Скачать 116.35 Kb.
|
Урок № 12 Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме: Милосердие и сострадание с.42-45Тип урока: изучение нового материала Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа» Цель: Ознакомление учеников с понятиями «милосердие» и «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию. Конкретизация полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты. Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам. Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия : милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный. Приемы: путешествие, беседа, рассказ, диалог Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, Учебник ОПК, коробочка в форме сердечка, путеводители, смайлики по два вида- 34 штуки, аудиозапись из приложения «Жизнь Иисуса Христа», магнитофон кассетный, компьютер, для сценки- Цветик-семицветик с голубым лепестком, костыли, скакалка., сердечки- эмблемы -20 штук, для задания Сад добродетелей- 12 табличек со словами. ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: сердечки, путеводители, смайлики. В ходе урока учащиеся узнают:
Д О С К А О Ф О Р М Л Е Н А: - Тема урока на листах цветными буквами - Дерево с листочками для задания «Сад добродетелей» - Для физкультминутки для глаз таблица «Цветик- семицветик» - Для сценки по сказке: костыли, два стула, цветик с одним лепестком - Коробочка для смайликов - Магнитофон с кассетой. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Ребята, прозвенел звонок Начинается урок. Ждут нас книжки и тетрадки Вы готовы? (Ответ детей хором: Все в порядке!) 2. Работа над новым материалом. Вступительная беседа.
Слайд Зеленый город и музыка спокойная. На доске тема урока « Путешествие в город Милосердия и сострадания».
П У Т Е Ш Е С Т В И Е НАЧАЛОСЬ: 1.- Ребята, и мы с вами сделаем первую остановку на станции СЛОВАРНАЯ Работа над понятием Милосердие и сострадание. - Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце) - Одно из самых красивых слов на свете- МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие. Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем. - Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого) Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную. Милосердие – это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем ь миловать, любить и жалеть всем сердцем миловать, любить и жалеть всем сердцем миловать, любить и жалеть всем сердцем Сострадание – это способность переживать боль другого человека, как собственную Вывод: В основе милосердия лежит Любовь. 2. Первая встреча в городе. (Сценка по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик». Участники Решетникова Даша и Зыков Павел).
Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут? Мальчик: Витя. А тебя как? Девочка: Женя, давай играть в салки? Мальчик: Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь. Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Девочка: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему вели! ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. (Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.) Беседа по сценке. -Хорошо ли поступила девочка Женя? (да) - Что можно сказать о девочке? (добрая, щедрая) - Почему вы решили, что девочка Женя добрая?( она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити). -Подберите вместо слова добрая другое слово. ( милосердная). 3. Встреча с добрым самарянином. С. 42-43 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
С. 42 (со слов однажды … и до конца страницы )
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Притча- рассказ с нравоучением. Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек. Заповедь- правило жизни. Жить достойно- жить по заповедям Христа. Возмездие- отплата за преступление, зло. Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи Покаялся- признал свою вину. Падший- нравственно разложившийся. Душа- внутренний мир человека, его сознание. Прощение- простить кого-либо
БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
4. Встреча с Иисусом Христом (релаксация). - Ребята, вы уже устали. Положите голову на парты. Закройте глаза. Мы с вами мысленно встретимся с Иисусом Христом. Послушаем его главную заповедь. Звучит аудиозапись на кассете из набора «Жизнь Иисуса Христа» кассета №1, занятие № 3 ( со слов «… но вам слушащие говорю….. до слов … так и вы поступайте с ними…») … Но вам слушащие говорю- любите врагов ваших. Благотворите ненавидящих вас. Благославляйте проклинающих вас. И молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую. И отнимающему у вас верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя – давай. И от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…» БЕСЕДА ПО ПРОСЛУШАННОМУ.
5. Встреча с русским историком Ключевским Василием Осиповичем.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. - Что такое МИЛОСТЫНЯ ? МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.
6. Встреча с настоятелем храма Святителя Николая Милютиным Александром Егоровичем.
В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.
7. Сад Добродетелей. Активное занятие «Сад добродетелей».( На доске )
- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей
ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей. Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве. (в путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)
(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные и помещает их на дереве.) Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть 8. Прощальная.
-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми. - ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ( Малинкина Надя читает стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»). Умей жалеть, но пусть желанья Все будут чисты, как кристалл; Умей прощать, и состраданье Пусть будет вечный идеал. Себя суди ты только строго, Других ошибки забывай, Всегда иди прямой дорогой И никогда не унывай. 9. Упражнение «Ресурсный круг.» Все встают на своих местах Продолжи фразу «чтобы о тебе сказали, что ты добрый человек, я должен…… (все говорят по одной фразе). 10. Итог путешествия ( Сигналим смайликами, которые ложим в коробочку).
11. Домашнее задание.
Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями. Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких! |
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Рабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры» «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по... | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | ||
Рабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской... М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной... | Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | ||
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
«Этикет» Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для... | Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для... | Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... |