Конспект урока по обществознанию





Скачать 268.72 Kb.
НазваниеКонспект урока по обществознанию
Дата публикации14.09.2013
Размер268.72 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > История > Исследование


Конспект урока по обществознанию.

Разработка урока-исследования с элементами дискуссии в 11-м классе по обществознанию: "Социальная структура общества».
Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.
Тема: социальная структура общества.
Класс: 11
Цели урока:

образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,

воспитательные - дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;

помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.
Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.
Структура урока:

I. Организационно-мотивационный момент.

Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.
II. Изучение новой темы.
План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.
III. Закрепление изученного материала. Консультация по использованию программного материала.
IV. Подведение итогов.

Домашнее задание.
Оборудование урока: компьютер, проектор, доска, учебник.

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала.

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают учителя.

II этап. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя: «Свобода, равенство, братство!» Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция.

Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Учитель обобщает ответы учащихся, сообщает цель урока, обращает внимание учащихся на базовые понятия.

Учитель: «Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию».

Объясняя базовые понятия, учитель опирается на подготовленную презентацию (слайд №2).

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4).
Можно ли устранить это неравенство?
Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.
Слайд № 6. Социальная структура общества.
Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13).
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти (слайд №9).

Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №10).

Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №8).
Учитель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.
Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом (приложение № 2).

Проведите исследование, опираясь на приложение, сделайте выводы.

Учитель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (приложение № 1).

А затем ответить на вопросы:

Что объединяет эти документы?

Выделите понятия, содержащиеся в документах.

На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?


Ученики слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.

Учащиеся приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира.

Ученик 1: «Мы живем в современном обществе, где люди прекрасно знают о своих правах и о равенстве, но равенство может проявляться, например, составляя избирательное право, но уже от рождения люди имеют разное происхождение, получают разное образование, профессию. Я считаю, что равенства не будет никогда».
Ученик 2: «Я не согласен. Равенство… Люди вкладывали раньше очень много в это слово, но главное было добиться всеобщего избирательного права и получить политические права и свободы (слова, печати, мысли, собраний), равное владение землей. И это практически в полном объеме осуществилось».
Ученик 3: «В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов, все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило «каждому столько, сколько другому».

Ученик 4: «В то же время, в сов ременных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко».

Учащиеся слушают и усваивают материал.

Учащиеся обращают внимание на презентацию.

Определения и базовые понятия выслушиваются учениками, обсуждаются и записываются в тетради.

Ученик составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.


Учащиеся работают с понятиями и высказывают свои мнения.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Делают вывод: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.


III этап. Этап закрепления материала.

Тесты на закрепление материала.
1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

классовый состав общества;

социально – профессиональная структура населения;

демографический состав населения;

все указанное выше?
2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

экологическое объединение;

пенсионеры;

семья;

молодежь;

трудовой коллектив;

городское население;

ученики нашего класса;

нация;

клуб любителей авторской песни;

спортивная команда.
3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

изменение профессии: рабочий стал инженером;

переезд из одного города в другой без изменения профессии;

повышение квалификации в рамках одной профессии;

понижение в должности.
4. Маргиналами называются:

социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

представители малооплачиваемых слоев населения;

разорившиеся предприниматели.
5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

социальным неравенством;

социальной мобильностью;

социализацией;

социальной адаптацией.



Учащиеся отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки.



IV этап. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги и просит учащихся самостоятельно сделать вывод.

В конце урока учитель объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.

Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Учащиеся делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства.

Общественные ожидания сводятся к следующему:

демократическая, правовая основа;

экономическая, политическая стабильность;

высокий уровень образования, науки и культуры;

сохранение генофонда нации;

защита прав человека и права собственности;

укрепление основ общественной нравственности;

благоприятная экологическая среда;

сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

искоренение преступности.
Рефлексия:
Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?




Список литературы:
1.Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков О.Г. Социология – М., 2002.

2.Касьянов В. В. и др. Социология.- Ростов н/Д, 2000.

3.Конганин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология – Р-н/Д, 2001.

4.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.- М., 1995. Социология/Под ред. Э. В.

Тадевосяна.- М., 1995.

5.Социология. Основы общей теории. /отв. Ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев – М., 2002.

6.Тощенко Ж. Т. Социология.- М., 1999.

7. Кравченко А. И. Обществознание. 10 - 11 классы. М.: Русское слово, 2001.

8. Обществознание для абитуриентов. Под редакцией В. Н. Князева, Л. Ш. Лозовского. М.: Айрис – Пресс, 2003.

9. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. М.: Просвещение, 2000.

Методические рекомендации по теме «Социальная структура общества».
Тема посвящена развитию социальной сферы общественной жизни. Приступая к ее изучению, целесообразно предложить учащимся вспомнить основные сферы жизнедеятельности людей, обратившись, если понадобится, к учебному пособию. Социальное развитие рассматривается в социологии как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере или отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д.
Цель темы — подвести учащихся к научному пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
На материале темы учащиеся могут осознать, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого: от его личных качеств, образования, квалификации и т. п.
Изучение темы потребует осуществления внутрикурсовых связей: с вводной главой и главой IХ «Экономическое развитие современной цивилизации». Целесообразно привлекать исторические знания об изменении в ходе исторического развития социальной структуры общества. В центр обсуждения целесообразно поставить проблему соотношения понятий «социальное неравенство» и «социальная несправедливость».

В 11 классах учащихся можно познакомить с социальной стратификацией П. Сорокина.

Понятия «маргиналы» и «маргинальность» вполне уместны для характеристики процессов, идущих в современном обществе. Сегодня социальных групп и отдельных людей, находящихся в неопределенной статусной ситуации, не меньше, чем в 30-е гг. прошлого века. Учащимся можно предложить конкретизировать с опорой на собственный социальный опыт и материалы средств массовой информации.

При характеристике понятия «социальная мобильность» важно обратить внимание учащихся на различение индивидуальной и коллективной социальной мобильности. Перемещение индивидов по социальной лестнице — явление довольно типичное и обусловлено разнообразными причинами.

Проследить радикальные социальные подвижки и проанализировать их причины можно на примере рассмотрения нашего общества в 1920—1930-е гг.
Особое место в теме занимает проблема развития наций и межнациональных отношений. Изучение этих вопросов имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное знание. Привлекая знания из курсов истории, экономической и социальной географии, необходимо подвести учащихся к пониманию диалектики национального развития и интеграционных процессов, к восприятию принципов сотрудничества народов, их взаимодействия в решении глобальных проблем. Учащиеся осознают опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывают любовь к Отечеству с уважением к другим культурам и цивилизациям.
При изучении темы целесообразно использовать учебное пособие А. И. Кравченко «Введение в социологию» (М., 1998). Оно может быть рекомендовано для углубленного изучения темы подготовленным учащимся.

Приложение № 1.

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”
“истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/
2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”
“Классы – это большие группы людей, которые различаются:

по месту в исторически определенной системе общественного производства;

по отношению к средствам производства;

по роли в общественной организации труда;

а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г/

Приложение № 2.





Чем главным, по мнению различных слоев населения, в настоящее время
жизнь богатых семей отличается от всех остальных, в %


(допускалось до пяти ответов)

Условия жизни

Население в целом

Богатые

Бедные

Качество жилищных условий

73,5

75,6

72,9

Возможность провести отпуск за границей

62,0

53,1

60,4

Доступность приобретения дорогой мебели и бытовой техники

53,0

45,2

53,0

Уровень медицинского обслуживания

49,0

46,5

53,2

Возможность для детей добиться в жизни намного большего, чем большинство их сверстников

42,6

41,3

41,3

Возможности получения хорошего образования, включая дополнительные занятия для детей и взрослых

41,0

53,5

40,4

Большая уверенность в завтрашнем дне

35,4

36,3

38,4

Возможности проведения досуга (посещение дорогостоящих концертов, дискотек, ресторанов и т.п.)

27,1

27,1

25,5

Возможность приобретения недвижимости за рубежом

24,1

23,4

22,2

Наличие дорогого автомобиля

24,7

21,5

22,2

Возможность иметь интересную работу

18,5

21,1

19,5

Отношение к ним окружающих

7,2

9,9

5,8

Большая незащищенность от физического насилия и посягательств на их собственность

4,1

6,6

3,5


Наличие предметов длительного потребления в группе богатых и среди населения в целом, в %

Предметы обихода

Богатые

Население в целом

Разрыв в наличии
предметов обихода
богатых слоев
и населения в целом,
в разах


Домашний кинотеатр

32,0

0,7

45,7

Посудомоечная машина

34,6

1,4

24,7

Кондиционер

43,9

2,0

21,9

Импортные тренажеры

30,3

1,5

20,2

Антенна спутникового телевидения

36,0

1,8

20,0

Автомобиль-иномарка

66,4

6,6

10,1

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

67,0

8,1

8,3

Компьютер

81,8

19,3

4,2

Мобильный телефон

87,5

20,9

4,2

Морозильная камера

45,2

11,3

4,0

Музыкальный центр

83,9

29,8

2,8

Микроволновая печь, кухонный комбайн,
гриль, тостер и т.п. бытовая техника

92,4

38,5

2,4

Видеомагнитофон

93,1

50,9

1,8

Электродрель, электро- или бензопила, др. инструмент

70,6

46,1

1,5

Отечественный автомобиль

39,6

29,0

1,4

Мебельный гарнитур (включая кухонный,
стенку, мягкую мебель, шкаф-купе и т.п.)

98,6

81,7

1,2

Пылесос

97,0

83,3

1,2

Мотоцикл, мотороллер

14,5

12,4

1,2

Телевизор цветной

99,0

94,3

1,1

Стиральная машина

95,7

85,0

1,1

Холодильник

99,3

98,3

1,0

Профессионально-должностные позиции и типы предприятий,
на которых работают представители различных слоев населения, в %


Профессионально-должностная позиция

Население в целом

Богатые

Бедные

Предприниматель, имеющий наемных работников

2,7

37,0

0,4

Руководитель, заместитель руководителя предприятия или учреждения

1,7

22,1

0,8

Руководитель среднего звена

3,8

4,0

1,6

Специалист с высшим образованием

11,9

8,6

10,5

Военнослужащий, сотрудник МВД, прокуратуры

4,2

2,6

3,5

«Самозанятый» (индивидуальная трудовая деятельность, частная практика и т.п.)
или имеющий бизнес, где работают только члены Вашей семьи

1,5

6,6

0,4

Служащий из числа технического и обслуживающего персонала
(охранник, секретарь, машинистка, лаборант, парикмахер и т.д.)

12,4

2,6

10,5

Квалифицированный рабочий

23,6

1,0

24,2

Разнорабочий, подсобный рабочий

6,6

0,3

12,5

Студент

3,6

8,6

1,2

Пенсионер (в т.ч. по инвалидности)

21,6

1,7

26,1

Длительный отпуск по уходу за ребенком

0,5

1,0

0,2

Не работаю и не ищу работу из-за здоровья, семейных обстоятельств и т.д.

1,0

1,3

1,9

Безработный, но активно ищу работу

4,0

1,3

5,5

Другое

0,9

1,3

0,7

Тип предприятия

Государственное

35,9

12,2

38,8

Приватизированное

14,7

12,2

12,3

Вновь созданное частное (включая фермеров)

11,2

39,3

7,6

Коллективное, в т.ч. кооперативное

4,5

2,3

4,9

Индивидуальная трудовая деятельность

3,1

11,6

2,1

Инофирма, в т.ч. СП

0,4

6,3

0,2

Иное (в т.ч. общественные организации)

1,8

2,9

0,8

Виды занятий во время досуга богатых и бедных слоев, в%


Педагогические идеи и инициативы на уроках обществознания.
В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не получение и усвоение знаний, умений, навыков, а прежде всего – приспособление к жизни, формирование компетентности у учащихся.

В настоящее время заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения учащихся.

Как же можно этого добиться, работая с детьми во внеурочное время, но в большей степени на уроках.

В процессе применения технологий на уроках обществознания необходимо в каждой теме формулировать проблему, решить которую должен класс, большое внимание уделять работе с дополнительными материалами и способствовать развитию интереса к предмету.

Например, перед изучением темы “Избирательное право”, учащиеся 9 классов могут провести социологический опрос среди жителей поселка: регулярно ли те ходят на выборы и почему? При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем учащиеся сами попробовали выступить в качестве кандидатов. В конце урока был проведен анализ информации по трем кандидатам.

В 11 классах при изучении темы “Политическая структура общества” можно проводить урок – диспут или урок – дискуссия на тему – «Политическая партия: за или против» или «Многопартийность или однопартийность». Учащихся можно разделить на группы, каждая из которых будет партией. Учащимся необходимо разработать устав партии, программу, реализацию идей, решить, кто будет являться электоратом и т.д. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей.
В 8 классах особое внимание нужно уделить статистике, проведению социологических опросов в классе. Это необходимо для того, чтобы посмотреть как меняются взгляды ребенка, происходит процесс социализации. Можно предложить учащимся памятку: шесть правил, которые позволяют понравиться людям или 12 правил, которые позволяют людей склонить к вашей точке зрения. Для программы по обществознанию за 8 класс важными, основополагающими темами считаю общество, общение, предпринимательская деятельность, семья, труд. Как эти темы можно использовать для развития интереса, для познания? Например, тема: «Труд», является актуальной для многих подростков в настоящее время. Почему? С появлением рынка труда устройство на работу во многом зависит от правильно составленного резюме, умения правильно “подать себя” в процессе собеседования. Поэтому учащимся можно самостоятельно разработать свое резюме, или какое резюме они хотели бы, чтобы было. Афишировали результаты работы, продолжив фразу: «Резюме нужно, чтобы…»

Еще один пример можно привести – при изучении темы «Предпринимательство», я разделила класс на группы и каждая группа выступила в качестве предпринимателей, подготовив проект и презентацию своей фирмы. Была использована памятка: Форма предприятия, вид предприятия, название предприятия, место расположения, доход фирмы в год, занимаемые должности, учет рисков, первоначальный капитали т.д. Например, были такие фирмы: грузоперевозки, цветочный магазин, гостиница, автозаправка и т.д. Учащимся было очень интересно создавать свои фирмы, распределять должности, доходы, рекламу, учитывая развитие фирмы на будущее. А ведь предпринимательская деятельность в современной России играет большую роль. Поэтому это первоначальный опыт позволит им испытать себя, своих компаньонов. Причем, нужно отметить, что не у всех получилось создание фирмы. Некоторые не учли степень доходов и расходов. Но отрицательный опыт, тоже опыт.
Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Например, можно применять для разных классов, используя различные технологии такие темы: «Проблемы современной молодежи», «Любовь в наше время», «Семья в жизни современной женщины», «Смысл жизни», «Межнациональные конфликты», «Толпа. Поведение в толпе», «Глобальные проблемы современности», «Богатые и бедные», «Роль государства в жизни общества».

Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям «научились выступать публично», «дискутировать», «быстро думать», «вспоминать то, что, кажется, совсем не знали» (из анкет учащихся).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство»
На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают
Конспект урока по обществознанию iconКонспект открытого урока по обществознанию
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Конспект урока по обществознанию iconПлан конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение»
Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное...
Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари
Конспект урока по обществознанию iconКонспект открытого урока по обществознанию в 9 классе Тема урока:...
Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию в 8 классе Тема «Развитие общества»
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока «Иван III. Государь Всея Руси»
Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н
Конспект урока по обществознанию iconУрока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории...
Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию в 10-м социально-гуманитарном классе...
Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н....
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию Тема: «Развитие гражданского права в современной России»
МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22
Конспект урока по обществознанию iconКонспект открытого урока по обществознанию в 11 классе
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию (профильный уровень) Тема: Российская...
...
Конспект урока по обществознанию iconКонспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи»
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Конспект урока по обществознанию iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Конспект урока по обществознанию iconКонституция РФ высший нормативно-правовой акт страны (план-конспект урока)
Урок предназначен для учащихся 9-11 классов, изучающих предметы «Обществознание», «Правоведение», «Конституционное право» идля помощи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск