Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»





Скачать 348.76 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
страница1/4
Дата публикации14.12.2014
Размер348.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Введение в специальность»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи 3
Учебно-тематический план 4
Содержание учебной дисциплины 5

Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Хороведение», «Хоровая литература», «Методика преподавания хоровых дисциплин», «Чтение хоровых партитур».

Цель - подготовить студентов к их будущей педагогической и исполнительской деятельности.

Главной задачей курса является познание истории хорового исполнительства (направления, жанры и стили), методик музыкального воспитания, истории развития дирижерского искусства в России и за рубежом.

Программа состоит из 8 тем:

1- 3 темы

посвящены современному хоровому исполнительству в России.

4 тема

затрагивает некоторые вопросы теории хорового исполнения.

5 тема

история развития дирижирования.

6-8 темы

предусматривают знакомство с жанрами духовной музыки (православной и католической).

Такие темы, как «Детское хоровое искусство» (тема 1), «История русского церковно-певческого искусства» (тема 6) и зарубежные жанры духовной музыки (тема 8), рассматриваются обзорно, т.к. изучаются более углубленно в курсе «Методики музыкального воспитания детей», «Специальности», «Хороведения» и «Хоровой литературы».

Изучение курса предусматривает различные виды занятий – лекционные и практические (доклад-сообщение, аннотации, исполнение хоровых партитур на фортепиано). Эффективной формой занятий является коллективное исполнение хоровых партитур. В темах 1в, 2а, 3б, 5, 6б, 8 возможно написание рефератов, позволяющих более углубленно изучить ту или иную тему или ее аспект.

В данном курсе предполагается использование видеозаписей, аудиозаписей, грамзаписей и CD.
Контроль и учет успеваемости
С целью определения полноты и прочности знаний студентов и умения применять их на практике предусмотрен периодический контроль, проводимый в виде семинарских занятий, самостоятельных работ и устного опроса после освоения каждой темы.

Завершается изучение курса сдачей зачета, который проводится в виде собеседования со студентами; в форме реферата по одной из пройденных тем курса; иллюстрации несложных 2-х, 3-х хоровых партитур из репертуарных сборников ведущих коллективов страны.

Учебно-тематический план







Наименование тем

Количество часов


лекцион. занятий

практич. занятий

всего

1

2

3

4

5

1

Детское хоровое искусство

10

10

20




а) Детское хоровое исполнительство

4

4







б) Хоры и капеллы мальчиков и юношей

2

2







в) Хоровая музыка для детей

4

4




2

Хоровое искусство в России в ХХ веке

8

8

12




а) Композиторы – хоровые дирижёры

2

2







б) А.В. Свешников

2

2







в) А.А. Юрлов

2

2




3

Современное хоровое исполнительство в России

6

6

12




а) В. Минин. Государственный академический камерный хор;

В. Полянский. Государственная академическая хоровая капелла России

2

2







б) В. Чернушенко. Государственная академическая капелла Санкт – Петербурга им. М. Глинки

2

2







в) Хоровой театр. Б. Певзнер; Л. Лицова

2

2




4

Нетрадиционные приемы хорового письма

1

1

2

5

История дирижирования

7

7

14




а) История развития дирижирования. Дирижирование – самостоятельная музыкальная специальность. Дирижирование как вид исполнительского искусства

2

2







б) Западноевропейская школа дирижирования, ее яркие представители.

1

1







в) История развития русской дирижерской школы.

2

2







г) Современные русские симфонические дирижеры

2

2




6

История русского церковного певческого искусства

3

3

6




а) Хоровое пение до XVIII в.

1

1







б) Хоровое пение XVIII – нач. ХХ в.

1

1







в) Современная духовная музыка

1

1




7

Церковные службы

2

2

4




а) Литургия

1

1







б) Всенощное бдение

1

1




8

Зарубежные жанры духовной музыки

1

1

2




Stabat Mater, Magnificat, Te Deum, Ave Maria, Месса, Реквием.

1

1







Итого:

36

36

72



Содержание учебной дисциплины

Тема 1а

Детские хоровые коллективы



Современное детское хоровое исполнительство в России. Творчество дирижеров детских хоров (В. Попова, Л. Сивухина, В. Соколова, Г. Струве, В. Шереметьева и др.).

Вопросы детского хорового репертуара.

Принципы организации хорового обучения в детском хоре. Хоровая студия и хоровая школа.

Вокальная работа в хоре. Особенности певческого голосообразования у детей, принципы постановки голоса.

Воспитательная работа в детском хоре. Воспитание коллектива, культуры общения, художественного вкуса.

Краткий обзор методик музыкального воспитания детей:

1.Емельянов Е. «Фонопедический метод развития голоса».

2.Кодай З. «Музыка в детском саду».

3.Масару Ибука «После трех уже поздно».

4.Огороднов Д. «Нотные таблицы для начального сольфеджирования».

5.Стрельникова И. «Дыхательная гимнастика».

6.Струве Г. «Хоровое сольфеджио».

7.Чарели И. «Дыхательная гимнастика».


Основная литература


1.Музыкальное воспитание в Советском Союзе : сборник / ред. – сост. Л. Баренбойм. – Москва, Советский композитор, 1977.

2.Огороднов, Д. С. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе : методическое пособие / Д. С. Огороднов. – Ленинград : Музыка, ленингр. отделение, 1972.

3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976.

4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998.

5.Шереметьев, В. А. Хоровое пение в детском саду / В. А. Шереметьев. – Челябинск : изд. Т. Лурье, 2001.
Дополнительная литература


1. Попов, Виктор. Я живу для того, чтобы дети пели… / Музыкальная жизнь. – 2001. – № 9.

2.Детскому хору В. Г. Соколова 65 лет / Музыка и жизнь. – 2001. – № 8.

3.Муз. воспитание в современном мире. – Москва : Советский композитор, 1973.

Средства обучения


1.Видео. Емельянов В.В. Фонопедический метод. (№ 449)

2.Видео. Иллюстрации к фонопедическому методу (№ 450)

3.Видео. Большой детский хор п/у В.С. Попова (№ 296)

4.Видео. Детский хор «Аврора» (№ 295)

5.Видео. Выступления детских хоровых коллективов на Всемирных хоровых олимпиадах (Корея 2000 г., Германия 2004 г., Китай 2006 г.)

6.СD. Концертный хор ДМШ № 79, г. Москва.

7.CD. Детский хор «Глория», Екатеринбург.

8.CD. Детская хоровая студия «Пионерия».

Практическая работа


Работа над упражнениями различных вокальных методик.

Самостоятельная работа студента


Обзор методик детского музыкального воспитания.
Тема 1б
Хоры и капеллы мальчиков и юношей.
Хоры и хоровые капеллы мальчиков, юношей и мужчин в России и за рубежом. Проблемы репертуара.

Периодизация развития голосов мальчиков, их исполнительские возможности, связанные с физиологическими особенностями.

Методы вокальной работы в хоре мальчиков и юношей.
Основная литература
1.Локшин, Д. А. Руководство смешанным хором старших школьников / Д. А. Локшин. – Москва, 1960.

2.Перельштейнас, Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10.

3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976.

4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998.
Дополнительная литература

1.Кирюшин, В. В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков / В. В. Кирюшин. – Москва, 1969.

2.Тараканов, С. А. Из опыта создания и деятельности хоровой капеллы мальчиков города Горького // Советское хоровое исполнительство (50-80-е гг.) : сб. тр. / Гос. муз. – пед. ин-т им. Гнесиных. – Москва, 1988. – Вып. 98
Средства обучения
1.Поет мужской хор Мифи. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. М., Музыка, 1990.

2.Видео. Венский хор мальчиков, Венская хоровая капелла, мужской хор и оркестр Венской оперы, дир.У.К. Харрер. В. Моцарт Месса до минор (№ 526).

3.Видео. Мужской хор. «Православные певчие» (№ 315).

4.Видео. Хоровая капелла мальчиков г. Н.Новгород, х/р Л.Сивухин.

5.Видео. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис (№ 262).

6.CD. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис

7.СD. Хор мальчиков колледжа Св.Джона, Кембридж.

8.CD. «Байкал-хор».
Практическая работа
Игра хоровых партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для мужского хора и хора мальчиков.
Самостоятельная работа студента
Подбор репертуара для хоров мальчиков, юношей и мужчин.
Тема 1в

Хоровая музыка для детей
Детская хоровая музыка композиторов-классиков: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова , А.Т. Гречанинова, Ц.А. Кюи, В. Калинникова, С. Танеева.

Творческие портреты современных композиторов – авторов детских хоровых сочинений: А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, С. Баневича, О. Хромушина, Я. Дубравина, Д. Кабалевского, Р. Паулса, Т. Потапенко, Р. Бойко, Г. Гладкова, В. Шаинского.

Воспитательное воздействие через репертуар, развитие нравственных и эстетических чувств. Классификация репертуара по возрастным группам.


Основная литература
1.Добрынина, Е. А. Александра Пахмутова / Е. А. Добрынина. – Москва : Сов. композитор, 1973.

2.Музыка детям : сб. статей / сост. Л. Михеева – Ленинград : Музыка, 1985. – Вып.5.

3.Они пишут для детей : сб. статей / ред.- сост. Т. Карышева – Москва : Сов. композитор, 1973.

4.Петрушевская, Р. И. Советские композиторы – лауреаты премии Ленинского комсомола / Р. И. Петрушевсая. – Москва : Сов. композитор, 1989.

5.Струве, Г. А . Школьный хор : книга для учителя / Г. А. Струве. – Москва : Просвещение, 1981.

6.Фрадкина, Э. А. Олег Хромушин : монографический очерк / Э. А. Фрадкина. – Ленинград : Сов. композитор. Ленинградское отделение, 1986.

7.Чернова ,Т. А. Сергей Баневич. Штрихи к творческому портрету / Т. А. Чернова. – Ленинград : Сов. композитор, Ленинградское отделение, 1986.

Практическая работа
1.Сообщение-доклад о творчестве композитора (стиль детских хоровых сочинений).

2.Игра партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для детского хора (младшего, среднего и старшего возраста).
Самостоятельная работа студента
В данной теме возможно написание рефератов. Примерные темы:

1.«Г.Струве и хоровая студия «Пионерия».

2.«Детская хоровая музыка А. Пахмутовой».

3.«Творческий портрет О. Хромушина».

4.Детские хоры на тему весны (Нового года, ко дню Победы и т.п.).

Средства обучения


1.Видео. III международный детский музыкальный фестиваль гг. Москва, Киев, Курган, Киров, Пермь, Белоярск, Челябинск и др.

2.Грампластинка. И. Дунаевский – Песни детям и юношеству. Исп. детский хор Ленинградского телевидения и радио, х/р и дир. Ю. Славницкий.

3.Грампластинка. Детские хоры Парцхаладзе. Песни для школьников.

4.Грампластинка. Поет хор «Пионерия» (№ 2148).

5.Репертуарные сборники детских хоровых коллективов («Пионерия», «Весна», «Радуга», «Мечта» и др.).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:...
Документальная основа умк


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск