II. Сообщение познавательных сведений.
III. Снятие мерок. (Теория)
IV. Практическая работа: “Снятие мерок”.
V. Актуализация знаний.
VI. Итог урока. VII. Рефлексия (работа на слайде)
VIII. Домашнее задание.
| - Да ты откуда такая догадливая?
- Как не догадаться, на твоем платье вся готовка видна.
Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда где пятна от муки, где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:
-Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких.
- Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.
-Уже управилась. Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.
- Одно из правил вы запомните на всю жизнь: выйдя на кухню, прежде всего наденьте фартук .И раньше чем не управитесь со всеми делами не снимайте с себя его.
- Ребята, какой вывод вы можете сделать, посмотрев на 2-х этих девочек, без чего нельзя обходиться на кухне при приготовлении пищи? (Фартука)
- Так какова же будет тема урока? (Фартук).
(приглашаю 2-х девочек в фартуках) На Ирину надеваем маленький фартук, а на Люду большой фартук).- Нравиться вам как они выглядят? ……- А когда вы идете в магазин покупать одежу, на что вы обращаете внимание?.....
- А как вы думаете, при изготовлении изделия своими руками, что необходимо сделать, прежде чем приступить к пошиву? (Снять мерки),
- А для чего необходимо снимать мерки? (Чтоб изделие было по фигуре. Нужно с каждого снять мерки и по этим меркам сшить фартук.)
- Правильно, молодцы ребята этим мы сегодня и займемся.
- Тему мы с вами теперь определили. А какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (научиться снимать мерки)
- Сейчас мы с вами познакомимся, как одежда подразделяется по назначению. (слайды)
А о фартуке и его истории нам расскажет Таня……………..
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность.
– Какие ткани мы изучали в этом учебном году?
Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные.
– Какими свойствами обладают эти ткани?
Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.
А что означает слово гигроскопичность?
Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
- Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
- Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной.
- Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см.
- На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
- Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
- Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
- Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии.
Слайды (о гладкой поверхности воды)
- Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
На уровне середины колена проходит линия колен. [3]
- Мерки снимают по определенным правилам.
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Физкультминутка ( музыкальная – слайд)
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)
Работа выполняется в виде игры “Ателье мод” (заказчик и приемщик заказа).
Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика)
Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
Мерки мы сняли и по ним на следующем занятии будем строить чертеж фартука ,т е заниматься конструированием.
1.Раздать учащимся образцы ткани.
2. Подберите ткань, из которой можно сшить фартук для уборки помещения.
3.Подберите ткань, из которой можно сшить фартук при работе с пищевыми продуктами.
4.Что означает слово « мерки» и для чего они снимаются?
5. Почему для приготовления пищи фартук должен закрывать большую часть фигуры?
Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу.
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Нарисовать в тетради фартук и разукрасить его и параграф15.
Список используемой литературы
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”, 2004г.
Дидактический материал по трудовому обучению “Кулинарные работы и обработка ткани” Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: “Просвещение”, 1996г.
Поурочные планы по учебнику “Технология 5 класс” В.Д. Симоненко. Под редакцией Н.Б. Голондарева. Волгоград. “Учитель АСТ”, 2003 г.
Познавательная и обучающая книжка-раскраска “Русский традиционный костюм”. Под редакцией О. Е
|
Уч-ся внимательно просматривают слайды, осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию,
осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию
Практикуются друг на друге в снятии мерок,
Работают с образцами ткани
Используя полученную новую информацию на уроке нужно нарисовать фартук, подобрать цвет
|
Сами делают вывод о назначении одежды
Умение правильно снимать мерки
Обработка и использование информации
Правильное использование новых знаний
Правильное использование новых знаний
|
Осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задают вопросы, отвечают на вопросы поставленные другими, Высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задают вопросы, отвечают на вопросы поставленные другими, Высказывают и обосновывают свою точку зрения,
Общение в парах, оказание взаимопомощи
Общение в парах, оказание взаимопомощи
Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задают вопросы, отвечают на вопросы поставленные другими, Высказывают и обосновывают свою точку зрения,
|
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
Продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении
|
Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют сотрудничество с учителем и одноклассниками
Контролируют процесс и результаты деятельности, осознают возникшие трудности
Контролируют процесс и результаты деятельности, осознают возникшие трудности
Контролируют процесс и результаты деятельности, осознают возникшие трудности, организуют свою учебную деятельность
Сравнение своих и других работ
|
Умение организовать свою учебно – познавательную деятельность
Умение организовать свою учебно – познавательную деятельность
Осознание цели, планирование действий, реализация намеченного
Самооценка и оценка одноклассников
|
Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознание трудностей и стремление их преодолеть,
Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознание трудностей и стремление их преодолеть,
Участие в музыкальной физминутке
Освоение новых видов деятельности
Внимательное отношение к вопросам учителя и к действиям своих товарищей
|
Система ценностных ориентаций уч-ся, их отношение к различным сторонам окружающего мира
Система ценностных ориентаций уч-ся, их отношение к различным сторонам окружающего мира
Стремление к здоровому образу жизни
Стремление к красоте
Осознание себя как личности, индивидуальности, способность к самооценке своих действий и оценке действий своих товарищей
|