«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия»





Скачать 373.49 Kb.
Название«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия»
страница1/4
Дата публикации15.12.2014
Размер373.49 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Экономика > Методическая разработка
  1   2   3   4


Петрозаводский государственный университет
Как написать курсовую работу

по экономической теории

Методическая разработка

для студентов экономического факультета
Петрозаводск

2003

Рассмотрена и утверждена к печати на заседании кафедры экономической теории и финансов 21 октября 2003 г.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Петрозаводского государственного университета

Составитель: д.э.н., профессор С. Н. Поляков


1. Зачем нужна курсовая работа

Экономическая теория, или политическая экономия, занимает особое место в подготовке экономиста. Она составляет фундамент для других отраслей экономических знаний. Поэтому экономическая теория преподается на первых курсах вузов и сведения в ее области должны быть особенно обширны и прочны. Курсовая работа — одна из форм обучения, обеспечивающая такой результат. Она способствует углублению и закреплению теоретических знаний, приобретенных первично навыков в ведении научно-исследовательской работы, умению применять теория к практике и наоборот.

На первый взгляд такие утверждения кажутся неубедительными. На самом деле, работа пишется по одной теме или какой-то определенной проблеме. Все остальные вопросы курса лежат в стороне. Но это только на первый взгляд.

В действительности все темы тесно связаны друг с другом, об-разуя с совокупности единую дисциплину — экономическую теорию. Каждая последующая тема продолжает и развивает предыдущую, обогащает ее.

Приведем пример.

Возьмем тему: «Военный коммунизм: основные уклады, классы, противоречия. Роль насилия в их разрешении».

Само понятие темы невозможно без знания двух основных форм общественного хозяйства: централизованно-плановой командной системы, во-первых; товарного производства и его развитой формы — рыночного хозяйства, во-вторых. И та и другая — абстракции. В чистом виде их нет. В жизни каждая из них в той или иной мере содержит элементы противоположной системы. Военный коммунизм предполагает наличие командной экономики в ее наиболее чистом виде. Для того, чтобы охарактеризовать хотя бы одну из этих систем, надо знать преимущества и недостатки как одной, так и другой. Возьмем, например, принцип материальной заинтересованности. За ним стоят проблемы стоимости, себестоимости, рентабельности, затрат и механизма их определения через деньги, денежное обращение, вопросы распределения, производства и т. д. и т. п. Таким образом, казалось бы, небольшой вопрос темы требует обширных знаний в других областях курса экономической теории.

Тема «Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» предполагает глубокие знания экономических реформ 90-х гг. прошлого столетия и множества других теоретических проблем. И уж, конечно, ее невозможно понять без внимательного изучения вопросов собственности, уровня развития производительных сил и всего того, чем он характеризуется.

Тема «Инфляция и ее факторы. Пути выхода из инфляции» связана прежде всего с деньгами и денежным обращением. Следовательно, надо очень хорошо проштудировать эти две темы. Но она связана также с государственным бюджетом, со спросом и предложением, с инвестициями, проблемами воспроизводства и рядом других проблем.

Таким образом, глубокое понимание курса требует, чтобы студент его изучал дважды. Первый раз — последовательное изучение тем, второй раз — возвращение к уже пройденному материалу, осмыслению его и закреплению в памяти на новом уровне интеллекта. Последнее достигается при подготовке к зачетам, экзаменам и при написании курсовых работ.

Курсовые работы при этом занимают особое место, так как студент не очень ограничен временем (добросовестный студент) и может более обстоятельно погрузиться в мыслительную работу.

Поэтому без сдачи курсовой работы допуска к экзаменам нет.

Курсовая работа — первый шаг студента в область научной деятельности. Исходный ее пункт — умение обращаться с литературными источниками. Раньше литературу (во всяком случае основную) для студентов подбирал преподаватель. Теперь требования ужесточены.

Преподаватель при необходимости может назвать студенту два—три литературных источника. Они ознакомят его с выбранной темой, дадут общее представление о ней. Но и это не обязательно. Студент, как правило, сам определяет тему и ее основное содержание. Он читает со-ответствующие главы одного — двух учебников, просматривает лекции и устанавливает круг вопросов, которые будут рассмотрены в работе. Конечно, круг этот первоначально является не очень определенным. В даль-нейшем, по мере «вхождения в тему», он будет расширяться и уточняться. Теперь и начинается основательный подбор литературы по конкретным вопросам, которые предполагается изучить. Здесь студент может воспользоваться библиографическими справочниками, каталогами, списком литературы, содержащейся в программе курса. Не следует игно-рировать просмотр журнальных статей. Их список можно найти в последнем годовом номере каждого журнала. Идеи, рассмотренные в литературе, в разных источниках могут повторяться. Поэтому для экономии времени в первую очередь следует ознакомиться с новыми изданиями, а затем переходить к просмотру более ранних публикаций. Кроме монографий, брошюр, журнальных и газетных статей в списках литературы могут войти статистические справочники и другая справочная литература, законы, нормативные акты, сведения, святые из Интернета, документы министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Чтение литературы должно сопровождаться выписками, поясне-ниями, замечаниями и собственными мыслями, которые возникают при составлении выписок. Они делаются на карточках или отдельных листах с указанием литературного источника и страницы. Карточки помещаются в картотеку по авторам и названиям изданий, а лучше по вопросам, подлежащим изучению. Если Вы еще не знаете, где будет использован данный материал, не поленитесь сделать две или три выписки.

С этого момента работа начинает принимать все более творческий характер.

Творческий характер обеспечивается также применением статистического и местного материала. Его следует классифицировать и осмыслить, как он вписывается в тему, которую Вы рассматриваете. Это поможет Вам сделать необходимые рекомендации и выводы в процессе исследования.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» icon1. Последствия Первой мировой войны Геополитические, социально-экономические,...
Цель курса – изучение истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами и на начальном этапе Второй мировой войны...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconЛитература. 18
Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconЕ. В. Стеньшинская кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии
России связано с употреблением алкоголя (из доклада «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconРабочая программа дисциплины «Экономические основы градостроительной деятельности»
Целью данного курса является то, что бакалавры должны овладеть знаниями социально-экономических проблем градостроительства, социально-экономическая...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconРеализация модернизации Российского образования в условиях муниципальной...
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconПрограммы 5-9 классы Для учителей общеобразовательных организаций...
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconРабочая программа дисциплины «Градостроительное планирование»
Целью данного курса является то, что бакалавры должны овладеть знаниями социально-экономических проблем градостроительства, социально-экономическая...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconРабочая программа дисциплины «Градостроительное планирование»
Целью данного курса является то, что бакалавры должны овладеть знаниями социально-экономических проблем градостроительства, социально-экономическая...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconИсторический факультет утверждаю
Предмет предлагаемого специального курса – " История России ХIX века". Цель лекционного курса – раскрыть основные политические, социально-экономические...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconРеферат по теме: «История мирного атома в России: ледокол «Ленин» (1957)
I. Социально-экономические и политические условия развития атомной энергетики в 40-50-е гг. XX в
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconОбщая экономическая теория. Экономические агенты (рыночные и нерыночные),...
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики,...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconМ., 1995. 200 с. Актуальные проблемы Европы. Реформы в России: социально-экономические аспекты
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconИсториография событий социально-экономические и экологические последствия глава 1
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1966 г был утвержден план ввода в СССР в течение 1966 1977 гг...
«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История России Х1Х века»
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего, профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск