Литература. 18





Скачать 179.37 Kb.
НазваниеЛитература. 18
Дата публикации29.11.2014
Размер179.37 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература

СССР в 20-30 годы. Реферат – 2005 г. Источник: http://www.infobalt.narod.ru/

Этот текст колонтитулов легко может быть удалён


Оглавление

Введение. 3

1.Образование СССР и национальная политика советской власти. 3

2. Сущность новой экономической поли­тики большевиков. 5

3. Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7

4. Становление тоталитарного режима в СССР. 9

5. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг. 11

6. Развитие отечественной культуры в 1920-1930-е гг. 14

Вывод. 16

Литература. 18

Введение.


Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в этом движении сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникли и другие предпосылки для объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Потребность к объединению была вызвана также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

1.Образование СССР и национальная политика советской власти.


Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет "Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом".. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую и областную. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции. В.И. Ленин предложил форму федеративного союза как " добровольного и равноправного объединения" самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г., который в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской и Белорусской ССР и ЗСФСР. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности. После 1936 г. она существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

2. Сущность новой экономической поли­тики большевиков.


Начало 20-х годов – это начало новой экономической по­литики — экономическая сфера подверглась децентрализа­ции: наиболее крупные технически оснащенные предприя­тия объединялись в тресты, наделенные правами планиро­вания, распределения средств, проведения торговых опера­ций. Вновь начала широко использоваться система сдель­ной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалифи­кации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным лицам, им же разрешили производить реализацию предметов частной промышленности. Одним из характер­ных признаков нэпа стали концессии — предприятия, осно­ванные на договорах между государством и иностранными фирмами.

Таким образом, с переходом к новой экономической поли­тике был дан импульс частнокапиталистическому предпри­нимательству. Несмотря на это, государственное регулирова­ние сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзо­ра, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в про­мышленности ограничивалась производством товаров широ­кого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле — посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности.

Результаты новой эконо­мической политики способство­вали стабилизации экономики, росту производственных по­казателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой про­мышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее про­дналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. При этом сказалось и допол­нительное наделение землей по декрету «О земле». Разре­шение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса.

Факторы международного положения сыграли большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая со­ветская республика окажется в атмосфере капиталистиче­ского окружения под давлением быстро растущей военной угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный ре­волюционный романтизм сменяется установкой на прагма­тизм — линией на построение «социализма в отдельно взя­той стране».

Для успешного противостоя­ния капиталистическому лагерю требовалось создание силь­ной экономической базы. Необходимо было создать мощ­ную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связан­ную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустри­ализацию страны, усиление планово-директивного строитель­ства социализма, «свертывание НЭПа».

3. Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия.


XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после нео­днократных пересмотров в сторону повышения «оптималь­ный вариант» пятилетнего плана. Опорными точками, основной базой проводимой индуст­риализации страны должны были стать старые промышлен­ные районы.

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания гранди­озных массовых кампаний, направленных на ускорение тем­пов социалистического строительства. План индустриали­зации предусматривал изменение техники и способов про­изводства в направлении развития энергетических мощнос­тей, расширение массового производства, перенесение в эко­номику страны передовой американской и европейской тех­нологии, рационализацию, научную организацию труда.

На практике данная политика вылилась в осуществле­ние активного строительства новых промышленных объек­тов на фоне усиления режима экономии, добровольно-при­нудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков.

Говоря об экономических итогах индустриализации, мож­но отметить, что советскому руководству в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиаци­онная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до по­ворота к форсированной индустриализации.

Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих про­дуктами питания, однако хлебный кризис 1927 — 1928 го­дов поставил под угрозу план форсированной индустриали­зации и снабжение города продуктами. В этой ситуации пра­вительством был взят курс на производственное коопериро­вание сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно — распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая угрозы экономических и политических потрясений.

Политика коллективизации предпо­лагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, кон­фискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств произ­водства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и иму­щество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось аре­стовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отда­ленные районы страны, третью — расселить в пределах рай­она на специально отводимые для них за пределами колхоз­ных массивов земли.

Такие меры, естественно, встретили массовое сопротив­ление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения же­сточайших мер насилия.

Созданное крупное коллективное производство продемон­стрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили де­ревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбай­нами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %.

Изменилась структура посевных площадей в сторону уве­личения производства технических культур(сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Последствия индустриализации и коллективизации.

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомил­лионного ядра индустриальных рабочих.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-де­нежных механизмов регулирования экономики и абсолют­ное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал на­растанию тоталитарных начал в политической системе со­ветского общества, резко усиливал необходимость в широ­ком применении административно-командных форм поли­тической организации.

4. Становление тоталитарного режима в СССР.


Форсированное экономическое развитие вело к ужесточе­нию политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, произ­водственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишен­ном рычагов экономического интереса, легче всего было до­биться, опираясь на политический аппарат, государствен­ную санкцию, административное принуждение. В результа­те, в политической сфере возобладали те же формы неукос­нительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального бла­госостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки пре­одоления экономической отсталости. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Таким образом, можно заключить, что сочетание эко­номических, политических, культурных факторов способ­ствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тота­литарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной харак­терной чертой политического режима в 30-е годы стал пере­нос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и кара­тельные органы.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в про­мышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функ­ционировали партийные комитеты, чья роль на деле стано­вится решающей. В условиях концентрации реальной поли­тической власти в партийных комитетах Советы осуществ­ляли преимущественно хозяйственные и культурно-органи­заторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советс­кой политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первосте­пенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппара­та сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, пред­седатель райисполкома и представитель Главного полити­ческого управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесу­дебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Нар­комат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Осо­бое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйствен­ные, партийные, государственные, военные, научно-техни­ческие кадры, представители творческой интеллигенции.

В результате массовых репрессий закрепилась полити­ческая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выд­виженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким об­разом, принятие принципиально важных решений оконча­тельно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).

5. Внешняя политика Советского государства в 1920-1930-е гг.


Принципы внешней политики. Советская внешнеполитическая концепция строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами.

Основные направления внешней политики. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.

В 1933-1938 гг. наметился новый курс советской дипломатии, основными принципами которого стали ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; усилия по созданию системы коллективной безопасности. В годы гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг . СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

Западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. Предварительные секретные переговоры с Германией завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел Германии ( Риббентропом ) и СССР (В.М. Молотовым ) пакта о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, вслед за тем последовал отказ от антифашизма, что дезориентировало мировое коммунистическое движение. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора.

6. Развитие отечественной культуры в 1920-1930-е гг.


Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основной задачей в этой области являлось создание новой (социалистической) культуры и подъем общего культурного уровня народа. Наиболее значительной из общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организации послереволюционных лет был Пролеткульт. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры и подчинения искусства целям пролетарской борьбы. Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и другими организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим принципам. Творческая интеллигенция объединялась в единые общесоюзные организации - Союз советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934). Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии.

Тяжелым наследием дореволюционной России являлась массовая неграмотность. Конституция РСФСР закрепила право на "полное, всестороннее и бесплатное образование. Доля грамотных среди населения выросла с 40% в 1917 г. до 90% в 1939г. С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование.

Главной особенностью развития науки в 30-е годы стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Велись исследования в области ядерной физики. При этом ряд научных направлений были закрыты как "ложные".

В послереволюционные годы ситуация в области литературы и искусства серьезно изменилась. Значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В августе 1918-1920 гг. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей, РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков и др .

Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. В конце 1920г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа "Театральный Октябрь", воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. В 30-е гг. в кинематографе появилось звукового кино. Было создано немало выдающихся картин режиссеров С. Юткевича, С. Герасимова, братьев Васильевых и др.

Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм, разрабатывались художественные формы на основе функционального назначения вещей. В скульптуре оставался актуальным монументализм.

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата.

Вывод.


Говоря о конкретных результатах, достигнутых страной к концу 30-х годов можно отметить следующее:

В промышленности был реконструирован, расширен, во многом создан заново весь комплекс машиностроения, химии, оборонной промышленности. Появились современные производства самолетов, автомобилей, тракторов, комбайнов, танков и т.д., которые практически отсутствовали до поворота к форсированной индустриализации. Быстро формировались кадры рабочих и специалистов. В то же время производство многих видов промышленных изделий в расчете на душу населения в конце 30-х годов оставалось заметно ниже, чем в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки.

Сложнее обстояло дело в сельском хозяйстве. Коллективизация проводилась в стране такими методами, а колхозная жизнь строилась в таких формах, что одновременно с обобществлением и механизацией средств производства снижалось качество главной производительной силы сельского хозяйства - крестьянина, его умения и желания вести хозяйство на земле. Фактически прекратились поиски экономических методов управления народным хозяйством. Хотя говорилось - и немало - о внедрении хозрасчета, о развитии советской торговли и т.д., но на практике господствовали гипертрофированные командно-административные методы руководства, а товарно-денежные отношения были низведены до уровня учетно-регистрационных категорий.

Материальное состояние народа оставалось на низком уровне. Экономика оказалась неспособной обеспечить население страны основными продуктами питания, товарами потребления и другими социальными благами на достойном человека уровне.

Литература.


  1. Козьменко В.М. Учебник для вузов "История России IX-XX вв." Режим доступа: [Электронный ресурс] http://humanities.edu.ru/, четверг, 01.02.2006 13:17. 

  2. Самыгин П. С. История. / К.С. Беликов, С. Е. Бережной, Е.В. Вдовиченков, М.Н. Крот, О.И. Рудая, С.И. Самыгин / Серия « Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 480с.

  3. Терещенко Ю.Я. История России XX - начала XXI вв. / Терещенко Ю.Я.- Филологическое общество «Слово»; Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 2004.- 448с.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 18 iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература. 18 iconЛитература чувашская литература
Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература
Литература. 18 icon“ Литература + литература”
Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1)
Литература. 18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература. 18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства
Литература. 18 iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература. 18 iconЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература. 18 icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература. 18 iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Литература. 18 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет
Литература. 18 iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература. 18 iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература. 18 iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Литература. 18 iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Литература. 18 iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература. 18 iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск