Биохимия





НазваниеБиохимия
страница1/17
Дата публикации21.07.2013
Размер2.08 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Химия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПИЩЕВОЙ БИОТЕХНОЛОГИИ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Кафедра «Технология хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства»

Е.А. Кузнецова


БИОХИМИЯ
курс лекций

Дисциплина – «Биохимия»

Специальности – 240902 «Пищевая биотехнология», 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» , 260303 «Технология молока и молочных продуктов», 260501 «Технология продуктов общественного питания»,

По направлению подготовки магистров – 260100.62 «Продукты питания из растительного сырья»

Допущено ОрелГТУ

для использования в учебном процессе в качестве методических указаний для высшего профессионального образования

Орел 2010
Автор: к.б.н, доцент кафедры «Технология хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства» Е.А. Кузнецова
Рецензент: к.т.н., доцент кафедры «Химия» Д.В. Цымай

Методические указания предназначены для студентов специальности 240902 «Пищевая биотехнология», 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» , 260303 «Технология молока и молочных продуктов», 260501 «Технология продуктов общественного питания», направления подготовки 260100.62 «Продукты питания из растительного сырья».


Редактор <>

Технический редактор < >
ОрелГТУ

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.
Подписано к печати <дата>. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Уч. печ. л. <>. Усл. печ. л. <число>. Тираж <> экз.

Заказ № <число>

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

г. Орел, ул. Московская, 65.

 ОрелГТУ, 2010

Е.А. Кузнецова
Лекция 1.

Введение. Структура клетки

Вопросы:

1.Предмет и задачи курса биохимии.

2. Значение курса в подготовке специалистов-технологов пищевых производств.

3. Клетка как структурная единица всех тканей живых организмов.

4. Трансмембранный перенос веществ. Простая диффузия, облегченная диффузия, активный перенос.

5. Вода и ионы в биологических системах.
1. Биохимия - фундаментальная наука, изучающая химические процессы в живых системах. Она возникла в 80-е годы XIX в., когда из органической химии выделились химия природных соединений и физиологическая химия. Задачей первой являлось выделение природных биологически ак­тивных соединений и изучение их структуры; второй - изучение физиоло­гического действия таких соединений и их превращений в живой системе. Именно физиологическая химия явилась предшественницей биологиче­ской химии. 20-30-е годы XX в. стали временем становления биохимии как науки. Биохимия вначале делилась на статическую (изучение структуры) и динамическую (исследование процессов превращения веществ). В начале 60-х годов статическая биохимия легла в основу биоорганической химии. Возникает и бионеорганическая химия. В настоящее время эти науки раз­вивают задачи и методы статической биохимии. Собственно биохимией стала динамическая биохимия. Поскольку в организме все реакции катали­зируются ферментами (энзимами), то биохимию часто отождествляют с энзимологией.

Биологическая химия - это раздел биологии, который изучает химический состав растений, животных и микроорганизмов, происходящие в живых организмах биохимические процессы, связь между жизнедеятельностью организмов и протекающими в них биохимическими процессами.

В задачу биохимии входит изучение физиологической роли отдельных веществ в жизни организмов, процессов биосинтеза сложных органических веществ из неорганических соединений.

Совокупность химических превращений, отражающих постоянную взаимосвязь организма с внешней средой, составляет биологический обмен веществ или метаболизм. Биохимия по своему содержанию и методам тесно связана с физиологией - наукой о природе живых организмов, о функциях и процессах, протекающих в живом организме и его частях (органах, тканях, клетках).

Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к освоению технологий производства и хранения пищевых продуктов путем формирования у будущих специалистов научных представлений о строении, свойствах и биологической роли в процессах обмена биогенных веществ.

Задачи дисциплины:

  • изучение студентами химического строения и основных функций органических и минеральных соединений, входящих в состав живых организмов;

  • получение теоретических основ знаний о превращениях, которым подвергаются химические вещества в процессе обмена веществ;

  • изучение химических процессов, лежащих в основе обмена веществ;

  • изучение роли биохимических процессов в пищевой промышленности;

  • знакомство с методами исследования химических веществ, принимающих участие в биохимических процессах.


2. Данные биохимии широко используют в разнообразных областях биологии, сельского хозяйства и промышленности. Пищевая промышленность является своеобразным посредником между сельским хозяйством, производящим все виды пищевого сырья, и потребителем. В процессе производственной обработки пищевых материалов, помимо хорошего внешнего вида, вкуса, аромата, должна быть повышена пищевая ценность продукта. Это может быть достигнуто лишь при углубленном изучении теоретических основ производства, среди которых ведущая роль принадлежит биохимии.

Несмотря на большое разнообразие предприятий пищевой промышленности, производственный процесс основывается на сходных биохимических реакциях. Пищевое сырье после длительного или кратковременного хранения в хозяйствах, на складах и производстве подвергается либо механическому, либо термическому воздействию, а чаще тому и другому. В результате жизненно важные процессы в клетках и тканях грубо нарушаются, и возникают новые, которые и приводят к превращению сырья в готовый продукт, обладающий характерным для него качеством.

Задача технолога состоит в том, чтобы направить биохимические процессы в нужную сторону с целью получения высококачественного продукта. Эта задача может быть решена только при условии углубленного изучения биохимических процессов, совершающихся в производственных смесях или в сырье, подвергаемом обработке, и умения этими процессами управлять.

Биохимия – основа науки о питании. Теория «сбалансированного» пищевого рациона исходит из представлений о рекомендуемых дозах основных пищевых веществ, витаминов и микроэлементов на основе современных знаний о роли отдельных веществ в обмене.

Все живое состоит из клеток. Клетка является основной структурно-функциональной единицей всех живых организмов. Тело растительного или животного организма содержит огромное количество клеток, которые выполняют различные функции и образуют разнообразные ткани и органы, являющиеся сырьем для производства продуктов питания.
3. Эволюция жизни на нашей планете привела к возникновению

чрезвычайно большого разнообразия живых существ. По химическому составу они очень сходны: основные компоненты всякой клетки - де­зоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), рибонуклеиновая кислота (РНК), белки, липиды, фосфолипиды, углеводы и другие. Однако имеются заметные различия между клетками бактерий и цианобактерий, с одной стороны, и животными и растительными клетками (включая также микроскопически малых представителей) - с другой. Бактерии и цианобактерии (сине-зеленые водоросли), не имеющие окруженного мембраной ядра и других окруженных мембраной внутриклеточных органелл, называют прокариотами. В клетках животных, растений, водорослей, грибов и простейших ДНК находится в виде хромосом в истинном ядре или в других органеллах (митохондриях и хлоропластах у растений). Организмы с подобной организацией клеток, в том числе и одноклеточные, называют эукариотами.

Условно к живым существам можно отнести вирусы, которые не способны размножаться самостоятельно, и их репродукция может про­исходить только внутри живых клеток.

Первичным источником энергии для биологических процессов является Солнце. Каждую секунду оно излучает такое количество энергии, которое эквивалентно примерно 4 млн. т массы. Часть солнечной энергии доходит до Земли в виде фотонов света (квантов) – дискретной электромагнитной энергии, из которой только 0,1-1,0% используется фотосинтезирующими организмами. Но даже из этого количества усвоенной энергии в течение года в процессе фотосинтеза образуется 164 млрд. т органической массы.

Фотосинтезирующие организмы, используя солнечную энергию, отщепляют от молекулы воды водород и выделяют кислород. В процессе фотосинтеза из диоксида углерода и воды с использованием солнечной энергии образуются органические вещества, в первую очередь глюкоза.

В общих чертах строение клеток животных, растений и микроорганизмов имеет много общего, однако имеются и отличия (рис. 1).



Рисунок 1 - Строение эукариотической клетки (Э. Рис, М. Стернберг, 1988):

1 - лизосома, 2 - жировая капля, 3 - центриоль, 4 - плотный контакт, 5 - ядерные поры, 6 - ядрышко, 7 - плазматическая мембрана (как у прокариот), 8 - конденси­рованный хроматин, 9 - цитоплазма, 10 - ядро, 11 - шероховатый эндоплазмати­ческий ретикулум, 12 - рибосомы (и полирибосомы), 13 - митохондрии, 14 - кри­сты, 15 - окаймленный пузырек, 16 - гладкий эндоплазматический ретикулум, 17-­пиноцитозный пузырек, 18 - окаймленная ямка, 19 - комплекс Гольджи, 20 - ваку­оль, 21- фотосинтезирующие ламеллы, 22 -хлоропласт, 23 –ДНК, 24 - клеточ­ная стенка (слои целлюлозы), 25 – плазмодесма.

Снаружи клетка покрыта клеточной оболочкой или клеточной стенкой, за которой располагается наружная мембрана, окружающая протоплазму. Протоплазма состоит из ядра и цитоплазмы. Биохимические функции органоидов клетки представлены в таблице 1.

Так, клеточная стенка дрожжей составляет примерно 15% массы клетки. Толщина стенки достигает 400 нм. В состав ее входят белково-полисахаридные комплексы и липиды. Примерно 70% сухой массы стенки составляют полисахариды маниан и глюкан, которые обуславливают в основном ее механическую прочность. Основу клеточной стенки бактерий образует глипопептид муреин. Количество белков в клеточной стенке обычно не превышает 13% общей массы оболочки клеток. Уста­новлено, что часть белков клеточной стенки представлена ферментами.

Таблица 1- Органоиды клетки и их характеристика.

