Тема урока : "Путешествие по Константинополю"





Скачать 124.97 Kb.
НазваниеТема урока : "Путешествие по Константинополю"
Дата публикации03.10.2013
Размер124.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Конспект урока истории в 6 классе

Учитель Михалёва Татьяна Александровна

Тема урока: "Путешествие по Константинополю"

Цель урока: создать представления о высоком уровне развития византийской культуры в эпоху средневековья
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науке

Метапредметные развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические документы; развитие у учащихся творческих возможностей

Предметные развитие умений работать с текстом учебника

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия изучаемые на уроке: Константинополь, математика, медицина, химия, механика, собор, мозаика, фреска.

Технологическая карта



п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мин.)

Учителя

Учащихся

1

Организационный момент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.




1

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов


Ребята! Мы с вами совершим сейчас путешествие по одному из красивейших и впечатляющих городов средневековья - Константинополю.

- Столицей, какого государства он был?
-Если бы мы сказали – Византия, то жители нас не поняли, потому что термин «Византия» дали ему итальянские ученые эпохи Возрождения через много лет после того как государство перестало существовать.

- Но вам известно еще одно название этого государства?

- А почему Восточная Римская империя?

- Что вы знаете о происхождении названия Константинополь?

- Назовите особенности географического положения города.


Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения , записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.


Интерактивная карта Римской империи с обозначением Константинополя.


5

3

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по тексту учебника (параграф 7 п.1) дать характеристику Византии и сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя особенности Византии в сравнении со странами западной Европы, пытаются сделать вывод.




3

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем




3

4

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,


Побуждает учащихся к самостоятельному формулированию ответов на поставленные вопросы



Самостоятельно читают текст документа и отвечают на вопросы, учителя, самостоятельно формулируют выводы


Документы

для каждой группы

10

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Веселый цыплёнок»

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Презентация «Весёлый цыплёнок»

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование умения анализа предложенногоматериала, организации познавательной деятельности,


Организует работу по закреплению первичных знаний.


А теперь мы с вами оказываемся на главной площади, которая называется – Августейон. Здесь расположен Большой Императорский дворец. .

Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать о том, как он выглядел, т.к. он не сохранился, но зато мы можем послушать послов, которые были на приеме у императора.
Как вы думаете, о чем должен был свидетельствовать такой прием византийского императора? Что он хотел этим показать?

Можно ли было еще где-нибудь в Европе увидеть нечто подобное?

Смотрят сценку

отвечают на вопрос: какое впечатление оказал приема у императора на послов?


Слайды презентации византийская музыка.


5


8

Рассказ учителя о храме Святой Софии

Умение слушать историческую информацию, извлекать главное

Организует работу по восприятию новых знаний.

Записать особенности собора в тетрадь

Изображение Собора святой Софии

5

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по составлению синквейна

Составляют синквейн, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям




5

10

Инструктаж домашнего задания




Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;

Параграф 7, и творческое задание:

а) нарисуйте иллюстрации к вашему «путешествию» по Константино­полю;

б) напишите приключенческий рассказ на тему: «Однажды в Кон­стантинополе...» (в рассказе опишите облик города, эпоху, о которой пойдет речь);

в) подберите материалы и напишите текст воображаемой экскурсии по храму Св. Софии, используя следующий план: история создания храма, его внешний вид и внутреннее убранство, оценки современников и ученых, дальнейшая судьба храма, его современное состояние.

Задают вопросы по домашнему заданию




2

Приложения

Задания группам

1 группа. Представьте что вы крестьяне. Могли ли вы получить образование в Византии? (Сами крестьяне не могли, но их дети могли обучаться и в дальнейшим поступать на хорошие должности.)
2 группа. Представьте что вы ремесленники. Нуждаетесь ли вы в каких либо знаниях? (Да, в химии, сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок)
3 группа. Представьте что вы торговцы, оправляетесь в дальние страны. Знания каких наук вам потребуются для введение успешной торговли. (География, математика)
4 группа. Представьте что вы горожане, и вы обнаружили у себя симптомы неизвестной болезни. Что вы будете делать как житель Константинополя. (Обратимся к лекарю, т.к. в Византии составлялись учебные пособия по медицине, появилось медицинское училище, где обучали врачебному искусству.)
5 группа. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясания и движения являются, согласно выдумке ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможность и сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри…Но так объяснило это явление пустословие эллинов. Я же полагаю…что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета».

Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными? Какой точки зрения он сам придерживался?
6 группа. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача, решите ее: «Господин берет со своих зависимых крестьян 5 мер зерна с каждых 8 мер (урожая). На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?»
7 группа. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III).

О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?

На подготовку учащимся дается 3-4 минут, на ответ 5-6 минут.

Текст для сценки

Первый посол. Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове золотой Шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знамена­ми. Как гвардейцы, так и знаменосцы — все как на подбор — гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных зал, роскошью одежд и оружия. Наконец, нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

Второй посол. А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад.., когда, склонившись перед импе­ратором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.

Рассказ учителя
Византийский историк Прокопий Кесарийский писал:

«Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели мятеж, который получил название «Ника» («Побеждай»). Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую... И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров... Этот храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом... Несказанной красотой славится он... Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С этой и другой стороны — две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением — золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая — для женщин... Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами».

Учитель показывает иллюстрации храма Св. Софии.

Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда мы входим внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед нами развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром 31,5 метра. Длина храма 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов наш взор охватывает все это пространство целиком, и он кажется нам, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Некоторые части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX—XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. (Иллюстрации).

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.

Одной из первых была воссоздана, великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Правила составления синквейна

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconТема урока «Координатная плоскость. Координаты»
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе”
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconРазработка урока по информатике для 3 класса по теме: «Устройство компьютера»
Тема урока: Урок-игра «Путешествие в компьютерную долину. Архитектура программного компьютера»
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Наше путешествие продолжается, и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconХод урока: Слайд №1
...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрок русского языка 5 класс
Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов")
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconКонспект урока «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта....
Тема: «Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта. Путешествие с компасом». Это шестой урок в разделе «Ориентирование в...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрока Класс: 5б тема : Путешествие по странам с музыкальными инструментами
Оснащение урока: 3 ноутбука, мультимедиа проектор, 2 фотоаппарата, видео ролик для введения в тему, конверты с заданиями для 4-х...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconТема урока: «Ферма Джона» Класс: 2 Форма проведения: урок-путешествие...
Развивающие: формировать умение выделять нужную информацию из услышанного; развивать умения и навыки устной монологической и диалогической...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconТема: «Приглашение в увлекательное путешествие по стране Знаний»
Цель урока. Формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Закрепление изученных приемов в баскетболе. Путешествие в страну «Баскетболию»
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрока: Обобщающий урок по теме Правописание слов с
Итак, отправляемся в путешествие по островам. Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Тема урока : \"Путешествие по Константинополю\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск