Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме





Скачать 116.35 Kb.
НазваниеУрок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме
Дата публикации12.10.2013
Размер116.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок № 12

Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Урок по теме: Милосердие и сострадание с.42-45


Тип урока: изучение нового материала

Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа»

Цель: Ознакомление учеников с понятиями «милосердие» и «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию. Конкретизация полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия : милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Приемы: путешествие, беседа, рассказ, диалог

Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, Учебник ОПК, коробочка в форме сердечка, путеводители, смайлики по два вида- 34 штуки, аудиозапись из приложения «Жизнь Иисуса Христа», магнитофон кассетный, компьютер, для сценки- Цветик-семицветик с голубым лепестком, костыли, скакалка., сердечки- эмблемы -20 штук, для задания Сад добродетелей- 12 табличек со словами.

ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: сердечки, путеводители, смайлики.

В ходе урока учащиеся узнают:

  • Чем милосердие отличается от дружбы

  • Кого называют ближним

  • Как христианин должен относиться к людям



Д О С К А О Ф О Р М Л Е Н А:

- Тема урока на листах цветными буквами

- Дерево с листочками для задания «Сад добродетелей»

- Для физкультминутки для глаз таблица «Цветик- семицветик»

- Для сценки по сказке: костыли, два стула, цветик с одним лепестком

- Коробочка для смайликов

- Магнитофон с кассетой.

ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Ребята, прозвенел звонок

Начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки

Вы готовы?

(Ответ детей хором: Все в порядке!)
2. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.

  • Ребята, вы любите путешествовать? (Да)




  • Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле, город Милосердия и сострадания. В этом городе много домов, зелени и живут самые разные люди. А для этого я вам раздам путеводители по городу, которые помогут нам быстро ориентироваться.

  • У вас на груди есть маленькое сердечко, которое поможет вам ответить на самые сложные вопросы, которые у вас возникнут.( На груди у детей заранее приколоть красные сердечки)



  • Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание, узнаем как христиане должны относиться к людям




  • С нами отправятся наши гости. Возьмем их с собой? (Да)

  • Включить песню из сказки «Красная шапочка» «Если долго-долго, долго»

Слайд Зеленый город и музыка спокойная.

На доске тема урока « Путешествие в город Милосердия и сострадания».


  • Добро пожаловать в город Милосердия и сострадания!

  • Откроем тетради и запишем число и тему урока.

П У Т Е Ш Е С Т В И Е НАЧАЛОСЬ:
1.- Ребята, и мы с вами сделаем первую остановку на станции СЛОВАРНАЯ

Работа над понятием Милосердие и сострадание.

- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)

- Одно из самых красивых слов на свете- МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие.

Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)

Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.
Милосердие – это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем

ь

миловать, любить и жалеть всем сердцем

миловать, любить и жалеть всем сердцем

миловать, любить и жалеть всем сердцем

Сострадание – это способность

переживать боль другого человека,

как собственную

Вывод: В основе милосердия лежит Любовь.

2. Первая встреча в городе. (Сценка по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик». Участники Решетникова Даша и Зыков Павел).

  • Ребята, а кто это там на скамеечке сидят? (Дети)

  • Давайте познакомимся с ними. ( СЦЕНКА «Цветик- семицветик» у доски.)

Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик: Витя. А тебя как?

Девочка: Женя, давай играть в салки?

Мальчик: Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь.

Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Девочка: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели!

ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

(Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.)

  Беседа по сценке.

-Хорошо ли поступила девочка Женя? (да)

- Что можно сказать о девочке? (добрая, щедрая)

- Почему вы решили, что девочка Женя добрая?( она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити).

-Подберите вместо слова добрая другое слово. ( милосердная).
3. Встреча с добрым самарянином. С. 42-43

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.

  • Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином.

  • Прочитаем Притчу о добром самарянине с. 42-43


С. 42 (со слов однажды … и до конца страницы )

  • В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)


СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча- рассказ с нравоучением.

Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек.

Заповедь- правило жизни.

Жить достойно- жить по заповедям Христа.

Возмездие- отплата за преступление, зло.

Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи

Покаялся- признал свою вину.

Падший- нравственно разложившийся.

Душа- внутренний мир человека, его сознание.

Прощение- простить кого-либо



  • Читаем вслух притчу. ( Читает Зыков Павел)




  • Физминутку «Цветик- семицветик».



  • Мы устали. Давайте встанем и выполним физкультминутку для глаз. Следим за мной.


БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:

  • Понравился вам самарянин? (да)

  • Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )

  • Что означает притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).

  • Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

  • Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:

  • Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)

  • А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)




  • Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43




  • Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).




  • Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?( прощение стоит выше, чем возмездие).

4. Встреча с Иисусом Христом (релаксация).

- Ребята, вы уже устали. Положите голову на парты. Закройте глаза. Мы с вами мысленно встретимся с Иисусом Христом. Послушаем его главную заповедь.
Звучит аудиозапись на кассете из набора «Жизнь Иисуса Христа» кассета №1, занятие № 3 ( со слов «… но вам слушащие говорю….. до слов … так и вы поступайте с ними…»)

Но вам слушащие говорю- любите врагов ваших. Благотворите ненавидящих вас. Благославляйте проклинающих вас. И молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую. И отнимающему у вас верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя – давай. И от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
БЕСЕДА ПО ПРОСЛУШАННОМУ.


  • Назовите главный призыв Иисуса Христа? (Любите врагов ваших).

  • К чему еще призывал Христос? (Всякому просящему у тебя – давай)

  • Ребята, эту заповедь легко выполнить? (нет)

  • Запишем этот призыв Иисуса Христа в тетрадь.


5. Встреча с русским историком Ключевским Василием Осиповичем.


  • Ребята, милосердие бывает в деле .

  • Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).

  • Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –давай».

  • Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?

МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.


  • Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово».


6. Встреча с настоятелем храма Святителя Николая Милютиным Александром Егоровичем.

  • Ребята, послушайте, что он нам расскажет о Святой Ульяне Муромской. (рассказ батюшки)

В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.


  • Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? (Да).

  • Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)

7. Сад Добродетелей. Активное занятие «Сад добродетелей».( На доске )


  • Ребята, в городе Милосердия мы встретились с разными людьми. Вы многое узнали о милосердии

- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей


  • Ребята, а сейчас поработайте в парах.


ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.

Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.

(в путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)


ЧЕСТНОСТЬ

ДОБРОТА

ЛЕНЬ

ПОСЛУШАНИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ЛЖИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

УПРЯМСТВО

ТРУСОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

СОВЕСТЬ




  • Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)

(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные и помещает их на дереве.)

Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть

8. Прощальная.

  • Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания.

  • Чтобы стать милосердным что нужно делать?

  • Научиться любить ближних

  • Учиться прощать врагов

  • Подавать милостыню нуждающимся


-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.

- ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ( Малинкина Надя читает стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.

9. Упражнение «Ресурсный круг.» Все встают на своих местах

Продолжи фразу «чтобы о тебе сказали, что ты добрый человек, я должен…… (все говорят по одной фразе).

10. Итог путешествия ( Сигналим смайликами, которые ложим в коробочку).

  • Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Мы очень устали.

  • Сегодня все ребята были активными. Молодцы!

  • У вас на партах лежит по два смайлика.

  • Если вам понравилось путешествие, вы выбираете смайлика с улыбкой и положите в эту коробочку.

  • Если вам не понравилось наше путешествие, выберите смайлика с грустным лицом.


11. Домашнее задание.

  • Познакомьте родителей с нашим путеводителем и выполните вместе с ними задание

Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.
Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме icon«Этикет»
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Урок по теме iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск