Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»





Скачать 337.97 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
страница1/3
Дата публикации23.07.2014
Размер337.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Чтение хоровых партитур»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Содержание

Пояснительная записка 3

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины 4

Содержание учебной дисциплины 5

Контроль и учет успеваемости 10

Примерный репертуарный список 11

Библиографический список 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К вопросу о курсе чтения хоровых партитур» для педагогов музыкальных училищ и консерватории (Екатеринбург, 1998).

Предмет «Чтение хоровых партитур» в музыкальных училищах, училищах искусств, колледжах искусств по специальности «Хоровое дирижирование» является составной частью профессиональной подготовки учащихся.

Цель курса: развитие у студентов навыков чтения хоровых партитур, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов.

Основные задачи предмета:

  • всесторонняя подготовка будущих специалистов - хормейстеров и дирижеров самодеятельного академического или народного хора, учителей музыки общеобразовательной школы,

  • приобщение их к самостоятельной работе по отбору, изучению и анализу хоровых произведений. Изучение предмета «Чтение хоровых партитур» осуществляется на основе взаимосвязи с другими предметами специального цикла, которые ориентируют учащихся в области музыкознания и музыкальной теории хорового искусства. Практическое освоение предмета должно обеспечивать:

  • формирование и развитие музыкально-слуховых образных представлений
    учащихся, способствующих осмыслению реального звучания как
    хорового произведения в целом, так и отдельных его компонентов,
    раскрытию его содержания, структуры, характера;

  • развитие умения обобщать и реализовать в практической работе над
    партитурой и с хором знания и навыки, получаемые в процессе обучения;

  • разностороннее знакомство с хоровой музыкой, произведениями
    различных эпох, времен и стилей, с творчеством советских, русских и
    зарубежных композиторов, с лучшими образцами народнопесенного
    творчества.

Изучение предмета «Чтение хоровых партитур» осуществляется на основе взаимосвязи с другими предметами специального цикла, которые ориентируют учащихся в области музыкознания и музыкальной теории хорового искусства.

В результате изучения предмета у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки работы с хоровой партитурой:

  • знание теоретических основ записи и чтения хоровых произведений;

  • чтение и анализ изучаемого произведения;

  • чтение с листа;

  • исполнение изучаемого произведения на фортепиано и пение хоровых
    голосов;

  • транспонирование.

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины


Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего часов обязательных учебных занятий

Максимальная учебная нагрузка

(всего часов)

СД.ДС.01.02

ОСВОЕНИЕ МНОГОСТРОЧНЫХ ПАРТИТУР ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ И СМЕШАННЫЫХ СОСТАВОВ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОЕДИНЯТЬ ХОРОВУЮ ПАРТИТУРУ С КЛАВИРОВМ И ПАРТИЕЙ СОЛИСТА, ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛЮЧАХ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕПЕРТУАРОМ.

62

82



Учебно-тематический план

распределяется следующим образом:

второй курс – 36 часов

третий курс – 18 часов

четвертый курс – 8 часов


Курс

Наименование тем

Количество часов

2

I год обучения -ознакомляющий Понятие хора, хоровой партитуры. Составы и виды хоров, партитурные обозначения, ключи до, соль, фа. Примерный план аннотации. Исполнение партитур а капелла и с сопровождением однородных составов или неполного смешанного хора. Правильность аппликатуры, педаль.

36

3

II год обучения – обучающий и развивающий. Специфическое хоровое исполнение на фортепиано, выполнение комплекса общемузыкальных требований, чтение с листа хор партитур, транспозиция, ансамблевое исполнение. Умение анализировать хоровую партитуру на 3-х взаимосвязанных данных уровнях: элементарный анализ, фрагментарный и целостный.

18



Создание исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения. Усложнение хоровой фактуры, смешанные хоры с divisi, хоры из кантат, ораторий, опер. Иллюстрация творчества композиторов, анализ авторских сборников отечественных и зарубежных композиторов. Транспозиция, чтение с листа, ансамблевая игра на 2-х роялях. Вокально-хоровой анализ, комбинированное исполнение сложных фрагментов в кантатах, сюитах, циклах, операх.




4

3 год обучения - закрепляющий Специфика исполнения партитуры в условиях репетиционной работы хоровых коллективов. Закрепление навыков игры и транспонирования. Работа над крупной формой. Хоровые многоголосные сцены, оперные фрагменты (хор с солистами). Целостный анализ как постижение художественно-образной сферы.

8




Итого

62 часа


В комплексе исполнительских умений и навыков учащегося, формирующихся в процессе занятий, чрезвычайно важен вопрос универсальности знаний, способности обучающегося в практической игровой деятельности выйти за пределы узкого круга «отработанных» с педагогом хоровых произведений. Такой подход позволяет учащимся расширить рамки учебно-педагогического репертуара за счет обращения к возможно большему количеству хоровых произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений.

Решение этой основополагающей задачи - в постоянном и умелом использовании на занятиях трех видов работы: чтения с листа, так называемого «эскизного» изучения хоровых партитур и ансамблевого музицирования.

Примечание: Продвинутость учащегося по этой дисциплине существенно зависит от степени его подготовленности по фортепиано.

Содержание учебной дисциплины
Форма работы - индивидуальные занятия под руководством педагога и самостоятельная работа студента.

Работа над хоровой партитурой включает:

  • выразительное, специфически хоровое, исполнение на фортепиано хоровой партитуры – выполнение комплекса общемузыкальных требований (музыкальной фразировки, четкого голосоведения, динамических, агогических нюансов), умение передать на фортепиано особенности хорового звучания (цезуры, связанные с вокально-хоровым дыханием и фразировкой текста, подчеркнутость басового голоса при относительной легковесности его звучания на фортепиано по сравнению со звучанием басовой партии в хоре, выделение голосов, согласно их тесситурному напряжению и т.д.);

  • чтение с листа на фортепиано хоровой партитуры в соответствии с исполнительскими требованиями;

  • умение транспонировать хоровую партитуру в заданную тональность;

  • ансамблевое музицирование (игра в 4 руки или на двух роялях);

  • эскизное разучивание хоровой партитуры; умение охватить образно -поэтический замысел сочинения и получить художественно - достоверное, неискаженное представление о нем, воплотить (даже с неполной технической отшлифовкой) этот замысел на рояле;

  • умение анализировать исполняемую хоровую партитуру на трех взаимосвязанных уровнях:

  1. Элементарный анализ.

  2. Фрагментарный анализ.

  3. Целостность восприятия постижения художественно - образной сферы.
    Примечание: Развитое музыкальное мышление способствует в целостном
    анализе хоровой партитуры свободно и гибко переходить из одного уровня в
    другой.

Необходимо требовать от учащегося ясного исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения.

Анализ произведения предусматривает:

  • сведения об авторах музыки и текста (краткая творческая биография,
    характеристика творчества, творческое наследие); содержание
    произведения;

  • музыкально-теоретический анализ произведения (тональность,
    тональный план, характер развития музыкальной мысли, каденции,
    размер, метр, особенности фактуры, темп, форма);

  • вокально-хоровой анализ произведения: тип и вид хора, диапазоны
    голосов, тесситура, ансамбль, строй; интонационные, вокально-хоровые,
    ритмические, дикционные трудности;

  • исполнительский анализ произведения (связь образов словесного текста с
    музыкой, определение дыхания на цезурах, установление темпа,
    характера звуковедения, динамики, штрихов, кульминации
    произведения).

Основная задача учащихся при изучении каждой новой партитуры -охватить слухом интонационно-высотное звучание произведения или отдельных его фрагментов до момента исполнения на фортепиано.

Реализации данной задачи способствует пропевание хоровых голосов «про себя». (Для установления тональности и проверки пения внутренним слухом необходимо пользоваться камертоном).

Исполняя партитуру на фортепиано, учащийся получает возможность уточнить и развить свое представление о звучании произведения при активном участии внутреннего слуха. Такое чтение партитуры, при котором игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

При исполнении партитуры на фортепиано необходимо иметь в виду следующее:

а) для овладения учащимися навыками связного исполнения всех голосов
партитуры (особенно мелодического) желательно использовать
произведения, в которых преобладает звуковедение легато, с тем, чтобы
приблизить характер исполняемого на фортепиано хорового
произведения к реальному звучанию хоровых голосов;

б) на первой стадии работы, когда основной задачей является овладение
навыком связного исполнения всех голосов партитур посредством
правильно подобранной аппликатуры, рекомендуется исполнять
партитуру, не пользуясь педалью. Это дает учащимся возможность
слышать и по ходу игры устранять недостатки своего исполнения:
отсутствие легато, неуместные паузы, плохое качество звука и т.п.
Применять педаль рекомендуется лишь как вспомогательный
технический прием, облегчающий исполнение трудных мест
произведения (например, поддерживать педалью далеко отстоящий от
других хоровых партий басовый голос, большие скачки мелодического
голоса в середине слова или между связанными по смыслу словами,
хоровые аккорды, повторяющиеся в широком расположении на одной
гармонии и т.п.).
Исполняя хоровые голоса произведения, учащийся должен:

а) петь, чисто интонируя, любой хоровой голос в данных тесситурных
условиях и играть одновременно всю хоровую партитуру;

б) играя хоровую партитуру, опускать хоровой голос, который поет
учащийся в данный момент;

в) переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по
указанию педагога часть хорового голоса «про себя»;

г) петь любой хоровой голос, играя аккомпанемент, в произведении с
сопровождением;

д) исполняя только сопровождение, эпизодически петь «вслух»
различные голоса хоровой партитуры.

На каждом занятии в классе целесообразно отводить время на чтение неизвестного нотного текста, постепенно усложняя технические задачи. Значительную роль в методике ведения предмета «Чтение партитур» играет развитие навыка транспонирования, т.к. руководитель хора должен уметь транспонировать разучиваемое произведение, исходя из вокальных возможностей данного коллектива. Методически целесообразно начинать развитие этого навыка с упражнений, построенных на материале хорошо изученных учащимися хоровых произведений.

В практике учащихся, особенно старших курсов, встречаются партитуры, которые невозможно сыграть полностью, несмотря на правильно подобранную аппликатуру. Работая над такими произведениями, учащийся должен облегчить исполнение трудного эпизода в сопровождении или хоровых голосах за счет некоторого сокращения или упрощения нотного текста. Если в партитуре и в сопровождении имеются октавные удвоения голосов, рекомендуется опускать партию вторых басов, повторяющую в октавном удвоении партию первых басов или партию вторых теноров, удвоенную партию вторых сопрано (при широком расположении голосов), сохраняя при этом плавную линию басового голоса.

Рекомендуется также перемещать на октаву вверх далеко отстоящие от других голосов звуки басовой партии, аккорды и звуки аккомпанемента.

Можно опускать выдержанные звуки в какой-либо партии или второстепенные детали сопровождения для исполнения более важных в данный момент хоровых голосов или элементов аккомпанемента. При исполнении партитур в подвижных темпах гармонический аккомпанемент, изложенный мелкими длительностями, допустимо объединять в один аккорд большей длительности.

Умение упрощать аккомпанемент изучаемого произведения важно для практической работы будущих школьных учителей пения и руководителей коллективов художественной самодеятельности, которые используют в основном песенный репертуар, где аккомпанемент является главным образом гармонической поддержкой мелодии. Разучивая песню хором, с отдельной хоровой партией или солистом, руководителю достаточно подыграть лишь основную гармонию сопровождения, опуская его детали.

Учащиеся должны овладеть также навыком соединения хоровых голосов с аккомпанементом.

В произведениях, в которых сопровождение дублирует хоровые голоса, партитуру следует играть, дополняя ее звучание элементами аккомпанемента (вступление и заключение, гармонические ходы баса при изменении тональности, фортепианные эпизоды, связывающие эпизоды хоровые и звучащие на выдержанных аккордах и отдельных звуках хора; отдельные аккорды и звуки аккомпанемента, заполняющие короткие паузы и т.п.).

Если в произведениях для однородного хора партия фортепиано не совпадает с хоровыми голосами, то партию голосов нужно исполнять правой рукой, а левой играть нижнюю строчку сопровождения, дополняя звучание партитуры; если партия фортепиано дана в регистре более высоком, чем хоровая партитура, то целесообразно исполнить партию фортепиано правой рукой, а хоровые голоса - левой. В произведениях для смешанного хора, в которых затруднительно играть всю партитуру правой рукой, часть мужских голосов также рекомендуется исполнять левой.

В произведениях, в которых основной тематический материал звучит в аккомпанементе, за основу исполнения следует брать партию фортепиано, дополняя ее звучание наиболее важными элементами хоровой партитуры. Во всех случаях следует помнить, что применение любых приемов упрощения партитуры и сопровождения должно способствовать достаточно полному и выразительному ее исполнению.

Индивидуальный план на каждого учащегося составляется в зависимости от степени владения им инструментом, что, конечно, весьма влияет и на подбор хоровых партитур.

Учащийся должен быть осведомлен педагогом о содержании индивидуального плана, и иметь ясное представление о задачах, поставленных перед ним.

В течение каждого семестра учащиеся прорабатывают не менее 10 произведений. Объем знаний по курсам распределяется следующим образом:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Дается понятие о разнообразных формах массового музыкального воспитания детей. Программа по учебной дисциплине «Методика преподавания...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Требования к уровню усвоения программ, формы текущего контроля и промежуточного и итогового контроля
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Столь разносторонняя, многоаспектная деятельность требует владения многими профессиональными музыкальными умениями и навыками, среди...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Лопушенко С. Н., председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» «гоу спо сызранского колледжа искусств и культуры...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению:...
Документальная основа умк


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск