Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов»





Скачать 48.37 Kb.
НазваниеУрок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов»
Дата публикации16.09.2013
Размер48.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Урок литературы в 10 классе по теме:

«Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма.

Цель:

  • расширить и углубить представление учащихся о Пушкине - историке и драматурге;

  • рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным;

  • выявить связь литературы и истории;

  • сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С.Пушкина.

Форма урока:

  • семинар творческих групп ( учащиеся разбиты на 4 группы, учитывая их интересы, способности, умения: историки, литературоведы, критики, журналисты).

Оформление: на доске

  • тема урока

  • эпиграфы

  • трагедия, драма

План урока:

  1. Вступительное слово – 3 минуты

  2. Анализ произведения:

  1. Выступление группы историков – 7 минут

  2. Выступление группы литературоведов – 15 минут

  3. Выступление группы критиков – 5 минут

  4. Выступление группы журналистов – 4 минуты

3.Подведение итогов – 5 минут

4.Домашнее задание – 1 минута
Мы вопрошаем и допрашиваем

прошедшее, чтобы оно объяснило нам

настоящее и намекнуло о нашем

будущем.

В.Г.Белинский
«Борис Годунов» - поэтическое

откровение народной эпохи.

Павел Анненков

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

«Поэтическим откровением народной эпохи» назвал Павел Анненков произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов».

В Михайловском в 1825 году А.С.Пушкин написал историческую драму «Борис Годунов», в которой, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине».

А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.

Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны.

Работа с терминами:

Трагедия - вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене

2. Анализ произведения. Работа по группам.

О чем трагедия А.С.Пушкина? какая борьба разворачивается на страницах данного произведения?

Для того чтобы ответить на возникающие многочисленные вопросы, мы разделились на группы:

  • историки

  • литературоведы

  • критики

  • журналисты

Каждая группа готовила свое домашнее задание (См.приложение1) и сейчас поделится собранным материалом, который мы вместе обсудим и ответим на поставленные вопросы.

Задания у вас на партах, задачи у каждой группы свои. Обсудите в течение двух минут в группах подготовленные материалы.

1)Выступление группы историков: сообщения

  • «Смутное» время

  • Борис Годунов

  • Григорий Отрепьев

  • 1825 год (время написания трагедии): какие исторические события происходят в России?

2)Выступление группы литературоведов: пересказ-анализ с элементами выразительного чтения

  • Борис Годунов в изображении А.С.Пушкина. (5 минут)

  • Григорий Отрепьев. Его образ в трагедии. (5 минут)

  • Народ и его роль в трагедии. (5 минут)

3) Выступление группы критиков:

  • Какими источниками пользовался А.С.Пушкин, работая над трагедией?

  • Почему возник интерес Пушкина к истории «смутного» времени? (На основании статьи Валентина Непомнящего «Да ведают потомки православных». См.приложение 2)

4) Выступление группы журналистов:

  • В ходе работы групп выделите из ваших вопросов самые значимые, подумайте, какой группе должен быть адресован ваш вопрос.

  • Вопросы могут возникнуть и в ходе работы на уроке, постарайтесь сформулировать вопрос четко, конкретно.

Дополнительные вопросы:

  • Какие исторические лица встречаются на страницах произведения А.С.Пушкина?

  • Можно ли говорить о том, что в трактовке В.Непомнящего «Борис Годунов» - грозное предостережение «потомкам православных»?

3.Подведение итогов:

Внимательно прочитайте оставшиеся на листах вопросы, обсудите и сделайте выводы:

  • Историки:

Можно ли считать трагедию «Борис Годунов» историческим произведением, а основой реализма Пушкина – историзм?

  • Литературоведы:

Можно ли назвать произведение Пушкина «поэтическим откровением одной народной эпохи»?

  • Критики:

Справедливо ли высказывание В.Г.Белинского (см. эпиграф) по отношению к трагедии «Борис Годунов»?

  • Журналисты:

Какие высказывания показались вам интересными? Что запомнилось особенно? Ваши впечатления от урока?

  • Оценки за урок

4. Домашнее задание:

Напишите небольшую статью в журнал «Литература и история» по материалу урока. Озаглавьте свою работу. Помните, что заглавие должно быть ярким, интересным.


Приложение 1

Предварительное домашнее задание

Группа историков: сообщения по темам:

  1. «Смутное» время. (2 минуты)

  2. Борис Годунов. (2 минуты)

  3. Григорий Отрепьев. (2 минуты)

  4. 1825 год (время написания трагедии): какие исторические события происходят в России?


Группа литературоведов: пересказ-анализ с элементами выразительного чтения:

  1. Борис Годунов в изображении А.С.Пушкина. (5 минут)

  2. Григорий Отрепьев. Его образ в трагедии. (5 минут)

  3. Народ и его роль в трагедии. (5 минут)



Группа критиков: ответьте на вопросы:

  1. Какими источниками пользовался А.С.Пушкин, работая над трагедией?

  2. Почему возник интерес Пушкина к истории «смутного» времени? (На основании статьи Валентина Непомнящего «Да ведают потомки православных».)

Группа журналистов:

1. Продумайте вопросы по трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Приложение 2

Отрывки из статьи Валентина Непомнящего «Да ведают потомки православных».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Реалистическая трагедия «Борис Годунов» итог исторических и литературных исканий А. С. Пушкина»
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconН. В. Гоголь «самый загадочный русский писатель» (Н. А. Бердяев)
Почему, закончив трагедию «Борис Годунов», Пушкин был очень доволен своей работой («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconА. С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник». М. Ю. Лермонтов «Демон»...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconЛитература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери....
Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconКонспект мероприятия на английском языке по теме «Food»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconПояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе...
...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 10 классе по теме: «Борис Годунов» iconУрок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск