Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки





Скачать 328.2 Kb.
НазваниеДпп. Ф. 01. История зарубежной музыки
страница1/3
Дата публикации25.09.2013
Размер328.2 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.01.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ




1. Цели и задачи курса
Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями музыкальной культуры зарубежных стран.

Основными задачами курса являются формирование у студентов:

  • знаний общих закономерностей развития мировой музыкальной культуры и зарубежной музыкальной культуры, в частности;

  • представлений о системе средств музыкальной выразительности прежде всего европейской музыки в их историческом развитии;

  • знания музыкального материала изучаемых произведений;

  • представлений о жизни и творчестве выдающихся зарубежных композиторов;

  • умения разбираться в музыке разных эпох, направлений и стилей.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершении изучения дисциплины студент должен знать:

  • закономерности стилеобразования в искусстве в целом и в музыке, в частности;

  • знать основы периодизации истории зарубежной профессиональной европейской традиции;

  • особенности каждого исторического этапа развития европейского музыкального искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями;

  • разбираться в исторической эволюции системы музыкальных жанров и форм;

  • знать конкретный музыкальный материал изученных произведений на слух;

  • особенности национальных традиций;

  • творческие биографии крупнейших зарубежных композиторов;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • теоретические основы музыкального искусства;

  • принципы формообразования и структуры музыкального языка.

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:

  • исполнить на инструменте темы наиболее исторически значимых произведений европейской музыки;

  • давать историко-музыковедческий комментарий к музыкальным произведениям зарубежных авторов;

  • преподавать музыкальные теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного музыкального образования, используя классические и современные методики;

  • работать с учебно-методической литературой по дисциплине;

  • пользоваться профессиональной терминологией.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

276

146

130

Аудиторные занятия

108

60

48

Лекции

54

30

24

Практические занятия










Семинары

54

30

24

Лабораторные работы










Индивидуальные практические занятия










Самостоятельная работа

168

86

82

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат




+




И (или другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

экзамен, зачет

зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран. Музыкальные культуры Запада и Востока. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства. Музыка эпохи средневековья. Значение Христианства в истории европейского музыкального искусства. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля». Возникновение оперы. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка). Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов. Развитие и перерождение традиций романтизм, экспрессионизм, неоклассицизм, неофольклоризм; полистилистика. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты). Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны). Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран

2

2




2

Музыкальные культуры Запада и Востока

2

4




3

Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции

2

2




4

Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства

2

2




5

Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью

4

4




6

Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля»

4

4




7

Возникновение оперы

2

2




8

Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка)

4

4




9

Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков

4

4




10

Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров

2

4




11

Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов

8

6




12

Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца XIX - начала XX веков

4

4




13

Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники

4

4




14

Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты)

6

4




15

Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны)

2

2




16

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

2

2





4.2.Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран.

История зарубежной музыки как научная дисциплина в системе музыкально-педагогического образования, ее цели и задачи в свете профессиональной направленности процесса обучения. Географическое положение регионов и стран. Национальные черты и традиции. Мировоззрение. Значение культовой (вокальной и инструментальной) музыки в развитии музыкальных культур различных регионов и стран. Теории происхождения музыки. Музыкальные инструменты.

Тема 2. Музыкальные культуры Запада и Востока.

Сходство и различия музыкальных культур Востока и Запада. Значение древних цивилизаций в истории мировой культуры и в музыке, в частности. Усовершенствование музыкальных инструментов. Теория происхождения музыки.

Тема 3. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции.

Периодизация на основе принципа историзма. Музыковедческий подход к определению границ эпох на основе смены системы музыкального мышления, переинтонирования музыкального языка, общественно-политических и социокультурных преобразований в общественной жизни.

Тема 4. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства.

Истоки музыкальной культуры античности. Традиции Востока. Песнопения. Музыкальные жанры Древней Греции. Вокальная хоровая лирика. Пифийские игры. Античная трагедия. Инструментарий. Музыкальная культура Рима. Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Каноники. Гармоники.

Тема 5. Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью.

Характеристика эпохи феодализма, народное искусство, церковная музыка Западной Европы, её основные жанры. Месса. Григорианское пение. Музыкальная культура средневекового города. Антигригорианские явления в культовой музыке. Народное искусство. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Менестрели. Жанровые разновидности в творчестве менестрелей. Музыкальная эстетика Средневековья. Развитие многоголосия. Органум. Кондукт. Мотет. Ars Nova.

Тема 6. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля».

Характеристика эпохи - ее прогрессивных общественных тенденций, породивших идеологию гуманизма. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Музыкальное эстетика и музыкальная теория. Искусство хоровой полифонии (франко-фламандская и итальянская школы). Композиторы. Периодизация. Итальянская школа полифонистов. Дж. Палестрина, Кл. Монтеверди. Полифония «строгого письма». Cantus Firmus как основа всей композиции. Модусная техника. Обзор крупнейших национальных музыкальных культур (Англия, Нидерланды). Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Жанр мадригала. Его эволюция. Инструментальная музыка.

Тема 7. Возникновение оперы.

Характеристика эпохи - отражение ее острых противоречий в искусстве. Основные тенденции развития музыкального искусства. Музыкальная эстетика. Рождение оперы в Италии ( Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь ). Отличительные черты черты и нововведения. Создание стиля bel canto и основных разновидностей речитатива. Сюжеты опер. Опера серия. К. Монтеверди. Опера во Франции. Ж.. Б. Люлли. Судьба оперы в Англии. Г. Пёрселл. Инструментальная музыка XVI-XVII вв.

Тема 8. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка).

Характеристика XVIII века – «века разума и просвещения». Основные тенденции в развитии музыкального искусства. Стилевые направления (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм), их проявление в музыке. Основные тенденции в развитии инструментальной музыки XVI-XVIII вв. (трио соната, concerto grosso), органная и клавирная музыка. Становление и развитие сонатно-концертных жанров. Немецкая культура первой половины XVIII века. Творчество И. Баха. Органные, клавирные оркестровые, кантато-ораториальные произведения И. Баха. Периодизация творчества. Круг образов и эстетические воззрения И. Баха. Ораториальное творчество Г. Генделя. Периодизация творчества. Национальные истоки творчества И. Баха и Г. Генделя. Значение и место их творчества в стилевой системе XVIII века. Эстетические воззрения энциклопедистов и их воздействие на развитие художественной культуры XVIII века. Кризис оперы seria (серия). Рождение оперы buffa (буффа). Рождение французской комической оперы и её эволюция. Опера в Германии и Австрии: судьба Гамбургской оперы, возникновение зингшпиля.

К.В. Глюк и его оперный театр. Эстетические взгляды Глюка и их отражение в оперной реформе.

Тема 9. Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков.

Формирование венской классической школы. Идейно-эстетические основы венского классицизма. Особенности творческого метода. Новаторство оперной и сонатно-симфонической драматургии. Симфонии И. Гайдна. Эволюция творчества. Установление 4-х частного цикла в симфонии. Оратории Гайдна. Темы и идея. Творчество В. Моцарта. Симфонии. Новаторство в области оперы. Увертюры к операм. Реквием. Историческое значение достижений венской классической школы.

Тема 10. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров.

Общественно-исторические предпосылки возникновения романтизма. Его место среди других художественных направлений эпохи. Своеобразие романтического метода. Основные принципы романтического метода. Романтизм в музыке (новизна идейно-образного содержания, обновление жанров и композиционных принципов, обогащение выразительных средств). Роль Австрии и Германии в истории романтической музыки (камерная вокальная музыка в творчестве-Ф. Шуберта. Идейно-публицистическая и музыкально-просветительская деятельность. Шуман Р., Ф. Мендельсон. Национальные композиторские школы. Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ. Симфоническое творчество И. Брамса.

Тема 11. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов.

Камерная вокальная музыка Шуберта. Симфонии Шуберта. Камерная и вокальная музыка Шумана. Новаторство Ф.Мендельсона в концерте для скрипки с оркестром ми минор. Фортепианное творчество Ф. Шопена. Прелюдии. Транскрипции для фортепиано Ф. Листа. Сравнительная характеристика творчества Шопена и Листа в области фортепианной музыки. Предпосылки возникновения программности у романтиков. Претворение программности в творчестве Г. Берлиоза. Фантастическая симфония. Симфонические поэмы Ф. Листа. Творчество И. Брамса. 4-я симфония. Немецкий реквием и преломление его в творчестве классического и романтического стилей. Романтизм в Норвегии. Э. Григ «Пер Гюнт». Концерт ля минор. Немецкая классическая опера. Черты. Опора на национальные традиции. Вебер К.М. «Вольный стрелок». Р. Вагнер и проблемы музыкальной драмы. Эстетические взгляды и историческое значение. Р. Вагнера. Оперы 40-х годов. Воплощение оперно-реформаторских идей в «Кольце Нибелунга». Итальянская опера. Национально-освободительное движение и его влияние на оперное творчество Дж. Верди. Оперная тематика Дж. Верди. Оперы 50-х годов. Тема, сюжет. Значение творчества. Вокальный стиль bel canto в творчестве Дж. Россини, Беллини В., Г. Доницетти. Веризм. Французский натурализм. Переход от тем патриотизма к темам социальной бытовой драмы простых людей. Масканьи П. «Сельская честь», Р. Леонкавалло «Паяцы». Характерные особенности содержания, музыкальной драматургии и вокального стиля в творчестве Дж. Пуччини. Музыкальная культура Франции. Исторические процессы во Франции и причины возникновения различных жанров в области музыкального театра. Большая французская опера Дж. Мейербера. Признаки. Лирическая опера Ш. Гуно. Оперетта Ж. Оффенбаха.

