Проект перспективного развития
МОУ СОШ № 7 г. Калининграда
«Школа личностного роста» Руководитель проекта: Л.Н.Вольвач,
директор МОУ СОШ №7
Введение
В последние годы произошли значительные изменения внешних и внутренних условий жизнедеятельности школы, которые диктуют необходимость дальнейшего перспективного развития школы в соответствии с поставленными задачами модернизации российского образования.
Проект перспективного развития школы «Школа личностного роста» разработан на основе национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Наша новая школа», в соответствии с нормативными федеральными и региональными документами, с требованиями новых стандартов и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития образовательного учреждения.
Основные положения проекта перспективного развития школы отражают приоритетные направления развития российского образования:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Расширение самостоятельности школ.
Механизмы реализации проекта разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным (формирование социально активной личности), метапредметным (развитие навыков самоактуализации, самоорганизации, самовоспитания, самоопределения), предметным (освоение базовых основ, формирование навыков информационной мобильности).
В настоящее время важной составляющей деятельности общеобразовательной школы является повышение конкурентоспособности школы, обретение ею своего собственного «лица», привлекательного для тех, к кому оно обращено. Опыт и школьные традиции с одной стороны и социальные запросы – с другой, обусловили выбор педагогическим коллективом школы основного направления развития школы – создание такого образовательного пространства, которое способствовало бы личностной самореализации всех участников образовательного процесса.
Проект перспективного развития «Школа личностного роста» является системообразующим в деятельности школы, продолжением реализованных грантовых проектов «Школа - общество», «СемьЯ», школьного социального проекта «За чистоту русского языка», концепции программы развития «Школа индивидуальности», социально значимых проектов и предполагает получение новых результатов с учётом новых требований и конкретных условий: совершенствование структуры и содержания общего образования; поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе; появление образа «нового учителя», открытого ко всему новому, понимающего детскую психологию и особенности развития школьников; оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей; создание комфортных условий для обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Проект ориентирует на сохранение основных достижений образовательной системы школы, укрепление и умножение традиций. В последние годы в школе сложилась система организации творческой деятельности учащихся, в основе которой лежит интеграция основного и дополнительного образования, направленная на развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности. Творческие коллективы: КВН-студия, театральная студия, студия-дефиле, изостудия, хореографическая и вокальная студии, студия дизайна, кружки журналистики, юных математиков, лаборатория проектно-исследовательской деятельности «ЛАД» (Лаборатория Активных Детей), «Клуб по переписке» (на английском языке) – стали организациями из педагогов, учащихся и родителей. Тесное взаимодействие дополнительного и основного образования позволяет включить в проектную инновационную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, создать необходимые условия для развития самоактуализированной личности ребенка и взрослого. Подтверждением являются высокие результаты конкурсов, фестивалей, конференций, спортивных мероприятий и др.
Однако расширение пространства взаимодействия требует не только совершенствование существующих форм организации жизни в школе, чтобы каждый мог проявить свои способности, но и поиск новых, в частности организация платных дополнительных услуг (Открытие Клуба общения на английском языке). Поэтому основным ориентиром в реализации проекта по обновлению образования является укрепление и совершенствование системы интеграции основного и дополнительного образования с целью раскрытия способностей учащихся в научно-исследовательской, проектной деятельности, социализацию и интеграцию каждого ребенка в систему социальных отношений, вовлечение в творческую деятельность педагогов и родителей.
Кроме того, важной составляющей всех ресурсов образовательного учреждения является кадровый потенциал. В школе более 50% педагогов до 40 лет, что позволяет предполагать достижение высоких результатов в рамках реализации проекта перспективного развития школы. Проект разработан на основе опыта школы, с учётом конкретных условий, анализа проблемных ситуаций.
Направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
| опыт школы
| проблемная ситуация
| Обновление содержания образования
| - интеграция основного и дополнительного образования
- результаты итоговой и промежуточной аттестации отражают положительную динамику: 100% учащихся осваивают образовательные программы по предметам;
- созданы условия для широкого внедрения информационных технологий (оснащение)
- накоплен положительный опыт социальных проектов
| - недостаточная практическая направленность в изучении иностранных языков;
- на уроках часть педагогов не формируют через предмет метапредметные навыки (знания оторваны от жизни);
- не все педагоги используют ИКТ как средство обучения4
- часть родителей не готова к продуктивному сотрудничеству со школой, что объясняется родительской педагогической некомпетентностью
| Развитие системы поддержки талантливых детей
| - организована работа с одарёнными детьми («ЛАД» - Лаборатория Активных Детей)
- приоритет воспитательной работы через реализацию социально значимых проектов (Идея Х, классные проекты, социальные проекты, развитие традиций и др.)
- увеличивается количество участников в исследовательской, проектной деятельности
- положительные результаты участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д. (Реализация проектов «Школа - общество», «Семья», «За чистоту русского языка»)
| - у педагогов недостаточно практических навыков работы с одаренными детьми;
- несовершенна система мониторинга по выявлению одарённых детей в школе
| Совершенствование учительского корпуса
| Планомерное повышение квалификации педагогов является результатом системной работы ОУ, включающей различные формы:
- организация «Школы молодого учителя»;
- участие педагогов в профессиональных конкурсах;
- прохождение плановых курсов повышения квалификации;
- посещение лекций, семинаров, мастер-классов;
- ежегодное участие учителей в международной конференции (БФУ им. Канта);
- организация работы по разработке образовательных программ по отдельным предметам;
- обмен опытом с социальными партнёрами (гимназия № 7 г. Балтийск, гимназия в г. Новая Суль, Польша и др.);
- организация и проведение методических декад в школе с целью распространения опыта
| - часть учителей испытывают затруднения в реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении;
- несовершенна система работы с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях;
- система оценивания носит формальный характер, не включает практических задач
-не всегда учитель может справиться с проблемой, связанной с возрастными особенностями ребёнка (недостаточный уровень психолого-педагогической компетенции)
- не всегда соблюдается преемственность в обучении и воспитании учащихся
- работа по обмену опытом чаще всего не приводит к коллективному взаимодействию и формированию нового опыта;
недостаточно организована работа по взаимодействию учителей с целью распространения опыта
| Изменение школьной инфраструктуры
| Осуществляется системная работа по созданию современных условий:
- плановое выполнение рекомендаций Роспожнадзора по созданию безопасных условий (ремонт путей эвакуации, душевых, гардероб, столовая, замена светильников и т.д. )
- оснащены кабинеты ИКТ оборудованием, в том числе в начальной школе
- оборудован кабинет психологов, медицинский кабинет
- оборудован актовый зал, лингвистический кабинет, кабинет технологии, кабинеты физики и химии
- ведётся работа по благоустройству школьной территории
- реализуется программа по ведению электронных журналов, дневников
- выход в интернет, локальная связь
- обновляется и пополняется фонд учебной и художественной литературы, медиатеки
| - не хватает условий для занятий физкультурой, естественно научной деятельностью
- не закончено ограждение школьной территории
- спортивная площадка без покрытия
Отсутствует детская площадка для прогулок младших школьников
- требуется дополнительное оснащение для реакреаций, ремонт спортивного зала
- недостаточное оснащение для развивающих игр для младших школьников;
- не завершена замена окон в школе
| Сохранение и укрепление здоровья школьников
| Работа по формированию культуры здоровья является приоритетной:
- функционируют кружки: художественная гимнастика, волейбол, баскетбол, мини-футбол. Боевых искусств (занятость составляет 60%);
- реализуется программа «Здоровье» по привитию навыков здорового образа жизни, включающая волонтёрское движение
- 90 % учащихся получают горячее питание
- существует ведомственная охрана
- на уроках физкультуры осуществляется индивидуальный подход с учётом особенностей здоровья учащихся
- широко привлекаются к участию в школьных спортивных мероприятиях родители («Весёлые старты», Спартакиады, «Семейная олимпиада», «Зарница» и др.)
- используются здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, утренняя зарядка, уроки-экскурсии, групповые формы работы и др.)
- на уроках осуществляется индивидуальный подход с учётом возрастных особенностей ребёнка
| - требуется поиск новых форм просветительской работы с родителями по привитию навыков здорового образа жизни;
- требуется капитальный ремонт спортивного зала
- не оборудована школьная территория для занятий физкультуры, прогулок, лабораторных занятий;
- не завершено ограждение территории;
- отсутствует внешняя система наблюдения
| Расширение самостоятельности школ
| Проделана большая работа по развитию общественного управления:
- успешно действуют Управляющий совет, Попечительский совет;
- работает сайт школы;
- ежегодно проводятся публичный отчёт директора школы перед родителями, общественностью;
- организована работа школьного парламента;
- расширяется образовательное пространство школы, в том числе сотрудничество с ОУ города, области, страны, Польши;
- начата работа по переходу в автономное учреждение;
- различные формы проведения родительских собраний (клуб общения, творческий отчёт и др.) способствуют формированию доверия к школе
| - в связи с переходом на автономное учреждение недостаточно организованы платные дополнительные образовательные услуги;
- недостаточно организована работа по обмену опытом проведения родительских собраний классными руководителями
| |