МБОУ ВМР «Надеевская основная общеобразовательная школа»
План-конспект классного час по теме
«Год российской истории»
Выполнили и провели:
Бахматова О.И.,
учитель английского языка,
Кубасова М.А., учитель
биологии
2012 – 2013 учебный год
План-конспект проведения классного часа 1 сентября 2012 года Тема: Год российской истории
Имя: Бородинское сражение
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны.
Класс: 5-6
Учителя: Кубасова М.А., Бахматова О.И.
Цели: ознакомление со знаменательными историческими событиями России; расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России, побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа, воспитывать отрицательное отношение к войне.
Задачи: - организовать беседу по теме «Год российской истории»;
- продемонстрировать видеофрагмент о Бородинском сражении;
- рассказать о вкладе в историю нашей Вологодской области. Оборудование: телевизор с видеомагнитофоном, видеокассета, наглядный материал (отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»), список исторических дат.
Ход мероприятия
Организационный момент
Учитель1: Здравствуйте, дорогие ребята!
Учитель 2: Добрый день! Мы рады вас видеть сегодня в этот прекрасный день!
Учитель 1: Сегодня для вас будет необычный классный час, где вы узнаете много нового и важного о своей стране.
Основная часть
На доске: написан год 2012.
Учитель 2: Ребята, скажите, пожалуйста, а какой сейчас год?
Обуч: 2012
Учитель 1: совершенно верно! А как вы думаете, с чем связан этот год ?
Обуч: с различными событиями
Учитель 2: Да, но какими же все таки событиями, наверно, историческими? Может какие-то события происходили в нашей области?
На доске: Год российской истории
Обуч: 865 лет Вологде
Обуч: год Белозерска.
Учитель 1: Хорошо, молодцы! А теперь давайте вернемся на 200 лет назад, какой же это год?
Обуч: 1812.
Учитель 2: Совершенно верно, и это год Отечественной войны с Наполеоном, и всем известно Бородинское сражение, которое происходило в августе 1812 года.
Учитель 1: кто-то знает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Обуч: рассказывает отрывок. Давайте посмотрим и внимательно послушаем фрагмент о Бородинском сражении.
Между просмотром фильма: война 1812 года изменила обычный ход жизни всего русского общества. Каждое сословие и каждый регион пытались внести свой вклад в борьбу с «Великой Армией» Наполеона 1. Борьба с Наполеоном стала общим делом всех людей. Из вологодских и олонецких стрелков были сформированы две дружины, которые пополнили ряды Санкт-Петербургского ополчения. Вологодское дворянство постановило снарядить в ополчение от каждых 100 душ крепостных по шесть воинов «с одеждой, оружием и провиантом». Вологодские дворяне воевали в регулярной армии. Всего список вологжан – участников войны 1812 года – составляет не один десяток имен.
Народный характер войны проявлялся и в оказании денежной и иной материальной помощи на военные нужды. Общая сумма пожертвований от Вологодской губернии составила 85 тысяч рублей. Приближение армии Наполеона к Москве вызвало приток беженцев, забота о них стала частью помощи нашего населения. Когда возникла необходимость эвакуации ценностей Московского Кремля – местом их нахождения была выбрана Вологда – Прилуцкий монастырь. Итоги войны:
- Отечественная война оказала огромное воздействие на последующее политическое и экономическое развитие России. В стране усилилось массовое антикрепостническое движение.
- Будущие участники восстания декабристов 1825 года считали себя детьми двенадцатого года.
- Растоптав Европу и потерпев поражение в России, Наполеон вызвал подъем национально-освободительного движения против своего деспотизма.
Учитель рассказывает:
Уроки истории 200 лет спустя.
Чем больше время отдаляет нас от этой исторической даты, тем дороже и ближе становятся воспоминания и размышления об этой войне. Уроками истории нельзя пренебрегать. У памяти свои законы, свой отсчет времени. Ещё Ф.И. Тютчев русский поэт и дипломат писал: «Истинный защитник России – это история».
В современном сложном мире, насыщенном оружием массового истребления людей, происходит переоценка ценностей во взглядах. Истинный патриотизм, любовь к Родине, стойкость силы духа русских людей, стоящих на смерть в минуту грозной опасности. Загадочная русская душа…
Сейчас Россия переживает нелёгкие времена. Есть люди, которые с завистью глядят на Европу. Герои некоторых фильмов произносят фразы следующего содержания «Как любить и защищать Родину, которая меня бросила в Афганистане, молодежь не хочет идти в армию, где ещё встречается дедовщина и т.д, Может мы правда перестали любить Родину и не готовы её защитить?
Хочется верить, что нет. Нельзя воспитать любовь – это чувство, которое приходит к человеку. Задумайтесь – воспитать любовь к Родине, воспитать любовь к президенту, воспитать любовь мужчины к женщине, воспитать любовь ребенка к матери. Это невозможно. Однако, уверена, каждый из нас не может не любить свою маму, свою Родину, то место, где живет. У каждого из нас есть любимая роща, любимая речка, любимый сад или аллея. И это все Родина. За 200 лет менялись цари и руководители, а память о настоящих героях и патриотах жива. Мы можем быть недовольны политическими событиями, но не будем их объединять с любовью к Родине. Все преходяще, а вот Родина одна. И загадочная русская душа…
Будем помнить, что «Торопясь изъять героическое из нашей жизни, мы себе уготовляем вечное поражение». (Г. Владимов).
Читает обучающийся: Э. Асадов
Горячие точки планеты,
Где кровью решается спор.
Там дышат тревогой рассветы,
Там ночи, как выстрел в упор,
Горячие точки планеты
Враждой небывалой больны,
Не ласкою солнца согреты,
А страшным дыханьем войны.
Горячие точки планеты:
Всё шире зловещая тьма.
Как руки в проклятье воздеты –
Сожженных кварталов дома.
Пока солнце светит в зените
И дым небеса не затмил,
Трубите тревогу, звоните,
Весь мир поднимите за мир!
Подведение итогов
Учитель1: что вы узнали нового, ребята?
Обуч: о нашей Вологодской области, что принимала непосредственное участие в жизни страны; о Бородинском сражении, о его результатах; 2012 год действительно является историческим, так как очень много знаменательных событий, дат в исторической жизни страны.
Учитель 2: Вы узнали о Бородинском сражении, а сейчас мы предлагаем вам мирную борьбу – игра «Шляпное сражение». Задание: нарисовать плакат, «как я представляю войну 1812 года.» (или сделать коллаж).
Учитель 1: Спасибо за внимание, ребята!
Учитель 2: Спасибо за работу, мы надеемся, что вы много узнали важного, узнали о подвигах русского народа, а в частности о людях Вологодской области. Вы должны гордиться своей Родиной
Приложение: 2012 — год российской истории
На 2012 год выпадает немало исторических дат. Это стало поводом для того, чтобы объявить следующий год Годом российской истории. Помимо
200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, это и
770 лет победы над крестоносцами на Чудском озере князем Александром Невским (18 (5) апреля 1242), и
400 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского (7 ноября (26 октября) 1612), и
150-летний юбилей великого реформатора П.А. Столыпина (2 (14) апреля 1862), и
200 лет с момента основания в Калифорнии русского поселения Форт-Росс (1812). Одно из самых знаменательных событий предстоящего года —
1150-летие зарождения российской государственности. Юбилей будет отмечаться после длительного перерыва, когда исторический смысл этого события полностью отрицался. Полтора века назад инициатором торжеств по поводу
1000-летия российской государственности стал император-реформатор Александр II. В качестве точки отсчета был взят 862 год, когда славянские племена позвали к себе на княжение варяга Рюрика. Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племен как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришел со всем своим родом, называемым Русь, этническая принадлежность которого продолжает вызывать споры у ученых. Летописный основатель княжеской династии, ставшей впоследствии царской, прославился тем, что сумел объединить многочисленные племена и народы и положить конец многолетней раздробленности русских земель. А наша газета начинает серию публикаций, посвященных вехам в отечественной истории. _____________________________________________________
БОРОДИНО - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! - Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?" И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою! Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус. И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой... Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать. Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы
Михаил Лермонтов - БОРОДИНО.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © |