Аннотация
Дисциплины Социология
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с объектом, предметом, структурой и содержанием современного социологического знания. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Социология» является элементом базовой части профессионального цикла. Программа курса знакомит студентов с основными положениями современной социологической науки и призвана помочь в овладении технологическими навыками проведения конкретных социологических исследований. Дисциплина дает представление об особенностях функционирования современного общества, позволяет анализировать процессы проистекающие в нем, оценить результаты и эффективность государственной политики, применительно к конкретным сферам российского и зарубежного общества. Дисциплина обобщает и синтезирует информацию, полученную студентами в процессе изучения смежных дисциплин. Требования к уровню усвоения содержания курса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Государственное муниципальное управление»
А) Общекультурные компетенции (ОК):
Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
Б) Профессиональные компетенции.
Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
Способность и умение использовать полученные знания в процессе управленческой деятельности (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).
В результате изучения курса «Социология» в соответствии с требованиями государственного стандарта студенты должны знать:
функции и сферу применения социологического знания;
предмет социологии и его отличия от предмета изучения смежных дисциплин;
основные компоненты структуры личности; понятия социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;
основные теории социального действия; специфику социальных действий, социального контроля, включая его основные функции; способы деятельности различных социальных институтов;
основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования; основные способы взаимодействия в группе, способы изучения групповой динамики и групповой организации;
содержание социологического подхода к личности, социализации;
закономерности и формы регуляции социального поведения.
Студент должен уметь:
выделять в социальной реальности основные виды социальных процессов, специфические виды взаимодействия в малых группах;
применять методы ситуационного, структурно-функционального, историко-социологического, системного анализа социальных явлений;
использовать разнообразные приемы научного социологического мышления на основе знаний теории и методологии социологической науки, применения социологического воображения.
УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Обязательные:
посещение занятий
подготовка к занятию, выполнение домашнего задания
активная работа на занятии
выполнение семестровой работы (теста)
выполнение контрольных работ по рабочей программе дисциплины
выполнение заданий по самостоятельной работе
выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
итоговая аттестация (зачет)
Вспомогательные:
составление кроссвордов по изучаемым темам или ко всему курсу
конспект источников по теме объемом не менее 0,5 п.л. (8 стр.)
составление картотеки основных понятий по теме
Для, отсутствовавших на занятиях:
конспекты источников и литературы по пропущенным темам
собеседование по пропущенным темам
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
|
| Посещение занятий
| 5
| 10
|
| Подготовка к занятию, выполнение домашнего задания
| 3
| 7
|
| Активная работа на занятии
| 7
| 21
|
| Выполнение семестровой работы (теста)
| 8
| 15
|
| Выполнение контрольных работ по рабочей программе дисциплины
|
8
|
15
|
| Выполнение заданий по самостоятельной работе
| 4
| 6
|
| Выполнение творческих заданий (доклады, сообщения и др.)
| 7
| 11
|
| Итоговая аттестация (зачет/ экзамен)
| 10
| 15
| Итого
| 52
| 100
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
№
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости.
Формы промежуточной аттестации
| Лекции
| Семи-
нары
| Самосто-ятельная работа
| Всего
|
| Предмет социологии. История социологической мысли
| 3
| 1,2,3
| 2
| 4
| 10
| 16
| Опрос
|
| Социологическая теория общества. Личность в обществе
| 3
| 4,5
| 2
| 4
| 10
| 16
| Опрос
|
| Социологическая теория культуры
| 3
| 6,7
| 2
| 4
| 10
| 16
| Развернутая беседа
|
| Социальное взаимодействие и социальный контроль
| 3
| 8,9
| 2
| 4
| 10
| 16
| Тест
|
| Социальные организации и социальные институты
| 3
| 10,11
| 2
| 4
| 10
| 16
| Обсуждение сообщений
|
| Социальная стратификация и мобильность
| 3
| 12,13
| 2
| 4
| 10
| 16
| Семинар в форме дебатов
|
| Девиация и конформизм
| 3
| 14,15
| 2
| 4
| 10
| 16
| Разбор проблемных ситуаций
|
| Социальные конфликты в современном обществе
| 3
| 16,17
| 2
| 4
| 10
| 16
| Эссе
|
| Социальные изменения, социальная модернизация и глобализация в обществе
| 3
| 18
| 2
| 4
| 10
| 16
| Контрольная работа
| Итого
|
|
| 18
| 36
| 90
| 144
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. А) Основная литература
Анурин В.Ф. Общая социология. – М.: Академический проект, 2003
Бабосов Е.М. Общая социология. – М.: ТетарСистемс, 2004
Бабосов Е.М. Прикладная социология. - МН.: ТетраСистемс 2001
Батыгин Г.С. История социологии. – М.: Новый учебник, 2004
Борцов Ю. С. Социология. – Ростов на Дону.: Феникс, 2002
Волков Ю.Г. Социология. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2005
Добреньков В.И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2005
Зборовский Г.В., Орлов Г.П. Социология.- Екатеринбург.: 1994.
Зомбарт В. Социология. – М.: УРСС, 2003
Комаров М.С. Социология. - М.: Аспект-Пресс, 2003
Кравченко А.И. Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
Кравченко А.И. Социология. – СПб.: Питер, 2005
Общая соц /под ред А.Г. Эфендиева. – М.: ИнФРА-М, 2007
Социологический словарь / под ред С.А. Ерофеева. – М.: Экономика, 2004
Социология. / Под ред А.Н. Елсуковой. – МН.: ТетраСистемс, 2003
Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма, 2003.
Социология. Учебник для вузов./ Под ред. Волкова Ю.Г., Добренькова В.И. и др. М.: Изд-во МГУ, 2000.
Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Юрайт, 2004
Филатова О.Г. Общая социология. – М.: Гардарики, 2005
Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2003.
Харчева В.Г. Основы социологии. – М.: Логос, 2001
Б) Дополнительная литература:
Антология социально-экономической мысли в России: дореволюционный период / Под ред А.И. Кравченко. – СПб.: Из-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000
Артемьев А.И. Социология личности. - М.: Арбат – XXI, 2001
Афонин Э.А. Великая коэволюция: глобальные проблемы проблемы современности: историко-социологический анализ. – Киев.: Парламенсткое изд-во, 2003
Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России. // Социс. – 2006. - № 9
Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. - № 12
Болд Р. Социальные конфликты переходного периода Монголии. // Социс. – 2008. - № 4
Бороноев А.О. Опыт и проблемы изучения истории российской социологии. // Социс. – 2007. - № 7
Буланова М.Б. Социологическое образование в России (1960-е годы по настоящее время). // Социс. – 2008. - № 12
Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика. // Вопросы философии. – 2007. - № 5
Валлерстайн И. Микросистемный анализ: Ведение. – М.: Территория будущего, 2006
Ван Хайянь. Трансформация социальной структуры общества в современном Китае. // Социс. – 2006. - № 7
Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. // Социс. - 2005. - № 1
Воронцов А.В. История социологии 19 – начале 20 века в 2 частях. – С.: Владос, 2005
Гергилов Р.Е. Российская социология в германии (конец XIX – начало XX вв.). // Социс. – 2007. - № 5
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проститутции, самоубийств и др. отклонений. – СПб.: Юрид центр Пресс, 2004
Глобальные проблемы человечества: междисциплинарный научно-практическпй сборник – М.: МГУ, 2006
Головков С.А. Личность и общество во взглядах религиозных мыслителей. // Вестник МГУ. – 2006. - № 1.
Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи. // Социс. – 2008. - № 1
Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации. // Социс. – 2008. - № 2
Де Болт Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России. // Социс. – 2006. - № 7
Девятко И.Ф. Методы социальных исследований. – М.: КДУ, 2003
Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики. // Социс. – 2007. - № 12
Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире. // Социс.– 2005. - № 2
Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы трудящихся – мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты. // Социс. – 2006. - № 9
Добреньков В.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2006
Дубин Б.Г. Российские университеты. // Общественные науки и современность.- 2007. - № 1
Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть 20 века: проект Таганрок. / Под ред Н.М. Римашевской. – М.: ИСЭПН, 2001
Зайцев А.К. Социальный конфликт – М.: Академия, 2001
Здравомыслов А.Г. Национальные социологические школы в современном мире. // Общественные науки и современность . – 2007. - № 5
Зритнева Е.И. Социология семьи. - М.: Владос, 2006
Ионин Л. Г. Социология культуры. Путь в новое тысячелетие. - М.: Логос, 2000
Козер Л. Функции социального конфликта./ Под ред Л.Г. Ионина. – М.: Идея Пресс, 2000
В) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
|