Скачать 1.26 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СД.01 «ДИРИЖИРОВАНИЕ» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………. 3 II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ……………………………………………………….5 III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………12 IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………13 V. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ…………………………………………………….35 VI. КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ……………………………………51 VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………69 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.1. Назначение дисциплины В цикле специальных хоровых дисциплин учебного плана специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) курс «Дирижирование» наряду с курсом «Хоровой класс» занимает центральное положение. Назначением этой важнейшей дисциплины цикла является формирование специалиста-профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива; выполнения педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах. Роль «Дирижирования», как одной из центральных дисциплин многостороннего процесса становления творческой личности хормейстера-профессионала, заключается в освоении такого важнейшего аспекта дирижерско-хормейстерской деятельности, как невербально-коммуникативный, обретении студентом личностной творческой системы мануального управления хоровым исполнением. I.2. Цель дисциплины Основной целью курса «Дирижирование» является воспитание широко образованного и творчески активного педагога-музыканта, способного самостоятельно создать детский хоровой коллектив, организовать его учебную и концертную деятельность. Для этого ему необходимо сочетать в себе качества организатора, вокального и музыкального педагога, воспитателя, хормейстера и дирижера-исполнителя. Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди которых одним из важнейших является умение управлять – дирижировать хором. Этим и определяется ведущее место предмета «Дирижирование» в комплексе специальных дисциплин учебного плана дирижерско-хорового отделения колледжа искусств. I.3. Задачи дисциплины Основными задачами дисциплины «Дирижирование» в системе среднего профессионального музыкального образования являются: а) воспитательные: - воспитание студента как педагога, организатора и руководителя детского хорового коллектива; - воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – склонности к лидерству, ответственности, оптимистичного мировоззрения и мировосприятия, высокой степени мотивации деятельности и т.п.; - художественное и эстетическое воспитание студентов путем практического знакомства и творческого освоения лучших образцов хоровой музыки различных эпох, стилей и жанров; б) обучающие задачи курса включают формирование следующих необходимых дирижеру хора профессиональных умений и навыков: - овладение разноплановым хоровым репертуаром различных эпох, стилевых направлений и жанров для коллективов разных составов и навыками его самостоятельного расширения; - овладение полистилистической дирижерской техникой, позволяющей убедительно передавать исполнительский замысел и управлять хоровым звучанием; - овладение навыками планирования и осуществления хормейстерской работы с детским хоровым коллективом; - овладение методами и приемами самостоятельной работы над аналитическим, мануальным и вокальным освоением хоровой партитуры; - формирование специальных слуховых, вокальных, мануальных, хормейстерско-педагогических и других профессиональных навыков в процессе индивидуальной работы над хоровым произведением; - формирование умений создания интерпретаторской дирижерской концепции произведения и применения методов хормейстерского ее воплощения в процессе предрепетиционной подготовки дирижера; - формирование практических навыков и умений репетиционной работы с хором; в) развивающие: - расширение профессионального музыкального кругозора; - развитие профессиональных музыкальных способностей (дирижерского и специфически хормейстерского фортепианного исполнения хоровой музыки, остроты мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокального слуха и т.д.); - применение полифункциональных дирижерских умений в условиях реальной хормейстерской деятельности. Изучение курса «Дирижирование» осуществляется в форме индивидуальных практических занятий на протяжении всего периода обучения в колледже. Объем курса – 286 часов (по 2 часа в неделю из расчета: 16 недель – в 1,3,5,7 семестрах; 20 недель – во 2, 4, 6 семестрах; 19 недель – в 8 семестре). При этом имеется в виду, что лица, принятые на 1 курс специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование), обладают необходимым уровнем знаний, умений и навыков, определенных программами детских музыкальных школ, школ искусств и хоровых студий. Означенные знания, умения, навыки являются тем необходимым фундаментом, на котором строится курс обучения в среднем учебном звене профессионального образования хорового дирижера. I.4. Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса дисциплины Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: - требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070106 «Хоровое дирижирование» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года; - «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»; - примерной программы по учебной дисциплине «Дирижирование» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) Федерального ГОУ СПО «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»; - рабочей программы по учебной дисциплине «Дирижирование» для специальности 070106 – Хоровое дирижирование (специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств» (2007 г.); - методической, монографической и научной литературы по дирижированию; - личного преподавательского, научно-исследовательского и исполнительского опыта составителя. II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ II.1. Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины «Дирижирование»
II.2. Требования к уровню подготовки студентов до начала изучения дисциплины К началу изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен обладать следующими предпрофессиональными характеристиками: а) знать основы элементарной теории музыки (нотной грамоты) на уровне курса начального (предпрофессионального) музыкального образования (ДМШ, ДШИ); б) обладать минимальным опытом вокально-хорового исполнительства; в) обладать специальными музыкальными способностями, как-то: слуховыми и голосовыми данными, музыкальностью; г) владеть навыками игры на фортепиано в объеме курса начального (предпрофессионального) музыкального образования (ДМШ, ДШИ). II.3. Требования к уровню подготовки студентов по курсам Первый курс обучения В период 1 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики: - знать основы техники дирижирования и понимать ее значение для дирижера-хормейстера; - знать историю дирижерского исполнительства и основные компоненты дирижерского мастерства; - владеть основными параметрами постановки дирижерского аппарата: а) навыком оптимальной рабочей позы дирижера; б) навыками релаксации исполнительского аппарата с целью приобретения максимальной мышечной свободы дирижерской мускулатуры; в) навыками пластики и координации движений дирижерского аппарата; г) навыками метрономирования различных дирижерских схем; д) навыками дирижерского вступления (ауфтакта и окончания (снятия) исполнения. - знать теоретические основы хоровой партитуры; - владеть основными формами дорепетиционной работы дирижера-хормейстера над партитурой: игрой партитуры на фортепиано, пением хоровых партий с тактированием; - дирижировать произведениями, несложными в вокально-техническом отношении, написанными в простых музыкальных формах (период, куплетная, простая 2х и 3х-частная), простых (2/4, 3/4, 4/4) симметричных размерах, умеренных единых темпах, изложенных в гармоническом, гомофонно-гармоническом стиле, а также эпизодически включающих небольшие имитационные построения; - составлять краткую аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений; - владеть элементарными навыками собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений. В период обучения на 1 курсе изучается 7-8 2х-3х-голосных произведений для однородного состава хора в 2х-строчном изложении (3-4 – с инструментальным сопровождением и 4 – а-сарре11а) Второй курс обучения В период 2 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики: - владеть навыками совершенствования форм дорепетиционного изучения дирижером-хормейстером партитуры избранного произведения (игры на фортепиано, пения хоровых партий с дирижированием); - владеть основными формами хормейстерской репетиционной работы с исполнителями на основе информирующего и репродуктивного методов обучения: а) составлением поэтапного плана хормейстерской работы над произведением с коллективом исполнителей; б) моделированием комплекса вокально-технических и художественно-исполнительских сложностей коллективного освоения произведения; в) проектированием хормейстерских методических приемов совершенствования хоровой звучности в репетиционном процессе; г) моделированием основных форм т.н. «рабочего» дирижирования, адекватных каждому данному периоду репетиционного процесса. - дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении, чем предыдущие; небольшими по объему; написанными в простых музыкальных формах; вместе с тем: предполагающими разнообразие (контрастность) темпов, динамики, штрихов и т.п.; в сложных симметричных размерах (6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 12/4, 12/8); с применением дробленых и укрупненных дирижерских схем; включающих как гармонический, гомофонно-гармонический, так и полифонический стиль изложения материала (имитационный, подголосочный, простой канонический); - составлять подробную аннотацию на одно из исполняемых хоровых произведений; - владеть развернутыми навыками и умениями собеседования по творчеству композиторов и поэтов изучаемых произведений. В период обучения на 2 курсе изучается не менее 8 произведений, предназначенных для различных исполнительских составов (женских, детских, мужских, смешанных) в 2х, 3х-строчном изложении, 4 из которых написаны с инструментальным сопровождением, 4 – а-сарреllа. Третий курс обучения В период 3 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент долженприобрести следующие профессиональные характеристики: - владеть навыками углубления знаний и совершенствования умений, приобретенных на предыдущих курсах обучения; - владеть навыками самостоятельной работы по совершенствованию методов дорепетиционного освоения произведения хормейстером; - петь гармонические вертикали демонстрируемого произведения а-сарреllа (наизусть); - петь хоровые партии изучаемого произведения с переходом с одного голоса на другой (наизусть); - владеть диалогическими методами обучения в области репетиционно-хормейстерской методической подготовки; - дирижировать произведениями, более сложными в вокально-техническом отношении, чем изучаемые на 2 курсе, изложенными в сложных 2х и 3х-частных рондообразных, строфических, контрастно-составных полифонических и других формах; - дирижировать произведениями, являющимися развернутыми хоровыми номерами более крупных сочинений (опер, кантат, ораторий); - дирижировать произведениями, написанными в несимметричных размерах (5/4, 5/8, 7/4, 7/8, 8/4, 8/8, 11/4, 11/8 и т.п.) с применением дробленых и укрупненных дирижерских схем; - осуществлять практическую хормейстерскую работу по изучению несложного в методическом отношении произведения с хоровым коллективом и дирижировать им в концертных условиях; - самостоятельно составлять развернутый исполнительский анализ хорового произведения с инструментальным сопровождением с включением разделов «Вокально-техническая работа с хором» и «Анализ дирижерских исполнительских средств» В период обучения на 3 курсе изучается не менее 8 произведений, предназначенных для различных исполнительских составов с преобладанием сочинений для смешанного состава хора, написанных в 3х и 4х-строчном изложении, 4 из которых должны быть с инструментальным сопровождением, 4 – а-сарре11а, а также – одно произведение, предназначенное для практической работы с женским составом хора. Четвертый курс обучения В период 4 курса изучения дисциплины «Дирижирование» на уровне среднего профессионального образования студент должен приобрести следующие профессиональные характеристики: - совершенствовать навыки и умения, приобретенные в процессе обучения на предыдущих курсах; - свободно владеть методикой дорепетиционной хормейстерской подготовки (игра партитуры на фортепиано, пение хоровых голосов с дирижированием, всесторонний анализ произведения); - владеть методикой моделирования и осуществления репетиционной работы с хоровым коллективом над избранным произведением; - дирижировать фрагментами крупных вокально-симфонических произведений (опер, кантат, ораторий, хоровых концертов, циклов, сюит и т.п.), подразумевающих большое разнообразие форм, принципов фактурного развития, различных сочетаний дирижерских технических приемов, стилей дирижирования и т.д.; - дирижировать произведениями, написанными в самых различных размерах, включая переменные, предусматривающими использование соответствующих дирижерских схем, а также – дробление метрической доли в очень медленных темпах и укрупнение – в очень быстрых; - владеть научно-исследовательскими методами подготовки дипломного реферата по одной из проблем хорового исполнительства; - углублять и совершенствовать навыки репетиционной работы с хоровыми коллективами различных составов (детского, женского, смешанного; - владеть методикой подготовки концертной дипломной программы. В период обучения на 4 курсе изучается не менее 5-6 произведений, 2 из которых (одно – с инструментальным сопровождением, другое – а-сарре11а) являются концертной программой итоговой государственной аттестации по дирижированию хоровым коллективом. |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических... | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:... Документальная основа умк |