Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса





Скачать 237.84 Kb.
НазваниеМастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса
Дата публикации26.09.2013
Размер237.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Мастер-класс

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса. Главной отличительной особенностью от традиционной системы является изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, а именно, переход от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской деятельности. Обучение детей по новой системе должно происходить в общении. Предполагается изменение роли учителя, которому предстоит выступать в роли организатора, координатора, консультанта, главного эксперта деятельности учащихся, перейти на позиции сотрудничества с учащимися.
Подходы к общему образованию в современной школе тоже претерпевают изменения. Акцент смещается в сторону обеспечения условий для развития личности обучаемых, стимулируя инновационные аспекты деятельности учителей. В связи с этим педагоги будут вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, основными составляющими которого являются: построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей; обеспечение активной учебно-познавательной деятельности учащихся; формирование готовности к непрерывному образованию; проектирование социальной среды. Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности:

  • личностных: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • регулятивных: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

  • познавательных: общеучебные, логические действия (анализ, синтез, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблем и поиск способов ее решения);

  • коммуникативных, которые обеспечивают социальную компетентность (формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретно-познавательных задач).

На мой взгляд, органично вписывается и соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов второго поколения учебно-методический комплекс авторов С.В. Перевезенцева

Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово», апробированный в МБУ СОШ №47 в 2012-2013 учебном году. Он состоит из следующих компонентов:

1.С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева «Программа курса и тематическое планирование к учебнику С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVIвека». Москва, «Русское слово». 2012г.

2.С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева «История России с древнейших времен до начала XVIвека». Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений. Допущен Министерством образования и науки РФ( экспертиза РАН и РАО 2008г.). Издание осуществлено при участии Автономной некоммерческой образовательной организации «Гимназия Святителя Василия Великого». Москва, «Русское слово». 2010г.

3. Т.В. Перевезенцева « История России. Книга для учителя. 6 класс». Москва, «Русское слово». 2010г.

4. С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева «Рабочая тетрадь к учебнику С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVIвека». Москва, «Русское слово». 2012г.

Приступая к апробированию данного учебно-методического комплекса, я испытывала некоторую тревогу. Ведь любой практикующий учитель знает, что дать полную и объективную характеристику новому УМК можно лишь после длительного и детального изучения всех его составных частей. Именно тогда выявляются как положительные, так и отрицательные стороны УМК. Кроме того, в учебнике содержится большой объем материала о Русской православной церкви. В начале учебного года я не могла определить насколько это уместно в общеобразовательной школе.

Теперь, оглядываясь на пройденный путь, я сделала определенные выводы и готова поделиться ими.
Характеристика программы

Данная программа рассчитана на 40 часов и имеет ряд отличительных особенностей:

  • верхняя граница хронологических рамок программы ограничена началом XVIвека. Так как, по мнению авторов, в это время завершился определенный этап отечественной истории, связанный с созданием Русского централизованного государства;

  • большое количество часов отведено на изучение периода Древней Руси, так как у учащихся наблюдается повышенный интерес к ранним годам существования нашего Отечества. Кроме того, в данный период формировались особенности российской цивилизации, которые во многом до сих пор определяют историческое бытие нашей страны;

  • значительное место в программе посвящено вопросам духовной и церковной истории, так как гражданская и церковная история России представляли собой неразрывный процесс;

  • важнейшее содержательное направление – раскрытие роли выдающихся деятелей нашей истории.


Книга для учителя

Методическое пособие:

  • обеспечивает учителя всеми необходимыми и в то же время дополнительными материалами для подготовки к уроку;

  • содержит подробные разработки уроков, включая повторительно-обобщающие;

  • основное внимание уделено активным формам обучения: работе в малых группах, практические занятия, технологии развития критического мышления, приём «Банк идей», работа по технологическим картам, проблемное обучение и др.;

  • к каждому уроку подобраны дополнительные материалы, которые распределены по рубрикам: а)источники

б)мнения историков

в)справочный материал

Учебник

Особенности учебника:

  • удобный для восприятия учащихся шрифт;

  • доступное и увлекательное изложение материала. Авторы действительно учли возрастные особенности учащихся. Дети не только понимают прочитанное, но и с легкостью пересказывают его;

  • учебный материал не перегружен лишней информацией и укладывается в рамки урока;

  • на форзаце учебника: а) в начале изображены портреты всех правителей изучаемого периода и даты их правления, б)в конце – русские святые IX-XVвеков;

  • весь учебник пропитан духом патриотизма и прославления Родины;

  • перед каждым параграфом изображена цветная лента времени, на которой отмечены главные события изучаемого материала;

  • учебник содержит яркие красочные схемы;

  • параграфы разбиты на небольшие разделы, что облегчает усвоение нового материала;

  • важные даты, термины и понятия, личности выделены жирным шрифтом, либо курсивом;

  • вопросы и задания в конце параграфа(выделены желтым фоном) доступны для выполнения учащимися данного возраста;

  • в начале каждого параграфа коротко общается, что узнают учащиеся, познакомившись с ним;

  • в конце параграфа в рубрике «Запомни» (выделена зеленым фоном) содержится главная мысль изученного материала;

  • знаком «Выучи» (выделен голубым фоном) отмечены основные даты;

  • в рубрике «Словарик историка» (выделен темно-зеленым фоном) объясняется значение терминов и понятий;

  • в каждом параграфе имеются красочные иллюстрации, которые размещены в строгом соответствии с изучаемым материалом;

  • облегчает работу учителя и учащихся наличие цветных и крупных исторических карт;

  • в каждом разделе имеется генеалогическое древо правителей изучаемого периода;

  • значительное место отводится быту, занятиям и промыслам, обычаям и верованиям, одежде, военному делу наших предков;

  • как известно, безликая история неинтересна детям! Данный учебник личностно-ориентированный. Каждой исторической личности дается захватывающая характеристика с опорой на исторические источники и мнения известных историков. Материал располагается в параграфе, но выделяется пастельным фоном. Ярко описываются подвиги наших предков;

  • В рубриках «Это интересно» и «Почитаем» содержится дополнительная информация, которая может быть интересна детям, интересующимся историей;

  • В учебнике прослеживаются внутрипредметные и внутрикурсовые связи.

Недостатки: а) встречается несоответствие в датах правления первых русских князей. Так, например, в генеалогическом древе дата смерти князя Олега обозначена 912годом, а тексте параграфа 922годом; в соответствии с генеалогическим древом Рюриковичей Владимир Святой взошел на престол в 980году, а в параграфе – в 978году;

б) материал, в котором освещается история Русской Православной Церкви, слишком помпезен.

Особенности рабочей тетради

Задания, имеющиеся в рабочей тетради:

  • направлены на развитие практико-ориентированной деятельности у учащихся, формирование умения анализа и синтеза, работы с информацией

  • позволяют детально отработать учебный материал;

  • небольшие по объему, и, доступные для понимания учащихся;

  • очень разнообразны, например: установить хронологическую последовательность, выбрать правильный ответ, установить соответствие, заполнить таблицу или схему, высказать оценочное суждение, определить значение понятий и др.;

  • значительное место в тетради уделено работе с историческими источниками.



Позвольте познакомить вас с возможными методическими приемами в преподавании истории в 6 классе с использованием УМК С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово». В качестве примера взят раздел №4 «Русские земли в XIIIвеке», который включает в себя 4 параграфа. На его изучение отведено 5 учебных часов. При моделировании учебного процесса по данному разделу использовались элементы методики В.Ф.Шаталова и блочно-модульного метода. В основу изучения нового материала положен принцип дедукции, т.е. движение от общего к частному.

Основная деятельность учащихся происходит на уроке. Домашнее задание минимизировано!
Структура учебной деятельности:

На первом уроке дается обзорная лекция по всему разделу, по ходу которого составляется опорный конспект. Цель: научить учащихся видеть целостную картинку данного периода, а не разрозненные части истории. После лекции на этом же уроке и последующих трех уроках детально отрабатываются блоки опорного конспекта. На пятом уроке проводится зачет.

Организация учебной деятельности учащихся:

  • Работа индивидуальная, в парах и группах. Формируются по желанию;

  • Самостоятельное распределение обязанностей в парах и группах;

  • Предельный лимит времени на выполнение заданий каждого блока;

  • Задания, напечатанные обычным шрифтом обязательны для выполнения;

  • Задания, выделенные курсивом, выполняются по желанию;

  • Последовательность выполнения заданий определяет учитель;

  • Разрешается пользоваться любыми ресурсами;

  • Взаимопроверка и выставление оценки одноклассникам

Особенности заданий для практической работы:

  • все задания подобраны таким образом, что выполнять их можно в любой последовательности;

  • каждый ученик одну и ту же информацию прорабатывает несколько раз, но в разных формах (повторение – мать учения).

  • задания структурированы таким образом, что это позволяет вести мониторинг знаний, умений и навыков учащихся

Оценивание:

За каждое задание выставляется оценка в оценочный лист

Оценивается не только выполнение задания, но и правильность проверки работы своего товарища.

За урок выставляется средняя арифметическая оценка.

Оценочный лист сдается учителю.

Мониторинг:

Учитель ведет мониторинг на основе оценочных листов учащихся, что позволяет определить успехи и неудачи каждого ученика по различным видам деятельности.
УРОК №1

Цели: а) сформировать у учащихся общее представление о процессах, происходивших в Удельной Руси в XIII веке, причинах и последствиях вторжения внешних врагов;

б) использовать историческую карту как источник информации при определении направлений вторжения иноземных завоевателей;

в) находить места основных сражений;

в) продолжить формирование умения работать с исторической картой

Форма урока: обзорная лекция с элементами практической работы.

Оборудование: настенная карта «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев», контурные карты, учебники, рабочие тетради, заготовка опорной схемы «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке», карточки для практической работы, оценочные листы, памятки для учащихся.

Урок состоит из 2 этапов. На первом этапе учитель обозначает актуальность изучаемого материала, озвучивает цели и задачи, знакомит с формами работы при изучении четвертого раздела и критериями выставления оценки по каждому уроку. Ученики получают памятки с вышеперечисленной информацией, персональные оценочные листы, заготовку опорной схемы «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке». Затем учитель излагает материал в лекционной форме, по ходу которой на доске составляется опорный конспект в виде таблицы по всему разделу. Образно говоря, это «скелет, на который будут наращиваться мышцы».




Опорная схема «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке»


Политическая раздробленность





Междуусобные войны

Разобщенность





Крестоносцы

Монголо-татары



















Невская битва(1240г.)

Ледовое побоище(1242г.)

Изгнание захватчиков!

Слава князю Александру Невскому

Разорение Северо-Восточной Руси(1237-1238гг.)

Разорение Южной Руси(1239-1240гг.)

Плач и стон на Руси!

Успех полчищ Батыя














Физкульминутка: под песню «Вставайте люди русские» из к/ф «Александр Невский» небольшая разминка(1-2мин.)

Мини-беседа с учащимися: 1. В каком кинофильме звучит эта песня? («Александр Невский»)

2. Кто написал слова к этой песне? (В. Луговский)

3. Знаете ли вы композитора данного произведения? (С.Прокофьев)

  1. этап урока. Практическая работа с картами(исторической и контурной).

На каждую парту выдается карточка с заданием

Карточка №1. Обрати внимание: На выполнение работы отводится не более 10 минут.

Задание №1. Работа с контурной картой.

Открой учебник на странице 171. Рассмотри карту «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев». Начинай работу на контурной карте:

  1. зеленым карандашом обведи границы Удельной Руси к середине XIIIвека;

  2. обведи и закрась цветными карандашами границы русских княжеств и земель. Напиши их названия.

  3. обозначь жирной точкой крупные города и напиши их названия;

  4. закрась желтым цветом территорию Золотой орды;

  5. зеленой стрелкой отметь поход монгольских войск в половецкие степи. Найди реку Калку и черным крестиком отметь место битвы объединенного русско-половецкого войска с моголами. Напиши дату сражения;

  6. синей стрелкой отметь поход монголов на Северо-Восточную Русь. Сопровождай стрелку датами. Разоренные города обозначь красным кружком;

  7. черной стрелкой укажи поход монгольского войска на Южную Русь. Сопровождай стрелку датами. Разоренные города обозначь красным кружком;

  8. коричневой стрелкой укажи походы крестоносцев на Северо-Западную Русь;

  9. найди реку Неву. Подпиши название. Красным крестиком отметь место разгрома шведов русскими войсками во главе с Александром Невским. Не забудь указать дату.

  10. Найди Чудское озеро. Подпиши его название. Отметь красным крестиком место Ледового побоища. Не забудь указать дату сражения.

Завершив работу, обменяйся контурной картой с соседом.

Оцени его работу, используя следующий критерий:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

На карте не хватает 1-2 объектов, либо они обозначены неверно – «4»

На карте не хватает 3-4 объектов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист.

Не забудь написать свою фамилию в контурной карте соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!

Сдай контурную карту учителю.

Не забудь записать домашнее задание!

Домашнее задание: & 20, П.1-3., Вопросы 1-2 на стр.169.

В рабочей тетради письменно выполни задание № 2 на странице 66


Завершение урока: рефлексия

Напиши на листочке одно короткое предложение, чему ты научился на этом уроке. Сдай учителю
УРОК №2

Цель: а)поэтапно отрабатывать блоки опорного конспекта

б) продолжить формирование умения работать с исторической картой;

в) делать сравнительную характеристику;

г) составлять описательный рассказ и делать выводы;

д) отрабатывать умение учиться в общении

е)проводить поиск информации, используя различные ресурсы;

ж) учиться выполнять работу по инструкции

Форма: практическая работа

Оборудование: настенная карта «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев», раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Проверка домашнего задания(не более 5 минут)

Карточка №2 Проверка домашнего задания

Возьми рабочую тетрадь своего соседа. Следи за ходом проверки домашнего задания №2 на странице 66. Оцени работу своего соседа, по следующему критерию:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

В работе не хватает 1-2 пунктов, либо они названы неверно – «4»

В работе не хватает 3-4 пунктов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист

Не забудь написать свою фамилию в рабочей тетради соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!


Практическая работа

Учитель сообщает, что сегодня на уроке учащиеся(предварительно записаны на доске):

  • вспомнят и расширят свои знания о монголах и монгольском государстве;

  • проведут сравнение русского и монгольского войска;

  • узнаю где, когда и с какими результатами произошла первая встреча монголов с русскими;

  • выяснят, почему монголов стали называть татарами.

Работа в парах

Карточка №3

1.Сравнительная характеристика русского и монгольского войска

На выполнение задания дается не более 10 минут

Откройте учебник на странице 169. Выполните задание №3.

Работу в паре организуйте самостоятельно.

Завершив работу, передайте ее той, паре, которая тоже завершила работу. Проверьте ее и выставьте оценку по следующему критерию:

Сравнительная характеристика составлена в соответствии с планом и есть вывод – «5»

Сравнительная характеристика составлена в соответствии с планом, но нет вывода – «4»

Сравнительная характеристика не соответствует плану – «3».

Напишите фамилии проверяющих в работе товарищей.

Не забудьте выставить оценки в оценочные листы.

Помните, что учитель оценит то, как вы проверили работу одноклассников!
2. Рассказ «Битва на Калке».

На выполнение задания дается не более 15 минут

Составьте устный рассказ «Битва на Калке», используя иллюстрацию в учебнике на странице 167 «После битвы на Калке» художника П.В. Павленко, и задания 4 и 5 на странице 169. Обязательно укажите союзников русских князей и дату битвы.

Завершив работу, определите, кто представит работу учителю.

На представление отводится не более 2 минут!

Если учитель занят, приступайте к выполнению карточки №4.

Не забудьте подать учителю оценочные листы.
3.Вспомните Историю Средних веков.

Ответьте на вопрос в учебнике на странице №165

В случае успешного выполнения, учитель поставит дополнительную оценку в оценочный лист.

Это не обязательно, но это КРУТО!

Физкультминутка: проводится около 2 минут под музыку из к/ф «Монгол».

По окончании физкультминутки сообщается, что эта музыкальная композиция из кинофильма «Монгол», посвященного Чингисхану. Режиссер – Сергей Владимирович Бодров
Индивидуальная работа

Карточка №4. Индивидуальная работа

На выполнение задания отводится не более 10 минут

Выполни задания в рабочей тетради к &20 «Монгольское государство»

1.Выбери правильные суждения в задании №1 на странице 62

2.Продолжи предложения в задании №3 на странице 63

3. Расставь события в хронологической последовательности в задании №5 на странице 64

Проверь работу у соседа, используя следующий критерий:

Нет ошибок – «5»

Одна ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

Не забудь подписать свою фамилию в работе соседа. Поставь ему оценку в оценочный лист. Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!

Не забудь записать домашнее задание!

Домашнее задание: прочитай рубрику в учебнике «Это интересно» на стр. 168. Ответь на вопрос №6 на 169. Выполни письменно задания в рабочей тетради: №2 на стр. 63, №4 на стр. 64, №6 на стр. 65.

Если у тебя осталось время на уроке, начни выполнять домашнее задание. Это позволит тебе больше времени пообщаться с друзьями после уроков. А это КРУТО!

Завершение урока: рефлексия

Напиши на листочке одно короткое предложение, чему ты научился на этом уроке. Сдай учителю
УРОК №3

Цель: а)поэтапно отрабатывать блоки опорного конспекта

б) продолжить формирование умения работать с исторической картой;

в) делать сравнительную характеристику;

г) составлять описательный рассказ и делать выводы;

д) отрабатывать умение учиться в общении

е)проводить поиск информации, используя различные ресурсы;

ж) учиться выполнять работу по инструкции

Форма: практическая работа

Оборудование: настенная карта «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев», раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Проверка домашнего задания(не более 5 минут)

Карточка №5 Проверка домашнего задания

Возьми рабочую тетрадь своего соседа. Следи за ходом проверки домашнего задания. Оцени работу своего соседа, по следующему критерию:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

В работе не хватает 1-2 пунктов, либо они названы неверно – «4»

В работе не хватает 3-4 пунктов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист

Не забудь написать свою фамилию в рабочей тетради соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!


Практическая работа

Учитель сообщает, что сегодня на уроке учащиеся (предварительно записаны на доске):

  • детально отработают знания о Батыевом нашествии на Русь;

  • составят хронологию монгольских походов на Русь;

  • узнают о героической обороне русских городов и героев - защитников Родины;

  • выяснят последствия монгольского нашествия на наше Отечество;

  • Работа с &21-22 учебника.

Индивидуальная работа

Карточка №5

На выполнение задания отводится не более 3 минут!

1.Определи события, связанные с Чингисханом и Батыем. В рабочей тетради из вариантов А и Б выбери верное утверждение в задании №1 на странице 65-66. Проверь работу соседа, слушая верные ответы, которые диктует учитель. Оцени работу товарища по следующему критерию:

нет ошибок – «5»

одна ошибка – «4»

две ошибки – «3». Поставь ему оценку в оценочный лист
2. На выполнение задания отводится не более 10 минут.

В рабочей тетради составь хронологию монгольских походов на Русь, выполнив задание №3 на стр. 67. Оцени работу своего соседа, по следующему критерию:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

В работе не хватает 1-2 пунктов, либо они названы неверно – «4»

В работе не хватает 3-4 пунктов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист

Не забудь написать свою фамилию в рабочей тетради соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!

Физкультминутка: не более 2 минут под песню Ивана Бурляева «Героическая»

Работа в группах ( не более 4 человек) по желанию

Карточка №6

1. На задание отводится не более 5 минут

В учебнике на странице 172-173 прочитайте раздел «Почитаем». Рассмотрите картину художника П.П. Литвинского «Подвиг Евпатия Коловрата». Расскажите соседней группе об этой исторической личности. Поменяйтесь местами. Выставьте оценки по своему усмотрению, но помните, учитель может выступить джокером и спросить любую группу! Не забудьте поставить оценки в оценочный лист.

2. На задание отводится не более 3 минут.

Обсудите задание №6 в рабочей тетради о последствиях монгольского разорения русских земель на стр. 68. Сделайте записи в свои рабочие тетради. Отправьте делегата к учителю. Получите оценку и внесите себе в оценочный лист.

Индивидуальная работа

Карточка №7

На работу отводится не более 10 минут

1.В рабочей тетради соотнеси понятия и определения, связанные с монголо-татарским игом, выполнив задание №3 на стр. 69

2.Перечислите, в чем проявилось монголо-татарское иго в русских землях, выполнив в рабочей тетради задание №5 на стр. 70.

Оцени работу своего соседа, по следующему критерию:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

В работе не хватает 1-2 пунктов, либо они названы неверно – «4»

В работе не хватает 3-4 пунктов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист

Не забудь написать свою фамилию в рабочей тетради соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!
Не забудь записать домашнее задание!

Домашнее задание.

Выполни в рабочей тетради задания:

1 .Заполни пропуски в тексте в задании №1 на стр.69

2.Определит о каких событиях идет речь в отрывках из летописи, выполнив задание №6 на стр. 70

3.В задании №4 на стр.67 познакомься с различными оценками историков битвы на реке Сити. Выскажи свою точку зрения. Свой ответ обоснуй.

4. В задании №4 на стр. 70 предположи, каким образом у монголов изготавливались искусные ювелирные и ремесленные изделия. В этом тебе помогут изображения в учебнике на стр. 180-181.

В случае успешного выполнения заданий, выделенных курсивом, учитель поставит дополнительную оценку в оценочный лист. Это не обязательно, но это КРУТО!

Завершение урока: рефлексия

Напиши на листочке одно короткое предложение, чему ты научился на этом уроке. Сдай учителю

УРОК №4

Цель: а)поэтапно отрабатывать блоки опорного конспекта

б) продолжить формирование умения работать с исторической картой и историческими схемами;

в) делать сравнительную характеристику;

г) составлять описательный рассказ и делать выводы;

д) отрабатывать умение учиться в общении

е)проводить поиск информации, используя различные ресурсы;

ж) учиться выполнять работу по инструкции

Форма: практическая работа

Оборудование: настенная карта «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев», раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Проверка домашнего задания(не более 5 минут)

Карточка №8. Проверка домашнего задания

Возьми рабочую тетрадь своего соседа. Следи за ходом проверки домашнего задания. Оцени работу своего соседа, по следующему критерию:

Работа выполнена полностью и без ошибок – «5»

В работе не хватает 1-2 пунктов, либо они названы неверно – «4»

В работе не хватает 3-4 пунктов, либо они обозначены неверно – «3».

Поставь ему оценку в оценочный лист

Не забудь написать свою фамилию в рабочей тетради соседа.

Помни, что учитель оценит то, как ты проверил работу одноклассника!

Задания, выделенные курсивом, учитель оценит самостоятельно!

Вступительное слово учителя: «У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение народу, успели оказать ему существенные услуги», - так говорил об Александре Невском историк XIX века М.И. Хитров. Попробуем и мы разобраться, почему память об Александре Невском сохраняется в веках.

Работа в группах по желанию (не более 6 человек)

Карточка для группы №1

На выполнение задания не более 20 минут. Работу в группе распределите самостоятельно!

Подготовьте сообщение на тему «Личность великого князя Александра Ярославовича».

Для этого:

  1. Проследите его родословную, используя генеалогическое древо Рюриковичей на стр.122,104, 92,37 в учебнике.

  2. Используя учебник и статью Карпова А.Ю., кратко опишите его жизнь

  3. Укажите качества личности Александра Невского. Используйте текст учебника(&23) и иллюстрации: «Александр Невский» и «Кончина Александра Невского» художника М.В. Нестерова на стр. 188 и 195, «Александр Невский принимает папских легатов» художника Г.И. Семирадского на стр. 193.

  4. Выполните задание №1 на стр.71 в рабочей тетради.

Решите в группе, кто и как представит работу. Лимит времени на сообщение – 5 минут.

Внимательно прослушайте сообщения других групп и каждой поставьте оценку. Сдайте работу и оценки учителю.



Карточка для группы №2

На выполнение задания не более 20 минут. Работу в группе распределите самостоятельно!

Подготовьте сообщение на тему «Полководец Александр Невский».

Для этого:

  1. Изучите материал &23 учебника и ответьте в учебнике на вопрос №1 настр.195

  2. Используя текст учебника, схему на стр.188 и иллюстрацию «Невская битва» художника Н.К. Рериха. Подготовьте сообщение о Невской битве.

  3. В чем проявился полководческий талант Александра Ярославовича?

Решите в группе, кто и как представит работу. Лимит времени на сообщение – 5 минут.

Внимательно прослушайте сообщения других групп и каждой поставьте оценку. Сдайте работу и оценки учителю.



Карточка для группы №3

На выполнение задания не более 20 минут. Работу в группе распределите самостоятельно!

Подготовьте сообщение на тему «Полководец Александр Невский».

Для этого:

  1. Изучите материал &23 учебника и ответьте в учебнике на вопрос №1 настр.195

  2. Составьте рассказ о битве на Чудском озере, используя текст учебника, схему битвы на стр.191 и иллюстрацию «Ледовое побоище» художника В.А. Серова на стр. 192

  3. Ответьте в учебнике на вопрос №7 на стр. 196

Решите в группе, кто и как представит работу. Лимит времени на сообщение – 5 минут.

Внимательно прослушайте сообщения других групп и каждой поставьте оценку. Сдайте работу и оценки учителю.



Карточка для группы №4

На выполнение задания не более 20 минут. Работу в группе распределите самостоятельно!

Подготовьте сообщение на тему «Политик Александр Невский».

Для этого: 1.Изучите материал &23 учебника ответьте на вопрос: почему Александр Невский добровольно признал вассальную зависимость Северо-Восточной Руси от Золотой Орды

2.Выполните задание№5 настр.195 в учебнике

Решите в группе, кто и как представит работу. Лимит времени на сообщение – 5 минут.

Внимательно прослушайте сообщения других групп и каждой поставьте оценку. Сдайте работу и оценки учителю.

Завершение урока: краткое обобщение изученного и выставление оценок за урок

Домашнее задание: подготовиться к зачету. Повторить &20-23. Выучить опорный конспект.



УРОК №4

Цель: обобщить исторические сведения по данному периоду

Форма: зачет

Оборудование: настенная карта «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев», учебники, рабочие тетради.

Суть зачета: ученик, которого учитель пригласил к себе, садится напротив учителя и коротко рассказывает основные события, происходившие на Руси в XIII веке. Допускается использование опорной схемы, но в данном случае оценка будет снижена на балл. Завершивший рассказ ученик, принимает зачет у следующего одноклассника. Эту же работу выполняет учитель. Количество опрашивающих неуклонно растет. Материал проговаривается многократно. Как правило, к концу урока каждый ученик сдает зачет.

Завершение урока: подведение итогов, выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПлан работы методического совета на 2013-2014 уч г
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconАнализ работы Методического объединения учителей географии, биологии,...
Тема: “Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconАнализ методической работы мбоу «сош №9с. Ачхой-Мартан» за 2013-2014 учебный год
Целью методической работы стало создание условий для реализации намеченных направлений деятельности школы по теме «Современные подходы...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПлан работы мобу «гостинопольская основная общеобразовательная школа»...
Тема работы школы в 2010-2011 учебном году : «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconИтоги методической работы за 1 четверть 2013-2014 учебного года Важнейшим...
Основным направлением методической деятельности школы является работа над единой методической темой «Современные подходы к организации...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПояснительная Записка Актуальность
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconРабочая программа составлена на основе федерального образовательного...
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» М.; Просвещение, 2011 г. И «Математика....
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПояснительная записка Тематическое планирование составлено на основе...
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е. С. Савинов). М.: Просвещение,...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconАнализ результатов деятельности гоу сош с углубленным изучением математики...
Разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconРабочая программа по истории в 6 классе Количество часов: 70
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconУчебной работе были поставлены следующие задачи: Создать условия...
Перед школой на 2012\2013 уч год по учебной работе были поставлены следующие задачи
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconОтчет по учебно-методической деятельности гбоу нпо профессиональное училище №26 за 1
Методическая тема: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты...
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е. С. Савинов). 4­е изд., перераб....
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconМетодическая тема школы на 2013 – 2014 уч г
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос второго поколения
Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconФедеральные Государственные Образовательные Стандарты

Мастер-класс Федеральные образовательные стандарты второго поколения предусматривают коренное изменение организации образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск