Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.04.2014
Размер69.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


А. Ромазанова


Соликамский педагогический колледж имени А.П.Раменского, Пермский край

Научный руководитель В.И.Федосеева,
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является повышение качества образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Согласно ФГОС по иностранным языкам, одной из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе, является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [1].

Можно владеть языком как средством общения, но не ориентироваться в общем межкультурном контексте иноязычного общения: собеседники свободно разговаривают на одном языке, произносят фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимания в процессе общения не происходит.

Незнание норм и традиций общения носителей другой культуры может повлечь за собой состояние, возникающее по причине несовпадения культур, называющееся «культурным шоком». К примеру, фраза «I’m going to the drugstore to buy a pen» не покажется странной тому, кто знает, что в Америке в аптеке можно купить не только лекарства, но и почтовые и писчие принадлежности; опоздание на встречу совершенно неприемлемо и непростительно в западной культуре. Избежать этого поможет изучение иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа – носителя данного языка.

Сформированность социокультурной составляющей коммуникативной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире, а проблема её формирования только ещё разрабатывается в современной методике.

Существует много точек зрения на понимание социокультурной компетенции. Нам ближе определение В.В. Сафоновой, согласно которому «социокультурная компетенция – это знание учащимся национально-культурных особенностей стран изучаемого ИЯ, умения осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире [5:44-45].

Социокультурная компетенция как педагогическое явление есть результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

На разных этапах развития личности усвоение социокультурной составляющей коммуникативной компетенции происходит по-разному.

Многочисленные исследования в нашей стране (И.Л. Бим, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова, М.А. Богатырева, и др.) и за рубежом (D. Katz, W. Apeet и др.) подтверждают целесообразность формирования социокультурной компетенции на этапе младшего школьного возраста: активно вводить учащихся в мир культуры страны изучаемого языка (традиций, обычаев и социальных норм), сопоставляя её с родной культурой [4:31-34].

Для решения сложной задачи формирования социокультурной компетенции у младших школьников, на наш взгляд, следует чаще использовать групповые формы работы на уроке.

Общение в группе, когда школьнику приходится вступать в диалог, используя сведения культуроведческого и социокультурного плана о стране изучаемого языка, помогает учителю ИЯ создать на уроке «языковую среду», т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.

Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Как только учащиеся привыкнут к общению в парах, можно переходить к организации группового общения.

Приведём некоторые примеры работы в малой группе:

1. работа ведется по цепочке, каждый добавляет к высказыванию то, что было опущено товарищем (составление рассказа о сюжете сказки, которая нарисована на картинке; придумать свой вариант окончания сказки …);

2. учащиеся работают в статической паре, опрашивая и отвечая товарищу по парте (составление диалога по теме);

3. учащиеся работают в динамической паре, каждый опрашивает каждого, партнеры меняются (рассказ по фотографии о членах своей семьи, приготовление открытки и ее представление; учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию); каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа «пила»). Работа по таким материалам обязательно должна завершаться совместной работой группы по обобщению и систематизации [2].

Результаты анкетирования учителей ряда школ города (во время практики пробных уроков на 4 курсе) свидетельствуют о том, что наиболее действенным средством формирования социокультурной компетенции младших школьников является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера, что помогает довольно легко стимулировать учащихся к неподготовленному речевому общению. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВН(ы), викторины, игровые моменты на уроках.

Цель организации парной и групповой работы с использованием ролевой игры: практиковать речевое поведение на основе взаимодействия ролевых интересов и мнений, активно применять правила речевого этикета [6]. Е.И. Пассов определил ролевую игру как «упражнение, в котором учащийся, исполняя попеременно различные социальные и межличностные роли, осваивает общение в пределах социального контакта» [3].

Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, учитель должен моделировать ситуации общения, встречающиеся в жизни. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.

Участникам группового взаимодействия предлагается выяснить мнения товарищей, изложить и отстоять своё мнение. Учащимся вручается карточка ролевого поведения, на которой записаны фразы, словосочетания, слова, опорные мысли, необходимые для проигрывания задаваемых учителем ситуаций. В результате групповой работы учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух.

После того, как дети освоили необходимые речевые образцы и выучили учебные диалоги, им предлагается разыграть неподготовленный диалог по теме. Большой интерес учащихся вызывают темы, связанные с жизнью и бытом: «Дом», «Магазин», «Школа», «На почте» и др. Учитель задаёт различные социокультурные ситуации. Например, разговор в магазине (покупатель-продавец), поздравление с праздником (День рождения, Рождество, День благодарения и т.д.), знакомство и др. Учащиеся соревнуются, стараясь придумать лучший вариант высказываний. Всё это может сопровождаться созданием костюмов, рисунков, поздравительных открыток, демонстрацией иллюстраций, разучиванием песен, стихов и т.д.

В качестве примера групповой работы младших школьников с целью формирования социокультурной компетенции можно привести проекты по темам «Рождество», «Новый год: традиции и обычаи». В рамках этого проекта учащиеся могут создать тематический альбом, отражающий разные культурные традиции и обычаи празднования Рождества, Нового года. Это может быть и красочный плакат в форме рождественской или новогодней ёлки, где на ветках в контурах игрушек записаны тексты праздничных поздравлений и виды подарков, которые обычно дарят на этот праздник. Причем, тема проекта отражает как возможность привлечения жизненного опыта детей, так и возможность самостоятельного поиска информации, анализа литературы, сбора и обработки данных.

Урок с использованием группового общения по типу всем известной игры «Города» можно проводить с учащимися III – IV классов. Целью игры является расширение словарного запаса социокультурной тематики. Учитель задаёт социокультурную тематику и ученики, поделённые на группы, в рамках заданной темы называют слова, при этом слова должны начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Кто назвал слово последним тот и зарабатывает больше очков.

Итак, мы рассмотрели лишь некоторые приёмы организации групповой работы, с помощью которых организуется речевое взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка с целью развития социокультурной компетенции.

По результатам небольшого исследования, проведённого во время написания курсовой работы, выяснилось, что учащимся очень нравится работать в парах и группах. Приведём мнения учащихся о работе в группе: «можно посоветоваться с товарищами», «перестал бояться говорить неправильно», «научился обсуждать вопросы со своей группой», «научился высказывать свою мысль одноклассникам», «перед учителем я стесняюсь, а в группе нет», «интересно и весело», «лучше стали оценки», «можно рисовать», «всегда побеждаем» и т.д.

Таким образом, групповое взаимодействие на уроке ИЯ – это интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивает постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение, помогает учащимся расширить их понимание окружающего мира, понять сходства и различия между культурами разных народов.
Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Утверждён 2010-17-12. М.: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897.

  2. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя [Текст] /А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 1991 - 172 с.

  3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: [Текст] пособие для учителей иностранных языков /Е.И.Пассов.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. - ISBN 5-09-000707-1.

  4. Романова, Н.М. Формирование социокультурной компетенции у младших школьников на уроках английского языка [Текст]/Н.М. Романова // «Начальная школа» - 2010. - № 11. - С.31-34

  5. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1992.

  6. Стайнбер, Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] /Дж. Стайнберг. – М.: Астрель, 2004. – 129 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск