ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Северная война
Гашимова Марина Акимовна
ГБОУ СОШ №1186
учитель истории
история
7 класс
Северная война. Третий урок в теме.
7. История: История государства и народов России/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 7 классов.- М., Просвещение, 2008. 8. Цель урока: познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны и
оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи:
Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.
Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.
Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
10. Тип урока: урок формирования новых знаний.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: карта «Российское государство в XVIII века, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война».
|
|
| Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| №
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организа-
ционный
момент
|
| Приветствие. Проверка присутствующих. Введение в тему и задачи урока.
| Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Запись темы и плана урока в тетради
| 5 мин.
| 2
| Проверка домашнего задания
| № 1
| Проверка домашнего задания осуществляется следующим образом: всем классом выполняется интерактивный тест «Начало правления Петра 1».
| Учащиеся отвечают на вопросы ; проводится работа над ошибками.
| 10 мин.
| 3
| Актуализация
пройденного. Подготовка к восприятию нового материала
| №2, №3
| Организация беседы по вопросам:
1) Вспомните какие задачи стояли перед государством?
2) Как вы думаете, эти задачи можно было решить мирным путем?
| Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Завоевать выход в Балтийское и Черное моря,
развивать внешнюю торговлю,
создать новую армию.
Нет. Петр обращался к Швеции с просьбой продать место при Финском заливе, принадлежавшем некогда русским, но Швеция отказала.
Только после попытки уладить этот вопрос мирным путем Петр1 заключил Северный союз с Данией и Саксонией против Швеции. (работа с интерактивной картой)
| 5 мин.
| 4
| Сообщение нового материала. Постановка проблемного задания
| №3, №4
| Слово учителя.
Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом «Испанского наследства».
В Швеции царствовал в то время «Карл 12, бывший моложе Петра десятью годами…»
В начале царствования король не занимался делами и казался неспособным к управлению; но, получив известие о состоявшемся против него союзе, сделался необыкновенно деятельным и поклялся – «воевать, побеждать и мстить».
И действительно, для Северного союза война началась неудачно.
Затем Карл 12 поспешно переехал морем Лифляндию и напал на русских, осаждавших Нарву.
Подтвердить это фактами из учебника и по дополнительным источникам.
Работать с учебником, иллюстрациями, источниками и электронными ресурсами.
| Самостоятельная работа учащихся и выступления с сообщениями.
| 12 мин.
| 5
| Первичное закрепление материала*
| №5
| Учитель предлагает учащимся выполнить тестовые задания
| Учащиеся решают интерактивный тест
| 6 мин.
| 6
| Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании
| №3, №4
| Итак, в 1709 году армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась еще много лет.
После поражения при Полтаве Карл 12 поднял против России турецкого султана. Петр должен был воевать на два фронта. Потерпев неудачу на р. Прут в 1711году, султану была возвращена крепость Азов и разрушен Таганрог. Потеряв надежду утвердиться на Черном море, Петр все внимание сосредоточил на Прибалтийском крае. На Финском заливе Петр учредил довольно могущественный флот, который дал перевес России над Швецией и сделал ее морской державой.
Давайте посмотрим и послушаем, как это было. (Презентация).
Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.
Выводы:
1. В 1721г. в финском городе Ништадте был заключен мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля). (работа с исторической картой).
2. Мирный договор закрепил решение той исторической задачи, которая стояла перед Россией со времен Ивана Третьего, - обеспечение выхода к Балтийскому морю.
3. Победа в Северной войне выдвинула Россию в разряд, великих держав Европы. .
| Записывают домашнее задание в дневниках. Записывают ссылки на ЭОР для выполнения домашнего задания.
| 5 мин.
| 7
| Выставление оценок
|
| Выставляет оценки за урок.
| Учащиеся анализируют результаты своей работы на уроке.
| 2 мин.
|
Приложение к плану-конспекту урока
Северная война
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |