Скачать 135.92 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» УТВЕРЖДАЮ Ректор, профессор __________________Е.А. Малянов «___»__________________ 201__ г. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Направление подготовки – 073500 «Дирижирование» Профиль подготовки – «Дирижирование академическим хором» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная г. Пермь, 2011 Авторы - составители: доцент, заслуженный работник культуры России Аблязова М. Г., старший преподаватель Пустобаева Л. Н. кафедры хорового дирижирования Издание включает методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Содержание Раздел 1. Формы проведения учебной практики..................................................4 Раздел 2. Место и время проведения учебной практики.....................................4 Раздел 3. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…....................................4 3.1. Требования, предъявляемые к студенту на этапе промежуточной аттестации учебной практики.....................................5 3.2. Методическое обеспечение учебной практики………………….....5 Раздел 4. Приложения, содержащие материалы по оформлению документации для подготовки к защите практики.............................................................................................13 Раздел 1. Формы проведения учебной практики - фрагментарно активная (распевание хорового коллектива, разучивание хоровых партий с участниками хора, чтение фрагмента лекции по теоретическим дисциплинам, проведение фрагмента индивидуального занятия по дирижированию и чтению хоровых партитур); - активная (индивидуальная работа студента с учащимся в классе дирижирования, чтения хоровых партитур, чтение лекций по теоретическим дисциплинам дирижерско-хорового цикла). Раздел 2. Место и время проведения учебной практики Место проведения учебной практики «Педагогическая практика» - государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский музыкальный колледж». Время проведения учебной практики «Педагогическая практика» - 7 и 8 семестры 4 курса. Педагогическая практика проводится по утвержденному плану с закреплением за каждым студентом руководителя практики. В процессе прохождения практики студенты выполняют конкретные задания и заполняют необходимую документацию. Раздел 3. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Контрольная точка по педагогической практике подводится в форме зачета в 8 семестре 4 курса, на котором присутствуют три педагога кафедры и студенты. На зачете студенты отчитываются о проделанной работе и анализируют ситуации, которые происходили во время их занятий. Также обсуждаются проблемы, наиболее характерные для определенного вида практики, даются конкретные рекомендации по их устранению. 3.1. Требования, предъявляемые к студенту на этапе промежуточной аттестации учебной практики Для прохождения промежуточной аттестации в форме экзамена студент должен принимать участие в практических занятиях, своевременно выполнять практические работы и самостоятельные задания. 3.2. Учебно-методическое обеспечение учебной практики Список рекомендуемой литературы по курсу «Чтение хоровых партитур» Основная литература: 1. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 1. – М., 2005. – 78 с.; Вып. 2. – М., 2005. – 78 с. 2. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 3. – М., 2008. – 94 с.; Вып. 4. – М., 2010. – 100 с. 3. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Семеновский, М. Королёва, О. Романова: Вып. 5. – М., 2012. – 168 с. Дополнительная литература: 1. Андреева, Л. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / Л. Андреева, В. Попов. Вып. 2-3. – М., 1968-1977: Вып. 2. – М., 1972. – 394 с.; Вып. 3, в двух частях: ч. 1. – М., 1979. – 126 с., ч. 2. – М., 1979. – 103 с. 2. Казанский, С. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано: учеб. пособие для вузов / С. Казанский. – М.: Музыка, 1976. – 181 с. 3. Кузьмина, Л. А. Специфика работы над формой хоровых произведений / Л. А. Кузьмина // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Международные ассамблеи искусств "Исполнительство и педагогика. Современность и перспективы"), г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 80-86. 4. Основные моменты формирования навыка чтения хоровой партитуры с листа на фортепиано: метод. реком. для студентов ПГИИК спец. 522501 "Музыкальное искусство" специализации: 07"Дирижирование акад. хором" специальности 053000"Народное худож. творчество специализаций; 05005 "Акад. хор", 053006 "Нар. хор" / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Каф. фортепиано ; сост. И. П. Козловская. – Пермь : [б. и.], 2003. – 20 с. 5. Полтавцев, И. Курс чтения хоровых партитур / И. Полтавцев, М. Светозарова. Вып.1. – М., 1964. – 296 с. 6. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с. 7. Тевлин, Б. Хрестоматия по чтению хоровых партитур: Хоровая музыка эпохи Возрождения / Б. Тевлин. – М.: Музыка, 1983. – 157 с. 8. Хрестоматия по советской хоровой литературе для русских народных хоров / сост. Калугина Н. – Вып. 1. – М., 1981. – 135 с.; Вып. 2. – М., 1982. – 158 с. 9. Хрестоматия по чтению хоровых партитур для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано: учеб. пособие для дирижёрско-хоровых факультетов музыкальных вузов / сост. С. Казанский. – М., 1976. 10. Шелков, Н. Хрестоматия по чтению хоровых партитур / Н. Шелков. – Л., 1963. – 445 с. Список рекомендуемой литературы по курсу «Методика музыкального воспитания» Основная литература: 1. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. – метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Р. Ильина. – М.: Альма Матер, 2008. – 415 с. 2. Пустобаева, Л. Н. Методика музыкального воспитания. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Пустобаева; Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь: [б. и.], 2011. – 51 с. 3. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. / А. Ф. Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с. Дополнительная литература: 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336 с. 2. Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования: межвуз. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т, Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; ред.: К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. – Екатеринбург; Пермь: [б. и.], 2009. – 177 с. 3. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 4. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Академия, 2003. – 192 с. 5. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / сост.-ред. А. Тарас. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 720 с. – (Б-ка практической психологии). 6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. Кирнарская, Н. Киященко, К. Тарасова и др.; под. ред. Г. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с. 7. Пустобаева, Л. Н. Практические задания по «Методике музыкального воспитания» как средство развития творческого потенциала студентов / Л. Н. Пустобаева // Система непрерывного художественного образования теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Пермь, 22-25 октября 2007 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: ПГИИК, 2007. – С. 106-108. 8. Пустобаева, Л. Н. Моделирование интегрированных уроков музыки будущими дирижерами-хормейстерами в курсе «Методика музыкального воспитания» / Л. Н. Пустобаева // Литература в искусстве, искусство в литературе: сб. науч. ст. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; сост. С. А. Звонова. – Пермь: [б. и.], 2010. – С. 135-138. 9. Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции г. Пермь, 20-22 окт. 2008г. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: [б. и.], 2008. – 207 с. 10. Сергеева, Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г. П. Сергеева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 128 с. Список рекомендуемой литературы по курсу «Хоровая литература» Основная литература: 1. Зарубежная и отечественная музыка ХХ века: учеб. пособие / В. Назарова – СПб гос. ун-т культуры и иск-ва. – СПб., 2008. – 280 с. 2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб., 2008. – 352 с.; Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб., 2007. – 244 с. 3. История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учебно-метод. пособие для студентов очного отд-ния, обучающихся по специальности 070105 "Дирижирование" (по видам исполн. коллективов: дирижирование акад. хором)" / Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; сост. А. В. Макина, рец. Л. А. Кузьмина. – Пермь: [б. и.], 2012. – 212 с. Дополнительная литература:
Список рекомендуемой литературы по курсу «Хороведение и методика работы с хором» Основная литература: 1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учебное пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 2. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учебное пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 215 с. Дополнительная литература:
7. Мосягина, А. А. Хороведение и методика работы с хором: учебное пособие / А. А. Мосягина; рец. А. А. Муравлев, Д. А. Онегин; Тверское муз. училище. – Тверь: Триада, 2002. – 200 c. 8. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. учеб. заведений / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Академия, 2003. – 192 с. 9. Пигров, К. Руководство хором / К. Пигров. – М., 1964. – 220 с. 10. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие / В. А. Самарин. – М.: Академия, 2002. – 352 с. Список рекомендуемой литературы по курсу «Хоровая аранжировка» Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел 4. Приложения, содержащие материалы по оформлению документации для подготовки к защите практики Приложение 1. Образец МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ О Т Ч Ё Т ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Исполнитель: студентка группы АХ/43 Некрасова Наталья Николаевна Руководитель: доцент Аблязова М. Г. Пермь 2012 Приложение 2. Протокол Сдачи педагогической практики студента 4 курса по направлению подготовки «Дирижирование» профилю подготовки «Дирижирование академическим хором» от 20__года Члены комиссии База практики Отзыв членов комиссии Оценка Председатель комиссии подпись расшифровка Члены комиссии _____________________ _______________ подпись расшифровка Приложение 3. Образец заполнения дневника по практике
|