоград 2007


Тема 1. История болезни больного туберкулезом.
Основные вопросы темы:

  1. Осмотр больного (изучение жалоб, данных анамнеза, объективное исследование).

  2. Изучение данных исследований и лечения по клинической истории болезни.

  3. Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению.

  4. Написание учебной истории болезни.


Цель работы:

Научиться оформлять и вести историю болезни больного туберкулезом. Проводить обоснование диагноза и его дифференциальную диагностику.
Содержание самостоятельной работы:

  1. Курация больного (аудиторная часть).

  2. Изучение материала темы по литературе.


Основная литература:

  1. Перельман М.И., Корякин В.А. и соавт. «Фтизиатрия» - М., 2004 г.

  2. Перельман М.И. Фтизиатрия. Национальное руководство. М., 2007 г.

Дополнительная литература:

  1. Васильев Н.А. «Туберкулез». – М., 1995 г.

  2. Визель А.А., Гурылева М.Э. «Туберкулез» - М., 1999 г.

  3. Коломиец В.М., Лебедев Ю.И. «Фтизиопульмонология» - М., 2005 г.

  4. «Болезни органов дыхания». Руководство по внутренним болезням. Под ред. Н.Р.Палеева – М., 2000 г.

  5. «Туберкулез». Руководство для врачей. Под ред. Хоменко А.Г. – М., 1996 г.

  6. Мишин В.Ю. и соавт. «Лекции по фтизиопульмонологии» - М., 2006 г.




  1. Написание учебной истории болезни по прилагаемой схеме.


Схема истории болезни курируемого больного.

Кафедра фтизиопульмонологии.

Зав. кафедрой:

Преподаватель:

Куратор:
История болезни.

Паспортные данные больного (ФИО, возраст, национальность, место жительства, профессия, место работы).

Дата поступления в стационар.

Жалобы при поступлении в стационар и их динамика.

Анамнез болезни.

Необходимо выяснить, не болел ли пациент в прошлом туберкулезом (в какой форме, как протекало заболевание, какое проведено лечение).

При обследовании детей и подростков – установить время и результаты туберкулиновых проб, данные по вакцинации и ревакцинации БЦЖ.

По настоящему заболеванию отметить начало, начальные проявления, проведенные исследования, лечение до поступления в стационар.

Эпидемиологический анамнез.

Установлен ли контакт (семейный, бытовой, профессиональный, эпизодический) с туберкулезным больным или животными, больными туберкулезом. Отметить время и длительность контакта.
Анамнез жизни.

Условия жизни больного (материальные, жилищные, характер питания).

Трудовой анамнез (отметить профессиональные вредности).

Перенесенные ранее заболевания. Сопутствующие заболевания. Наследственность.

Рентгенологический анамнез.

Наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

Пребывание в местах лишения свободы.

Проанализировать, не относится ли больной к группе повышенного риска заболевания туберкулезом.
Данные физических методов исследования.

Общее состояние. Сознание. Положение тела. Телосложение. Температура тела. Кожа, видимые слизистые. Состояние подкожной клетчатки. Масса тела. Периферические лимфатические узлы. Мышцы. Суставы. У детей – наличие знака БЦЖ.
Органы дыхания.

Осмотр: форма грудной клетки, тип дыхания, число дыханий в 1 мин.

Пальпация грудной клетки: ригидность мышц, болезненность при пальпации, голосовое дрожание.

Перкуссия грудной клетки: сравнительная, топографическая.

Аускультация: характер дыхания, хрипы, шум трения плевры.
Органы кровообращения.

Осмотр и пальпация области сердца, перкуссия границ относительной тупости, аускультация.

Исследование сосудов: пульс, артериальное давление.

Органы пишеварения, мочевыделения, эндокринная система, нервная система (фиксируются только отклонения от нормы).
Результаты исследований:

  1. Общие анализы крови и мочи при поступлении и на момент курации.

  2. Исследования мокроты на МБТ (бактериоскопический и бактериологический методы, определение чувствительности МБТ к химиопрепаратам). Посевы мочи на МБТ.

  3. Биохимическое исследование крови: белковые фракции, печеночные пробы, сахар крови.

  4. Показатели туберкулиновых проб.

