Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Славянская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании педагогического совета Директор школы
Протокол №___ от ___августа 2015года Сушкова А.В.
Рабочая программа
по предмету «История»
для обучающихся 7 класса
Программа составлена учителем истории и обществознания
Срибной Еленой Владимировной п. Славянское
Полесский МР
Калининградская область
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей и отечественной истории в 9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих целей и задач.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Рабочая программа нацелена на формирование систематизированных знаний о данном историческом этапе развития человеческой цивилизации и России в целом. Содержание программы выстроено по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия - человек, личность в истории. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Содержание курса истории основано на следующих принципах:
принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности,
взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;
принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизирует основные положения его Фундаментального ядра.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Калининградской области от № «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Калининградской области на 2015-2016 учебный год»;
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Славянская СОШ»;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МБОУ «Славянская СОШ», реализующего образовательные программы общего образования. Приказ №104 от 30 декабря 2014года;
- приказ МБОУ «Славянская СОШ» от .08.2015 года № «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год». ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ (КУРСА)
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
овладение целостным представлением об историческом пути мира и народов России, базовыми знаниями о закономерностях всеобщей и российской истории;
формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия мира, своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНЦИИ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Предполагается, что в результате изучения всеобщей и отечественной истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей и российской истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ИСТОРИИ
7 класс (70 ч)
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| РАЗДЕЛ I. МИР И РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
| Тема 1. Мир в начале Нового времени. (2 ч)
| Введение. Новое время: понятие, хронологические рамки. Новый этап истории России.
| Урок 1
Введение. От Средневековья к Новому времени. 1 ч
Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем. Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле.
| Объяснять смысл понятия Новое время.
Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий.
Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.
Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.
Характеризовать открытие и его значение
| Урок 2.
Новый этап истории России. 1 ч
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII—XVIII вв.
| Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI в.
Планировать деятельность по изучению истории России XVII—XVIII вв.
Характеризовать источники по российской истории XVII—XVIII вв.
| Тема 2. Новый этап в мировой истории. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
| Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты
| Урок 3.
Технические открытия и выход к Мировому океану. 1 ч
Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия – лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама
| Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.
Характеризовать открытие и его значение
| Урок 4
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. 1 ч
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля –шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий
| Оценивать открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.
Рассказывать о значении Великих географических открытий.
Находить на карте путь первооткрывателей
| Абсолютные монархии в Европе XVI–XVII вв.
| Урок 5
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. 1 ч
Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король – наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе
| Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.
Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.
Объяснять причины появления республик в Европе
| Экономическое развитие в раннее Новое время
| Урок 6
Дух предпринимательства преобразует экономику. 1 ч
Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура – предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма
| Рассказывать об условиях развития предпринимательства.
Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.
Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры
| Повседневная жизнь европейского общества
| Урок 7
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. 1 ч
Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство – джентри – и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
| Рассказывать о социальных изменениях.
Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.
Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия.
Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.
Объяснять положение женщины в Новое время.
Рассказывать о складывающейся культуре домовладения
| Гуманизм и Возрождение в Европе
| Урок 8
Великие гуманисты Европы. 1 ч
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» – рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения
| Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Готовить доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене (на выбор)
| Урок 9
Мир художественной культуры Возрождения. 1 ч
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Своеобразие искусства Северного Возрождения
| Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.
Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.
Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения
| Урок 10
Рождение новой европейской науки. 1 ч
Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
| Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника».
Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона.
Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
| Реформация и Контрреформация. Религиозные войны
| Урок 11
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 1 ч
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация – борьба за переустройство церкви. Германия – родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии
| Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация.
Называть причины и сущность Реформации.
Показывать особенности протестантизма.
Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой».
Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации
| Урок 12
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. 1 ч
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор
| Объяснять эффект учения Кальвина.
Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации.
Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию
| Урок 13
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. 1 ч
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I – укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство
| Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.
Объяснять, почему власть встала на защиту церкви.
Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами
| Урок 14
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. 1 ч
Французы – кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция – сильнейшее государство на европейском континенте
| Сравнивать позиции католиков и гугенотов.
Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
Объяснять причины укрепления Франции.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
| Тема 3. Россия на рубеже XVI—XVII вв. (4 ч)
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
| Урок 15.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. 1 ч
Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I
| Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.
Объяснять смысл понятия заповедные лета.
Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку
| Россия в период Смутного времени
| Урок 16.
Смута. 1 ч
Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриотического подъёма. Вторжение войск Польши и Швеции
| Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция.
Раскрывать, в чём заключались причины Смуты.
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов.
Систематизировать исторический материал (в виде хронологической таблицы «Смутное время в России»).
Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты
| Урок 17.
Окончание Смутного времени. 1 ч
Распад тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое и Второе народные ополчения. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г.
| Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.
Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».
Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений.
Характеризовать последствия Смуты для Российского государства
| Повторительно-обобщающий урок
| Урок 18.
Повторение и контроль по теме «Россия на рубеже XVI—XVII вв.». 1 ч
| Систематизировать исторический материал о Смутном времени.
Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
| Тема 4. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях) (3 ч)
| Освободительная война в Нидерландах
| Урок 19
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. 1 ч
Нидерланды – «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций
| Называть причины революции в Нидерландах.
Характеризовать особенности Голландской Республики.
Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям
| Английская революция XVII в.
| Урок 20
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. 1 ч
Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия – первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель – пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г.и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия – владычица морей. Начало и конец эпохи вигов
| Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии.
Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О.Кромвеля.
Сравнивать причины нидерландской и английской революций.
Составлять сообщение об О.Кромвеле и его роли в изменении Англии.
Объяснять особенности парламентской системы в Англии.
Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его
| |