Тема 12. Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца XIX - начала XX веков.

Р. Штраус -продолжатель традиций романтизма (поэмы Листа Ф.). Черты постромантизма в его симфонических поэмах. Черты театральности и тембровой драматургии в поэмах «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель». Изобретательность художественных приемов. Сферы творчества. Место в мировой культуре. Творческая деятельность Г. Малера. Малер — создатель школы дирижеров ( Б. Вальтер, О. Клемперер). Малер — симфонист. Философская проблематика его творчества. Трагедийная направленность его искусства. Развитие Г. Малером жанра симфонии в её бетховенском варианте. Обращение к поэтическому слову в симфониях. Особенность оркестрового письма. Параллель Малер Г.- Д. Шостакович. Место Г. Малера в мировой культуре.

Тема 13. Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники.

Импрессионизм в музыке. Понятие, черты, его связь с импрессионисткой живописью, символисткой поэзией, с некоторыми тенденциями позднего романтизма; обогащение музыкально-выразительных средств и приемов письма. Творчество К. Дебюсси., М. Равеля. К. Дебюсси — основоположник направления «импрессионизм». Роль, жанровость и современный характер композиторского мышления М. Равеля (импрессионизм, элементы джаза, индивидуальный стиль).

Экспрессионизм в искусстве. Зарождение и его общественно-историческая обусловленность. Идейно-эстетические позиции экспрессионизма. Антитеза «экспрессионизм-импрессионизм». Специфические особенности отражения окружающего мира и человеческой личности. А. Берг «Воццек». Развитие экспрессионизма в творчестве композиторов других стран. Комплекс музыкально-выразительных средств, принципы формообразования (атональность, додекафония, сериальность).

Неоклассицизм в музыкальном искусстве. И. Стравинский «Царь Эдип». Неопримитивизм К. Орф «Кармина Бурана». Неофольклоризм Б. Барток «Музыка для челесты и ударных». Додекафония А. Шенберга. Атональность А. Берга.

Тема 14. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты).

Нововенцы Шенберг А., А. Берг, П. Хиндемит. Шестерка. Композиторы. Роль Ж. Кокто в формировании эстетических позиций группы «шести». Влияние Э. Сати на творчество этих композиторов. Идеалы новой эстетики: отказ от психологизма, урбанизм, приближение к современности в музыке (опора на джаз, мюзик-холл, кафе-концерт). Обращение композиторов к буффонаде, гротеску, пародии. Своеобразие стилистики композиторов «Шести» : жанровая основа мелодии, господство ладотонального мышления, камерность, интерес к фольклору. Творчество Онеггера А., Ф. Пуленка.


Тема 15. Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны).

Особенности формирования музыкальной культуры США в связи с колониальным типом развития страны. Народная музыка Америки. Негритянский фольклор. Жанры (спиричуэл, блюз, регтайм). Особенности их ладовой и метроритмической организации интонационного стиля. Стремление к академичности стиля, высокому профессионализму. Г. Айвз. Творчество Дж. Гершвина — представителя американской композиторской школы. Демократичность искусства Концерт и рапсодия в блюзовых тонах Гершвина. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Сочетание элементов негритянского фольклора и джаза с формами европейской музыкальной классики.

Тема 16. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Чешская музыкальная классика XIX века. Сметана Б., А. Дворжак. Национальная самобытность их искусства. Значение их творчества для развития национальной композиторской школы. (Л. Яначек). Опора на народное творчество. Творческая группа «Молодая Польша» (К. Шимановский, Г. Фительберг). К. Пендерецкий-представитель польского авангардизма. Б. Бриттен — представитель английской музыкальной культуры. Обращение к музыке камерного типа. Военный реквием (1961г.) как продолжение темы о трагедии войны. Б. Барток — музыкант-фольклорист. Особенности стиля. Образная сфера творчества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconРабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению...
Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института музыки, театра и хореографии
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа...
Области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconРабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы XVII xviii вв.»
Дпп гос впо и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для специальности
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная...
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История зарубежной музыки»
Венская классическая школа: основные художественные принципы венской классической школы. Творческий путь И. Гайдна
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconУчебно-методический совет по журналистике Московский государственный...
Курс «История зарубежной журналистики» призван рассмотреть историю журналистики зарубежных стран и на этой базе сформировать у студентов...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»...
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск