Скачать 348.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СД.01 «Введение в специальность» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка 3 Цели и задачи 3 Учебно-тематический план 4 Содержание учебной дисциплины 5 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Хороведение», «Хоровая литература», «Методика преподавания хоровых дисциплин», «Чтение хоровых партитур». Цель - подготовить студентов к их будущей педагогической и исполнительской деятельности. Главной задачей курса является познание истории хорового исполнительства (направления, жанры и стили), методик музыкального воспитания, истории развития дирижерского искусства в России и за рубежом. Программа состоит из 8 тем:
Такие темы, как «Детское хоровое искусство» (тема 1), «История русского церковно-певческого искусства» (тема 6) и зарубежные жанры духовной музыки (тема 8), рассматриваются обзорно, т.к. изучаются более углубленно в курсе «Методики музыкального воспитания детей», «Специальности», «Хороведения» и «Хоровой литературы». Изучение курса предусматривает различные виды занятий – лекционные и практические (доклад-сообщение, аннотации, исполнение хоровых партитур на фортепиано). Эффективной формой занятий является коллективное исполнение хоровых партитур. В темах 1в, 2а, 3б, 5, 6б, 8 возможно написание рефератов, позволяющих более углубленно изучить ту или иную тему или ее аспект. В данном курсе предполагается использование видеозаписей, аудиозаписей, грамзаписей и CD. Контроль и учет успеваемости С целью определения полноты и прочности знаний студентов и умения применять их на практике предусмотрен периодический контроль, проводимый в виде семинарских занятий, самостоятельных работ и устного опроса после освоения каждой темы. Завершается изучение курса сдачей зачета, который проводится в виде собеседования со студентами; в форме реферата по одной из пройденных тем курса; иллюстрации несложных 2-х, 3-х хоровых партитур из репертуарных сборников ведущих коллективов страны. Учебно-тематический план
Содержание учебной дисциплины Тема 1а Детские хоровые коллективыСовременное детское хоровое исполнительство в России. Творчество дирижеров детских хоров (В. Попова, Л. Сивухина, В. Соколова, Г. Струве, В. Шереметьева и др.). Вопросы детского хорового репертуара. Принципы организации хорового обучения в детском хоре. Хоровая студия и хоровая школа. Вокальная работа в хоре. Особенности певческого голосообразования у детей, принципы постановки голоса. Воспитательная работа в детском хоре. Воспитание коллектива, культуры общения, художественного вкуса. Краткий обзор методик музыкального воспитания детей: 1.Емельянов Е. «Фонопедический метод развития голоса». 2.Кодай З. «Музыка в детском саду». 3.Масару Ибука «После трех уже поздно». 4.Огороднов Д. «Нотные таблицы для начального сольфеджирования». 5.Стрельникова И. «Дыхательная гимнастика». 6.Струве Г. «Хоровое сольфеджио». 7.Чарели И. «Дыхательная гимнастика». Основная литература1.Музыкальное воспитание в Советском Союзе : сборник / ред. – сост. Л. Баренбойм. – Москва, Советский композитор, 1977. 2.Огороднов, Д. С. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе : методическое пособие / Д. С. Огороднов. – Ленинград : Музыка, ленингр. отделение, 1972. 3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976. 4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998. 5.Шереметьев, В. А. Хоровое пение в детском саду / В. А. Шереметьев. – Челябинск : изд. Т. Лурье, 2001. Дополнительная литература1. Попов, Виктор. Я живу для того, чтобы дети пели… / Музыкальная жизнь. – 2001. – № 9. 2.Детскому хору В. Г. Соколова 65 лет / Музыка и жизнь. – 2001. – № 8. 3.Муз. воспитание в современном мире. – Москва : Советский композитор, 1973. Средства обучения1.Видео. Емельянов В.В. Фонопедический метод. (№ 449) 2.Видео. Иллюстрации к фонопедическому методу (№ 450) 3.Видео. Большой детский хор п/у В.С. Попова (№ 296) 4.Видео. Детский хор «Аврора» (№ 295) 5.Видео. Выступления детских хоровых коллективов на Всемирных хоровых олимпиадах (Корея 2000 г., Германия 2004 г., Китай 2006 г.) 6.СD. Концертный хор ДМШ № 79, г. Москва. 7.CD. Детский хор «Глория», Екатеринбург. 8.CD. Детская хоровая студия «Пионерия». Практическая работаРабота над упражнениями различных вокальных методик. Самостоятельная работа студентаОбзор методик детского музыкального воспитания. Тема 1б Хоры и капеллы мальчиков и юношей. Хоры и хоровые капеллы мальчиков, юношей и мужчин в России и за рубежом. Проблемы репертуара. Периодизация развития голосов мальчиков, их исполнительские возможности, связанные с физиологическими особенностями. Методы вокальной работы в хоре мальчиков и юношей. Основная литература 1.Локшин, Д. А. Руководство смешанным хором старших школьников / Д. А. Локшин. – Москва, 1960. 2.Перельштейнас, Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10. 3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976. 4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998. Дополнительная литература 1.Кирюшин, В. В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков / В. В. Кирюшин. – Москва, 1969. 2.Тараканов, С. А. Из опыта создания и деятельности хоровой капеллы мальчиков города Горького // Советское хоровое исполнительство (50-80-е гг.) : сб. тр. / Гос. муз. – пед. ин-т им. Гнесиных. – Москва, 1988. – Вып. 98 Средства обучения 1.Поет мужской хор Мифи. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. М., Музыка, 1990. 2.Видео. Венский хор мальчиков, Венская хоровая капелла, мужской хор и оркестр Венской оперы, дир.У.К. Харрер. В. Моцарт Месса до минор (№ 526). 3.Видео. Мужской хор. «Православные певчие» (№ 315). 4.Видео. Хоровая капелла мальчиков г. Н.Новгород, х/р Л.Сивухин. 5.Видео. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис (№ 262). 6.CD. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис 7.СD. Хор мальчиков колледжа Св.Джона, Кембридж. 8.CD. «Байкал-хор». Практическая работа Игра хоровых партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для мужского хора и хора мальчиков. Самостоятельная работа студента Подбор репертуара для хоров мальчиков, юношей и мужчин. Тема 1в Хоровая музыка для детей Детская хоровая музыка композиторов-классиков: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова , А.Т. Гречанинова, Ц.А. Кюи, В. Калинникова, С. Танеева. Творческие портреты современных композиторов – авторов детских хоровых сочинений: А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, С. Баневича, О. Хромушина, Я. Дубравина, Д. Кабалевского, Р. Паулса, Т. Потапенко, Р. Бойко, Г. Гладкова, В. Шаинского. Воспитательное воздействие через репертуар, развитие нравственных и эстетических чувств. Классификация репертуара по возрастным группам. Основная литература 1.Добрынина, Е. А. Александра Пахмутова / Е. А. Добрынина. – Москва : Сов. композитор, 1973. 2.Музыка детям : сб. статей / сост. Л. Михеева – Ленинград : Музыка, 1985. – Вып.5. 3.Они пишут для детей : сб. статей / ред.- сост. Т. Карышева – Москва : Сов. композитор, 1973. 4.Петрушевская, Р. И. Советские композиторы – лауреаты премии Ленинского комсомола / Р. И. Петрушевсая. – Москва : Сов. композитор, 1989. 5.Струве, Г. А . Школьный хор : книга для учителя / Г. А. Струве. – Москва : Просвещение, 1981. 6.Фрадкина, Э. А. Олег Хромушин : монографический очерк / Э. А. Фрадкина. – Ленинград : Сов. композитор. Ленинградское отделение, 1986. 7.Чернова ,Т. А. Сергей Баневич. Штрихи к творческому портрету / Т. А. Чернова. – Ленинград : Сов. композитор, Ленинградское отделение, 1986. Практическая работа 1.Сообщение-доклад о творчестве композитора (стиль детских хоровых сочинений). 2.Игра партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для детского хора (младшего, среднего и старшего возраста). Самостоятельная работа студента В данной теме возможно написание рефератов. Примерные темы: 1.«Г.Струве и хоровая студия «Пионерия». 2.«Детская хоровая музыка А. Пахмутовой». 3.«Творческий портрет О. Хромушина». 4.Детские хоры на тему весны (Нового года, ко дню Победы и т.п.). Средства обучения1.Видео. III международный детский музыкальный фестиваль гг. Москва, Киев, Курган, Киров, Пермь, Белоярск, Челябинск и др. 2.Грампластинка. И. Дунаевский – Песни детям и юношеству. Исп. детский хор Ленинградского телевидения и радио, х/р и дир. Ю. Славницкий. 3.Грампластинка. Детские хоры Парцхаладзе. Песни для школьников. 4.Грампластинка. Поет хор «Пионерия» (№ 2148). 5.Репертуарные сборники детских хоровых коллективов («Пионерия», «Весна», «Радуга», «Мечта» и др.). |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К... | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:... Документальная основа умк |