Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24





Скачать 260.87 Kb.
НазваниеРадциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24
страница1/2
Дата публикации20.09.2013
Размер260.87 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24.
I. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО СОЧИНЕНИЯ

Аристотель жил в эпоху глубокого кризиса классического государства-города и образования нового типа политической организации античного мира – эллинистической монархии. Четвертое столетие, на которое приходится политическая и научно-литературная деятельность Аристотеля, было одним из самых бурных и богатых событиями периодов греческой истории. Это – время распада афинской державы, классического греческого полиса со всеми его социально-политическими и культурными особенностями. Классический полис перерастал самого себя, растворяясь в обширной эллинистической монархии. С изменением социально-экономических основ и политического строя менялся весь стиль жизни, складывался новый быт. Историческая ценность произведений Аристотеля прежде всего в том и состоит, что они являются продуктом переходной эпохи, отражают ее в своеобразном преломлении. Аристотель ценен для нас не только как выдающийся философ и автор ряда сочинений по истории Греции и другим дисциплинам, но и как сама греческая история, запечатленная в мыслях и словах. Сочинение Аристотеля «Афинская полития» дважды выходило на русском языке: в 1891 г. в переводе Н. С. Шубина и в 1895 г. в переводе А. М. Ловягина. Эти переводы сделаны были по первым изданиям найденного (1890) папируса, когда текст был еще недостаточно разобран, а последние главы вовсе не были прочтены. Кроме того, при них не было дано исторического комментария, что затрудняло пользование ими неподготовленными читателями. Настоящее издание дает новый перевод, сопровождается подстрочными примечаниями и специальными приложениями в виде параллельных мест из других авторов. Настоящее введение имеет целью сообщить важнейшие данные из биографии Аристотеля, наметить содержание главных его произведений и дать оценку как исторического памятника сочинения Аристотеля «Афинская полития» («Государственное устройство афинян»), предлагаемого в новом переводе.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в греческом городе Стагире, на полуострове Халкидике, во Фракии. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта II. После смерти отца Аристотель в 367/366 г. до н. э. переселился в Афины и сделался ревностным учеником Платона. Он не остановился на идеалистическом учении Платона, но создал самостоятельную философскую систему. Аристотель пробыл в Афинах до смерти Платона. В течение трех лет жил в Малой Азии в местечке Атарнее при дворе тирана Гермия, а затем на острове Лесбосе, в г. Митилене. Там в 343 г. он получил приглашение от македонского царя Филиппа II (род. в 382 г., царствовал с 359 по 336 г. до н. э.) заняться воспитанием его сына Александра, будущего основателя мировой македонской монархии. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины, где основал школу, получившую известность под названием школы «перипатетиков», названной так от особой манеры преподавания среди прогулок в портиках (перипатос). Эти занятия происходили при храме Аполлона Ликейского (отсюда наше название лицей»).

В 323 г., когда умер Александр, в Греции поднялось восстание против македонского владычества; вместе с этим начались преследования против людей, связанных отношениями с македонским двором. Против Аристотеля поднято было обвинение в безбожии, имевшее политическую подкладку, и ему пришлось покинуть Афины. Он переселился в г. Халкиду на острове Эвбее, где и умер в следующем, 322 до н. э., году.

Круг интересов Аристотеля был необыкновенно широк. Под его именем известно было в древности огромное число сочинений, составлявших вместе до тысячи книг самого разнообразного содержания. Трудно, представить себе, чтобы человек мог один произвести всю эту огромную работу: по-видимому многое было подготовлено под его руководством учениками, а ему принадлежит лишь обработка. Из этих сочинений далеко не все сохранились до нашего времени. Тут имеются прежде всего сочинения по логике – так называемый «Органон» («Категории», «Об истолковании», две «Аналитики», «Топика» и др.); далее, сочинения по разным вопросам естествознания, как-то: 8 книг «О природе», 4 книги «О небе», 2 книги «О возникновении и уничтожении», 4 книги «Метеорологии», 10 книг «О животных», 4 книги «О частях животных», «О растениях». Сюда же относятся и 3 книги «О душе». Все эти естественноисторические сочинения составляют сборник под общим названием «Физика». В другом сборнике Аристотеля помещены были сочинения общефилософского содержания по основным вопросам «первой философии», получившие по этому положению своему позднее название «Метафизика». Это – 14 книг «Метафизики». За ними следуют 10 книг «Этики», 8 книг «Политики» с примыкающими к ней «политиями», т. е. очерками государственного устройства 158 государств, в том числе и афинского; далее, «Экономика», 3 книги «Риторики», «Поэтика» и еще многие другие.