Органоиды

Биохимические функции

Функционально активные вещества и системы соответствующих органоидов

Ядро и его аналоги

Хранение генетической информации, репликация ДНК, образование различных типов РНК

ДНК, РНК, белки и ферменты связанные с образованием ДНК и РНК

Хлоропласты, митохондрии их аналоги

Энергетический центр клетки, образование АТФ, дыхание окисление

Мембраны. Ферменты цикла Кребса и дыхательной цепи

Рибосомы

Синтез белка

РНК, белки

Лизосомы, пероксисомы

Разрушение биополимеров

Ферменты

Комплекс Гольджи

Секреция, модификация белков, образование мембран

Мембраны, ферменты

Вакуоли

Накопление резервных, секреторных, балластных веществ

Мембраны, ферменты

Эндоплазматическая сеть

Синтез липидов, углеводов, гликозилирование белков

Мембраны, ферменты

Цитоплазматическая мембрана

Транспорт веществ

Белки, липиды. полисахариды

Клеточная стенка

Механический барьер, транспорт веществ, межклеточные взаимодействия

Полисахариды, белки, липиды


Цитоплазматическая мембрана отделяет протоплазму от клеточной стенки и в основном определяет осмотическое давление, транспорт веществ в клетку. Поверхность цитоплазматической мембраны складча­тая, толщиной 8 нм. Она построена из бимолекулярного слоя липидов, в котором свободно «плавают» белковые молекулы или их комплексы. Это так называемая «мозаичная» структура строения цитоплазматиче­ской мембраны.

В бимолекулярном липидном слое благодаря гидрофобному взаи­модействию молекул фосфолипидов полярные (гидрофильные) части их молекул обращены к внешней поверхности, гидрофобные - ко в внутрен­ней поверхности слоя.

При этом молекулы фосфолипидов и белков находятся в непре­рывном движении и взаимодействии. Липидный слой определяет структурные основные особенности биологических мембран, а белки от­ветственны за большинство функций мембран (транспорт, передача сигналов и т. д.). В активном состоянии мембрана имеет жидкую конси­стенцию, которая зависит от соотношения насыщенных и жирных ненасыщенных кислот.

В плазматических мембранах клеток всех эукариот большинство белков, расположенных на поверхности клетки, а также некоторые моле­кулы липидов наружного липидного слоя связаны с олигосахаридными цепями. Предполагают, что, по крайней мере, некоторые из олигосаха­ридных цепей принимают участие в процессах межклеточного узнавания.

Механизмы, обеспечивающие транспорт веществ через цитоплаз­матическую мембрану, изучены далеко не полностью. Более понятен процесс диффузии веществ по градиенту концентрации.

Липидные биослои в значительной степени непроницаемы для большинства полярных молекул. Такие молекулы проникают в клетку посредством специфических транспортных белков, причем часть этих белков только катализирует облегченную диффузию соответствующего вещества. Другие белки подвергаются конформационным изменениям, вызываемым гидролизом АТФ или связыванием ионов; в результате они способны работать как насосы.

Существуют транспортные белки другого типа, формирующие от­крытые каналы, которые открываются лишь в ответ на определенные сигналы.

Внутренняя поверхность цитоплазматической мембраны граничит с цитоплазмой, которая представляет собой коллоидный раствор углеводов, аминокислот, ферментов, минеральных и других веществ в воде. Цито­плазма у эукариот, как правило, занимает 50-60% объема клетки. Вяз­кость цитоплазмы в 800 раз выше вязкости воды. При старении клеток вязкость цитоплазмы увеличивается, в ней появляются мелкие гранулы и вакуоли. В цитоплазме находятся важнейшие клеточные органеллы - яд­ро, митохондрии, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, комплекс Гольджи и другие, в которых протекают все ферментативные процессы.

Эндоплазматический ретикулум представляет собой мембранное образование в виде мелких канальцев или пузырьков, которые локали­зуются в определенных участках цитоплазмы. Эндоплазматический ре­тикулум как бы изолирует и локализует в клеточной цитоплазме различ­ные ферментные системы, катализирующие синтез белковых и липид­ных компонентов большинства клеточных органелл. В эндоплазматиче­ской сети происходит гликозирование N-ацетилглюкозамина, маннозы и глюкозы. На эндоплазматической сети расположена часть рибосом.

Аппарат Гольджи - мембранное образование, состоящие из ориен­тированных определенным образом стопок дискоидных цистерн, окру­женных массой мелких пузырьков. Белки из полости эндоплазматиче­ского ретикулума входят в аппарат Гольджи, где подвергаются разнооб­разным ковалентным модификациям, в результате которых приобретают свои зрелые конечные формы. Аппарат Гольджи направляет их в много­численные внутриклеточные и внеклеточные «пункты назначения». Пра­вильная сортировка белков и их модификация перед избирательным вы­делением - одна из главных функций аппарата Гольджи.

Пероксисомы - содержащие пероксидазы органеллы, образуют пероксид водорода который расщепляется по каталазному или пероксидазному пути.

Лизосомы - органеллы, специализированные для внутриклеточного расщепления макромолекул; содержат около 30 разнообразных гидроли­тических ферментов. Гидролазы синтезируются в эндоплазматическом ретикулуме и подвергаются процессингу, проходя через аппарат Гольджи.

Рибосомы находятся в цитоплазме клеток и участвуют в биосинте­зе белка на матрице матричной рибонуклеиновой кислоты (мРНК), т. е. в трансляции. Они находятся на поверхности мембраны (активны) или свободно плавают в цитоплазме. В состав рибосом входят рибосомная РНК (рРНК) и белки. Размер рибосом 15-35 нм.

Митохондрии представляют собой сравнительно большие, не­сколько изогнутые палочковидные структуры, длина которых достигает 1500 нм, диаметр 500 нм. Митохондрии покрывает оболочка, которая состоит из двух мембран. Митохондрии снабжают клетку энер­гией, которая накапливается в форме аденозинтрифосфата (АТФ) в ре­зультате окисления органических веществ. Молекулы АТФ являются универсальными источниками энергии для любых жизненных процес­сов в клетке. В бактериях функцию митохондрий выполняют особые образования цитоплазматической мембраны - мезосомы. Протекание жизненно важных процессов переноса энергии и веществ, следователь­но, связано с мембранами.

В растительных клетках имеется три типа протопластов: хлоропласты, лейкопласты и хромопласты. В хлоропластах происходит фотосинтез, т. е. преобразование энергии света в энергию химических связей органических веществ. В хлоропластах локализованы хлорофилл а (70%) и хлорофилл b (30%). У зеленых водорослей имеются также хлорофиллы с и d, у других типов водорослей хлорофилл е. В хлоропластах кроме хлорофилла содержатся каротиноиды и дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Лейкопласты имеются в клетках подземных частей растений; они содержат ДНК, зерна крахмала. Хромопласты обуславливают желтую, оранжевую и красную окраску многих цветов, плодов и некоторых корней, так как содержат свыше 50 видов каротиноидов.

В клетках эукариот есть ядро, окруженное двойной мембраной. Внешняя мембрана связана с эндоплазматическим ретикулумом и через него - с цитоплазматической мембраной. В ядерной оболочке имеются сравнительно большие поры.

Бактерии принадлежат к группе прокариотических микроорганизмов, у которых ядра как такового нет, оно может быть представлено в виде аналога - нуклеоида или просто ядерного вещества, диффузно распределенного в протоплазме.

Основную часть ядра составляет связанная с белками ДНК, в которой закодирована наследственная информация клетки или всего организма. ДНК составляет 1-2% сухой массы клеток. В ядре синтезируется РНК.

Главные функции клеточного ядра: хранение информации, передача информации в цитоплазму с помощью транскрипции, то есть синтез м-РНК (т-РНК и р-РНК) и передача информации дочерним клеткам при репликации - делении клетки и ядер.

Жизнедеятельность любой клетки протекает при участии ферментов. Большинство белков клеток представлено именно в виде ферментов. В прокариотах их 1000-2000, а в клетках эукариот - во много раз больше. Одни ферменты, относящиеся к экзоферментам (амилазы, целлюлазы и другие), подготавливают (расщепляют) субстрат для его проникновения в клетку, другие ферменты участвуют в процессах транспорта веществ через мембраны, третьи катализируют процессы генерирования энергии, биосинтез макромолекул и так далее.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биохимия iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Биохимия iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Биохимия iconБиохимия тканей
Биохимия тканей: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Е. В. Инжеваткин – Красноярск: Сибирский федеральный...
Биохимия iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Биохимия iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Биохимия iconПрограмма по дисциплине «Биохимия»
Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных...
Биохимия iconПамятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и...
Дисциплина «Биохимия» общим объемом 180 часов: лекции – 34 часа, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов, самостоятельная...
Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Биохимия iconРабочая программа по дисциплине биологическая химия биохимия полости...
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине биологическая химия – биохимия полости рта, рекомендованной...
Биохимия iconРабочей учебной программы по дисциплине микробиология, вирусология 060601 Медицинская биохимия

Биохимия iconРабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):...
Биохимия iconРабочей учебной программы по дисциплине общая и клиническая иммунология...

Биохимия iconРоссийской федерации
«Биология», профили Ботаника, Зоология, Физиология, Генетика, Биоэкология; Биохимия
Биохимия iconДомашнее задание на 19. 01. 13
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Биохимия iconСамостоятельная работа 156 (час.)
По направлению подготовки 060601 Медицинская биохимия (квалификация «специалист»)
Биохимия iconТема №1 «учение о клетке»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск