РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА
_______________________ /Л.В. Демина
«________» _____________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование»
профиль подготовки «Дирижирование академическим хором»
Квалификация выпускника – бакалавр
Тюмень— 2011 Разработчик:
Профессор кафедры хорового дирижирования, доцент Н.А. Кунилова
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хорового дирижирования
«__________»__________________ 2011 г., протокол № _________
Зав. кафедрой ____________________/ В.В. Петрова
Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института музыки, театра и хореографии
«__________»__________________ 2011 г., протокол № __________
Председатель _____________________/ В.В. Петрова
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
| Б.3 .В.1.1
| Профессиональный цикл
| +
| –
| –
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Самостоятельная работа
| Очная
| 1
| 1, 2
| 144
| 70
| 36
| 34
| 74
| экзамен
| Заочная
| 1
| 1, 2
| 144
| 8
| 4
| 4
| 136
| экзамен
|
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины «История зарубежной хоровой музыки» является овладение студентами широкими знаниями историко-стилевого процесса в области хорового искусства и становления зарубежных национальных хоровых школ.
Основными задачами, которые ставятся при изучении студентами дисциплины «История зарубежной хоровой музыки», можно считать:
расширение специальных знаний студентов на основе изучения лучших хоровых произведений различных эпох;
изучение вопросов возникновения, становления и взаимодействия различных жанров, стилей хорового искусства, их эволюция;
воспитание свободного навыка анализа хоровых произведений зарубежных композиторов;
накопление репертуара по курсу, для его использования в практической деятельности выпускника, как хормейстера и преподавателя в среднем специальном учебном заведении.
выработка навыков самостоятельной работы с исследовательской музыкальной литературой и умения ориентироваться в современных музыкально-исторических научных концепциях в области зарубежного хорового искусства.
формирование представлений о национальном своеобразии и особенностях развития вокально-хорового творчества зарубежных композиторов.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История зарубежной хоровой музыки» является профилирующей и входит
в цикл профессиональных дисциплин, модуль Б. 3. В. 1.1 «История хоровой музыки».
Для ее изучения студенты должны обладать определенными знаниями, умениями и компетенциями, соответствующими требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования, а именно:
иметь достаточный общекультурный уровень,
показать эрудицию в области вокально-хорового искусства,
иметь элементарные знания о хоровом творчестве зарубежных композиторов,
понимать особенности стиля и жанра хоровых сочинений зарубежных композиторов.
Дисциплинами, для которых данная дисциплина будет предшествующей, являются:
– «История русской хоровой музыки»;
– «История современной хоровой музыки». 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
способность анализировать, осмысливать развитие зарубежного хорового искусства в историческом контексте с другими видами искусства;
способность выявлять жанрово-стилевые особенности хорового произведения, его драматургию и форму;
способность разбирать вокально–хоровые произведения, проводить сравнительный анализ различных исполнительских интерпретаций;
свободный навык работы с первоисточниками по изучаемым темам;
способность определять на слух изучаемые вокально-хоровые произведения зарубежных композиторов;
способность грамотно использовать изученные произведения зарубежных композиторов
в практической деятельности дирижера хора,
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать значительный объем зарубежной хоровой музыки, включающий произведения различных эпох, стилей, жанров и направлений;
– уметь грамотно применять полученные знания в практической деятельности дирижера-хормейстера академического хора, преподавателя хоровых дисциплин;
– владеть профессиональной терминологией, навыками работы с хоровыми партитурами зарубежных композиторов, основными источниками и изданиями, в том числе последних лет, по истории зарубежной хоровой музыки; 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| По семестрам
| очное
| заочное
| очное
| заочное
|
|
| 1
| 2
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 70
| 8
| 36
| 34
| 4
| 4
| В том числе:
Лекции
|
36
|
4
|
18
|
18
|
2
|
2
| Практические, семинарские занятия
| 34
| 4
| 18
| 16
| 2
| 2
| Самостоятельная работа (всего)
| 74
| 136
| 37
| 37
| 68
| 68
| В том числе:
реферативная работа
| 20
| 40
| 10
| 10
| 20
| 20
| Общая трудоемкость: час.
| 144
| 144
|
| зач. ед.
| 4
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Раздел I.
