Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование»





Скачать 298.56 Kb.
НазваниеРабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование»
страница1/3
Дата публикации12.11.2014
Размер298.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Л.В. Демина

«________» _____________ 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование»

профиль подготовки «Дирижирование академическим хором»

Квалификация выпускника – бакалавр

Тюмень— 2011
Разработчик:

Профессор кафедры хорового дирижирования, доцент Н.А. Кунилова

    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хорового дирижирования

    «__________»__________________ 2011 г., протокол № _________

    Зав. кафедрой ____________________/ В.В. Петрова

    Утверждена на заседании Учебно-методической комиссии института музыки, театра и хореографии

    «__________»__________________ 2011 г., протокол № __________

    Председатель _____________________/ В.В. Петрова



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3 .В.1.1

Профессиональный цикл

+








Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Самостоятельная работа

Очная


1

1, 2

144

70

36

34

74

экзамен

Заочная


1

1, 2

144

8

4

4

136

экзамен



  1. Цели и задачи дисциплины:


Целью изучения дисциплины «История зарубежной хоровой музыки» является овладение студентами широкими знаниями историко-стилевого процесса в области хорового искусства и становления зарубежных национальных хоровых школ.

Основными задачами, которые ставятся при изучении студентами дисциплины «История зарубежной хоровой музыки», можно считать:

  1. расширение специальных знаний студентов на основе изучения лучших хоровых произведений различных эпох;

  2. изучение вопросов возникновения, становления и взаимодействия различных жанров, стилей хорового искусства, их эволюция;

  3. воспитание свободного навыка анализа хоровых произведений зарубежных композиторов;

  4. накопление репертуара по курсу, для его использования в практической деятельности выпускника, как хормейстера и преподавателя в среднем специальном учебном заведении.

  5. выработка навыков самостоятельной работы с исследовательской музыкальной литературой и умения ориентироваться в современных музыкально-исторических научных концепциях в области зарубежного хорового искусства.

  6. формирование представлений о национальном своеобразии и особенностях развития вокально-хорового творчества зарубежных композиторов.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История зарубежной хоровой музыки» является профилирующей и входит

в цикл профессиональных дисциплин, модуль Б. 3. В. 1.1 «История хоровой музыки».

Для ее изучения студенты должны обладать определенными знаниями, умениями и компетенциями, соответствующими требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования, а именно:

  1. иметь достаточный общекультурный уровень,

  2. показать эрудицию в области вокально-хорового искусства,

  3. иметь элементарные знания о хоровом творчестве зарубежных композиторов,

  4. понимать особенности стиля и жанра хоровых сочинений зарубежных композиторов.


Дисциплинами, для которых данная дисциплина будет предшествующей, являются:

– «История русской хоровой музыки»;

– «История современной хоровой музыки».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

  1. способность анализировать, осмысливать развитие зарубежного хорового искусства в историческом контексте с другими видами искусства;

  2. способность выявлять жанрово-стилевые особенности хорового произведения, его драматургию и форму;

  3. способность разбирать вокально–хоровые произведения, проводить сравнительный анализ различных исполнительских интерпретаций;

  4. свободный навык работы с первоисточниками по изучаемым темам;

  5. способность определять на слух изучаемые вокально-хоровые произведения зарубежных композиторов;

  6. способность грамотно использовать изученные произведения зарубежных композиторов

    в практической деятельности дирижера хора,

    В результате изучения дисциплины студент должен:

– знать значительный объем зарубежной хоровой музыки, включающий произведения различных эпох, стилей, жанров и направлений;

– уметь грамотно применять полученные знания в практической деятельности дирижера-хормейстера академического хора, преподавателя хоровых дисциплин;

– владеть профессиональной терминологией, навыками работы с хоровыми партитурами зарубежных композиторов, основными источниками и изданиями, в том числе последних лет, по истории зарубежной хоровой музыки;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

По семестрам

очное

заочное

очное

заочное







1

2

1

2

Аудиторные занятия (всего)

70

8

36

34

4

4

В том числе:

Лекции


36


4


18


18


2


2

Практические, семинарские занятия

34

4

18

16

2

2

Самостоятельная работа (всего)

74

136

37

37

68

68

В том числе:

реферативная работа

20

40

10

10

20

20

Общая трудоемкость: час.

144

144




зач. ед.

4


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




Раздел I.

История зарубежного хорового исполнительства от истоков до XVII века

Тема I. I

История возникновения и развития хоровых жанров античного искусства (до IV в. н.э.)

