Скачать 102.25 Kb.
|
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» Учитель истории и обществознания Филобок Елена Ивановна Тема: Правовые основы брака и семьи. Учитель: Ситуация: В наши дни среди молодых влюбленных, да и людей старшего поколения, стал популярен гражданский брак. К такому виду брака прибегают и те люди, которые уже побывали в браке. Они пытаются вместе жить с новым избранником или избранницей, вести общее хозяйство, воспитывать детей от предыдущих браков и рожают совместных. Спустя некоторое время они в большинстве случаев регистрируют свои отношения. Молодежь чаще всего практикует такой брак исходя из правила «Не понравилось – разбежались». А еще новоиспеченные влюбленные перед вступлением в брак решают пожить вместе годик-другой в арендованной квартире, чтоб убедиться в правильности выбора партнера. Но если считают, что любят и уверены во взаимных чувствах, то зачем проверять? Как-то нелогично. И все-таки: нужно ли регестрировать семейно-брачные отношения? Что об этом говорится в Семейном кодексе РФ? Не за горами то время, когда вам надо будет создавать свою семью. Что вам необходимо знать по этому поводу? Ученики высказывают свое мнение. Учитель: давайте сегодня с вами сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся: Правовые основы брака и семьи. Далее озвученная тема записывается на доске и в тетрадях учащихся. Учитель: Давайте вместе составим цель и задачи, которые нам предстоит решить на уроке, исходя из темы. Цель: 1.Обучающая: уметь ставить цель и находить способы её достижения. 1.Воспитывающая: Формирование у обучающихся понятия о правовых основах семейно - брачных отношений ( порядок и условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные правоотношения супругов); содействие правовому воспитанию обучающихся, воспитанию у молодого поколения чувства ответственности за свои поступки и решения, осознанию важности юридической защиты семейно-брачных отношений. Привитие навыков самостоятельной работы с использованием консультаций учителя. 2.Развивающая: выработка компетентности обучающихся анализировать источники, развитие опыта публичных выступлений. Задачи урока:
Тип урока: исследовательский Форма урока: практикум (анализ Семейного кодекса РФ, решение задач на закрепление изученного материала). Оборудование урока: Семейный кодекс РФ и листы с заданиями для каждой группы учащихся. План урока.
Эпиграф урока: Семейный лад – самый лучший клад Поговорка Организационный момент Ход урока.
Учитель подводит учащихся к формулированию цели урока, к определению задач, которые помогут решить её. Далее обучающимся предлагается высказаться по поводу суждения: «Любовь- это большой труд двоих, а создание семьи- это не конечная, а отправная точка к счастью». Учитель: Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Выяснить разницу между понятиями «семья» и «брак» можно при помощи следующих вопросов:
Ответив на вопросы, мы выяснили различие между понятиями «брак» и «семья». Брак- это оформленный юридическим образом добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям. Семья- это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности Самостоятельная работа учащихся с семейным кодексом. Обучающиеся самостоятельно изучают Семейный кодекс РФ (5- 7 минут), учитель после окончания самостоятельной работы с документом проводит фронтальную беседу по следующим вопросам:
После беседы учитель подводит обучающихся к выводу, что брак - ответственное
Рассмотрение этого вопроса плана урока проводится в форме практической работы обучающихся с Семейным кодексом РФ. Обучающиеся работают со ст. 34, , 36, 40-42 Семейного кодекса РФ. После прочтения указанных статей Семейного кодекса РФ обучающиеся самостоятельно заполняют результаты таблицы на индивидуальных листах с заданиями. Один из учеников заполняет таблицу у доски. Имущество супругов.
Динамическая пауза: за 1 минуту вспомнить как можно больше пословиц о семье (Не нужен и клад коли в семье лад; В семье и каша гуще; Вся семья вместе так и душа на месте; Вместе тошно, а врозь скучно; Русский человек без родни не живет).
Учитель: Положения закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них , могут быть изменены соглашением сторон путем заключения брачного договора. Брачный договор (контракт)- это добровольное соглашение, которое заключают вступающие или уже вступившие в брак люди; оно закрепляет их права на имущество, приобретенное в браке или до брака, а также распределение бремени финансовых расходов в браке. Коллизии, которые могут возникать при вступлении в брак, при его расторжении или в случае смерти одного из супругов, давно было принято заранее оговаривать. Иудеи всегда гарантировали жене право на собственность в случае смерти мужа. В Европе люди, вступающие во второй брак, старались заранее договориться о финансовых правах детей от первого брака. А аристократы и в первый брак старались не вступать, не посоветовавшись со своими адвокатами о том, как распорядиться семейным состоянием. Брачные контракты заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980- ые годы. До этого вся собственность автоматически отходила к тому, на кого была записана. Но в один прекрасный день нью- йоркский суд постановил, что брак- это форма деловых отношений и при его расторжении обе стороны имеют равные права при разделе нажитого имущества. Такой подход к браку постепенно стал общепринятым, и чтобы обезопасить себя, состоятельные граждане принялись заключать брачные контракты. По статистике, чаще всего брачный контракт заключается в случае неравного брака, когда пожилой богатый мужчина женится вторым или третьим браком на бедной девушке и не хочет делить с ней свое богатство. Но бывают и другие ситуации, при которых возникает необходимость в контракте. В браки стали вступать позже, уже имея собственность, свое дело или просто сбережения. Увеличилось число деловых женщин, которые с самого начала играли существенную экономическую роль в семье. Возможность заключения брачного контракта в России появилась в 1996 году, когда был принят новый Семейный кодекс. Самостоятельная работа учащихся с Семейным кодексом. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить 40-42 и ответить на вопросы:
4.Расторжение брака. Учитель знакомит обучающихся с высказыванием В. А. Сухомлинского «Жить в браке- это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.» обсудить его - Как вы считаете, почему не все люди смогли сохранить семью? Чем опасен развод? Я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно со ст. 17-21, 25 Семейного кодекса РФ, а после изучения обсудить их. Обсуждение изученных статей проводится по вопросам:
Закрепление изученного материала. Обучающиеся отвечают на вопросы теста и решают две практические задачи по изученному материалу, листы с заданиями находятся у школьников. На выполнение задания отводится 5-7 минут. После выполнения задания учитель зачитывает вслух правильные ответы на вопросы теста и решения задач, а обучающиеся проверяют правильность выполнения своих работ и самостоятельно их оценивают. Тест.
А. разные национальности Б. одна из сторон уже состоит в браке В. отсутствие у жениха счета в банке Г.Кровное родство жениха и невесты 2. Закончите следующее предложение: «Нарушением порядка регистрации брака является…»: А. подача заявления о вступлении в брак по почте Б. регистрация брака через месяц после подачи заявления В. личное присутствие сторон при заключении брака 3. Брачный договор определяет: А. неимущественные отношения между супругами Б. имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения В. права и обязанности супругов в отношении детей 4. Где заключается брачный договор: А. в ЗАГСе Б. в суде В. в нотариальной конторе 5. Для заключения брака необходимо: А. добровольное согласие мужчины и женщины Б. согласие родителей жениха и невесты В. наличие новых обручальных колец 6. При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить все имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую ее супруг получил в дар от родителей. Какое решение примет суд: А. разделить поровну имущество Б. разделить поровну все имущество, кроме дачи, полученной в дар. 7. Какое из перечисленных ниже прав является личным правом супругов, а не имущественным: А. право владеть имуществом, приобретенным до брака Б. право выбора места жительства и места работы В. право на предметы, полученные в подарок8. Может ли быть заключен брачный договор между супругами в отношении имущества, которого у них нет, но , возможно, будет: А. да Б. нет 9. Обязана ли жена после заключения брака взять фамилию мужа: А. обязана в любом случае Б. не обязана 10. При разделе имущества в связи с разводом гражданин Иванов потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти все имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд: А. о разделе имущества между супругами поровну Б. все имущество принадлежит гражданину Иванову В. 2/3 имущества принадлежит гражданину Иванову КЛЮЧ К ТЕСТУ: 1. б 2. а 3. б 4. в 5. а 6.б 7. б 8. а 9.б 10.а Решите следующие задачи: Задача 1. После регистрации брака гражданин Ищенко запретил жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли Ищенко? Ответ: Нет, Ищенко не прав в данной ситуации, так как право на выбор места работы является личным правом его супруги. Задача 2. Супруги Зайцевы решили произвести раздел совместно нажитого имущества. Супруга заявила, что драгоценности она с супругом делить не будет, так как она их носит, а дом будет принадлежать ей, а автомашина - мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться? Ответ: Супругам необходимо обратиться в суд, так как имущественные споры между супругами рассматриваются и решаются в судебном порядке. После проверки результатов работы обучающиеся делают вывод о том, что закон не содержит юридических санкций, нарушающих право человека на невмешательство в его личную (семейную) жизнь, и закрепляет право равноправия супругов. Рефлексия. Домашнее задание Написать эссе на тему «Семья и брак - личное дело?» Подведение итогов урока, выставление отметок |
Брак и семья. Правовые основы брака и семьи Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать представление учащихся о нравственных основах брака, семьи; Дать более глубокие (по сравнению с основной)... | ||
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение | Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | ||
Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное... Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари | Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе Тема урока:... Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ | ||
План конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение» Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова | Конспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая... Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» | ||
Конспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 Ханбикова... Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи | План-конспект открытого урока соревнования по английскому языку в 4 классе Тема: «Семья» Сд в акушерстве и гинекологии с курсом планирования семьи (заочная форма обучения) | ||
Конспект урока по обществознанию в 8 классе Тема «Развитие общества» Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии | Тема: Семейное право План Заключение брака было назначено на 6 августа. Однако 24 июля Журавлев заболел и был направлен на лечение в больницу. Чтобы не откладывать... | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока ртс в 7 классе Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,... | ||
Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей... Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется... | Реферат по правоведению на тему: Семейное Право Препятствия к регистрации брака и недействительность брака |