Помимо своей разносторонности сочинения Аристотеля отличались большой глубиной и сохраняли свое значение в течение продолжительного времени. Они пользовались непререкаемым авторитетом в средние века, например его положение, что «природа не терпит пустоты». Его геоцентрическая система мироздания, развитая позднее александрийским ученым Птолемеем (II в. н. э.), господствовала вплоть до того времени, когда ее вытеснила гелиоцентрическая система Коперника (XVI в.). В логике его система до сих пор является основой так называемой формальной логики, расширившись только в области индуктивного метода.

В лице Аристотеля античная мысль достигает своего высшего развития. «Греческая философия, – говорит К. Маркс в своей диссертации, – достигнув при Аристотеле высшей степени процветания, затем увяла». Действительно, хотя наука в последующие века в трудах особенно александрийских и пергамских ученых еще более разрастается, но уже ни у кого она не достигает такой всесторонности и глубины. В нем сконцентрировались все накопившиеся силы науки, назревшие в античном государстве-городе.

Этот город еще мыслится как высшая ступень человеческого общежития-государства, но, обремененный разнообразным населением и усложнившейся экономической структурой, с притоком богатств, с развитием наук и искусств, сделавшихся органической необходимостью этой жизни, он тщетно стремится выбиться из этих рамок. И все это дается под углом зрения человека высшего класса, который не интересуется темными сторонами окружающей действительность, жизнью людей низшего положения.

В противоположность Платону Аристотель представляет собой тип трезвого мыслителя, исходящего из данных точного наблюдения и опыта. Упоминая имя Аристотеля, Маркс называет его «гением», «исполином мысли» и «величайшим мыслителем древности», голос его он называет «могучим, оглашавшим целые столетия».

Хотя Аристотель в своих логических воззрениях базируется преимущественно на дедуктивных построениях, обосновывая всякое рассуждение общим положением и выводя частное из общего, тем не менее у него уже достаточно определено значение индуктивного метода, что в новое время после Фр. Бекона, Дж. Ст. Милля послужило отправным пунктом для создания новой системы логики. У Аристотеля важно отметить, тщательное собирание материала и аналитическое исследование его: в этом положительная заслуга его философии. Он по своему характеру – естествоиспытатель и метод естествоиспытателя прилагает ко всем научным исследованиям. Так, и на государство и на искусство смотрит он как на интересный объект для наблюдения. В своей философии Аристотель пытается выйти из рамок идеализма, подходит к материализму, но не усваивает его целиком. Политическое учение Аристотеля примыкает к его этическому учению. Этика его основана на представлении об осуществлении счастья. Каждый человек ищет счастья. Но подлинное счастье заключается в идеальном развитии духовного существа через познание. Платон видел возможность этого только в приобщении к миру идей и следовательно в потустороннем мире. Но Аристотель, в противоположность этому, считал нужным достигать своей цели в этом мире, в окружающей действительности, в деятельности души, сообразной разуму, т. е. добродетели. В отличие от Сократа и Платона Аристотель полагает ее не только в знании, не только в интеллектуальных, но прежде всего в душевных свойствах, а человек, по его представлению, все свои побуждения подчиняет тому, что сознает как истинное и доброе. Справедливость и основанная на ней дружба занимают в этих взглядах существенное место. Этические идеалы достигаются только в общественной жизни – в государстве. Таким образом здесь-то и лежит связь между этикой и политикой, и в конце своей «Этики», в редакции, известной под названием «Никомаховой этики», он набрасывает уже план сочинения о государстве.

Рассмотрим теперь основные пункты его сочинения о государстве, так называемой «Политики».

Человек по природе, – говорит Аристотель, – есть существо у политическое» (zoon politikon) и значит от природы имеет склонность к общественной жизни. В этом-то государственном объединении и осуществляется высшее назначение человека, отличающее его от всех других живых существ. Государство с его точки зрения существует не столько ради практических целей – самозащиты или достижения пользы, сколько ради осуществления этического идеала – высшего блага. Это – общение ради создания хорошей жизни, ради создания вполне самодовлеющего существования. Оно предполагает целую систему социальных и религиозных отношений, воспитания и т. д. Оно возникает из семейных отношений: «колонией» семьи является деление, а селения объединяются в город-государство. Только в государстве достигается идея самодовления. По природе государство предшествует семье. Это государство – в то же время и город. Это соображение представляет тем больший интерес, что как раз в его время делалась попытка образования мировой державы Александром. Государство мыслится им только для в граждан, граждане таким образом являются привилегированной группой, пользующейся трудом подчиненных групп – свободных ремесленников и особенно рабов. Рабство Аристотель в противоположность некоторым мыслителям его времени (каковы, например, софисты Гиппий, Алкидамант, поэт Эврипид и др.) считал естественным явлением, объясняя это тем, что некоторые люди от природы способны только к повседневному труду и к слепому подчинению, например, «варвары». Равным образом и для женщины он считал естественным подчиненное положение. Однако общность жен, детей и собственности, намеченную Платоном, Аристотель подверг решительной критике. И в хозяйственном отношении он признает естественными только те роды деятельности, которые служат к обеспечению жизни, но всякого рода наживу (хрематистику), торговлю, ростовщичество и т. д. считал противоестественным делом.

Далее он разбирает понятие «гражданин». «Понятие гражданин ничем другим, – говорит он, – не может быть лучше определено, как тем, что он участвует в суде и в управлении» (III, I, 4, р. 1275, а 22). Затем он исследует и существующие государственные формы. В зависимости от того, как в государстве может осуществляться его основная цель – добродетель, – Аристотель различает несколько политических форм. Из них три он считал нормальными. По составу правящего элемента он определял их или как правление одного – монархию, или как правление немногих, благородных, «лучших» – аристократию, или как правление большинства, всех равноправных граждан – «политию» – умеренную демократию (у позднейших это называлось «демократия»). Наряду с этим он насчитывает столько же форм извращенных, в которых правитель преследует не интересы государства, а свои личные: извращением монархии является захватническое правление тирана; сосредоточение власти в руках кучки знатных и богатых – олигархия; неограниченные владычество бедноты и «черни» – «охлократия». Поскольку основная цель государства состоит в осуществлении добродетели, которая скорее всего может быть достигнута единичной личностью, идеальным строем он считает монархию. Но при этом Аристотель делает существенную оговорку о невозможности найти идеального монарха. Равным образом трудно представить Себе и идеальную аристократию. Поэтому все свое сочувствие Аристотель обращает в пользу умеренный демократии – «политии». Основу государственного порядка он видел в среднем классе не слишком богатых и не слишком бедных людей, который он противополагал «корабельной черни». Отсюда вытекали его симпатии к Солону, Клисфену как творцам тимократической конституции (Pol. 1296а 7 и 1327в 7) и т.п.

После рассмотрения политических форм Аристотель останавливается на вопросе об условиях, способствующих сохранению или, наоборот, распадению каждой из них, а соответственно этому и на мерах к поддержанию их. В связи с этим он рассматривает и всю организацию управлениях демократических и олигархических государствах. Наконец он набрасывает и свою систему идеального государства. Одной из важных мер к укреплению его он считает правильную постановку воспитания.

По своим социально-политическим взглядам Аристотель, является типичным идеологом рабовладельческого общества. Рабство, как рассуждает Аристотель, дает возможность гражданину достигать добродетели, составляющей основную цель всего государства. Аристотель, как и большинство его современников, стоит на той точке зрения, что государство существует только для граждан и поэтому должно обеспечивать им возможность осуществлять свои права и обязанности, хотя бы и за счет других общественных групп. Вопрос о рабстве, как и большая часть социологических проблем, трактуется в специальном трактате Аристотеля – «Политике».

«Политика» Аристотеля построена на громадном фактическом материале, который был собран из наблюдений над рядом государств не только греческих, но и других народов, например карфагенского. Примеры взяты, по подсчету ученых, из истории 54 государств и не только крупных, вроде Афин, Спарты, Коринфа, Сиракуз и т. п., но и мелких, вроде Орея, Герея, Амбракии и т. п. Этот аналитический материал в процессе работы над «Политикой» собран был и опубликован в виде 158 отдельных сочинений, так называемых «политий», очерков государственного устройства, хотя ни одна из них не цитируется в ней – явное свидетельство того, что все это еще не имело законченного вида. Сама «Политика» обнаруживает невыдержанность плана и необработанность языка, содержит много вставок, повторений, противоречий и пропусков. Некоторые ученые, предполагая в этом искажения позднейшего времени, пытались произвести перестановки в расположении материала, чтобы восстановить первоначальный план, однако все эти попытки не достигли цели. Дело объясняется по-видимому тем, что это сочинение не было окончательно обработано автором и отчасти даже, может быть, составлено учениками по записям лекций учителя.
II. АРИСТОТЕЛЬ И «АФИНСКАЯ ПОЛИТИЯ»

1

Сочинение Аристотеля «Государственное устройство афинян», или короче: «Афинская полития», принадлежит к числу 158 «политий», т.е. сочинений о государственном устройстве стольких же государств греческих и некоторых других народов (например, карфагенского), легших в основу его большого обобщающего сочинения «Политика». «Почти всех государств не только Греции, но и варварских стран, нравы, учреждения и порядки знаем мы от Аристотеля», – так характеризовал эти сочинения Аристотеля Цицерон («О границах добра и зла», V, 4 – 11). Отсюда видно богатое и разнообразное содержание этих сочинений. При этом он рассматривал существующий в данное время порядок как результат исторического развития, и соответственно с этим каждая из этих «политий» состояла из двух частей – исторического обзора и систематического изложения государственного устройства в момент написания сочинения, причем автор широко пользовался не только чисто историческими данными, но и материалом легенд, пословиц, анекдотов и т. п., характеризующих историческую жизнь. Естественно, что «политии» Аристотеля, представлявшие такой богатый материал, высоко ценились в последующие времена и легли в основу многих исторических работ позднейших ученых, что и видно по многочисленным цитатам из них. Особое значение придавалось среди этих «политий» афинской. Однако из всех них сохранилась до нас лишь последняя, да и то она стала достоянием науки только с конца прошлого века, и конечно открытие ее сделалось весьма важным событием научной жизни. Трактат Аристотеля «Афинская полития» найден был в 1890 г. среди папирусов, привезенных в британский музей из Египта. Впервые он был опубликован 30 января 1891 г. английским ученым Кенионом (Aristotle, On the Constitution of Athens, edited by Kenyon, London 1891; 2 ed. – 1891; 3 ed. – 1892. Факсимиле папируса – London, 1 ed., 1891; 2 ed. – 1891). Трактат сохранился на четырех листах папируса. Текст сочинения написан не на лицевой, а на оборотной стороне папируса; это показывает, что он вышел не из специальной книжной мастерской, а предназначался для частного пользования. На лицевой стороне содержатся счета, написанные неким Дидимом, домоправителем Эпимаха, в виде отчета хозяину. В них содержатся датировка – 10-й, 11-й год правления императора Веспасиана, т. е. 78 и 79 гг. н. э., счета 10-го года на четвёртом листе, счета 11-го года на первых трех. Из этого можно заключить, что рукопись сочинения Аристотеля относится к ближайшему времени после этой даты, т. е. к концу I или началу II в. н. э. С этим согласуется и характер письма: в орфографии нет характерного для позднейшего времени смешения ai и e. По характеру письма различают три или четыре руки переписчиков. Одним из этих переписчиков был по-видимому сам владелец книги.

Первая страница текста начинается не с верхней части листа, а с середины, вверху же оставлен пробел, а самый текст начинается с середины фразы. Это показывает, что оригинал, с которого сделан этот список, уже был дефектный, с оборванным началом.

Так как в лондонском папирусе нет начальной части сочинения и нет ни названия сочинения, ни имени автора, то при изучении возникал чрезвычайно важный вопрос об установлении того и другого. Выяснению этого помогло сличение цитат, сохраненных у разных позднейших авторов, с текстом нашего трактата. Эти цитаты (всего 91), сопровождаемые именем Аристотеля (84), или названием сочинения (54), или как свидетельства авторитетного источника, дали возможность отождествить новооткрытый текст со знаменитым сочинением Аристотеля.

Первый вопрос, который имеет важное значение при пользовании «Афинской политией», – это время ее написания. Оно определяется следующими данными:

1) самая ранняя возможная дата – terminus, post quem – изменение порядка избрания стратегов: в V в. и в начале IV в. избирали по одному от каждой из 10 фил, с 352 г. избирают всех сразу из общей массы (гл. 61, 1);

2) самая поздняя дата, точно обозначенная, – год архонтства Кефисофонта, 329/328 г. до н. э. (гл. 54, 7);

3) говоря о функциях совета пятисот в деле организации флота, Аристотель называет основные виды военных кораблей – триеры и тетреры, но не упоминает о самых крупных, именно о пентерах (пятиярусных кораблях), которые впервые заведены были с 325/324 г. до н. э.; это является, таким образом, последним возможным сроком.

Все эти данные приводят к заключению, что наш трактат мог быть написан только в промежутке между 328 и 325 гг. до н. э.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПланы семинарских занятий для первого цикла обучения Утверждены на...
Аристотель. Метафизика. – Кн. I // Аристотель. Соч в 4 т. – Т. – М.: Мысль, 1975 (Философское наследие). – С. 65-93
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconРеферат по книге Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
«Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся...
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconРеферат по книге Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
«Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся...
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconУрок Курс: второй Специальность
Обучающая цель: Ознакомить учащихся со сварочными п/автоматами: назначение, устройство; механизм подачи проволоки и регулирования...
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПлан введение основные блоки ibm pc дополнительные устройства логическое...
Эвм и мини ЭВМ. Это стало предметом серьезного беспокойства фирмы ibm (International Bussines Machines Corporation) ведущей компании...
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconМосква-2009 Содержание Введение Вопросы: Бюджетное устройство и бюджетная система
Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconГосударственное устройство великобритании

Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПрограмма дисциплины «Административно-территориальное устройство...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconУстройство для измерения массы микро- и нанообъектов
Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве фоторефрактивного кристалла использован кристалл теллурида кадмия
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Устройство пк», урок №9-10 в теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconСюжетно-ролевая игра «диагностический центр «Здоровье»
Провести цикл занятий по книге «Уроки Мойдодыра» и по книге «В гостях у Айболита»
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу: «Устройство и...
Учебники: Боровских Ю. И. «Устройство автомобиля» М, Карагодин В. Н. «Слесарь по ремонту автомобилей» М
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconКнига про все нам расскажет
Цели: Привить любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Углубление знаний о книге, знакомство читателя с иллюстрациями в книге
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconАвтономное зарядное устройство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Радциг С. И. Введение к книге: Аристотель. Государственное устройство афинян. М., Л., 1936. С. 5–24 iconАвтономное зарядное устройство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск