Скачать 1.22 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48). Сроки реализации программы: 2014-2019 год (5-9 классы) Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). В основу программы заложено два курса: «История России» (180 часов) и «Всеобщая история» (194 часа). В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение», 2014, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс История России. Конец XVI –XIII век.7 класс История России. XIX век. 8 класс История России. XX век.9 класс Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012 Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 -8 класс О.С. Сороко-Цюпа. Новейшая история.9 класс Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011-с.31). Разделы: «Содержание учебного предмета» (5-9 классы) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности». Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Таким образом, учитывая: главную цель изучения истории в основной школе: «Гражданско-патриотическое образование: воспитание гражданского самосознания выпускника, позволяющего ему использовать приобретённые знания и опыт на благо своей Родины» определена цель программы (согласно, Примерной программе по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – с.5): - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе. Курс «История России» в 6-9 классах направлен на формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знания по истории своей Родины. Курс «История России» охватывает значительный временной отрезок – с древности до современной истории государства. Задачи изучения истории России в 6 классе: - формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации и усвоения исторического опыта народов России; - овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI века, понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значение наследия этого периода для современного общества; - воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков; - развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси. Задачи изучения истории России в 7 классе: - продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; - овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. И Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков; - развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв. Задачи изучения истории России в 8 классе: - формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; - овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. И гордости за героические свершения предков; - развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.; - формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. Для осмысления сущности современных общественных явлений. Задачи изучения истории России в 9 классе: - завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися основными знаниями по истории России XX – начала XXI в., понимание ими места России в историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения истории России XX в. И гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX – начала XXI в.; - формирование у школьников умения применять знания по истории России XX – начала XXI в. Для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе. Планирование курсов «Новейшая история зарубежных стран» и «История России» в 9 классе, составлено в синхронно-параллельном варианте в соответствии с содержанием и структурой авторских программ и учебников. История Древнего мира (5кл.) знакомит с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями прошлого. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическим развитием древних обществ, различными формами социального и политического строя, с процессом становления различных идей и институтов (деспотия, демократия, мораль, религия и др.). История показывает роль ярких исторических личностей в становлении и развитии древних цивилизаций. Цели изучения курса «История Древнего мира»: - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности; - показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; - охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства); - раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся: - умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; - умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; - умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде ния; - умения спорить и отстаивать свои взгляды; - умения анализировать исторический источник; - умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий; - умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. В курсе истории Средних веков (6кл.) происходит описание основных событий и процессов средневековой истории стран Европы, Азии, Африки и Америки. Он построен по проблемно-хронологическому признаку, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и проследить динамику исторического развития. Значительное внимание уделено историческим деятелям, культуре, религии, быту и нравам периода Средних веков. Материал дан в соответствии с новой периодизацией средневековья с V по конец XV вв.: От краха Западной Римской Империи до начала Великих географических открытий. Цель изучения курса «История Средних веков»: - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в мировой цивилизации. Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие: Показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь учащимся не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Формировать понимание истории как цепи событий и деяний исторических лиц, в результате которых меняется мир. Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; Осветить экономическое, политическое, социальное и культурное развитие основных регионов мира, показать их общие черты и различия; Охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре; Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделяя при этом особое внимание истории мировых религий – христианства, ислама. Развитие понятийного аппарата, характерного для данной эпохи. В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7- 8 классов получат знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за триста лет – с конца XV до начала ХХ вв.. Рассмотрены ключевые социально-экономические и политические процессы развития стран Европы, Америки, Азии: Великие географические открытия, Реформация в Европе, Английская и Великая французская революции и их последствия для мировой истории, становление и развитие колониальной системы и др. Значительное внимание уделено культуре, быту и нравам народов мира в эпоху нового времени. Цель изучения курса «История нового времени»: - усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 и 8 классах таковы: - получить знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей. - научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок ( анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков выявленного общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги). - учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры. - стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, помогающие ему жить в мире с собой и др. «Новейшая история зарубежных стран» (9 кл) ориентирована на то, чтобы акцентировать внимание учащихся на новых реальностях, которые вошли в жизнь народов и государств в XX веке в связи с ростом из взаимозависимости, глобализацией хозяйственной, духовной жизни, обострением общих для всех проблем экологии, модернизации. В этом плане курс призван способствовать формированию у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей мира, без чего невозможна активная гражданская позиция. Курс обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран. Цель изучения курса «Новейшая история»: - усвоение знаний о важнейших событиях всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской империей. Общие задачи изучения предмета «Новейшая история» в 9 классе: - усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней; - усвоение понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации; - формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению конфликтов; - обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества. Изучение истории на ступени основного общего образования в целом направлено на достижение следующих целей:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение: -эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; -формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др., -образование и развитие государств, их исторические формы и типы; -история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического наследия прошлого. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно - хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Посредством программы реализуются три основные функции истории: - познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества; - практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма; - мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений. Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются: - деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; - компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы; - дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д. -личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения; - проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения. Содержание курса истории конструируется на следующих принципах: - принцип историзма, рассматривающий все исторические явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность могут быть исследованы вне временных рамок; -принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; -принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе; - принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей. Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе –(2) 3 часа в неделю. История России – 6-9 классах в объеме 194 часа. «Всеобщая история»- 180 ч. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно – параллельно в 9 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: - читать историческую карту с опорой на легенду; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа современности; · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Содержание учебного предмета «История» История Древнего мира, 5 класс Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. |
Рабочая программа Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 9 классы (Примерная программа по учебным предметам.... | Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам.... Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) | ||
Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам.... Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) | Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам.... Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программой по учебным предметам, утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Примерные программы по учебным предметам.... | Примерная программа по предмету «Технология (с элементами робототехники)»... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебным... | ||
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного... Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» М.; Просвещение, 2011 г. И «Математика.... | Пояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы... Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории (Примерные программы по учебным предметам.... | ||
Пояснительная записка Источники составления рабочей программы : федеральный... Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2013.... | Примерная программа включает разделы: пояснительная записка; список... Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и... | ||
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 8 классов составлена... ... | Рабочая программа по английскому языку для учащихся 5 классов составлена... ... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного курса географии... Данная рабочая программа учебного курса географии составлена на основании: Примерной программы по учебным предметам География 11... | Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте... Малаховской «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч. 1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа»,... | ||
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы по учебным предметам. (История 5-9 классы) Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011. – стр. 94) |