Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»





Скачать 80.83 Kb.
НазваниеРабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»
Дата публикации07.09.2014
Размер80.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство культуры

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Рабочая программа

Для студентов специальности 070105.65

«Дирижирование академическим хором»

и 053000.65

«Народное художественное творчество»
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070105.65 «Дирижирование академическим хором»
За основу взята программа по вокальному ансамблю Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
Составитель:

Г.З. Зиганшина,

доцент кафедры хорового дирижирования ТГАКИСТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс вокального ансамбля рассчитан на 210 часов (из них самостоятельных – 105 часов) по 1 часу в неделю.

Вокальный ансамбль является одним из предметов, входящих в специальный цикл вокальных дисциплин, цель которого – повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. В курсе вокального ансамбля приобретаются навыки совместного музизцирования, развивается художественный вкус, понимание содержания, стиля, формы исполняемых произведений.

В процессе освоения ансамблевого репертуара вокалист должен осознать такие понятия как ансамблевый слух, ритм, интонирование, вокализация, динамика, интерпретация. Осваивая эти понятия в процессе живой творческой практики, студент приобретает комплекс специфических исполнительских навыков, главный из которых – постоянный самоконтроль и взаимоконтроль участников ансамбля. Активное взаимодействие всех участников ансамбля предполагает точность реакций, полную свободу материала, а также наличие коллегиальных, товарищеских отношений, воспитание которых – одна из важнейших задач данного курса.

Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от занятий сольным пением каждому певцу вокального ансамбля нужно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070104.51 «Дирижирование академическим хором»:

  • формирование навыков исполнения сочинений для различных составов – от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей;

  • сценическое воплощение коллективных форм пения.

На занятиях вокального ансамбля также происходит формирование профессиональных навыков пения в вокальном ансамбле, расширение музыкального кругозора студентов, подготовка руководителей вокальных ансамблей.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В начале каждого семестра преподаватель составляет репертуарный план, руководствуясь уровнем подготовки и способностями студентов курса. Необходимо руководствоваться принципом нарастания сложности технических и художественных задач, учитывая и необходимость возвращения к некоторым из пройденных этапов для закрепления достигнутого. Целесообразна такая последовательность возрастания сложности:

- дуэт для однородных голосов с сопровождением;

- дуэт или трио для разнородных голосов с сопровождением;

- дуэт или трио с сопровождением в форме канона;

- ансамбль для пения без сопровождения;

- ансамбль с самостоятельными независимыми линиями голосов и ясно выявленной драматургией;

- полифонический ансамбль, использующий сложные формы полифонии имитационного типа;

- ансамбль, содержащий интонационные, гармонические и метроритмические трудности, характерные для современного музыкального языка;

- виртуозный ансамбль с большим количеством участников.

В ходе занятий рекомендуется применять три степени овладения репертуаром:

  1. художественно и технически завершенное исполнение произведения;

  2. ознакомительное исполнение произведения, т.е исполнение по нотам, родственное чтению с листа;

  3. пассивное ознакомление с репертуаром (прослушивание с нотами ансамблевой музыки в записи или живом звучании, с обязательным обсуждением и комментарием преподавателя).

В течение семестра должно быть пройдено 2-3 произведения.

Годовые и экзаменационные требования.

Сроки проведения зачета по предмету «Вокальный ансамбль» определены учебным планом. Он проводится в 5,9 семестрах. Зачет принимают члены зачетно-экзаменационной комиссии.

Форма отчета: контрольный урок в конце каждого семестра, на котором исполняются 1-2 произведения. Количество произведений, пройденных в семестре и вынесенных на контрольный урок, зависит от уровня возможностей вокального ансамбля.

Одна из задач курса – работа над формированием профессиональных навыков – включает в себя:

  • Развитие вокально-технических навыков (работа над чистотой интонации, над достижением свободного владения ритмическим рисунком, над дыханием, звукообразованием, штрихами и т.д.)

  • Развитие навыков пения в вокальном ансамбле (работа над умением слушать себя и партнеров по ансамблю, петь свою партию в соответствии с общим исполнительским планом; добиваться тембрового слияния, единства динамических оттенков, темпа и его изменений, гибкости и выразительности фразировки).

Вокальная музыка располагает достаточно большим количеством произведений, написанных для различных составов вокальных ансамблей.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

В предлагаемый репертуарный список включены произведения разных эпох, стилей и жанров. Это произведения русской и зарубежной классики, образцы народно-песенного творчества, духовная музыка. Мужской ансамбль как самостоятельная форма работы практически не используется, поэтому в репертуарном списке отсутствует.

  1. Аренский, А. Дуэты и квартеты / сост. Г. Орентлихер. – Москва, 1967.

  2. Бетховен, Л. Двенадцать шотландских песен для 1-3-х голосов. – Москва, 1978.

  3. Бетховен, Л. Избранные каноны без сопровождения / сост. Н. Рождественская. – Москва, 1973.

  4. Виардо, П. Дуэты и трио для сопрано и альта / сост. Н. Рождественская. – Москва, 1968.

  5. Детский хор / сост. И. Марисова. – Москва, 1990. – Вып.9.

  6. Дворжак, А. Русские песни для двух женских голосов. – Москва,1973.

  7. Дуэты зарубежных композиторов для двух сопрано / сост. С. Апродов. – Москва, 1964 – Вып. 1

  8. Дуэты зарубежных композиторов для двух сопрано / сост. С. Апродов. – Москва, 1965 – Вып. 2

  9. Дуэты зарубежных композиторов для сопрано и меццо-сопрано / сост. А. Апродов. – Москва,1971

  10. Дуэты из опер для сопрано и меццо-сопрано / сост. Г. Суслова. – Москва, 1975

  11. Дуэты русских композиторов / сост. Е. Сидорова-Большая. – Москва, 1963 – Вып. 1

  12. Дуэты советских композиторов.– Москва, 1971

  13. Корнелиус, П. Дуэты для сопрано и баритона / сост. Н. Рождественская. – Москва, 1974

  14. Моцарт, В. Дуэты из опер для высоких голосов / сост. С. Аподов. – Москва, 1968

  15. Рубинштейн, А. Дуэты / сост. С. Стучевский. – Москва, 1972

  16. Танеев С. Вокальные сочинения. Т.2, ч.2. – Москва, 1981

Оперные ансамбли

Дуэты

  1. Верстовский, А. «Аскольдова могила»: № 22 (сопрано, тенор)

  2. Глинка, М. «Иван Сусанин»: № 10 (меццо-сопрано, бас), «Руслан и Людмила»: № 26 (меццо-сопрано, тенор)

  3. Моцарт, В. «Дон Жуан»: № 7 (сопрано, баритон), «Свадьба Фигаро»: № 20 (2 сопрано)

  4. Оффенбах, Ж. «Сказки Гофмана»: Дуэт Антонии и Гофмана (сопрано, тенор)

  5. Перголези, Д. «Служанка-госпожа»: № 8 (сопрано, бас)

  6. Чайковский, П. «Пиковая дама»: № 7 (сопрано, меццо-сопрано)

Трио

  1. Бетховен, Л. «Фиделио»: № 5 (2 сопрано, бас); № 13 (сопрано, тенор, бас)

  2. Глюк, К. «Орфей»: заключительное трио (2 сопрано, меццо-сопрано)

  3. Моцарт, В. «Дон Жуан»: 2 д., № 3 (сопрано, баритон, бас); «Так поступают все»: № 1 (тенор, баритон, бас); № 3 (тенор, баритон, бас); № 10 (сопрано, меццо-сопрано, баритон)

Квартеты

  1. Бетховен, Л. «Фиделио»: № 3 (2 сопрано, тенор, бас)

  2. Прокофьев, С. «Дуэнья»: 5 карт., сцена 5 (сопрано, тенор, баритон, бас)

  3. Танеев, С. «Орестея»: № 19 (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон)

  4. Чайковский, П. «Евгений Онегин»: № 1 (2 сопрано, 2 меццо-сопрано); «Чародейка»: № 22 (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон)
    Народная песня Андалусии «Ay, Morena»

  5. Лотти, А. Vere lanquores nostros

  6. Шуман, Р.Триолет


Народные песни

1) Трио и квартеты для женского состава

  • «Ох, я селезня любила», музыка и слова народные

  • Русские народные песни в обработке А. Лядова:

    • «Ты не стой, колодец»

    • «Колыбельная»

    • «А кто у нас моден?»

    • «Во лузях»

    • «Ты река ли, моя реченька»

  • «Ах, ты степь широкая», обработка О. Галахова

  • «Барыня», обработка А. Новикова

  • «Звонили звоны в Новгороде», обработка А. Заборонка

  • «Вечерний звон», обработка В. Соколова

  • «А я по лугу», обработка А. Кулыгина

Трио и квартеты для женского состава

  • Бах И. «Сердце молчи», переложение В.Попова

  • Бетховен Л. «Избранные каноны»

  • Брамс И. «В цветущем мае природа»

  • Брамс И. «Любовная песня»

  • Григ Э.»Сердце поэта»

  • Гуно Ш. «Весной»

  • Делиб Л. «Песня восточной танцовщицы»

  • Лист Ф. «Веселые игры»

  • Оффенбах Ж. «Баркарола» из оперы «Сказки Гофмана»

  • Соге А. «Возвращение зимы»

  • Швидер Д. «Полонез»

  • Шуман Р. «Веселый охотник»

  • Шуман Р. «Водяной»

  • Шуман Р. «Лесная фея»

  • Шуман Р. «Песня пряхи»

  • Шуман Р. «Песня»

  • Шуман Р. «Розмарин»

  • Шуман Р. «Танцовщица с бубном»

  • Шуман Р. «Триолет»

2) Квартеты для смешанного состава

  • Две русские народные песни в обработке М. Котогарова:

    • «Ты, река, моя реченька»

    • «Я с комариком плясала»

  • Русская народная песня «Дороженька», обработка А. Свешникова

  • Финская народная песня «Зеленые глаза»

  • «Лен-леночек», обработка Н. Шереметьевой

  • «Посмотрите-ка, добрые люди», обработка Н. Римского-Корсакова

  • «Колыбельная», обработка Р. Щедрина

  • «Чоботы», обработка С. Рахманинова

  • Польская народная песня «Плыли утки», обработка А. Тармаковского

  • Латышская народная песня «В Риге звон»

  • Украинская народная песня «Веснянка», обработка Н. Лысенко

  • Неаполитанская народная песня «На лодке», обработка А. Свешникова

  • Английская народная песня «С тобой вдвоем», обработка неизвестного автора XIX века

  • Хорватская народная песня «Тамбурица», обработка С. Полонского

  • Лакская народная песня «Милый мой», обработка Ш. Чалаева

  • Башкирская народная песня «Вороной конь», обработка В. Соколова

  • Русская народная песня «Как на Волге валы бьют», обработка В. Агафонникова

  • Русская народная песня «Говорил-то мне», обработка А. Михайлова

  • «Я пойду млада по солнышку», обработка В. Калистратова

  • «Венули ветры», обработка А. Юрлова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070105....
Старший преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования тгакист лилия Шайхулловна Таштамирова
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070105 «Дирижирование...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 053000. 65 «Народное художественное...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconФгбоу впо «Пермский государственный институт искусства и культуры» Утверждаю Ректор, профессор
«Дирижирование» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconМетодические указания по выполнению рефератов
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconСпециальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconРабочая учебная программа для студентов по специальности «Издательское дело и редактирование»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов, продолжающих обучение французскому языку на базе программы средней школы в...
Рабочая программа Для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск