Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России»





Скачать 200.84 Kb.
НазваниеКонспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России»
Дата публикации01.10.2013
Размер200.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОИИ. 6 КЛАСС.

Автор: Созинова Галина Александровна


  1. Предмет – история

  2. Класс – 6

  3. Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России», 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательско-образовательный центр «Веди-принт», «Дрофа», 2004 год.

  4. Тема курса/название урока – История России/ Нашествие с Востока.

  5. Тип урока – Практикум (поисковый)

  6. Название модели организации учебного процесса с применением средств ИКТ, с расчётом на которую собран данный комплект – Практикум (поисковый метод).

  7. Что ещё необходимо для проведения планируемого урока, кроме комплекта ЭОР-ов?

      • ЭУ или бумажный носитель;

      • Тетрадь.

Цель урока: углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» на основе историографии и решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?


Задачи урока:

  1. Сформировать у школьников представления о событиях в истории Руси на основе исторических документов, познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

  2. Совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работ.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: Прямые ссылки на ЭОРы.

Рабочий лист учащегося (учащиеся получают рабочие листы с заданиями и последовательно выполняют их, учитель организует проверку после выполнения каждого задания).

Ф.И. учащегося




Задание1. Прочитайте текст ЭУ (с.100 ) и выпишите определение понятий:

Нойон -

Курултай -

Задание 2. Продолжите предложение.

Во главе Монгольского государства в начале XIII века встал ____________________________________.

Задание 3. Прочитайте документ « Плано Карпини. История монголов»

А) Подчеркните прямой линией виды вооружения монголо- татар,

Б) Волнистой линией – особенности ведения боя,

В) Пунктирной – правила воинской дисциплины.

Задание 4. Прочитайте документ «Битва на реке Калке. 1223 г.»

А) Подчеркните прямой линией причины поражения русских князей,

Б) Волнистой линией – причину объединенного похода русских князей и половцев против татар,

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Вопрос учителя:

1.Почему против монголо-татар выступили не все русские князья.

Задание: Покажите на карте место сражения 1223 года.

Задание 5. Прочитайте документ «Повесть о разорении Рязани Батыем»

А) Подчеркните прямой линией причины поражения русских князей в борьбе против Батыя,

Б) Волнистой линией – где говорится о мужестве русских людей.

Задание 6. Прочитайте тект ЭУ ( с.106) и выпишите:

Дату взятия города Владимира -

Имя князязанявшего престол после гибели Юрия Всеволодовича -

Задание 7. Прочитайте тект ЭУ ( с.109) и выпишите:

Почему монголы не пошли на Новгород, но новгородцы платили дань?

Задание 8. Прочитайте документ «Ипатьевская летопись о разгроме Киева»

А) Подчеркните прямой линией имя воеводы, возглавившего оборону города,

Б) Волнистой линией строки, подтверждающие мужество защитников города.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Вопрос учителя:

1.Почему город был взят татаро–монголами?

Задание: используя карту,выпишите название европейских государств, подвергшихся нападению монголо-татар.


План урока:

I Постановка целей и задач.
II. Изучение нового материала.

1.Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.

2.Вторжение в Рязанскую землю.

3.Разгром Владимирского княжества.

4.Поход на Новгород.

5.Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.

III.Закрепление изученного. Выполнение теста.
IV. Домашнее задание.

Ход урока




п/п

Этап урока

Название ЭОРа

Прямая ссылка на ЭОР

Кто работает

с ЭОРом?

Что делает учитель?

Какой планируется результат?

1

Подготовка к усвоению нового материала.

I. Постановка целей и задач. (На 1 слайде два высказывания:)

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  (Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Об этом пойдет речь из урока, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».
Цель урока: углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» на основе историографии и решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?




Активизирует внимание (игра, шарада)

Повышение мотивации.







Знакомство учащихся с заполнением

рабочего листа
Батый ( китайская миниатюра XIV века)


http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/be65d385-5547-4085-b536-59cf2e48257f/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BPD_01%5D.html

Учитель

1. Рассказ учителя.





3

Усвоение новых знаний.

Рабочий лист

1,2,6,7 задание

Работа с И/И
3 задание – Плано Карпини. История монголов.

4 задание – «Битва на реке Калке»

5 задание – « Повесть о разорении РязаниБатыем»

8 задание – «Ипатьевская летопись о разгроме Киева».

Работа с ЭУ

3.http://runivers.ru/lib/book3078/9693/

4.http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/fbff6fb0-fbae-48d5-b40b-7e8fd672fd5b/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BTD_07%5D.html
5. http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/0794128c-c5db-41b1-9bda-0ae4a6340984/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BTS_02%5D.html
8. Поурочные разработки по истории Е.В. Симонова ( текст) или http://www.bibliotekar.ru/rus/86.htm


Ученик

1.Чтение текста учебника. Сам. Работа.

2.Анализ источника.

3. Заполнение рабочего листа.




4

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.




1.Вопросы и задания к уроку.

2.Карта «Походы Батыя на Русь»

Задание по теме «Поход Батыя на Русь».

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e83eaee9-ee89-4083-b5c4-348ed5031631/view/
http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/3ee17875-70c5-42d6-a9e2-2b3eb2f82c05/index_listing.html


Учитель-ученик

Фронтальный опрос.




5

Закрепление новых знаний.

Вопросы и задания по теме.

Выполнение теста.

http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/8670b6d1-0ac0-46b2-b2a9-83aa2a339c9c/%5BIS6IR_4-14%5D_%5BTQ_05%5D.html

Ученик

1.Обобщение материала.

2.Самостоятельная работа.




9

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о Золотой Орде ( составить викторину по теме)
Подготовиться к интерактивному тесту.

http://bibliotekar.ru/istoriya-rossii/4.htm


http://www.metodkabinet.eu/UIK/Test_2_Russ_XIII.html

Учитель

Открыть ссылку, подобрать материал о золотой Орде , познакомиться с трудами Татищева,Карамзина.



Приложение


Монголо-татары

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Войско монголов.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были пол­ностью приспособлены для длитель­ного пути. При перекочевке или во­енной экспедиции тратилось не бо­лее часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её раз­борку и упаковку на спине вьюч­ного верблюда. Некоторые шатры н кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и ота­рами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.

Семьи воинов могли сопровож­дать и  наступающую армию. В по­ходные стойбища, что располага­лись неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сно­сили военную добычу; они не забо­тились о пропитании и не разлуча­лись надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вды­хали дым дорожных костров и бое­вых пожарищ, наблюдали за воен­ными действиями, учились обра­щаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и му­жественными бойцами.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан до­полнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались мон­голы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на рас­стоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно коче­вое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвку­шении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

1.Битва на реке Калке (23 мая 1223 г.)


Первая встреча объединенных русских и половецких войск с монгольскими войсками. Русские приняли участие в сражении по просьбе половцев – тогдашних союзников Руси. Русскими дружинами командовали три Мстислава – Галицкий, Киевский (Удалой), Черниговский и Даниил Романович Волынский. Русские войска потерпели сокрушительное поражение – погибли шесть видных киевских князей, 10 тыс. русских воинов, на Русь вернулся лишь каждый десятый. Причинами поражения стали: недооценка сил противника, бегство половцев с поля боя, отсутствие единства русских войск. Несмотря на поражение русских войск, монголы, понесшие большие потери, вынуждены были на время отложить дальнейший поход на Русь.

2.Повесть о разорении Рязани Батыем
(фрагменты)


В год 6745. (…) Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина; и увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.

Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей, и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. (…) И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два – с десятью тысячами. И видел князь великий, что убит брат его, князь Давыд Ингваревич, и воскликнул: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!». И пересели с коня на конь и начали биться упорно. Через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно сражаясь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Все это навел бог грехов ради наших.

А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, ведя убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших.

И увидел царь Батый Олега Ингваревича, столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, и хотел уврачевать его от тяжких ран, и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части. И был он второй страстотерпец Стефан, принял венец страдания от всемилостивого бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею. И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, Другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. (…) И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на город Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божий до основания разорить.

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?». Они же ответили: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам: Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «о Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною и многих богатырей сильной орды моей побил и много полков разбил. Бели бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

3 Вопросы и задания к уроку по теме «Поход Батыя на Русь»:


  1. Назовите причины завоевательных походов монгол.

  2. Почему русские войска потерпели поражение в битве на Калке?

  3. Какие цели стояли перед монгольскими отрядами при их вторжении на Русь в 1223 г.?

  4. Используя карту «Походы Батыя на Русь», текст учебника и дополнительные материалы, расскажите о походах Батыя.

  5. Почему Батыю удалось так быстро разгромить русские княжества?

  6. Почему Батый отказался от завоевания Новгорода?

  7. Каковы были итоги монгольских завоеваний?

4.Батый.




Китайская гравюра. XIV в.

4. Источник «Ипатьевская Летопись о разгроме Киева» 

В лЕто 6747 [1239].

 

Въ лЕто 6748 [1240]. Приде Батый Кыеву в силЕ тяжьцЕ, многомь множьствомь силы своей, и окружи град, и остолпи сила татарьская, и бысть град в обьдержаньи велицЕ. И бЕ Батый у города и отроци его обсЕдяху град. И не бЕ слышати от гласа скрипания телЕгъ его, множества ревения вельблудъ его, и рьжания от гласа стадъ конь его, и бЕ исполнена земля Руская ратныхъ.

 

Яша же в них татарина именемь Товрулъ, и тъ исповЕда имъ всю силу ихъ. Се бяху братья его силныи воеводы: Урдю и Байдаръ, Бирюй, Кайданъ, Бечакъ и Меньгу и Кююкь, — иже вратися увЕдавъ смерть канову, и бысть каномь, не от роду же его, но бЕ воевода его перьвый — СебЕдяй богатуръ и Бурунъдаии багатырь, — иже взя Болгарьскую землю и Суждальскую, — инЕхъ бещисла воеводъ, их же не исписахомъ зде.

 

Постави же Баты порокы городу подълЕ вратъ Лядьскьх. Ту бо бЕаху пришли дебри. Порокомъ же бес престани бьющимъ день и нощь, выбиша стЕны. И возиидоша горожаны на избыть стЕны, и ту бЕаше видити ломъ копЕйный, щетъ скЕпание, стрЕлы омрачиша свЕтъ. ПобЕженым и Дмитрови ранену бывшу, взиидоша татарЕ на стЕны и сЕдоша. Того дне и нощи гражанЕ же создаша пакы другий град около святое БогородицЕ. НаутрЕя же придоша на нЕ, и бысть брань межи ими велика. Людем же узбЕгшимъ и на церковь и на комаръ церковныя и с товары своими; от тягости повалишася с ними стЕны церковныя. И приятъ бысть град сице воими. ДмитрЕя же изведоша язвена, и не убиша его мужьства ради его.

5.Тест по изученной теме

  1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

    1. Мамай

    2. Батый

    3. Чингисхан

    4. Тохтамыш

  2. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

    1. Торжок

    2. Рязань

    3. Козельск

    4. Владимир

  3. Основная задача баскаков на Руси:

    1. сбор дани

    2. управление русскими княжествами

    3. распространение ислама на Руси

    4. развитие торговых связей

  4. От налогов монголо-татары на Руси освободили:

    1. дворянство

    2. купечество

    3. холопов

    4. духовенство

  5. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

    1. половцы

    2. печенеги

    3. византийцы

    4. гунны

  6. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

    1. Новгород

    2. Смоленск

    3. Чернигов

    4. Москва

  7. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

    1. 1237 г.

    2. 1241 г.

    3. 1223 г.

    4. 1239 г.

  8. Битва на реке Калке произошла:

    1. 31 мая 1322 года

    2. 8 сентября 1237 года

    3. 1 сентября 1322 года

    4. 31 мая 1223 года


Данный урок относится к Ш разделу «От Руси к России», 1 урок темы: "Борьба Руси за независимость в ХIII в."

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

Цели урока: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, патриотизм; познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами.

На этом уроке учащиеся познакомились с нашествием Батыя на Русь и получили зада­ния на следующий, где будет дана характеристика монголо-татарского ига на Руси и вы­яснены последствия ига.

Специфика урока состоит в том, что на уроке используется компьютерная презен­тация, учащиеся работают на компьютере.

Данная форма проведения урока соответствует реальным учебным возможно­стям учащихся данного класса. В ходе учебного занятия все учащиеся продемонстрировали свои возможности, самостоятельно сделали выводы, рационально использовали время.

На уроке использовался большой объём информации, структура урока была рациональной, все этапы были между собой логически взаимосвязаны.

Главный акцент на уроке делался на изучении походов Батыя на Русь.

Учитель на уроке использовал различные методы и приёмы обучения: приём «мозговой атаки», метод ассоциаций, проблемный метод. Ученики самостоятельно работали с раздаточным материалом, по учебнику, в программе PAINT, использовали карту.

На уроке был применён дифференцированный подход: некоторые учащиеся получили опережающее задание - сообщения об исторических личностях, изучающихся на уроке, сильный ученик - сообщение о битве на Калке. Дифференцировался и объём за­дания, его содержание и степень помощи оказанной учащимся.

Учитель вместе с учащимися формулировал вывод. В ходе работы в группах учитель контролировал степень участия в работе каждого ученика

В ходе работы учащиеся пользовались учебником, печатным материалом, кар­той, компьютером.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconКонспект урока Предмет Геометрия Класс 7
Программа/учебник, к которым составлен комплект – Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия....
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л. Н. и авторской программы к учебникам «Дрофы»,...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconРабочая программа по курсу история базовый уровень класс
Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История государства...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconПлан конспект урока
Базовый учебник: А. А. Данилов; Л. Г. Косулина «История России» 7 класс (издательство «Просвещение»)
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История: История государства и народов России/ Данилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник для 7 классов. М., Просвещение, 2008
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconТесты по истории России: 7 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной...
Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI хviii век. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2009
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала История 10...
Тематическое планирование уроков по курсу История России с древнейших времен до конца XVIII века. (10 класс)
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconРабочая программа История России
Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconКонспект урока Индийские касты Ямкова Светлана Николаевна моу «оош...
История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение,...
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России 8 класс. Москва: Просвещение, 2010
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconШикняева Елена Олеговна. Школа №579 Приморского района Санкт-Петербурга....
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Конспект урока по истоии. 6 Класс. Автор: Созинова Галина Александровна Предмет – история Класс – 6 Программа/учебник, к которым составлен комплект – «История государства и народов России» iconКонспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск