Содержание программы по истории России Россия в XVII веке





Скачать 226.85 Kb.
НазваниеСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Дата публикации23.08.2014
Размер226.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
7 класс

Содержание программы

по истории России

Россия в XVII веке

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванцы. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

Россия в первой половине XVII в. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 года: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление экономики страны и становление органов власти. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII века. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Россия во второй половине XVII в. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Соборное Уложение 1649 года. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII века. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII века. Запорожская Сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII века. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество в XVII веке. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Образование Российской империи

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.).

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигацких наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Россия в середине и второй половине XVIII века

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.).

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая Французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев, А. Суворов, Ф, Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в. век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусствах. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Национальное самосознание русского народа. Взаимодействие народов России.


Календарно-тематическое планирование.



Тема урока

Дата

Тип

урока

ока

Формы и методы

Форма

урока

Оборудование

+ ИКТ

Элементы содержания

НРК

Планируемые результаты

Домашнее задание

1

Вводный урок

5.09

1

Беседа.

Работа с учебником







Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй




Уметь работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды ( от Ивана Калиты до Ивана IV)




Тема I. Россия на Рубеже XVI – XVII веков ( 6 часов)


2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

7.09

1

Беседа.

Работа с учебником

Урок-семинар

К-та «Смутное время в России в нач.17 в.»


Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

+


Обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, отмечать основные тенденции развития государства

§ 1

Краткий

пересказ.

.

3

Смута

12.09

6

Беседа.

Работа с учебником.

Урок-семинар

Эл. уч-к, урок № 38, слайд. 4-14


Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция

+


Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории

§ 2

Вопросы 1-5.

.

4

Окончание Смутного времени

14.09

6

Беседа.

Работа с учебником.

Урок-семинар

Эл. уч-к, урок № 39, слайд. 2-12

урок № 40, слайд 5-6

Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов/ К.Минин и Д.Пожарский. Начало династии Романовых

+

Уметь дать оценку Смутному времени. Показать роль Второго Ополчения.

§ 3

Краткий

пересказ.

.

5

Обобщающий урок по теме 1


19.09

4

Беседа.


Урок-семинар










Уметь сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты. Выделять главное, формулировать и доказывать свое мнение




Тема II. Россия в XVII веке ( 9 часов)

6

Новые явления в экономике


21.09

1

Работа с учебником


Практическая работа







+

Уметь показать новые явления в экономике России., объяснять объективные причины отставания России .от западной Европы.



§ 4

Вопросы 1-6.


7

Основные сословия российского общества

26.09










Эл. уч-к, урок

41, слайд 9-19








Знать особенности сословного строя России.

§ 5

Вопросы 1-5


8

Политическое развитие страны


28.09

1

Рассказ учителя

Урок-лекция



Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания Всероссийского рынка. Казачество. «Соборное уложение» 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Начало становления абсолютизма

+

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством,

§ 6

Вопросы 1-6


9

Власть и церковь.

Церковный раскол

3.10

6

Работа с учебником

Беседа

Урок-семинар




Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум




Объяснять причины раскола, конфликта власти и церкви. Уметь давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума

§ 7

Краткий

пересказ


10

Народные движения

5.10

3

Групповая работа

Практическая работа

Эл. уч-к, урок № 42, слайд. 3-8

Социальные движения второй половины XVII века. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина




Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

§ 8

Вопросы 1-5



11

Внешняя политика

10.10

1

Рассказ учителя

Урок-лекция




Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока




Знать основные направления внешней политики, определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России

§ 9

Вопросы1-7



12


Образование и культура и в XVII в.

12.10

6

Выступление учащихся с презентациями

Урок-конференция

Презентации учащихся

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни




Выделять особенности развития отечественной культуры в XVII в., составлять сообщения


§ 10


13

Сословный быт, обычаи и нравы

17.10

3

Составление сравнительной

таблицы

Практическая работа

Эл. уч-к, урок

41

Развитие хозяйства, быт и культура края. Народы Поволжья в XVII в.: традиции и новые веяния




Знать особенности быта, культуры, традиций народов России.

§ 11


14

Обобщающий урок по 2 главе.

19.10

4

Беседа.


Урок-семинар










Уметь сравнивать, выделять главное, формулировать и доказывать свое мнение

Вопросы к о 2 главе

Тема III. Россия при Петре I ( 9 часов)

15

Педпосылки реформ первой четверти XVIII века .

24.10

6

Работа с учебником

Беседа

Урок-семинар




Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина Нащокина. В.В.Голицын




Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника


§ 12

Вопросы 1-6


16

Начало царствования Петра I.


26.10

2

Работа с учебником



Практическая работа

Эл. уч-к, урок № 47

Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I.. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.. Основание Петербурга. Реформы армии




Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях

§ 13

Краткий

пересказ

17

Северная война


31.10

2

Работа с учебником

Беседа

Урок-семинар

Эл. уч-к, урок № 48


Внешняя политика Северная война.

Создание регулярной армии и флота.

Полтавская битва. Ништатдский мирный договор.




Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны, её необходимость и значение.

§ 14

Вопросы 1-6

Краткий

пересказ

18

Реформы

Петра I

2.11

3

Работа с учебником.

Составление опорного конспекта

Практическая работа

Эл. уч-к, урок № 49

К-та «Россия с конца 17в. По 60-е годы 18в»

Социальная политика. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Указ о престолонаследии




Сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением.

§ 15

Вопросы

19

Экономика России первой четверти XVIII века

14.11










К-та «Россия с конца 17в. По 60-е годы 18в»

Мануфактура, протекторат, меркантелизм.




Характеризовать экономическое состояние России при Петре I. Давать объяснение перестройке экономической структуры страны.

§ 16

Вопросы

20


Народные движения первой четверти XVIII века

16.11

3

Работа в группах по учебнику

Практическая работа

К-та «Россия с конца 17в. По 60-е годы 18в»

Последствия социальной политики.

К.Булавин




Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения

§ 17


21

22


Изменения в культуре и быте в 1-ой четверти XVIII века.

21.11

3

Выступление учащихся с презентациями

Урок-конференция

Презентации учащихся

Эл. уч-к, урок № 51


Изменения в культуре, быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве..




Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы.

Дать оценку роли петровских преобразований в истории страны

§ 18-§ 19


23


Обобщающий урок по 3 главе.

23.11

4

Беседа.


Урок-семинар










Излагать свою точку зрения в письменной речи, приводить аргументацию и доказательства




Тема IV. Россия в 1725-1762 гг ( 5 часов)

24


Дворцовые перевороты

27.11

1

Рассказ учителя

Урок-лекция




Дворцовый переворот. Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия,

кондиции




Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

§ 20

25

Дворцовые перевороты

30.11

3




Практическая работа

Эл. уч-к, урок № 52


Конституционная монархия,

кондиции




Обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения.

§ 21


26

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

4.12

3

Работа с учебником.

Составление опорного конспекта

Практическая работа




Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен,

усиление крепостничества





Особенности внутренней политики российских императоров после Петра развивают умение работать с текстом учебника.

§ 22


27

Внешняя политика России в середине XVIII века.

7.12

6

Рассказ учителя Работа с учебником

Урок-семинар

Эл. уч-к, урок № 52


Восточный барьер, гаубица,

Семилетняя война – кузница русского военного мастерства




Знать главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы.



§ 23


28

Обобщающий урок по главе 4

11.12

4

Беседа

Урок-семинар










Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства




ТемаV. Россия в 1762-1801 гг ( 8 часов)

29

Внутренняя политика Екатерины II

14.12

6

Работа с учебником

Беседа

Урок-семинар




Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства.

Либерализм




Анализировать политику Екатерины II ( выделение целей, подведение итогов),

Уметь дать исторический портрет Екатерины II

§ 24

Вопросы 1-6



30

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

18.12

2

Работа с учебником



Практическая работа

Эл. уч-к, урок № 53


Крестьянская война, уложенная комиссия




Объяснить причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания

§25

Вопросы 1-5

31

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

21.12

2

Работа с учебником

Беседа

Урок-семинар

К-та « Российская империя во 2-ой пол.18 в»


Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк




Определять основные черты экономического развития ( тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики..

§ 26

Краткий

пересказ

32

Внешняя политика Екатерины II


25.12

6

Рассказ учителя Работа с учебником

Урок-семинар

К-та « Российская империя во 2-ой пол.18 в»

Эл. уч-к, урок № ,54


Протекторат. Пповод и причины русско-турецких войн.

Раздел Речи Посполитой.




Определять направления внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

§ 27-§ 28


33

Россия при Павле I


28.12

3

Работа в группах по учебнику

Практическая работа




Указ о трёхдневной барщине.




Показать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение,

§ 29

Вопросы 1-4

34

Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование.


15.01

3

Выступление учащихся с презентациями

Урок-конференция

Презентации учащихся


Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина,




Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему. Определять особенности развития культуры, прослеживать её связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

§ 30

Вопросы 1-6

Подготовиться к контрольной работе

35

Литература, искусство второй половины XVIII века

18.01

3

Выступление учащихся с презентациями

Урок-конференция

Презентации учащихся

Видеофильм «Русский музей»


Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура




Определять особенности развития культуры, прослеживать её связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

§ 31-§ 32


36


Быт и жизнь во второй половине XVIII века.

22.01

3

Групповая работа

Урок-семинар




Самосознание, нация, патриотизм, казачество




Описывать образ жизни различных слоев общества. Определять общие и особенные черты истории края. Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции

§ 33


37

Обобщающий урок по главе 5

25.01

4

Беседа

Урок-семинар










Излагать свою точку зрения, приводить аргументацию и доказательства




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconУрок по истории России в 7 классе «Народы Сибири в XVII веке»
Сибири в XVII веке; рассказать о проникновении русских в Сибирь и присоединении новых территорий; углубить знания, полученные на...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconУрок с использованием интерактивной доски по теме: "Сибирь в XVII веке"
Цель: формировать представление о развитии Сибири в XVII веке, значении ее присоединения к России
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconПрограмма среднего (полного) общего образования на базовом уровне...
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л....
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconРабочая программа Предмет история История Россия XVII
Программа по курсу истории России XVII – XVIII вв являются продолжением авторской программы по курсу отечественной истории с древнейших...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconЩетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб для 11 кл общеобразовательных...
На базе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2010 год и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова,...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconРабочая программа по истории россия в XX
По истории россия в XX веке (44ч) и истории всеобщей (24 час) 9 класс при параллельном изучении курсов
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconРоссия в XVII веке. Правление первых Романовых. План
Соловьев В. М. Актуальные вопросы изучения народных движений.// История ссср, 1991, №3
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconТема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России»
Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconПояснительная записка к календарно тематическому планированию по...
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconРабочая программа по истории для 11 класса содержит следующие разделы:...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г.,...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconКонтрольный тест по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время»
Ракитиной Елены Юрьевны, действующей на основании Положения о Федеральной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconПоурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс
«Поурочные разработки к учебнику Россия в XX веке» разработаны на основе практической работы в общеобразовательных учреждениях различного...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconРабочая программа по истории России XVII xviii вв направлена на достижение...
Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории мо рф, 2007г и Программы общеобразовательных...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconОсобое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию....
Особое место в исторических судьбах России принадлежит XVII столетию. Одним из самых ярких его событий является смена царских династий...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая...
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке iconПрограмма разработана на основе примерной программы по информатике...
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск