Скачать 268.72 Kb.
|
Конспект урока по обществознанию. Разработка урока-исследования с элементами дискуссии в 11-м классе по обществознанию: "Социальная структура общества». Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии. Тема: социальная структура общества. Класс: 11 Цели урока: образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения; развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения, воспитательные - дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе; помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию. Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус. Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление. Структура урока: I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока. II. Изучение новой темы. План изучения нового материала: 1. Основные социальные группы. Социальная структура общества. 2. Социальные отношения. 3. Социальная динамика: А) причины социальных изменений; Б) социальная мобильность и “социальные лифты” 4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить. III. Закрепление изученного материала. Консультация по использованию программного материала. IV. Подведение итогов. Домашнее задание. Оборудование урока: компьютер, проектор, доска, учебник. Ход урока:
Список литературы: 1.Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков О.Г. Социология – М., 2002. 2.Касьянов В. В. и др. Социология.- Ростов н/Д, 2000. 3.Конганин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология – Р-н/Д, 2001. 4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.- М., 1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.- М., 1995. 5.Социология. Основы общей теории. /отв. Ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев – М., 2002. 6.Тощенко Ж. Т. Социология.- М., 1999. 7. Кравченко А. И. Обществознание. 10 - 11 классы. М.: Русское слово, 2001. 8. Обществознание для абитуриентов. Под редакцией В. Н. Князева, Л. Ш. Лозовского. М.: Айрис – Пресс, 2003. 9. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. М.: Просвещение, 2000. Методические рекомендации по теме «Социальная структура общества». Тема посвящена развитию социальной сферы общественной жизни. Приступая к ее изучению, целесообразно предложить учащимся вспомнить основные сферы жизнедеятельности людей, обратившись, если понадобится, к учебному пособию. Социальное развитие рассматривается в социологии как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере или отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д. Цель темы — подвести учащихся к научному пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. На материале темы учащиеся могут осознать, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого: от его личных качеств, образования, квалификации и т. п. Изучение темы потребует осуществления внутрикурсовых связей: с вводной главой и главой IХ «Экономическое развитие современной цивилизации». Целесообразно привлекать исторические знания об изменении в ходе исторического развития социальной структуры общества. В центр обсуждения целесообразно поставить проблему соотношения понятий «социальное неравенство» и «социальная несправедливость». В 11 классах учащихся можно познакомить с социальной стратификацией П. Сорокина. Понятия «маргиналы» и «маргинальность» вполне уместны для характеристики процессов, идущих в современном обществе. Сегодня социальных групп и отдельных людей, находящихся в неопределенной статусной ситуации, не меньше, чем в 30-е гг. прошлого века. Учащимся можно предложить конкретизировать с опорой на собственный социальный опыт и материалы средств массовой информации. При характеристике понятия «социальная мобильность» важно обратить внимание учащихся на различение индивидуальной и коллективной социальной мобильности. Перемещение индивидов по социальной лестнице — явление довольно типичное и обусловлено разнообразными причинами. Проследить радикальные социальные подвижки и проанализировать их причины можно на примере рассмотрения нашего общества в 1920—1930-е гг. Особое место в теме занимает проблема развития наций и межнациональных отношений. Изучение этих вопросов имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное знание. Привлекая знания из курсов истории, экономической и социальной географии, необходимо подвести учащихся к пониманию диалектики национального развития и интеграционных процессов, к восприятию принципов сотрудничества народов, их взаимодействия в решении глобальных проблем. Учащиеся осознают опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывают любовь к Отечеству с уважением к другим культурам и цивилизациям. При изучении темы целесообразно использовать учебное пособие А. И. Кравченко «Введение в социологию» (М., 1998). Оно может быть рекомендовано для углубленного изучения темы подготовленным учащимся. Приложение № 1. 1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии” “истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/ 2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин” “Классы – это большие группы людей, которые различаются: по месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства; по роли в общественной организации труда; а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г/ Приложение № 2. Чем главным, по мнению различных слоев населения, в настоящее время жизнь богатых семей отличается от всех остальных, в % (допускалось до пяти ответов)
Наличие предметов длительного потребления в группе богатых и среди населения в целом, в %
Профессионально-должностные позиции и типы предприятий, на которых работают представители различных слоев населения, в %
Виды занятий во время досуга богатых и бедных слоев, в% Педагогические идеи и инициативы на уроках обществознания. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не получение и усвоение знаний, умений, навыков, а прежде всего – приспособление к жизни, формирование компетентности у учащихся. В настоящее время заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения учащихся. Как же можно этого добиться, работая с детьми во внеурочное время, но в большей степени на уроках. В процессе применения технологий на уроках обществознания необходимо в каждой теме формулировать проблему, решить которую должен класс, большое внимание уделять работе с дополнительными материалами и способствовать развитию интереса к предмету. Например, перед изучением темы “Избирательное право”, учащиеся 9 классов могут провести социологический опрос среди жителей поселка: регулярно ли те ходят на выборы и почему? При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем учащиеся сами попробовали выступить в качестве кандидатов. В конце урока был проведен анализ информации по трем кандидатам. В 11 классах при изучении темы “Политическая структура общества” можно проводить урок – диспут или урок – дискуссия на тему – «Политическая партия: за или против» или «Многопартийность или однопартийность». Учащихся можно разделить на группы, каждая из которых будет партией. Учащимся необходимо разработать устав партии, программу, реализацию идей, решить, кто будет являться электоратом и т.д. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей. В 8 классах особое внимание нужно уделить статистике, проведению социологических опросов в классе. Это необходимо для того, чтобы посмотреть как меняются взгляды ребенка, происходит процесс социализации. Можно предложить учащимся памятку: шесть правил, которые позволяют понравиться людям или 12 правил, которые позволяют людей склонить к вашей точке зрения. Для программы по обществознанию за 8 класс важными, основополагающими темами считаю общество, общение, предпринимательская деятельность, семья, труд. Как эти темы можно использовать для развития интереса, для познания? Например, тема: «Труд», является актуальной для многих подростков в настоящее время. Почему? С появлением рынка труда устройство на работу во многом зависит от правильно составленного резюме, умения правильно “подать себя” в процессе собеседования. Поэтому учащимся можно самостоятельно разработать свое резюме, или какое резюме они хотели бы, чтобы было. Афишировали результаты работы, продолжив фразу: «Резюме нужно, чтобы…» Еще один пример можно привести – при изучении темы «Предпринимательство», я разделила класс на группы и каждая группа выступила в качестве предпринимателей, подготовив проект и презентацию своей фирмы. Была использована памятка: Форма предприятия, вид предприятия, название предприятия, место расположения, доход фирмы в год, занимаемые должности, учет рисков, первоначальный капитали т.д. Например, были такие фирмы: грузоперевозки, цветочный магазин, гостиница, автозаправка и т.д. Учащимся было очень интересно создавать свои фирмы, распределять должности, доходы, рекламу, учитывая развитие фирмы на будущее. А ведь предпринимательская деятельность в современной России играет большую роль. Поэтому это первоначальный опыт позволит им испытать себя, своих компаньонов. Причем, нужно отметить, что не у всех получилось создание фирмы. Некоторые не учли степень доходов и расходов. Но отрицательный опыт, тоже опыт. Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Например, можно применять для разных классов, используя различные технологии такие темы: «Проблемы современной молодежи», «Любовь в наше время», «Семья в жизни современной женщины», «Смысл жизни», «Межнациональные конфликты», «Толпа. Поведение в толпе», «Глобальные проблемы современности», «Богатые и бедные», «Роль государства в жизни общества». Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям «научились выступать публично», «дискутировать», «быстро думать», «вспоминать то, что, кажется, совсем не знали» (из анкет учащихся). |
Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая... Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» | Конспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство» На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают | ||
Конспект открытого урока по обществознанию Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | План конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение» Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное... Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари | Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе Тема урока:... Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ | ||
Конспект урока по обществознанию в 8 классе Тема «Развитие общества» Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Конспект урока «Иван III. Государь Всея Руси» Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н | ||
Урока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории... Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012 | Конспект урока по обществознанию в 10-м социально-гуманитарном классе... Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н.... | ||
Конспект урока по обществознанию Тема: «Развитие гражданского права в современной России» МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 | Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия... | ||
Конспект урока по обществознанию (профильный уровень) Тема: Российская... ... | Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования... | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Конституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока) Урок предназначен для учащихся 9-11 классов, изучающих предметы «Обществознание», «Правоведение», «Конституционное право» идля помощи... |