История зарубежного хорового исполнительства от истоков до XVII века
Тема I. I
История возникновения и развития хоровых жанров античного искусства (до IV в. н.э.)
| Достижение музыкального искусства в древнем Египте. Страсти и мистерии, как высшая форма древнеегипетского фольклора. Гимны, как центральный жанр жреческого искусства. Интонационная основа византийских гимнов. Традиция единства искусств: музыки, поэзии, танца в древней Греции. Ведущая роль теории этоса в системе образования Спарты. Возможность осуществления принципа гетерофонии в хоровой лирике. Разновидности хоровой лирики.
|
| Тема 1.2.
Становление хоровых жанров средневековья (IV-XIV в.).
| Основные идеи искусства средневековья. Виды профессионального искусства в монастырях. Основа для расцвета хоровой культуры Византии. Творчество ведущих гимнотворцев. Каноны, кондаки, их особенности. Роль Византии в истории культуры средневековья.
Основание римской певческой школы, создание антифонария,
грегорианский хорал, его отличительные черты. Характерные особенности, принцип тропирования в секвенциях, литургических драмах.
Особенности раннего многоголосия. полифоническая школа Нотр–Дам. Формирование полифонических жанров Франции. Разновидности светского многоголосия.
|
| Тема 1.3.
Расцвет хоровой музыки зарубежных стран эпохи Возрождения
(XIV – 2-я половина XVII в.)
| Формирование хоровых жанров эпохи Возрождения, внимание к народной песенности, национальным истокам, фольклору. Расцвет светских хоровых жанров Франции. Народные жанры итальянской хоровой музыки. Итальянский мадригал, его разновидности, как основа для зарождения итальянской оперы.
Формирование частей мессы, отличительные черты и предпосылки создания самостоятельного вокально-хорового произведения. Хоровая полифония, две национальные школы церковной полифонии. Их влияние на хоровое письмо стиля барокко. Профессиональное хоровое образование в Нидерландах, достижения в полифонии строгого стиля.
Развитие жанра мотета, равноправие хоровых голосов. Представители нидерландской полифонической школы.
|
| Раздел 2
История хорового творчества зарубежных композиторов со 2-й половины XVII в. до ХХ в. Тема 2.1
Хоровое творчество Иоганна Себастьяна Баха. Новаторство в творческом наследии.
| Кантаты, мотеты, их образная сфера, текст, литературная основа. Роль изобразительности, либретто, использование народно-танцевальных интонаций. Магнификат, как новаторское сочинение: драматургия, тематизм, тембровость, танцевальность. Месса «H–moll», как циклическая композиция, близость к немецкой национальной музыке, контрастность номеров как основной принцип драматургии. Разработка нового типа пассионов, жанровость ораторий. Новое прочтение функции хоралов.
|
| Тема 2.2
Хоровое творчество Георга Фридриха Генделя. Черты хорового стиля.
| Влияние французской лирической трагедии и немецкого зингшпиля. Тематика, две линии образности. Особенности хорового письма до 1740 г. Сюжеты ораторий, распределение по жанрам, роль хора в ораториях.
|
| Тема 2.3
Хоровое творчество
Йозефа Гайдна.
| Традиции марианской музыки, создание «марианских антифонов». Главный жанр духовной музыки Гайдн. Оркестрово-тембровые находки, владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения. Кантатная месса, влияния на нее неаполитанской школы. Особенности текстов, использование новых музыкальных форм. Новаторство в ораториях, Изобразительность, программность. Особенности строения ораторий, влияние песенного фольклора.
|
| Тема 2.4
Хоровое наследие Вольфганга Амадея Моцарта.
| Месса–brevis в традициях протестантской церкви. Изменение образной сферы, роль хора в мессах Моцарта. Черты жанровости и пейзажности в операх. Драматургия эмоционально-смыслового развития; интонационные связи, красочность оркестра, общий колорит, использование полифонических приемов письма в жанрах Requiem, мотет. Светская музыка Моцарта, масонские кантаты.
|
| Тема 2.5
Людвиг Бетховен. Особенности хоровых сочинений
| Характерные черты трех периодов творчества. Опера «Фиделио», как опера «спасения», ее содержание, роль хора, образ народа. Симфонизация оперного жанра. «Фантазия», черты симфонизма. Новаторство в мессах, обращение к полифоническим приемам изложения, к старинным ладам. Особенности хорового склада в кантате. Связь хоровых произведений с другими жанрами симфонической и оркестровой музыки.
|
| Тема 2.6
Романтические стилевые черты хорового творчества Франца Шуберта.
| Новые формы хорового искусства и исполнительства XIX в. Сохранение национальных традиций многоголосых ансамблей как основа хорового начала будущей романтической оперы Австрии и Германии. Связь поэзии и музыки, роль хора в кантате. Духовные сочинения последних лет, эволюция жанра мессы. Усложнение образно-тематической сферы в мессах.
|
| Тема 2.7
Феликс Мендельсон-Бартольди. Хоровое творчество, черты стиля.
| Опора на фольклор, национальную песенность в хоровых миниатюрах. Тематика ораторий, как отражении этапов формирования религиозных учений. Новаторство Мендельсона в жанре оратории в новой трактовке полифонии, разнообразии хоровых форм; обновлении сюжетной основы. Формирование черт новой романтической драматургии.
|
| Тема 2.8
Хоровая музыка Роберта Шумана.
| Просветительская и композиторская деятельность Шумана. Черты хорового стиля Шумана, использование текстов поэтов-романтиков, сентименталистов. Создатель нового типа ораторий. Две сферы образности в них, различия в средствах выражения. Хоровое письмо Шумана в вокально-симфонических произведениях, программность музыки.
|
| Тема 2.9
Хоровая музыка Джоаккино Россини.
| Возникновение новой итальянской оперной школы в жанре оперы-buffa, виртуозность, мастерство оперного письма Россини. Развитие оркестрово-симфонического начала в операх. Художественные приемы, новаторство в создании героики в опере. Преломление народных жанров с национальным колоритом, Особенности духовных сочинений Россини, влияние оперного письма на хоровой склад в «Stabat Mater», структура, роль хора.
|
| Тема 2.10
Гектор Берлиоз. Особенности хорового письма.
| Роль хора в жанровых и фантастических сценах в «Осуждении Фауста». Характерность образов, романтизм, черты оратории, балета, симфонии. Новатор в области оркестра; объем сочинений и исполнительский состав в «Requiem», «Te Deum».
|
| Тема 2.11
Бедржих Сметана. Национальные черты хорового творчества.
| Основоположник чешского оперного искусства, пропагандист национальной чешской культуры. Роль хоровых номеров; тематика и образы, массовые сцены, влияние народно-бытовых танцевальных и песенных жанров в операх. Трактовка героико-драматических идей. Художественное мастерство в хорах
а сapрella.
|
| Тема 2.12
Хоровое творчество Иоганнеса Брамса.
| Влияние народно-песенных интонаций в хоровой камерной музыке Брамса. Влияние полифонии старинных мастеров итальянской и нидерландской школ. Создание собственного строгого стиля. Связь с традиционными жанрами исполнительства: мотетом, хоралом, народными песнями. Соотношение двух основных линий в «Немецком реквиеме». Отличие от канонического текста, объединение смысловых мотивов, новаторство.
|
| Тема 2.13
Хоровая музыка Ференца Листа.
| Значение творчества Листа как композитора, исполнителя, педагога, критика. Философское содержание творчества, широкий круг тем и образов, обращение к героической тематике; разработка темы Родины, обращение к традициям грегорианского пения, венгерских национальных интонаций. Сочетание черт сонатности, вариационности и цикличности в кантате «Венгрия». Обращение к духовной музыке в различных жанрах хорового исполнительства использование разнообразия выразительных гармонических средств.
|
| Тема 2.14
Антонин Дворжак. Хоровое письмо в вокально-симфонических сочинениях.
| Основные темы и образы хоровых произведений. А. Дворжак как автор всех видов и жанров вокально-хорового искусства. Интерес к историко-патриотическим сюжетам, песенной культуре славянских народов. Формообразование, структура и хоровой склад частей оратории «Святая Людмила». Черты хорового стиля в отдельных сочинениях для хора и хоровых циклах. Кантатно-ораториальные произведения на духовные католические тексты: «Stabat Mater», «Requiem».
|
| Тема 2.15
Эволюция хорового наследия Джузеппе Верди.
| Хоровое письмо Д. Верди во влиянии национальных корней, народных песен, церковной музыки. Эволюция оперного творчества Верди 40-х, 50-х, 60-х годов XIX в. Две линии в драматургическом развитии духовных хоровых сочинений. Использование хоралов, полифонии старых мастеров в «Requiem», роль хора.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:
№ п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
| 1.1
| 1.2
| 1.3
| 2.1
| 2.2
| 2.3
| 2.4
| 2.5
| 2.6
| 2.7
| 2.8
| 2.9
| 2.10
| 2.11
| 2.12
| 2.13
| 2.14
| 2.15
| 1.
| История русской хоровой музыки
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| История современной хоровой музыки
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Дирижирование
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Хоровой класс
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| |