  5. Иммунограмма.

  6. Результаты лучевых методов (рентгенологическое исследование, УЗИ) при поступлении и на момент курации (даты, описание).

  7. Трахеобронхоскопия (дата, заключение).

  8. ЭКГ (дата, заключение).

  9. Исследование ФВД (дата, заключение).

  10. Заключения специалистов (ЛОР-врача, окулиста, гинеколога, уролога, онколога и др.).

  11. Данные гистологических и цитологических исследований (БАЛЖ, биопсийный материал), исследование плевральной жидкости.


Обоснование клинического диагноза туберкулеза органов дыхания.

Проводится на основании совокупности данных, полученных в ходе обследования с учетом жалоб, данных анамнеза, объективного исследования, лабораторных анализов, рентгенологического исследования, трахеобронхоскопии, показателей туберкулиновых проб, иммунограммы, функциональных показателей. Необходимо указать конкретные данные, подтверждающиедиагноз (форму, локализацию, по долям и сегментам легкого, фазу, осложнения, наличие или отсутствие бактериовыделения).
Дифференциальная диагностика.

Провести дифференциальную диагностику с 2-3 сходными заболеваниями.

Лечение.

  1. Режим (постельный, палатный, свободный).

  2. Диета (стол № 11 или др.).

  3. Этиотропная терапия (химиотерапия).

Следует определить категорию больного в соответствии с приказом МЗ и СР № 109 и назначить лекарственные препараты (по-латыни, суточная доза, метод введения).

  1. Патогенетическая терапия (медикаментозная, иммунокоррегирующая, физиотерапия).

  2. Коллапсотерапия.

  3. Показания к хирургическому лечению.

  4. Прогнозируемые сроки лечения (интенсивная фаза и фаза поддерживающего лечения).


Дневники наблюдения (2-3 за время курации).
Эпикриз.

Отразить динамику за время наблюдения и лечения больного в стационаре по данным клинического, лабораторного, рентгенологического и других видов исследования.

Проанализировать прогноз для лечения консервативными методами (благоприятный, неблагоприятный). Определить показания для хирургического лечения, для направления больного в санаторий, для продолжения консервативной терапии в амбулаторных условиях или в стационаре.

Оценить прогноз для жизни и восстановления трудоспособности (временная и стойкая утрата трудоспособности, необходимость трудоустройства, эпидемиологические показания).
Форма контроля: Разбор курируемого больного на практическом занятии. Проверка истории болезни преподавателем.

Консультации по теме проводит преподаватель в процессе цикла.

Дополнительные консультации - по кафедральному графику ежедневно с 14-00.

Тема 2. Внелегочный туберкулез.
Основные вопросы для изучения.

  1. Туберкулезный менингит.

  2. Туберкулез периферических лимфатических узлов.

  3. Мочеполовой туберкулез.

  4. Абдоминальный туберкулез.

  5. Туберкулез костей и суставов.


Цель работы:

Изучить патогенез, клинику, диагностику, организацию своевременного выявления и лечения форм внелегочного туберкулеза (ВЛТ).
Формируемые понятия:

Студент должен знать:

  1. Патогенез и патологическую анатомию ВЛТ.

  2. Клинические проявления при ВЛТ.

  3. Лабораторные методы диагностики ВЛТ.

  4. Роль туберкулинодиагностики при ВЛТ.

  5. Рентгенологические методы в диагностике ВЛТ.

  6. Инвазивные методы в диагностике ВЛТ.

  7. Организацию своевременного выявления ВЛТ.

  8. Дифференциальную диагностику форм ВЛт.

  9. Лечение ВЛТ.


Студент должен уметь:

  1. Проводить комплекс необходимых исследований при разных формах ВЛТ в условиях общей лечебной сети.

  2. Устанавливать и правильно формулировать диагноз при разных формах ВЛТ в соответствии с клинической классификацией.

  3. Направлять больных с подозрением на ВЛТ в противотуберкулезный диспансер.


Значение изучаемого материала в практике врача общей лечебной сети.

Своевременное выявление туберкулеза, в том числе его внелегочных форм, является одной из основных задач в общей лечебной сети.

Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в настоящее время остается неблагополучной. Не смотря на относительно низкую заболеваемость ВЛТ (от 2,0 до 4,0 на 100.000 населения), он остается одной из наиболее сложных диагностических и лечебных проблем. В последние годы неуклонно нарастает число больных с тяжелыми и запущенными его формами. Увеличивается также число больных с поражением нескольких органов. В то же время в общей лечебной сети констатируется поздняя диагностика туберкулеза внелегочных локализаций, что свидетельствует о недостаточном качестве работы по его выявлению. Решение задачи своевременного выявления ВЛТ требует формирования достаточных знаний у специалистов общей лечебной сети по этой проблеме.
Содержание самостоятельной работы.

    1. Изучение материала темы по литературе.

Основная учебная литература:

  1. Перельман М.И., Корякин В.А. и соавт. – «Фтизиатрия» - М., 2004 г.

  2. Перельман М.И. Фтизиатрия. Национальное руководство. - М., 2007 г.

Дополнительная литература:

  1. «Туберкулез». Руководство для врачей. Под ред. Хоменко А.Г. – М., 1996 г.

  2. Справочник по противотуберкулезной работе. Российский НИИ фтизиопульмонологии. – М., 1998 г.

  3. «Внелегочный туберкулез». Под ред. А.В.Васильева – СПб, 2000.

  4. Кульчавеня Е.В. «Туберкулез мочеполовой системы». XI съезд урологов России. Материалы. М., 2007 г.

  5. Своевременное выявление внелегочного туберкулеза. Методические рекомендации. Волгоград, 2007 г.



    1. Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем заключается патогенез туберкулезного менингита?

  2. Какими патоморфологическими признаками характеризуется туберкулезный менингит?

  3. Какими клиническими признаками характеризуется туберкулезный менингит?

  4. Неврологическая симптоматика при туберкулезном менингите.

  5. Микробиологическая диагностика туберкулезного менингита.

  6. Изменения показателей спинно-мозговой жидкости.

  7. С какими заболеваниями следует дифференцировать туберкулезный менингит?

  8. В чем заключаются особенности лечения туберкулезного менингита?

  9. Патогенез туберкулеза периферических лимфатических узлов (ТПЛУ).

  10. Местные и общие проявления при ТПЛУ.

  11. Значение биопсии при ТПЛУ.

  12. Дифференциальная диагностика ТПЛУ.

  13. Патогенез и патологическая анатомия туберкулеза почек, гениталий, опорно-двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта.

  14. Клинические признаки мочеполового туберкулеза, абдоминального туберкулеза и туберкулеза опорно-двигательного аппарата.

  15. Роль лабораторных методов в диагностике ВЛТ.

  16. Туберкулезные пробы в диагностике ВЛТ.

  17. Рентгенологические признаки форм ВЛТ.

  18. Инструментальная диагностика при ВЛТ.

  19. Дифференциальная диагностика мочеполового туберкулеза, абдоминального туберкулеза и туберкулеза опорно-двигательного аппарата.

  20. Основные принципы и методы лечения внелегочных форм туберкулеза.




    1. Написание реферата по теме.


Форма контроля: Проверка реферата преподавателем. Собеседование по теме с преподавателем. Тесты заключительного контроля знаний.
Консультации по теме проводит: В процессе цикла - преподаватель, проводящий занятие. По пятницам еженедельно – асс. И.М.Таипов (Учебная комната № 1, с 14-00 по 15-00).

Тема 3. Санаторно-курортная реабилитация детей и

подростков, больных туберкулезом

Основные вопросы для изучения:

1. Принципы и методы лечения на курортах и в санаториях.

2. Механизм лечебного действия методов климатотерапии.

3. Классификация климатических курортов.

4. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению больных

туберкулезом.

Цель работы: усвоить знания по механизму действия природных лечебных

факторов на организм ребенка, больного туберкулезом; знать виды

противотуберкулезных санаториев, научиться устанавливать оптимальные

сроки для санаторно-курортного лечения, и определять профиль санатория,

рекомендуемого для продолжения поэтапного лечения детей и подростков,

больных туберкулезом.

Формируемые понятия:

Студент должен знать:

1. Природные лечебные факторы, используемые в комплексной терапии

туберкулеза легких.

2. Аэротерапия, гелиотерапия, морские купания. Механизм действия на

организм. Показания и противопоказания.

3. Классификация противотуберкулезных санаториев. Особенности

воздействия каждой климатической зоны на организм больного.

4. Показания и противопоказания для направления больных на лечение в

санатории различных профилей ( местной климатической зоны, приморские

курорты черноморского побережья Кавказа, горные климатические

курорты, приморско-степные и степные курорты).

Студент должен уметь:

1. Определять показания и противопоказания к направлению в

противотуберкулезные санатории, расположенные в различных

климатических зонах.

2. Определять оптимальные сроки для санаторно-курортного лечения

больных туберкулезом.
Значение изучаемого материала в практике врача

Изучение материала по санаторно-курортной реабилитации детей и подростков, больных туберкудезом, позволит правильно отбирать контингенты больных для направления в санаторно-курортные учреждения и ориентироваться в возможностях использования климатических условий для лечения и физической реабилитации при туберкулезе.
Содержание самостоятельной работы:

I. Изучение материала темы по литературе

Основная учебная литература:

1. Перельман М.И. «Туберкулез». М., 2004 г.

2. Перельман М.И. Фтизиатрия. Национальное руководство. – М., 2007 г.

2. Боголюбов В.М. «Общая физиотерапия» - М., 1998 г.

Дополнительная литература:

1. «Справочник по санаторно-курортному отбору», Боголюбов В.М., 1986 г.
II. Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «климат».

2. Классификация климата.

3. Виды климатических курортов.

4. Механизм лечебного действия каждой климатической зоны на организм

больного туберкулезом.

5. Общие противопоказания для направления больных туберкулезом легких

в санатории.

6. Показания и противопоказания для направления в местные санатории

больных туберкулезом.

7. Показания и противопоказания для направления на лечение в санатории

больных туберкулезом на курорты черноморского побережья Кавказа.

8. Показания и противопоказания для направления больных туберкулезом на

горно-климатические курорты.

9. Показания и противопоказания для направления больных туберкулезом в

санатории со степным климатом.

10. Показания и противопоказания для направления детей и подростков, больных туберкулезом в санаторно-курортные учреждения.
III. Написание реферата по теме

Форма контроля: проверка рефератов преподавателем. Собеседование по

теме реферата. Тесты контроля знаний по теме.

Консультации по теме проводит в процессе цикла занятий преподаватель,

ведущий занятия. По пятницам: ассистент Таипов И.М. с 14:00. Учебная комната № 1 кафедры фтизиопульмонологии.

Тема 4. Физические методы лечения туберкулеза

Основные вопросы для изучения:

1. Лечебное применение постоянного импульсного электрического

тока.

2. Лечебное применения электрического и магнитного полей.

3. Лечебное применения ультразвука.

4. Лечебное применение оптического излучения.

5. Лечебное применение аэрозолей.
Цель работы: усвоить знания по видам физиотерапевтического воздействия,

применяемых для лечения туберкулеза, механизму их действия на организм

больного, показаниям и противопоказаниям к их применению.

Формируемые понятия

Студент должен знать:

1. Классификацию физиотерапевтических методов, применяемых для

комплексного лечения туберкулеза легких.

2. Электролечение (лекарственный электрофорез, диадинамотерапия,

ультравысокочастотная терапия, магнитотерапия, дециметровая терапия).

Механизм действия на организм человека. Показания и противопоказания

к применению.

3. Лазеротерапия. Механизм действия. Показания и противопоказания к

применению.

4. Ультразвуковая терапия. Механизм действия. Показания и

противопоказания к применению.

5. Аэрозольтерапия. Механизм действия. показания и противопоказания к

применению.
Студент должен уметь:

1. Определять показания и противопоказания к применению различных

методов физиотерапевтического лечения.

2. Определять оптимальные сроки для назначения тех или иных физических

методов лечения у больных туберкулезом.
Значение изучаемого материала в практике врача

Физические методы лечения занимают важное место в патогенетической

терапии туберкулеза. Знание материала темы позволит правильно

выбрать физиотерапевтический метод лечения в комплексной терапии

больных туберкулезом, ориентироваться в показаниях, противопоказаниях к назначению различных физиотерапевтических процедур и их возможностях при лечении туберкулеза различных локализаций.

Содержание самостоятельной работы:

I Изучение материала темы по литературе

Основная учебная литература:

1. Перельман М.И. «Туберкулез», 2004 г.

2. Боголюбов В.М. «Общая физиотерапия», 1998 г.

Дополнительная литература:

1. Ломанченков В.Д. «Физиотерапия при туберкулезе», 2004 г.

2. Цыбулина Е.В. с соавт. «Методическое пособие по физиотерапии»,

Волгоград, 1997 г.
II. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение метода «лечебный электрофорез лекарственных

веществ».

2. Механизм лечебного действия на организм лекарственного электрофореза.

3. Общие противопоказания для назначения физиотерапевтических методов

лечения.

4. Показания для применения лекарственного электрофореза у больных

туберкулезом.

5. Противопоказания для применения лекарственного электрофореза у

больных туберкулезом.

6. Дайте определение метода «индуктотерапия».

7. Механизм лечебного действия на организм магнитного поля высокой

частоты.

8. Показания для применения метода индуктотерапии у больных

туберкулезом.

9. Противопоказания для применения метода индуктотерапии у больных

туберкулезом.

10. Дайте определение метода «электрического поля УВЧ».

11. Механизм лечебного действия на организм электрического поля УВЧ.

12. Показания и противопоказания для применения электрического поля

УВЧ-терапии у больных туберкулезом.

13. Дайте определение метода «ультразвуковая терапия».

14. Механизм лечебного действия ультразвука на организм.

15. В чем заключается сущность метода – фонофореза?

16. Показания и противопоказания для применения ультразвука (УЗ) у

больных туберкулезом.

17. Дайте определение метода «лазеротерапия».

18. Механизм действия на организм лазерного облучения.

19. Показания и противопоказания для применения лазеротерапии у больных

туберкулезом.

20. Дайте определение метода «аэрозольтерапия».

21. Механизм действия аэрозолей на организм человека.

22. Показания и противопоказания к применению аэрозольтерапии у

больных туберкулезом.

III. Написание реферата по теме

Форма контроля – проверка реферата преподавателем. Собеседование по теме реферата. Тесты заключительного контроля знаний по дисциплине.

Консультации по теме проводит в процессе цикла преподаватель, ведущий занятия. По пятницам – ассистент Таипов И.М. с 14:00 (учебная комната №1, кафедра фтизиопульмонологии).
Тема 5. Саркоидоз органов дыхания.
Основные вопросы для изучения.

  1. Этиопатогенез саркоидоза.

  2. Патологическая анатомия саркоидоза.

  3. Клиника, диагностика и течение саркоидоза органов дыхания.

  4. Дифференциальная диагностика саркоидоза органов дыхания.

  5. Лечение саркоидоза.


Цель работы:

Усвоить знания по этиопатогенезу, патоморфологии, диагностике и лечению саркоидоза. Научиться устанавливать диагноз при саркоидозе органов дыхания, назначать лечение и проводить наблюдение в диспансерных условиях.
Формируемые понятия:

Студент должен знать:

  1. Этиологию, патогенез, патоморфологию саркоидоза.

  2. Классификацию саркоидоза (международную и ЦНИИТ).

  3. Клиническую симптоматику саркоидоза органов дыхания.

  4. Лабораторную, рентгенологическую, бронхологическую диагностику.

  5. Иммунологическую диагностику.

  6. Использование инвазивных методов и гистологическая верификация диагноза.

  7. Внелегочные поражения при саркоидозе.

  8. Осложнения саркоидоза.

  9. Диспансерное наблюдение больных саркоидозом.


Студент должен уметь:

  1. Диагностировать саркоидоз органов дыхания.

  2. Формировать диагноз саркоидоза в соответствии с классификацией.

  3. Проводить дифференциальную диагностику саркоидоза с туберкулезным бронхоаденитом, лимфогрануломатозом, канцероматозом легких, пневмокониозами, очаговой бронхопневмонией.

  4. Назначать лечение при саркоидозе.

  5. Наблюдать за больными саркоидозом в диспансерных условиях.



Значение изучаемого материала в практике врача общей лечебной сети.

Заболеваемость саркоидозом в разных странах весьма вариабельна: от 1,3 случаев в Японии до 150-180 на 100.000 населения в северной Европе. В России этот показатель составляет 3,0-3,5 случаев на 100.000 населения. Саркоидоз поражает практически все органы и системы и характеризуется большим разнообразием клинических проявлений, что существенно затрудняет его дифференциальную диагностику. Существенно также, то, что саркоидоз во многих случаях начинается незаметно и протекает с маловыраженной симптоматикой, что препятствует своевременной диагностике этого заболевания. Такие случаи выявляются преимущественно при флюорографическом обследовании и последующем направлении к фтизиатру. Фтизиатром обычно и проводится дифференциальная диагностика, и осуществляется верификация диагноза. В других случаях первичная диагностика саркоидоза проводится в онкодиспансерах или в учреждениях общей лечебной сети. Наблюдение и лечение больных саркоидозом осуществляется в общей лечебной сети.
Содержание самостоятельной работы.

    1. Изучение материала темы по литературе.

Основная учебная литература:

  1. Перельман М.И., Корякин В.А. и соавт. – «Фтизиатрия» - М., 2004, 2007 г.

  2. Перельман М.И. Фтизиатрия. Национальное руководство. - М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Борисов С.Е. «Диагностика и лечение саркоидоза органов дыхания». Пособие для фтизиатров. – М., 2003 г.

  2. «Болезни органов дыхания». Руководство по внутренним болезням под редакцией Н.Р.Палеева - М., 2000.

  3. Борзенко А.С. «Саркоидоз» Вестник ВолГМУ, № 3 – Волгоград, 2006 г.

  4. Илькович М.М. и соавт. «Саркоидоз». – СПб, 2002 г.

  5. «Саркоидоз» - Под ред. А.Г.Хоменко, О.Швайгера. – М., 1982.

  6. Тюрин и соавт. «Актуальные вопросы лечения и диагностики диссеминированных процессов в легких» - Л., 1989 г.




    1. Вопросы для самоконтроля.

  1. Распространенность саркоидоза.

  2. Этиопатогенез саркоидоза.

  3. Иммунологические аспекты патогенеза саркоидоза.

  4. Патоморфология саркоидоза.

  5. Классификация саркоидоза.

  6. Клиническая симптоматика саркоидоза органов дыхания.

  7. Формы течения саркоидоза.

  8. Синдром Лефгрена.

  9. Синдром Хеерфордта.

  10. Внелегочные поражения при саркоидозе.

  11. Лабораторная диагностика саркоидоза.

  12. Иммунологическая диагностика при саркоидозе.

  13. Проба Квейма.

  14. Показатели пробы Манту при сракоидозе.

  15. Бронхологическая диагностика саркоидоза.

  16. Рентгенологическая диагностика саркоидоза.

  17. Инвазивные и гистологические методы в диагностике саркоидоза.

  18. Осложнения легочного саркоидоза.

  19. Показания к лечению саркоидоза.

  20. Методы лечения саркоидоза.

  21. Прогноз при саркоидозе.




    1. Написание реферата по теме.

Форма контроля: Проверка реферата преподавателем. Собеседование по теме с преподавателем. Описание рентгенограммы больного с легочным саркоидозом.
Консультации по теме проводит: В процессе цикла - преподаватель, проводящий занятие. По пятницам в 15-00 – профессор А.С.Борзенко (ГУЗ «ВОКПД», кабинет профессора).

Тема 6. Микобактериозы органов дыхания.
Основные вопросы для изучения:

  1. Этиопатогенез микобактериозов.

  2. Классификация атипических микобактерий.

  3. Патологическая анатомия микобактериозов.

  4. Диагностика микобактериозов.

  5. Клиника и течение микобактериозов.

  6. Дифференциальная диагностика микобактериозов.

  7. Лечение микобактериозов.

  8. Наблюдение больных микобактериозом.


Цель работы: Усвоить знания по этиопатогенезу, патоморфологии, диагностике и лечению микобактериозов, научиться устанавливать диагноз при микобактериозах, назначать лечение и проводить наблюдение больных в диспансерных условиях.
Формируемые понятия:
Студент должен знать:

  1. Этиологию, патогенез, патоморфологию микобактериозов.

  2. Классификацию нетуберкулезных микобактерий.

  3. Клиническую симптоматику микобактериозов.

  4. Лабораторную, рентгенологическую, бронхологическую диагностику.

  5. Иммунологическую диагностику.

  6. Использование инвазивных методов и гистологическое подтверждение диагноза. Внелегочные поражения при микобактериозах.

  7. Осложнения микобактериозов.

  8. Лечение микобактериозов и прогноз.

  9. Диспансерное наблюдение больных микобактериозами.


Студент должен уметь:

  1. Диагностировать микобактериоз органов дыхания.

  2. Формулировать диагноз микобактериоза в соответствии с классификацией.

  3. Проводить дифференциальную диагностику микобактериозов с туберкулезом, лимфогранулематозом, диссеминациями злокачественного генеза в легких, пневмокониозами, очаговой бронхопневмонией.

  4. Назначить лечение при микобактериозах.

  5. Определять группу диспансерного наблюдения в зависимости от формы и течения микобактериоза.


Значение изучаемого материала во врачебной практике.

В настоящее время наблюдается нарастание заболеваний микобактериозом, что связано с увеличением числа больных с поражением иммунной системы (в первую очередь у ВИЧ инфицированных), а также с ухудшением экологической обстановки. В тоже время врачи практического здравоохранения недостаточно информированы об этом заболевании. Трудности диагностики микобактериозов в практических условиях ведут к их несвоевременному выявлению, что обусловливает развитие хронических деструктивных поражений и диссеминированных процессов. Заболевание имеет неблагоприятных прогноз, с частыми обострениями, бактериовыделением и высоким процентом летальных исходов.

Содержание самостоятельной работы.


  1. Изучение материала темы по литературе.

Основная учебная литература:

  1. Перельман М.И., Корякин В.А. и соавт. – Фтизиатрия. – М., 2004.

  2. Перельман М.И. Фтизиатрия. Национальное руководство. – М., 2007 г.

Дополнительная литература:

  1. Болезни органов дыхания. Руководство по внутренним болезням. Под ред. Н.Р. Полева. М., 2000..

  2. Васильев Н.А. Туберкулез. – М., 1995.

  3. Визель А.А., Гурылева М.Э. Туберкулез. – М., 1999.

  4. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов. – М., 2000.

  5. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов. Минск, 1997.

  6. Оттен Т.Ф. Микобактериоз легких: клинико-бактериологические критерии диагностики. – СПб, 2000.




  1. Вопросы для самоконтроля.

  1. Этиология микобактериозов.

  2. Атипические микобактерии, их классификация.

  3. Патогенез микобактериозов.

  4. Патоморфология микобактериозов.

  5. Клиническая симптоматика микобактериозов.

  6. Микробиологическая диагностика микобактериозов.

  7. Иммунологическая диагностика микобактериозов.

  8. Инвазивные и гистологические методы в диагностике микобактериозов.

  9. Внелегочные локализации при микобактериозах.

  10. Осложнения микобактериозов.

  11. Микобактериозы. ВИЧ-инфекция.

  12. Лечение микобактериозов.

  13. Наблюдение больных микобактериозами.

  14. Прогноз при микобактериозах.




  1. Написание реферата по теме.

Форма контроля – проверка рефератов преподавателем. Собеседование по теме на зачетном занятии. Описание рентгенограмм больных микобактериозом органов дыхания.
Консультации по теме проводят: В процессе цикла – преподаватель, ведущий занятия. По пятницам – доцент Н.Л. Попкова (14-00, учебная комната в детском отделении).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для...
Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconСамостоятельная работа студентов Тематический план внеаудиторной...
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством преподавателя,...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconСамостоятельная работа студентов Календарно-тематический план внеаудиторной...
Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по литературе для специальности
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определено в соответствии с программой по литературе для студентов среднего профессионального...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconУчебной работе профессор А. Б. Ходжаян 20 г. «Согласовано» декан...
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconРуководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной...
Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по математике для студентов 1 курса
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по математике для студентов 1 курса
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 5 курса педиатрического факультета составили: Доцент Э. Н. Шмелев iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск