Скачать 338.83 Kb.
|
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 Выступление на тему: Реализация модернизации Российского образования в условиях муниципальной общеобразовательной школы Савина Антонина Ивановна, директор МСОШ №1 г. Десногорска Смоленской области 2006г. Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. Вариативное образование, которое в последние годы стало реальностью, открыло возможности для создания разнообразных учебных заведений – как для способных и одаренных учеников (гимназии, лицеи), так и для тех, кто испытывает серьезные затруднения в обучении и развитии (реабилитационные школы, центры социально-педагогической адаптации). Конечно, стране нужна интеллектуальная элита, но массовая общеобразовательная школа остается основным типом учебного заведения. Какой же ей быть? Этот вопрос сегодня стоит перед каждой школой: кто-то открывает гимназические классы, создавая им особые условия учебной и воспитательной деятельности; кто-то формирует лицейские, колледжные классы. Однако школа – единый организм, социальное расслоение общества сильно отражается в коллективе детей и способствует формированию негативного отношения к наиболее успешным и материально обеспеченным. Школа особенно чувствительна к многочисленным воздействиям извне. Вот почему мы рассматриваем ее в контексте единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство представляется нам той генерализующей идеей, вокруг которой можно простраивать всю образовательную стратегию, не возвращаясь к былому единообразию. Адаптивная школа, ставящая перед собой задачу обучения, развития и воспитания всех детей с различными особенностями, склонностями и способностями, представляется нам наиболее востребованной моделью образовательного учреждения. Небольшая справка о нашей школе: Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 открыта в 1974 году. Мы уже отметили свое тридцатилетие. За этот период в школе сложился сплоченный, высокопрофессиональный, творческий педагогический коллектив, реагирующий положительно на все инновационные процессы в сфере образования. Всего педагогов – 89 Имеют высшую квалификационную категорию – 21 учитель, 2- адм. первую квалификационную категорию – 35 вторую квалификационную категорию – 13 Имеют знаки отличия: Заслуженный учитель РФ – 2 (Коровина Р.Н., Михайлова Г.И.) Отличник народного просвещения – 7 Грамота Министерства образования – 10 Почетный работник общего образования – 4 Отличник по спорту - 1 В школе работают: - Совет школы, методический совет, - методические объединения учителей предметников: русского языка и литературы, математики; учителей начальных классов; классных руководителей 1-4кл., 5-8 кл., 9-11 кл. - проблемные семинары учителей – предметников: иностранного языка; истории; учителей естественнонаучного цикла; - временные творческие группы. В 2005-2006 году в школе обучалось 1214 учащихся в две смены. Скомплектовано 54 класса. Школа первой ступени работает в режиме пятидневки; школа второй и третьей ступени работает в следующем режиме: - по пятидневке - 5 кл.-7 кл. , 9 кл. – 10кл. – общеобразовательные - по шестидневке - специальные (коррекционные) классы 1-9кл.; 8 кл. – общеобразовательные; 5 кл. – экспериментальные; 10 кл – профильные. . Вторая половина дня, суббота – развивающий день: индивидуальные консультации, работа кружков, факультативов, секций, общешкольные творческие дела и дела классов.
- профильное обучение (гуманитарный, физико-математический) - внедрение новых УМК; альтернативных, авторских программ; - изучение второго иностранного языка; - углубление и расширение содержания посредством системы факуль тативов и спецкурсов; - начальное профессиональное обучение (оператор ЭВМ, швея-вышивальщица, автодело);
На образовательную среду в школе большое влияние оказывают учреждения культуры и спорта:
- детская и центральная библиотеки; - Дом детского творчества; - ДЮСШ; - художественная школа; - музыкальная школа; - Культурный Центр САЭС; - городской краеведческий музей. В данных заведениях организована работа кружков эстетической направленности, спортивных секций, клубов по интересам, которые с удовольствием посещают учащиеся школы. Эти учреждения обеспечивают в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Учебно-воспитательная система школы ориентируется на воспитательный и образовательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды и существенно дополняет ее своим творческим потенциалом.
В школе сложились свои традиции:
В школе работает КИД имени Лили Карастояновой, - музей истории Десногорска, в котором собрана интересная экспозиция, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны, - оформлен уголок истории школы, - уголок боевой славы, посвященный Зое Космодемьянской, вклад которых в гражданско-патриотическое воспитание учащихся неоценимо велик. Это определяет тематику ключевых творческих дел и является основным условием организации поисково-исследовательской деятельности тимуровцев. В 1999 году под руководством директора школы Севостьяновой Ирины Федоровны была разработана концепция развития «Духовное развитие личности с учетом социокультурной среды (традиций русского народа) и социального заказа общества», реализация которой сподвигла коллектив на масштабную инновационную работу. 2000-2003 г.г. стали периодом обновления содержания образования и создания новой структуры управления; стали участниками федерального эксперимента «Обновление структуры и содержания основного образования» (I и III ступени обучения); в воспитательной работе основой стала комплексно-целевая программа «Возрождение». Благодаря инновационным процессам в этот период в школе сложилось система духовно-нравственного воспитания учащихся, которая легла в основу Программы развития «Обновление образовательного процесса на основе культуроориентированного подхода»
и принципы инновационной и экспериментальной деятельности, система развивающего обучения авторских школ, построенных по индивидуальным проектам и технологиям: Школа человечности (Ш.А. Амонашвили), Адаптивная школа (Е.А. Ямбург), Русская школа (И.Ф. Гончаров) В основу концепции положены следующие идеи:
«Душа по капле собирает свет» (А. Артемьев). Исходя из данного понимания идеи создания новой модели школы, мы вышли на ее концептуальные положения:
Опираясь на идеи и концептуальные положения, школа ставит следующие цели и задачи:
В основу методологии построения нашей концепции обновленной школы мы принимаем следующие подходы: - системно-деятельный, личностно ориентированный; - проблемно-функциональный, исследовательский; - теория «Зон ближайшего развития личности»; - «любой школьный предмет – не цель обучения, а средство воспитания сколько возможно гармонической личности» (по Л.С. Выготскому); - принцип диалогического подхода, культурологический. Компонентами культурологического подхода в личностно ориентированном образовании выступают:
По отношению к ученику культурологическое личностно ориентированное образование выполняет следующие функции:
В основу модернизации учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив закладывает принципы:
Исходя из этого обучение и воспитание учащихся строится на обеспечении непрерывного процесса становления и развития разносторонней личности школьника, ее духовности и нравственности с последующей социальной адаптацией через последовательное и основательное приобщение к достижениям современной науки, к родной культуре в исторической динамике развития, освоение принципов здорового образа жизни, обращение к духовному опыту и историческому наследию как источнику гражданского возрастания, без чего не может быть духовно развитой личности. Это требует личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества, создания в школе духовно насыщенной образовательной среды. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Именно школа формирует в сознании молодого человека священные понятия, определяющие духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Культурологическое личностно ориентированное образование выполняет следующие функции: - помогает обрести ценности и смысл жизни; - осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности; - поддерживает его индивидуальность и творческую способность. Целостное мировосприятие основывается на трех способах миропознания: рационально-логическом (наука), эмоционально-образном (искусство) и провиденциально-аксиологическом (религия). Именно эти три ипостаси находят отражение в системе духовно-нравственного воспитания учащихся. Приобщение учащихся к национальной культуре, воспитание духовности осуществляется через продуманные дополнения к программам по русскому языку, литературе, истории, изобразительному искусству, физической культуре, технологии. Были разработаны и введены в учебный процесс авторские программы «Русская литература ХIХ – ХХ в.в. в контексте мировой художественной культуры» Р.Н. Коровиной, «Вышивка и шитье» О.Г. Корнеевой, в которых был усилен культурологический подход в отборе содержания программного материала. Особую роль сыграла альтернативная программа по литературе И.А. и Ю.А. Сипиневых «Русская культура и словесность», которая объединила учителей-предметников, уделяющих большое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся средствами учебных предметов, в творческие группы. Эта программа, как ни одна другая, приобщает учащихся к высшим духовно-нравственным ценностям. В 5 классе ребята знакомятся с языческим миром, а с 6 класса центром их внимания становится христианское мировосприятие. Они не просто изучают основы христианской культуры, они соприкасаются с духовной жизнью своего народа, народов мира, воспринимают мир как Божие творение и человека как венец творения. Все это помогает им лучше понять мир, в котором они живут, понять самого себя. Тематические разделы этой программы имеют огромное воспитательное значение: «Дорога к храму», «Человек в его земных путях», «Заступники и помощники Отечеству своему», «Праведники в мирской жизни», «Древо познается по плоду своему», «Россия в русской поэзии», «Русский характер», «Москва и Петербург в русской литературе и культуре», «Мотив змееборчества в культуре и литературе», «Тема блудного сына в литературе и живописи»; даются понятия добра и зла, греха, искушения, Отечества, служения, христианское понятие спасения души, подвижничества, жертвенности, святости как они раскрываются в духовной традиции; жития русских святых показывают пример служения Отечеству – и все это на примере великих творений русских писателей, поэтов, философов, художников, композиторов. Знакомятся с храмовой архитектурой, убранством храма. На уроках русской культуры и словесности ребята соприкасаются с русской иконописью, русской и зарубежной живописью. Тематическое построение программы позволяет учителям использовать групповые формы работы, метод проектов, проводить вступительные и заключительные уроки блоков в виде литературных гостиных, творческих мастерских, презентаций. Уроки словесности, мировой художественной культуры, истории, обществознания, интегрированные уроки являются неисчерпаемым источником нравственных ценностей. Использование методов интеграции в учебном процессе помогло не только установить более тесные связи между предметами, придавая образованию более целостный характер, но и ввести в художественную основу урока литературы, истории, русского и иностранного языка поэзию, музыку, живопись, способствовало развитию практических навыков. Уроки технологии, благодаря включению в программу культурологического материала, стали ориентированы на освоение навыков народного творчества: художественной обработки древесины, изготовление изделий из соломки, чеканка – для мальчиков; максимальное включение рукоделия для девочек. Введение разделов «Русский народный костюм», «Из бабушкиного сундука», «Лоскутное шитье», «Народная вышивка» сделали обучение содержательно насыщенным, познавательным. Особую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играют предметы регионального компонента: история Смоленщины, литература Смоленщины, география Смоленщины, история православной культуры земли Смоленской, т.к. изучая историю и культуру своего родного края, традиции своего народа, ребята соприкасаются с духовными святынями земли русской. Все это способствовало развитию творческих способностей учащихся и повлекло за собой новые подходы к организации внеклассной работы. Кружки, факультативы, творческие мастерские явились хорошим дополнением к учебным предметам, помогли привести творческий потенциал, заложенный в каждом ученике, в активное действенное состояние, помогли открыться духовным силам личности. Ведь в любом предмете можно найти такие понятия, которые воспитывают в ребенке «чувства добрые», нравственность, стремление к самосовершенствованию. Духовно-нравственному развитию учащихся способствуют: введение школьного компонента - риторика, культура речи, логика, экология; факультативы - «Живая Русь», «Путешествие в мир сказок», «Русская словесность», «Введение в храм слова», «Основы православной этики», «Граждановедение»; кружки – «Экология родного края», «Волшебный карандаш», «Чудо-ножницы», «Дизайн одежды: история и современность», «Волшебный лоскуток»; спецкурсы (элективные курсы) – «Русская проза конца ХХ века», «Светочи России», «Развитие русской философской мысли»; творческие мастерские – «Диалог с художественным словом», «Первая проба пера», «Литературное моделирование». В 2006-2007 уч. году планируем ввести кружок для 9-10 классов «Основы православной культуры. От нравственной личности к нравственному обществу». Духовно насыщенная образовательная среда естественно повлияла и на формы и методы воспитательной и методической работы. Во время проведения Декады науки и творчества ребята защищают свои творческие проекты, рефераты, представляют творческие работы. Реализация программы воспитательной работы «Возрождение» помогла педколлективу использовать технологию Н.Е. Щурковой, основанной на социокультурологическом подходе. Главная цель этой программы – сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к истинным ценностям, помочь ребятам развить свои способности и дарования. Коллективно-творческие дела, фестивали, фольклорные праздники помогают учащимся не только соприкоснуться с миром искусства, но и самим стать активными участниками всех мероприятий. Школьный театр «Вдохновение» открывает театральные фестивали, тематические праздники, народные гулянья. Ключевые воспитательные мероприятия способствуют сплочению классных коллективов, включению родителей в воспитательный процесс. Литературные гостиные, читательские конференции, рождественские встречи, тематические вечера и классные часы – широкий спектр для проявления творческих способностей, для выбора дела по душе: Театральные и музыкальные фестивали, выставки поделок из природного материала, декоративно-прикладного характера; литературные гостиные; презентации; фольклорные праздники; посвящение в десятиклассники; тематические вечера; конкурсы различной направленности; интеллектуальные игры; В течение года учителя и учащиеся готовятся к Декаде науки и творчества, в ходе которой проходят научно-практические конференции, открытые заседания штабов и клубов; проходят мероприятия, в которых принимают участие ученики всех параллелей и учителя. Декада показывает, что учебно-познавательная деятельность учащихся носит целенаправленный характер Огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играет школьный музей и уголок Зои Космодемьянской. Тимуровцы школы ведут большую поисково-исследовательскую работу, постоянно пополняя экспозицию музея новыми материалами. Ими собран богатейший материал: «Великая Отечественная война в судьбах десногорских ветеранов»; «Господа офицеры» (о выпускниках школы, связавших свою судьбу с профессией офицера); «История одной награды» «Как живешь, ветеран?» «История семьи в истории школы (об учительских династиях); «Наша школа в судьбах ветеранов педагогического труда»; «Города-герои»; «Полководцы Великой Отечественной войны» Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся неоднократно был представлен на городских и областных конференциях, семинарах. В рамках школы были проведены педсоветы, обобщающие работу педколлектива по реализации программы развития: -«Формирование системы гражданского и патриотического воспитания в процессе преподавания учебных предметов»; - «Воспитание средствами народных традиций и русской культуры. Формирование субъектного отношения к русской культуре как носителю особенностей и лучших образцов народных традиций»; - «Развитие творческих способностей учащихся в процессе образовательной деятельности»; - «Повышение статуса воспитания в процессе образования»; Совместно с учащимися были проведены педчтения «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине» На заседаниях ШМО, ПС рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, организации поисково-исследовательской деятельности учащихся, проблемы экологического образования и воспитания учащихся, обобщается опыт работы лучших педагогов. В результате этого периода в школе произошли значительные изменения:
- результаты ЕГЭ по русскому языку – качество знаний 71,6 % - - трудоустройство: поступило в средние специальные – 27,1% высшие уч. заведения -72,9% (64,7% на бюджетной основе)
|
Тематические Августовская конференция «Актуальные направления модернизации... Мсош, на которой была выработана консолидированная педагогическая позиция образовательного сообщества по модернизации образования... | Руководитель проекта: Л. Н. Вольвач, директор моу сош №7 В последние годы произошли значительные изменения внешних и внутренних условий жизнедеятельности школы, которые диктуют необходимость... | ||
Результатом работы школьного центра здоровья Лежневской мсош №10... Результаты работы школьного центра Здоровья Лежневской муниципальной средней общеобразовательной школы №10 | Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации... В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации... | ||
Согласован Утвержден На заседании предметно-цикловой Директор гбоу... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Саткинскийполитехничесий техникум им.... | Согласован Утвержден на заседании предметно-цикловой директор Психолого-педагогической... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Саткинскийполитехничесий техникум им.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2011-2012 учебном году методическая работа школы была направлена на повышение управления формированием профессиональных компетенций... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Методологический статус проблемы ресурсного подхода в условиях модернизации муниципальной системы образования» | ||
«Использование икт в начальной школе» Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Стратегия инновационной деятельности учителей ая в условиях модернизации российского образования» | ||
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция... Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Качественное обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации российского образования | ||
Программа по использованию икт на уроках начальных классов Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация... | Уроках математики Слайд Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых формирование... | ||
Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной... Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является повышение качества образования в условиях перехода... |