Скачать 179.37 Kb.
|
СССР в 20-30 годы. Реферат – 2005 г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/ Этот текст колонтитулов легко может быть удалён Оглавление Введение. 3 1.Образование СССР и национальная политика советской власти. 3 2. Сущность новой экономической политики большевиков. 5 3. Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7 4. Становление тоталитарного режима в СССР. 9 5. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг. 11 6. Развитие отечественной культуры в 1920-1930-е гг. 14 Вывод. 16 Литература. 18 Введение.Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в этом движении сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникли и другие предпосылки для объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Потребность к объединению была вызвана также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. 1.Образование СССР и национальная политика советской власти.Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом".. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую и областную. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции. В.И. Ленин предложил форму федеративного союза как " добровольного и равноправного объединения" самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г., который в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской и Белорусской ССР и ЗСФСР. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности. После 1936 г. она существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте. 2. Сущность новой экономической политики большевиков.Начало 20-х годов – это начало новой экономической политики — экономическая сфера подверглась децентрализации: наиболее крупные технически оснащенные предприятия объединялись в тресты, наделенные правами планирования, распределения средств, проведения торговых операций. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным лицам, им же разрешили производить реализацию предметов частной промышленности. Одним из характерных признаков нэпа стали концессии — предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами. Таким образом, с переходом к новой экономической политике был дан импульс частнокапиталистическому предпринимательству. Несмотря на это, государственное регулирование сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзора, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в промышленности ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле — посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности. Результаты новой экономической политики способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. При этом сказалось и дополнительное наделение землей по декрету «О земле». Разрешение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса. Факторы международного положения сыграли большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая советская республика окажется в атмосфере капиталистического окружения под давлением быстро растущей военной угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный революционный романтизм сменяется установкой на прагматизм — линией на построение «социализма в отдельно взятой стране». Для успешного противостояния капиталистическому лагерю требовалось создание сильной экономической базы. Необходимо было создать мощную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связанную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустриализацию страны, усиление планово-директивного строительства социализма, «свертывание НЭПа». 3. Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия.XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда. На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927 — 1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество. Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно — распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая угрозы экономических и политических потрясений. Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью — расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли. Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %. Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур(сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации. Последствия индустриализации и коллективизации. Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации. 4. Становление тоталитарного режима в СССР.Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования. Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина. Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране. Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров. В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б). 5. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг.Принципы внешней политики. Советская внешнеполитическая концепция строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами. Основные направления внешней политики. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе. В 1933-1938 гг. наметился новый курс советской дипломатии, основными принципами которого стали ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; усилия по созданию системы коллективной безопасности. В годы гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг . СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года. Западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. Предварительные секретные переговоры с Германией завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел Германии ( Риббентропом ) и СССР (В.М. Молотовым ) пакта о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, вслед за тем последовал отказ от антифашизма, что дезориентировало мировое коммунистическое движение. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора. 6. Развитие отечественной культуры в 1920-1930-е гг.Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы. Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и другими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Творческая интеллигенция объединялась в единые общесоюзные организации - Союз советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Тяжелым наследием дореволюционной России являлась массовая неграмотность. Конституция РСФСР закрепила право на "полное, всестороннее и бесплатное образование. Доля грамотных среди населения выросла с 40% в 1917 г. до 90% в 1939г. С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. Главной особенностью развития науки в 30-е годы стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Велись исследования в области ядерной физики. При этом ряд научных направлений были закрыты как "ложные". В послереволюционные годы ситуация в области литературы и искусства серьезно изменилась. Значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В августе 1918-1920 гг. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков и др . Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. В конце 1920г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь", воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. В 30-е гг. в кинематографе появилось звукового кино. Было создано немало выдающихся картин режиссеров С. Юткевича, С. Герасимова, братьев Васильевых и др. Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. В скульптуре оставался актуальным монументализм. Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Вывод.Говоря о конкретных результатах, достигнутых страной к концу 30-х годов можно отметить следующее: В промышленности был реконструирован, расширен, во многом создан заново весь комплекс машиностроения, химии, оборонной промышленности. Появились современные производства самолетов, автомобилей, тракторов, комбайнов, танков и т.д., которые практически отсутствовали до поворота к форсированной индустриализации. Быстро формировались кадры рабочих и специалистов. В то же время производство многих видов промышленных изделий в расчете на душу населения в конце 30-х годов оставалось заметно ниже, чем в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки. Сложнее обстояло дело в сельском хозяйстве. Коллективизация проводилась в стране такими методами, а колхозная жизнь строилась в таких формах, что одновременно с обобществлением и механизацией средств производства снижалось качество главной производительной силы сельского хозяйства - крестьянина, его умения и желания вести хозяйство на земле. Фактически прекратились поиски экономических методов управления народным хозяйством. Хотя говорилось - и немало - о внедрении хозрасчета, о развитии советской торговли и т.д., но на практике господствовали гипертрофированные командно-административные методы руководства, а товарно-денежные отношения были низведены до уровня учетно-регистрационных категорий. Материальное состояние народа оставалось на низком уровне. Экономика оказалась неспособной обеспечить население страны основными продуктами питания, товарами потребления и другими социальными благами на достойном человека уровне. Литература.
|
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Литература чувашская литература Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература | ||
“ Литература + литература” Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | Литература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11... Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики | ||
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ" ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | "Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература) ... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | ||
Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | ||
Список бесплатных электронных библиотек Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... | Родная литература Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Литература» «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,... | Рабочая программа педагога по курсу «Литература» Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование... |