Достижение музыкального искусства в древнем Египте. Страсти и мистерии, как высшая форма древнеегипетского фольклора. Гимны, как центральный жанр жреческого искусства. Интонационная основа византийских гимнов. Традиция единства искусств: музыки, поэзии, танца в древней Греции. Ведущая роль теории этоса в системе образования Спарты. Возможность осуществления принципа гетерофонии в хоровой лирике. Разновидности хоровой лирики.



Тема 1.2.

Становление хоровых жанров средневековья (IV-XIV в.).


Основные идеи искусства средневековья. Виды профессионального искусства в монастырях. Основа для расцвета хоровой культуры Византии. Творчество ведущих гимнотворцев. Каноны, кондаки, их особенности. Роль Византии в истории культуры средневековья.

Основание римской певческой школы, создание антифонария,

грегорианский хорал, его отличительные черты. Характерные особенности, принцип тропирования в секвенциях, литургических драмах.

Особенности раннего многоголосия. полифоническая школа Нотр–Дам. Формирование полифонических жанров Франции. Разновидности светского многоголосия.



Тема 1.3.

Расцвет хоровой музыки зарубежных стран эпохи Возрождения

(XIV – 2-я половина XVII в.)


Формирование хоровых жанров эпохи Возрождения, внимание к народной песенности, национальным истокам, фольклору. Расцвет светских хоровых жанров Франции. Народные жанры итальянской хоровой музыки. Итальянский мадригал, его разновидности, как основа для зарождения итальянской оперы.

Формирование частей мессы, отличительные черты и предпосылки создания самостоятельного вокально-хорового произведения. Хоровая полифония, две национальные школы церковной полифонии. Их влияние на хоровое письмо стиля барокко. Профессиональное хоровое образование в Нидерландах, достижения в полифонии строгого стиля.

Развитие жанра мотета, равноправие хоровых голосов. Представители нидерландской полифонической школы.



Раздел 2

История хорового творчества зарубежных композиторов со 2-й половины XVII в. до ХХ в. Тема 2.1

Хоровое творчество Иоганна Себастьяна Баха. Новаторство в творческом наследии.

Кантаты, мотеты, их образная сфера, текст, литературная основа. Роль изобразительности, либретто, использование народно-танцевальных интонаций. Магнификат, как новаторское сочинение: драматургия, тематизм, тембровость, танцевальность. Месса «H–moll», как циклическая композиция, близость к немецкой национальной музыке, контрастность номеров как основной принцип драматургии. Разработка нового типа пассионов, жанровость ораторий. Новое прочтение функции хоралов.



Тема 2.2

Хоровое творчество Георга Фридриха Генделя. Черты хорового стиля.

Влияние французской лирической трагедии и немецкого зингшпиля. Тематика, две линии образности. Особенности хорового письма до 1740 г. Сюжеты ораторий, распределение по жанрам, роль хора в ораториях.



Тема 2.3

Хоровое творчество

Йозефа Гайдна.

Традиции марианской музыки, создание «марианских антифонов». Главный жанр духовной музыки Гайдн. Оркестрово-тембровые находки, владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения. Кантатная месса, влияния на нее неаполитанской школы. Особенности текстов, использование новых музыкальных форм. Новаторство в ораториях, Изобразительность, программность. Особенности строения ораторий, влияние песенного фольклора.



Тема 2.4

Хоровое наследие Вольфганга Амадея Моцарта.

Месса–brevis в традициях протестантской церкви. Изменение образной сферы, роль хора в мессах Моцарта. Черты жанровости и пейзажности в операх. Драматургия эмоционально-смыслового развития; интонационные связи, красочность оркестра, общий колорит, использование полифонических приемов письма в жанрах Requiem, мотет. Светская музыка Моцарта, масонские кантаты.



Тема 2.5

Людвиг Бетховен. Особенности хоровых сочинений

Характерные черты трех периодов творчества. Опера «Фиделио», как опера «спасения», ее содержание, роль хора, образ народа. Симфонизация оперного жанра. «Фантазия», черты симфонизма. Новаторство в мессах, обращение к полифоническим приемам изложения, к старинным ладам. Особенности хорового склада в кантате. Связь хоровых произведений с другими жанрами симфонической и оркестровой музыки.



Тема 2.6

Романтические стилевые черты хорового творчества Франца Шуберта.

Новые формы хорового искусства и исполнительства XIX в. Сохранение национальных традиций многоголосых ансамблей как основа хорового начала будущей романтической оперы Австрии и Германии. Связь поэзии и музыки, роль хора в кантате. Духовные сочинения последних лет, эволюция жанра мессы. Усложнение образно-тематической сферы в мессах.



Тема 2.7

Феликс Мендельсон-Бартольди. Хоровое творчество, черты стиля.

Опора на фольклор, национальную песенность в хоровых миниатюрах. Тематика ораторий, как отражении этапов формирования религиозных учений. Новаторство Мендельсона в жанре оратории в новой трактовке полифонии, разнообразии хоровых форм; обновлении сюжетной основы. Формирование черт новой романтической драматургии.



Тема 2.8

Хоровая музыка Роберта Шумана.

Просветительская и композиторская деятельность Шумана. Черты хорового стиля Шумана, использование текстов поэтов-романтиков, сентименталистов. Создатель нового типа ораторий. Две сферы образности в них, различия в средствах выражения. Хоровое письмо Шумана в вокально-симфонических произведениях, программность музыки.



Тема 2.9

Хоровая музыка Джоаккино Россини.

Возникновение новой итальянской оперной школы в жанре оперы-buffa, виртуозность, мастерство оперного письма Россини. Развитие оркестрово-симфонического начала в операх. Художественные приемы, новаторство в создании героики в опере. Преломление народных жанров с национальным колоритом, Особенности духовных сочинений Россини, влияние оперного письма на хоровой склад в «Stabat Mater», структура, роль хора.



Тема 2.10

Гектор Берлиоз. Особенности хорового письма.

Роль хора в жанровых и фантастических сценах в «Осуждении Фауста». Характерность образов, романтизм, черты оратории, балета, симфонии. Новатор в области оркестра; объем сочинений и исполнительский состав в «Requiem», «Te Deum».



Тема 2.11

Бедржих Сметана. Национальные черты хорового творчества.

Основоположник чешского оперного искусства, пропагандист национальной чешской культуры. Роль хоровых номеров; тематика и образы, массовые сцены, влияние народно-бытовых танцевальных и песенных жанров в операх. Трактовка героико-драматических идей. Художественное мастерство в хорах

а сapрella.



Тема 2.12

Хоровое творчество Иоганнеса Брамса.

Влияние народно-песенных интонаций в хоровой камерной музыке Брамса. Влияние полифонии старинных мастеров итальянской и нидерландской школ. Создание собственного строгого стиля. Связь с традиционными жанрами исполнительства: мотетом, хоралом, народными песнями. Соотношение двух основных линий в «Немецком реквиеме». Отличие от канонического текста, объединение смысловых мотивов, новаторство.



Тема 2.13

Хоровая музыка Ференца Листа.

Значение творчества Листа как композитора, исполнителя, педагога, критика. Философское содержание творчества, широкий круг тем и образов, обращение к героической тематике; разработка темы Родины, обращение к традициям грегорианского пения, венгерских национальных интонаций. Сочетание черт сонатности, вариационности и цикличности в кантате «Венгрия». Обращение к духовной музыке в различных жанрах хорового исполнительства использование разнообразия выразительных гармонических средств.



Тема 2.14

Антонин Дворжак. Хоровое письмо в вокально-симфонических сочинениях.

Основные темы и образы хоровых произведений. А. Дворжак как автор всех видов и жанров вокально-хорового искусства. Интерес к историко-патриотическим сюжетам, песенной культуре славянских народов. Формообразование, структура и хоровой склад частей оратории «Святая Людмила». Черты хорового стиля в отдельных сочинениях для хора и хоровых циклах. Кантатно-ораториальные произведения на духовные католические тексты: «Stabat Mater», «Requiem».



Тема 2.15

Эволюция хорового наследия Джузеппе Верди.

Хоровое письмо Д. Верди во влиянии национальных корней, народных песен, церковной музыки. Эволюция оперного творчества Верди 40-х, 50-х, 60-х годов XIX в. Две линии в драматургическом развитии духовных хоровых сочинений. Использование хоралов, полифонии старых мастеров в «Requiem», роль хора.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:


№ п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7


2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

1.

История русской хоровой музыки







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

История современной хоровой музыки




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Дирижирование







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Хоровой класс







+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconФгбоу впо «Пермский государственный институт искусства и культуры» Утверждаю Ректор, профессор
«Дирижирование» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconМетодические указания по выполнению рефератов
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История...
Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconРабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная...
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Издательское дело». Профиль подготовки – «Книгоиздательское дело» (очная форма обучения)
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Издательское дело». Профиль подготовки – «Книгоиздательское дело» (очная форма обучения)
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconУчебно-методический совет по журналистике Московский государственный...
Курс «История зарубежной журналистики» призван рассмотреть историю журналистики зарубежных стран и на этой базе сформировать у студентов...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconРабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconДпп. Ф. 01. История зарубежной музыки
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6
Рабочая программа история зарубежной хоровой музыки по направлению подготовки 073500. 62 «Дирижирование» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск